Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

«Смешались в кучу кони, люди…»

   1

Инновационного прорыва не будет. Мэрия готовит новый передел собственности в общественном городском транспорте

В конце февраля в пресс-центре РИА Томск состоялся круглый стол на тему «Внедрение системы безналичной оплаты в общественном транспорте Томска». На одной площадке встретились городские чиновники, айтишники, бизнесмены и общественность, чтобы обсудить преимущества безналичной оплаты и сохранение льготной стоимости проезда. Следует заметить, что из областной администрации никого не было, хотя губернатор перед департаментом транспорта, дорожной деятельности и связи (Ю. Баев) поставил задачу навести порядок с оплатой в общественном транспорте.

Круглый стол в РИА Томск

«Не пашня нас кормит, а большая дорога, мы с бичика живем»

Мы недаром вспомнили про коней, потому что всем известна томская легенда, как купцы, занимавшиеся извозом, заплатили взятку, и железная дорога 115 лет назад прошла в стороне от Московского и Иркутского трактов. При этом центральный участок Транссиба назывался «Томская железная дорога», потому что пролегал по Томской губернии, а управление ТЖД находилось в Томске до 1961 г.

Со слов историка Сергея Фоминых, в извозе у нас тогда было занято порядка 5 тысяч лошадей. В 80-е годы XIX в. извозом занимался каждый пятый житель губернии. Многие крестьяне говорили: «Не пашня нас кормит, а большая дорога, мы с бичика живем».

Томск в конце XIX в. был самым развитым в то время сибирским городом, центр крупной губернии, единственным, в котором был университет, концентрировавший в себе вольнодумцев. Многие томичи считают, что Транссиб, проведенный мимо, на долгие годы поставил крест на развитии Томска. Однако есть и другая точка зрения среди жителей: что в «лабораторных» условиях в городе развилась особая аура, сформировалась среда, делающая его особенно конкурентоспособным в некоторых актуальных областях.

ККТ для безналичной оплаты проезда

Повторение истории или передел бизнеса?

Если история повторяется, то понятно, почему введению современных технологий по оплате проезда в городском транспорте так противятся водители маршруток. Они теряют свой бизнес. Сколько они перевозят пассажиров и сколько с этого имеют, знают только водители, которые непосредственно собирают деньги с пассажиров. Наверное, им есть что терять, если они даже написали письмо президенту об отмене ФЗ-54 («О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ»), мол, в Томской области нет Интернета, поэтому нет возможности использовать онлайн-кассы а автобусах. Дело в том, что кассы будут фиксировать все покупки и сразу же отправлять информацию в налоговую инспекцию. Пассажиропоток и собранные суммы сразу станут прозрачными.

При этом «соглашательскую» позицию заняли официальные перевозчики, в чьих руках формально находится маршрутный бизнес. Они согласны на введение контрольно-кассовой техники (ККТ), но просят перенести сроки до 2020 г., когда начнет работать новая транспортная сеть. На самом деле мы все хорошо знаем имена этих перевозчиков и догадываемся, кто реально за ними стоит. Ни у кого не вызывает сомнений, что на вершине этой финансовой пирамиды — мэрия города Томска. Это ее серые схемы искусственно удерживают «последний оплот дикого бизнеса» в «умном» городе.

Согласно ответу, полученному из администрации Томска, на сегодняшний день пассажирские перевозки на территории муниципального образования «город Томск» осуществляются по 25 муниципальным автобусным, 6 троллейбусным и 4 трамвайным маршрутам. Эта ситуация, видимо, будет сохраняться мэрией Томска до начала 2020 г.

Введение онлайн-касс и что это дает Томску?

Согласно ФЗ-54, с 1.07.2019 г. продажа билетов в салоне городского транспорта должна осуществляться с помощью онлайнкасс. Заместитель мэра Владимир Брюханцев уточнил, что ККТ будут введены на муниципальном электротранспорте трамвайно-троллейбусного управления (ТТУ) с 1.05.2019 г., на городских автобусных маршрутах — с 1.07.2019 г. Напомним, что «Томскавтотранс» с 7 февраля 2019 г. уже ввел безналичный расчет в 10 пригородных автобусах (смотрите новость в «ТН» № 6 от 8.02.2019 г.).

