Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Сказки дядюшки Кляйна

   0

Дума Томска одобрила отчет мэра Ивана Кляйна о работе администрации города в 2018 году

В среду, 24 апреля, Иван Кляйн выступил перед депутатами городской думы с ежегодным отчетом. Мэр рассказал об итогах работы городской администрации в 2018 г. и планах работы на ближайшие годы, а также ответил на вопросы городских и областных депутатов. После этого председатель думы объявил голосование по поводу принятия или непринятия отчета. Хотя ни один департамент города полностью не выполнил в 2018 г. свои задачи, отчет мэра был одобрен 27 голосами, и только депутат Василий Еремин воздержался.

Следует заметить, что отчет мэра об итогах работы мэрии в 2018 г. структурирован уже в соответствии с темами национальных проектов (НП). В начале года мы опубликовали краткое содержание 12 нацпроектов Томской области на 2019-2024 гг. («ТН» № 1 от 4.01.2019 и «ТН» № от 22.02.2019).

24 апреля мэр Иван Кляйн отчитался перед гордумой

Рожать стали меньше. Население города стареет

(Национальный проект «Демография» и «Здравоохранение»)

По состоянию на 1 января 2019 г. численность населения Томска составила 596 446 человек (99,8% от планируемого показателя).

За прошедший год в Томске родилось 6 165 младенцев, умерло 5 567 жителей. Таким образом, естественный прирост городского населения в прошедшем году составил 598 человек.

В сравнении с 2017 г. родилось на 573 человека меньше. С учетом половозрастного состава населения на начало 2018 г., в среднесрочном и долгосрочном периодах прогнозируется сокращение количества женщин, находящихся в репродуктивном возрасте, что создаст условия для дальнейшего снижения показателя рождаемости и естественного прироста населения. Данная ситуация характерна для всех регионов РФ. Так, за 2018 г. в Томской области естественная убыль жителей составила 156 человек, в целом по РФ зафиксирована естественная убыль населения в количестве 218,4 тыс. человек.

В 2018 г. количество умерших жителей Томска уменьшилось на 46 человек в сравнении с 2017 г. При этом смертность от болезней кровообращения и новообразовании в 2016–2018 годах стабильно составляет 65,9% среди всех причин смерти.

По данным администрации, в 2018 г. отмечено снижение в сравнении с 2017 г. на 18,6% заболеваемости острыми инфекциями дыхательных путей, на 58% снизилось число заболевших гриппом. При этом на 4,8% возросло число больных туберкулезом, на 42,9% – гепатитом В.

В 2018 г. численность городских жителей, находящихся в трудоспособном возрасте, составила 366,9 тыс. человек. Доля трудоспособного населения уменьшилась за отчетный год с 62 до 61,5%. Количество горожан старше трудоспособного возраста составило 122,9 тыс. человек, или 20,6% городского населения. Население Томска в возрасте моложе трудоспособного (до 15 лет включительно) достигло 106,7 тыс. человек, или 17,9% городского населения.

Комфортная городская среда — ул. Пушкина, апрель 2019 год

Свежо предание, да верится с трудом!

(НП «Производительность труда и поддержка занятости»)

«Средняя заработная плата работников крупных и средних предприятии города за 2018 год увеличилась на 10,8% и достигла 48 тысяч рублей. А средняя заработная плата всего работающего городского населения в 2018 году возросла на 10,7% и составила 36 тысяч», – сообщил мэр Томска Иван Кляйн.

Как следует из отчета, с учетом роста потребительских цен на 3%, реальная заработная плата всего работающего населения Томска увеличилась на 7,5% (в среднем по Томской области – на 5,7%, по России – на 6,8%). Реальная заработная плата на крупных и средних предприятиях города за 2018 г. выросла на 7,6%. У работников предпринимательства заработная плата увеличилась на 5% и составила 23,5 тыс. рублей.

По данным администрации, численность экономически активного населения Томска по состоянию на конец 2018 г. составила 277 403 человека. Доля работающего населения в общеи численности горожан трудоспособного возраста возросла за прошлый год с 73,9% до 75,6%.