Рассмотрим позиции каждого «игрока» этого нововведения на городском транспорте. Мы уже много писали об опасениях водителей маршруток, которые с введением ККТ ничего не приобретают, а только теряют, прежде всего неучтенные доходы. Так же им придется выполнять все пункты договора, заключенного с администрацией города (ГЛОНАСС, видеосъемка, график движения, чистота в салоне, кондуктор и проч.). Легальные перевозчики (25 лиц) тоже с вожделением ждут точных цифр по пассажиропотоку и доходам с каждого автобуса, потому что эта структура, искусственно созданная мэрией Томска, ведет паразитический образ жизни за счет водителей маршруток. Размер «дани», которой они обложили каждого водителя, тоже экономически никак не обоснован, между перевозчиками и водителями автобусов постоянно происходят психологические игры (по Э. Берну) типа «Полицейские и грабители» и «Ну-ка, отними».

Интересно, что введение онлайн-касс на городском транспорте дает нам, пассажирам? Об этом мало пишут СМИ, поэтому томичи пока настороженно относятся к введению безналичной оплаты проезда. А ведь именно пассажиры должны быть самыми заинтересованными лицами.

Во-первых, нас сосчитают, а также точно определят, сколько мы реально платим за проезд в общественном городском транспорте. Администрация постоянно ссылается на то, что у нее нет точных данных по пассажиропотоку и доходам с городского транспорта. Отчеты ТТУ по объему перевозок тоже подвергаются сомнению, потому что управление, как заинтересованное лицо, старается «натянуть» эту цифру до средней арифметической, чтобы сохранить городской электротранспорт. Но сегодня 90% перевозок в городе осуществляют автобусы.

Во-вторых, все учтенные доходы с маршруток пополнят бюджет города, а значит, появится реальная возможность для оплаты льготного проезда отдельным категориям граждан. На прошлой неделе в СМИ была информация, что перевозчик на маршруте № 150 внедрит персонализированные карты для учета пассажиров, проживающих в деревне Кисловка, с единым социальным проездным билетом (ЕСПБ). Сегодня в Томске ЕСПБ можно пользоваться только на муниципальном транспорте.

Например, для студентов такой билет стоит 800 рублей (около 31 рубля в день на проезд до вуза и обратно). Однако для томичей, проживающих в спальных районах, где нет муниципального транспорта, проезд студентов до вуза и обратно с пересадкой ежедневно обходится в 84 рубля. Кстати, когда будут известны реальные объемы пассажиропотока по студентам, к решению вопроса по их льготному проезду в маршрутках можно будет подключить и ректораты томских вузов. Сегодня бюджеты вузов сравнимы с городским бюджетом, поэтому в Томске, где каждый пятый житель — студент либо преподаватель, несправедливо, что все тяготы по городскому транспорту ложатся только на городскую казну, пора учебным заведениям подставить свое плечо и помочь городу в реализации социальных программ для населения.

В-третьих, с введением онлайн-касс обещают создать единый диспетчерский центр по общественному городскому транспорту, где на интерактивной карте в онлайн-режиме можно будет проследить маршрут каждой транспортной единицы. Таким образом, ожидающий на остановке пассажир всегда сможет узнать, где в данный момент находится его автобус. По карте легко можно отследить, останавливаются ли автобусы на каждой остановке или проносятся мимо, на что больше всего сегодня жалуются пассажиры. И появится контроль за выполнением графика движения в вечерние часы по маршрутам.

В свою очередь, Центр организации и контроля пассажироперевозок администрации Томска благодаря этим данным будет знать нагрузку по каждой маршрутной сети в любой час суток и сможет скорректировать график движения городского транспорта, а также введение дополнительных единиц транспорта в «час пик», как это делается например в городе Риге (Латвия) — смотрите публикацию в нашей газете «Как у нас и как у них» («ТН» № 20 от 19.05.2017 г.). Надеемся, что у нас, пассажиров, наконец-то появится возможность возвращаться после спектаклей и концертов в спальные районы на городском транспорте, ведь сегодня после 21 часа он просто отсутствует, как и информация о графиках движения в вечернее время. Может быть, тогда, господин Павел Волк, повысится на 15% посещение культурных учреждений города, как вы запланировали по национальному проекту «Культура».

В-четвертых, проезд станет безопаснее, потому что водитель не будет отвлекаться от дороги и крепко держать руль в руках, а не торопливо отсчитывать на ходу потными руками сдачу. Каждый пассажир будет получать на руки чек об оплате услуг, который является документом, контрактом, на перевозку в данном городском транспорте. Меньше станет травм в автобусах, которые часто связаны с расчетом на ходу. Сегодня возникает много проблем по доказательству того, что травма действительно получена в конкретном автобусе, потому что у пассажиров нет привычки отрывать билеты самостоятельно. Наша газета уже писала, что тариф перевозок в маршрутках повысили с 1 января 2019 г., а билеты у водителей по-прежнему за 18 рублей, до сих пор не напечатали билеты за 21 рубль («ТН» № 7 от 15.02.2019 г.).