«Уровень регистрируемой безработицы в Томске составил 0,62% от числа экономически активного населения (в Томской области – 1,3%, в целом по России – 0,9%). Всего за 2018 г. в органы государственной службы занятости за содеиствием в трудоустроистве обратились 7 058 человек, из них 4 839 человек (68,6% обратившихся) были трудоустроены», – сообщается в отчете.

Следует заметить, что показатель «средняя заработная плата» по городу ни о чем не говорит, его часто сравнивают со средней температурой по больнице. Конечно, если сложить «средние заработки» наших депутатов и чиновников со среднегодовыми 200 тыс. рублей рядовых томичей, то, может быть, и получится 36 тыс. рублей в месяц. Однако большинство получает 15–20 тысяч рублей. Важны реальные денежные доходы населения, а они говорят об обратном, что в 2018 г. произошло снижение. Это подтверждает и Росстат: «Реальные располагаемые денежные доходы населения России в 2018 г. снизились на 8,3% по сравнению с 2013 г. По прежней методологии расчетов динамики денежных доходов населения за 2013–2018 гг. это снижение составляло 10,9%».

Мусорная реформа в действии (ул. Ивана Черных)

Поживем – увидим!

(НП «Жилье и городская среда»)

За прошлый год в Томске было построено 22 многоквартирных дома и 290 индивидуальных. В общей сложности ввод жилья превысил 221 тыс. кв. м общей площади.

  • Расселение аварийного жилья

Как отметил Иван Кляйн, проблема старения жилищного фонда по-прежнему остается острой. На сегодняшний день в 615 домах, признанных аварийными, проживает более 11 тыс. томичей. В прошлом году за счет средств муниципального и регионального бюджетов из аварийного жилья были расселены 412 человек. (Такими темпами расселение может затянуться почти на 27 лет – прим. ред.).

«На протяжении нескольких лет мы озвучивали эту проблему на разных уровнях. И Федерация нас услышала. В рамках нацпроекта предполагается расселить все дома, признанные аварийными до 1 января 2017 г. включительно. Уже озвучено, что регион получит на расселение аварийного жилья 1,5 млрд рублей в ближайшие три года. Это даст толчок к развитию строительного комплекса», – подчеркнул Иван Кляйн.

«Обещанного три года ждут» – программа расселения аварийного жилья рассчитана на три года: 2019–2021 гг. В нее вошли только аварийные дома, которые поставлены на очередь в 2012–2017 гг., а также жилье, которое нужно расселить по решению суда. А дальше что? Сколько еще будут скитаться по чужим квартирам томичи, которые прописаны в ветхих домах, непригодных для жилья? Маневренный фонд города также находится в ужасном состоянии.

  • Проект «Аренда за рубль»

Мэр рассказал об итогах реализации проекта «Аренда за рубль», который стартовал в сентябре 2016 г.

«Этот проект уникален, ведь он позволяет восстанавливать не только здания, стоящие на государственной охране, но и объекты, относящиеся к ценной исторической среде и фоновой исторической застройке. Мы разработали положение, устанавливающее особый правовой режим в отношении таких домов. Сегодня наш опыт изучают другие регионы», – поделился градоначальник. В рамках проекта инвесторам передано для восстановления уже 23 пустующих деревянных здания. В том числе 4 объекта культурного наследия федерального и регионального значения. В доме на улице Пушкина, 5, работы полностью завершены. Здесь инвестору установлена окончательная льгота. Ряд домов находится в высокой степени готовности, и их инвесторы уже выбрали для себя новые объекты», – отметил мэр.

Он поручил сформировать перспективный план проекта «Аренда за рубль» на пять лет, в который будет включено еще 60 зданий.

  • О границах исторического поселения

По мнению главы города, утверждать границы исторического поселения нужно было федеральному органу, который наделил Томск этим статусом – сразу после утверждения в 2010 г.

Также администрация города исполнит решение суда и выплатит разработчику границ исторического поселения Томска 8,25 млн рублей за проект, хотя и считает его некачественным.

Иван Кляйн отметил, что произошел раскол «между жителями, которые искреннее болеют за Томск и хотят сохранить его, и теми, кто хочет развивать город – строители и другие инициативные группы». Например, концепция «ИНО Томск» утверждена правительством, а согласно проекту границ мы не должны ее выполнять (в границы включена территория, входящая в федеральный проект «Томские набережные» – часть «ИНО Томска»).

Потому что есть видовые точки со стороны левобережья Томи, где запрещено любое новое строительство. В этом спор», – отметил мэр. Он добавил, что все стороны едины во мнении: историческое наследие нужно сохранять, но при этом нельзя останавливать развитие города.

Добавим, что президент Владимир Путин дал поручение губернатору Томской области Сергею Жвачкину к 31 мая решить вопрос с обеспечением сохранности культурных объектов региона как исторического поселения. Однако мэрия и областной комитет по охране объектов культурного наследия бойкотируют поручение президента России. В областной администрации 6 мая пройдет градостроительный совет, на котором будет обсуждаться проект границ исторического поселения перед его отправлением в Минкульт на утверждение. Общественники настаивают на своем участии в обсуждении этого документа.

  • «Формирование комфортной городской среды» в 2017–2018 гг.

Из отчета: в Томске за два года благоустроено 118 дворов и более 40 общественных пространств. Среди них площадь НовоСоборная и Белое озеро, Лагерный сад и бульвар Кирова, переулок Томский, сквер ССО и многие другие знаковые территории.

«Это важное направление нашей работы. Мы видим, что люди уделяют все больше внимания качеству городской среды, напрямую связывая его с качеством жизни. Понимая это, мы ежегодно планируем в бюджете Томска средства на благоустройство. Последние два года существенным подспорьем в этом для нас стал федеральный проект. В 2017 году Томск получил по нему более 160 миллионов рублей, в 2018-м году – 195 миллионов».

В 2019 г. формирование комфортной городской среды в Томске будет продолжено. На эти цели город получил почти 233 млн рублей. Томичи выбрали для благоустройства 25 парков, скверов и пешеходных зон. Остаются еще три пространства, переходящие с прошлого года: проспект Кирова, Лагерный сад и Михайловская роща. В рейтинговом голосовании приняли участие более 60 тыс. томичей. Общественники приняли активное участие в обсуждении дизайн-проектов.

Сейчас дизайн-проекты переданы на экспертизу. В мае будут объявлены конкурсы на выполнение работ. Однако главная проблема состоит не в благоустройстве выбранных общественных пространств, а в их сохранении. Наша газета регулярно пишет о состоянии городских скверов и ООПТ, которые остаются «бесхозными». Общественные сезонные субботники по их уборке – это только видимость деятельности департамента дорожной деятельности и благоустройства администрации Томска (С. Аушев). Эти 28 благоустроенных общественных мест так же осенью 2019 г. будут переданы на баланс города. Кстати, в департаменте Аушева за это направление никто не отвечает, то есть нет координатора.

  • Развитие инженерной инфраструктуры

Иван Кляйн подчеркнул: «Мы сможем говорить о серьезных результатах только тогда, когда уровень жизни на присоединенных территориях будет приравнен к городскому. То есть жители отдаленных территорий смогут пользоваться теми же благами, что и рядовые томичи».

В прошлом году администрация Томска выделила дополнительные 100 млн рублей на реконструкцию тепловых сетей в Татарской слободе.

В 2018 г. в Томске наружное освещение было смонтировано на 48 км улиц. Новые светоточки были установлены на Степановке, в поселке Родионово, Росинке, с. Дзержинское, Лоскутово и других удаленных от центра районах.

Продолжилась и газификация. За последние годы в Томске построено уже более 100 км сетей газоснабжения. В 2018 г. газовые сети прокладывали в большом микрорайоне Сосновый бор. Помимо этого, за счет внебюджетных средств стартовала газификация пос. Наука и улицы Энтузиастов. Завершение этих проектов планируется в 2019 г.

В текущем году при софинансировании региона начнется газификация с. Дзержинское. Это станет еще одним шагом в развитии инженерной инфраструктуры на присоединенных территориях.