В-пятых, у пассажиров появится возможность оплачивать проезд с помощью гаджетов — портативных технических новинок с цифровыми технологиями (чип, кольцо, смартфон, транспортная карта, часы, браслет и проч.), которые столь популярны среди современной молодежи. Не нужно будет носить мелочь в карманах и передавать ее по салону. Расчет будет производиться при входе в автобус, на поручнях будут стоять валидаторы — специальные электронные считывающие устройства. Кстати, в 2018 г., по данным пресс-службы Сбербанка, Томск вошел в десятку лучших регионов и городов России по количеству проведенных безналичных платежей, то есть доля торгового оборота по картам по отношению к сумме снятия наличных и торгового оборота составила 47%.

В-шестых, с введением единых транспортных карт для оплаты проезда в общественном транспорте могут появиться и дифференцированные тарифы, например, на определенное количество поездок или конкретный промежуток времени, для льготных категорий населения. Тогда можно будет и несколько пересадок сделать, чтобы быстрее добраться до места. Сегодня приходится платить одинаково, независимо от расстояния и времени. В-седьмых, в общественном городском транспорте появятся новые рабочие места, кроме уже имеющихся вакансий кондукторов (сегодня на 600 действующих автобусов нужно 1,5 тыс. человек), с введением онлайнкасс потребуются контролеры. Возможно, что новые вакансии будут более популярны, ведь контролеры не будут соприкасаться с «живыми» деньгами, не смогут их взять, а значит не будет препятствий и со стороны перевозчиков.

Получается, что онлайн-кассы в городском общественном транспорте могут стать той самой «точкой роста» для развития городского хозяйства в целом. Американский социолог Р. Флорида пишет, что «город все чаще воспринимается как «товар», который можно с выгодой продать «потребителям» — инвесторам, туристам или собственным жителям. В таких условиях возрастает роль позиционирования, позволяющего территории привлекать и наращивать ресурсы для своего развития».

Если суммировать все минусы по введению ККТ в общественном транспорте, то они сводятся к следующему: во-первых, безналичный расчет может повлечь сокращение кондукторов, но так как сегодня в автобусах работает всего 18% от требуемого количества, то сокращение кондукторов возможно только на горэлектротранспорте. Во-вторых, перевозчики пугают тем, что изменится график перевозок и интервалы движения вырастут, поскольку расчет в автобусах будет производиться на входе, во время посадки пассажиров автобус будет стоять на остановке. Так же они обещают, что увеличится тариф на общественном транспорте, потому что для выполнения всех прописанных в контракте требований понадобится дополнительная служба по организации перевозок.

Сегодня, как было сказано на круглом столе, водители автобусов оптимизировались и маленький интервал движения (от 3–4 минут до 10–12 минут) между маршрутками они обеспечивают массовостью. С заменой ПАЗиков на большие автобусы также увеличится интервал перевозок. Поэтому томичи сами должны выбирать: либо быстро и плохо ехать, либо хорошо и долго стоять на остановках. Против введения ККТ для оплаты проезда выступают и люди старшего поколения, потому что просто боятся электронных карт.

Московская карта «Тройка» для проезда в общественном транспорте

Нет пророков в своем Отечестве?

«На дворе ХХI век, а у нас транспортная отрасль до сих пор живет в прошлом столетии, когда водители работают кондукторами, а пассажиры деньги по салону за проезд передают. Давайте внедрять единые транспортные карты, дифференцированные тарифы для льготных категорий. Надо выводить отрасль из стагнации», — сказал губернатор Томской области Сергей Жвачкин. Он обратился к томским IT-компаниям с предложением помочь транспортным службам разработать в общественном транспорте Томска систему безналичных расчетов за проезд, поскольку одни чиновники с этой задачей справиться не могут.

Таким образом, в Томске сегодня работают сразу две рабочие группы по введению безналичного расчета в общественном транспорте: первая под руководством Ю. Баева, начальника департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области, вторая под руководством заместителя мэра Томска В. Брюханцева. Что делает первая группа, доподлинно неизвестно, со СМИ она своими планами не делится.

Сегодня есть примеры единых систем оплаты по специальной электронной карте, как московская «Тройка» или питерский «Подорожник». В соседних городах — Новосибирске, Красноярске, Кемерово — действуют программы, позволяющие использовать банковские карты, одновременно применять наличный и безналичный расчет.