В ближайшие 5 лет планируется осуществить строительство сетей водоснабжения и водоотведения по ряду адресов. Среди них 2-ой пос. ЛПК, Свечной, Киргизка, Нижний склад и другие.

Мэр говорил о многом, только не о «болевых» точках города – изношенных на 68% тепловых сетях; отсутствии ливневой канализации; завышенных тарифах водоканала; отсутствии контроля в системе ЖКХ и капремонте и многом другом.

  • «Мусорная» реформа

Мэр рассказал депутатам о большой работе «Спецавтохозяйство» (САХ) и планах его реорганизации в связи с «мусорной» реформой.

«Вопросами содержания улично-дорожной сети, обеспечения нормативного состояния дорог, содержанием ливневок, светофорных объектов займется муниципальное бюджетное учреждение «ТомскСАХ». Мы добавили ему новые полномочия, которые будут финансироваться в рамках муниципального задания», – пояснил Иван Кляйн.

Что касается функций регионального оператора, мэрия рассчитывает, что САХ сможет приступить к их выполнению уже в мае. Проведены конкурсы по выбору субподрядных организаций и направлены документы для утверждения тарифа на вывоз ТКО. Эти вопросы стоят на особом контроле отраслевых замов.

Он также напомнил, что в начале года стало известно, что Томск получит средства на рекультивацию закрытого полигона в Новомихайловке. Из федерального и областного бюджетов в рамках проекта «Чистая страна» в 2020–2024 гг. на эти цели будет направлено 447 млн рублей. Полигон действовал с 1964 г. по 2010 г. За это время здесь было захоронено более 34 млн кубометров отходов.

«Не верь глазам своим!» – только так можно прокомментировать эту часть отчета мэра. Словно в 2018 г. летом мы не тонули в мутных потоках после каждого дождя; зимой не стояли в 10-балльных пробках после каждого снегопада; не пробирались собачьими тропами по засыпанным снегом тротуарам; не падали на обледенелых остановках общественного транспорта. В каждом номере наша газета пишет о провале «мусорной» реформы в регионе. До сих пор в городе не оборудованы площадки для сбора мусора. Чехарда с необоснованными тарифами продолжается.

Общественное пространство — бульвар на пр. Кирова, 2018 год

Громкие прожекты

(НП «Безопасные и качественные автомобильные дороги»)

Муниципалитет Томска содержит около 10 млн кв. м дорог и тротуаров. В прошлом году за счет средств федерального, областного и местного бюджетов в Томске в нормативное состояние было приведено 637 тыс. кв. м улично-дорожной сети.

По программе «Безопасные и качественные дороги» отремонтированы 33 участка улиц. Среди них Балтийская, Осенняя, проспект Мира, Лазо, Вершинина, Московский тракт, Б. Подгорная и многие другие. При этом гарантийный срок на все объекты был поднят до 5 лет.

В 2019 г. в Томске отремонтируют такие значимые и большие участки улично-дорожной сети, как Иркутский тракт, проспект Ленина, улицы Усова, Смирнова, Мичурина, Б. Подгорная и Д. Бедного. Таким образом, к 1 сентября в Томске будет заменено покрытие не менее 500 тыс. кв. м дорог и 30 тыс. кв. м тротуаров. Все контракты будут включать нанесение разметки.

Среди приоритетных проектов на ближайшие годы мэр назвал продолжение строительства развязки на 76-километре (Томск – Тайга). Здесь уже выполнены работы по переносу инженерных коммуникаций, строительству подпорных стенок и путепровода. В 2019 г. на продолжение работ Томск получит федеральные средства в размере 200 млн рублей.

Также среди важных проектов, требующих решения, градоначальник назвал реконструкцию Степановского переезда, завершение проекта Левобережной дороги, проектирование Малого транспортного кольца, предусмотренного Генпланом 2007г., и подготовку проекта капремонта Коммунального моста.

На сегодняшний день износ конструкций моста по заключению специалистов ТГАСУ составляет 68%. В этом году выделены средства на его проектирование (20 млн рублей). Конкурсные процедуры уже проведены. Срок проектирования составит два года.

На пресс-конференции Иван Григорьевич пояснил, почему не будет развязки на Степановском переезде; развил идею о строительстве третьего моста через Томь и левобережной дороги, если там появится новый стадион.

Больше – не значит лучше

(Национальный проект «Образование»)

Подводя итоги 2018 г., мэр Иван Кляйн напомнил о том, что при поддержке губернатора в Томске были открыты две новые школы на ул. Никитина и ул. Береговой.

«Кроме того, мы капитально отремонтировали школу № 15. Теперь перед нами стоит задача не снижать набранный темп, поскольку проблема старения школьных фондов остается острой, и в капитальном ремонте систем отопления, кровель и других элементов нуждается уже более 40 корпусов зданий. Сейчас работы ведутся в школе № 53. С 1 сентября образовательный процесс начнется в новой школе на ул. Федоровского. Принято решение перевести сюда школу «Эврика-Развитие», – подчеркнул градоначальник.

Мэр Томска предложил депутатам выйти с инициативой, чтобы федеральное финансирование можно было направлять не только на строительство новых школ, но и на реконструкцию и капитальный ремонт действующих. Это позволит увеличивать количество мест и при этом развивать существующие учреждения.

Не менее масштабная задача, по словам мэра, стоит перед муниципалитетом по развитию сети детских дошкольных учреждений: «Формально мы можем говорить, что проблема доступности дошкольного образования у нас решена. Но десятки писем, которые приходят в мой адрес, говорят, что фактически она есть. Неравномерность распределения детских садов на территории города, а также плотная застройка в новых микрорайонах пока не позволяет обеспечить каждого ребенка местом в детском саду по месту жительства. Хотя мы работаем в этом направлении не первый год».

В декабре 2018 г. в собственность муниципалитета было приобретено новое здание детского сада в микрорайоне «Радонежский». Еще один детский сад на ул. Рабочей городу передали железнодорожники.

«Мы также начали проектирование крупного центра дополнительного образования на ул. Никитина. И хотим перевести сюда ряд учреждений культуры и дополнительного образования. Одновременно мы решим вопрос с территорией бывшего училища связи, которая долгие годы находилась в запустении. Здесь будет сформирован мощный образовательный кластер», – подытожил Иван Кляйн.

Насчет школы на ул. Федоровского. Оказывается, более 2 млн рублей требуется на организацию движения у новой школы в Зеленых Горках. Помнится, когда была построена первая школа в Зеленых горках (ул. Дизайнеров, 4), тоже стоял вопрос о дополнительном финансировании. Кстати, и там до сих пор не решен вопрос с организацией движения транспорта.

«Я теперь могу себя представить как угодно»

На следующий день после отчета в гордуме состоялась пресс-конференция Ивана Кляйна с журналистами в РИА Томск. На этот раз Иван Григорьевич не стал много внимания уделять своему отчету, а предложил сразу перейти к вопросам. Мэр явно был в хорошем настроении, внимательно слушал вопросы и старался искренне на них отвечать; не лукавил, не скрывал возможных проблем и опасений; высказывал свое личное мнение; порой признавался в отсутствии информации по конкретным проблемам.

Диалог мэра с местными СМИ состоялся. Встречей он остался доволен. Не было резких выпадов в его адрес, грубости и хамства. Иван Кляйн призвал журналистов быть бдительными и неравнодушными к городским проблемам. «Более пяти тысяч многоквартирников в городе, разве сможет администрация районов, в которой три специалиста по благоустройству, ежедневно осматривать территорию? Наша собственная бдительность и требования к управляющим компаниям – вот наша гарантия», – пояснил Кляйн.

Ознакомившись с отчетом об итогах работы городской администрации в 2018 году и послушав ответы Ивана Кляйна на прессконференции, невольно появилось чувство жалости к нашему мэру: один в поле не воин! Очевидно, что по-прежнему нет рядом с ним надежной команды, на которую можно было бы опереться. Порой мэру просто не с кого спросить – «народу много, а поговорить не с кем». С его слов, он лично перепроверяет достоверность предоставляемой информации, буквально в малом, будь то обрезка деревьев и кустарников или состояние коммунального моста.

Градоначальник прекрасно понимает, что чиновники «тянут одеяло на себя», лоббируя отдельные темы и направления, а вся ответственность ложится на мэра. Так, выяснилось, что не ведется мониторинг городских мостов, то есть в департаменте дорожной деятельности и благоустройства администрации Томска (С. Аушев) из 19 человек никто не отвечает за это направление!

Как тут не вспомнить русскую классику. Бальзаминов у Островского, постоянно терпя поражение в действительности, всякий раз берет реванш в мечтах. Вспомните его феерические сны-пантомимы в фильме «Женитьба Бальзаминова». А знаменитый монолог про мечты: «В потьмах, маменька, мечтать лучше. Оно можно и при огне, только надобно зажмуриться, а в потемках можно и так, с открытыми глазами. Я теперь могу себя представить как угодно. И в зале могу себя представить в отличной, и в карете, и в саду; а принесите вы свечку, я сейчас увижу, что я в самой бедной комнате, мебель скверная, ну и все пропало. Да и на себя-то взгляну – совсем не тот, какой я в мечтах-то».

Вот и мэр Томска представляется нам как великий Мечтатель. Одна только идея бесплатных пересадок в городе с одного вида общественного транспорта на другой чего стоит! Как это будет исполняться, Иван Григорьевич не знает. Он дал задание проработать этот механизм своей администрации. Пожалуй, это один из самых ярких его прожектов за последнее время.

Напоминаем, что общественный транспорт города на 90% это маршрутные автобусы, которые находятся в руках частников, разрозненных и постоянно конкурирующих между собой. Попытка горадминистрации (в 2017 г.) объединить водителей под перевозчиками ничего не дала. Как говорят сами водители автобусов, была создана только надстройка паразитов, которые пытаются присвоить их «кровно заработанные». Заместитель мэра В. Брюханцев постоянно говорит о том, что неизвестны данные пассажироперевозок на маршрутном транспорте, то есть сколько и по каким направлениям перевозят пассажиров. Только после введения контрольно-кассовой техники (ККТ) в маршрутках с 1 июля 2019 г. у мэрии появится информация о реальных доходах перевозчиков.

Способы оплаты проезда в общественном транспорте, которые существуют в цивилизованном мире (электронный проездной билет, единый или повременной билет и др.) нам не подходят. Для этого нужна единая городская транспортная структура, как, например, в Риге (Латвия), где транспортное управление «Rigas satiksme» объединяет два автобусных, два троллейбусных и четыре трамвайных парка. Два года назад гостья нашей газеты подробно рассказала, как работает система оплаты проезда в Риге («Свежий взгляд на старые проблемы» – «ТН» № 20 от 19.05.2017). Сегодня эта тема вновь актуальна.

Кстати, у нас в Томске существует единый социальный проездной билет (ЕСПБ) для льготных категорий граждан, который действует только в муниципальном транспорте. Как ловко господин Брюханцев манипулировал на общественных встречах наличием ЕСПБ, мол, благодаря ему проезд для студентов обходится всего в 14 рублей. Но у перевозчика в лице трамвайно-троллейбусного управления (ТТУ) постоянно возникают проблемы, которые каждый раз озвучивает его управление: никто ТТУ не компенсирует проезд льготников, годами только «кормят» обещаниями. Сегодня ТТУ выступает за отмену ЕСПБ в Томске.

Как ни крути, а права была наша газета, когда писала в конце прошлого года, что мэр трудится, как раб на галерах, но один в поле – не воин!

Ия Владимирова

Читайте также на сайте:

  1. Бывает, наглость не знает границ
  2. Наш человек в “Газпроме”
  3. Трубное дело
  4. Схема обмана в магазине «Магнит». Шокирующая правда
  5. Похищенное сокровище
  6. На месте родника – черная гора
  7. Шегарские полицейские боятся СМИ?
  8. Глаза бы не смотрели…
  9. Администрация “исправилась”?
  10. Сергей Панасюк и загадочный «перетоп»

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91