Редакции стало известно, что в рамках федерального проекта «Умный город» к введению системы безналичных расчетов за проезд в общественном транспорте Томска привлечена IT-компания «Платформа ОФД» (специалисты компании закончили ТУСУР — прим. автора). Она создала, внедрила и обслуживает успешно работающие ККТ в Москве, СанктПетербурге и Новосибирске. В настоящее время, со слов представителя этой IT-компании, ведутся переговоры о внедрении разработок «Платформа ОФД» в муниципальном общественном транспорте города Северска. Мэрия Томска интереса к их разработкам по безналичному расчету за проезд в общественном транспорте не проявила.

Следует заметить, что в Томске более 400 ITкомпаний, в том числе принимавших участие в создании безналичной платежной системы в других регионах РФ. В ТПУ еще 5 лет назад разработали электронный проездной для студентов. Сотрудники ТГУ вместе с томским ООО «Цифрономика», принимавшие участие в создании безналичной платежной системы в Ленинградской области, проводили консультации по созданию подобной системы с заместителем губернатора по промышленной политике Игорем Шатурным. Также они предложили свою транспортную электронную карту для Северска.

Однако администрация города Томска проигнорировала разработки местных ITкомпаний, 25 января она провела переговоры с оператором из Красноярска, фирмой «ИнфоКом». В феврале в Томске запущено тестирование оборудования из Красноярска. Терминалы с возможностью оплаты обычными банковскими картами установлены в одном трамвае и одном троллейбусе. Система позволяет понять, сколько пассажиров было перевезено на определенный момент времени. Например, 27 февраля, к 11:00 в троллейбусе и трамвае, где работает система, было перевезено 184 пассажира. Система хорошо зарекомендовала себя и в морозную погоду. Сама программа будет предоставлена бесплатно, однако платить нужно будет за ее обслуживание. Также ТТУ закупит специальные терминалы, которые будут размещены на поручнях. Стоимость одного порядка 70 тыс. рублей. Всего ими хотят оборудовать 90 единиц транспорта.

Уже с 1.05. 2019 г. в трамваях и троллейбусах появятся стационарные терминалы безналичной оплаты. Терминал позволит отказаться от кондукторов: пассажир на входе сможет рассчитаться картой, просто приложив ее к терминалу.

Оператором для введения тестового режима в Томске избран муниципальный многофункциональный центр (МФЦ). Он сейчас разрабатывает техническое задание и будет проводить аукцион по выбору городского оператора по безналичной оплате, чтобы к сентябрю начать полноценное безналичное обслуживание всех пассажиров ТТУ.

Общественный транспорт должен функционировать как единый организм!

Во время круглого стола речь шла, прежде всего, о внедрении цифровых технологий при безналичном расчете в городском общественном транспорте, но участники постоянно сбивались на другие вопросы, потому что безналичный расчет — это только верхушка айсберга, который называется «городской общественный транспорт». Без системных изменений здесь не обойтись. Необходимо менять всю транспортную систему Томска. Такого беспредела с общественным транспортом нет ни в одном сибирском городе!

Мэр Томска Иван Кляйн ранее заявлял, что вся система общественного транспорта, введенная в 2017 г., направлена на повышение качества обслуживания пассажиров, как того требуют и жители города, и федеральное законодательство. По его словам, два года назад мэрия внесла существенные изменения в работу перевозчиков, а первоочередной задачей этих изменений было наведение порядка в сфере пассажирских перевозок.

Однако мэрия получила деньги в казну за аукционы и больше ничем не хочет заниматься. А перевозчики признались, что им сегодня не выгодно работать хорошо, потому что администрация не обращает внимания на их проблемы, ничем им не помогает. Например, частные перевозчики до 1.07.2019 г. должны за счет собственных средств установить оборудование для безналичной оплаты проезда в своих автобусах. Это требование записано в муниципальные контракты, которые заканчивается 31 декабря 2019 г.

Администрация города Томска в лице Владимира Брюханцева сразу определила свою позицию в отношении технических инноваций и системного подхода в организации общественного городского транспорта: «Мы покупаем готовый продукт и оборудование. Не будет никаких разработок!». Вновь и вновь участники круглого стола говорили о создании новой единой системы, которая должна объединить существующие ТТУ и маршрутные автобусы, о создании единого центра управления, об интересах пассажиров.

Все изменения в общественном городском транспорте заместитель мэра Брюханцев свел к обновлению маршрутной сети, которую собираются запустить с января 2020 г. Также речь шла о замене ПАЗиков, которые непригодны для перевозки пассажиров, в течение следующих пяти лет (2020 –2025 гг.) на низкопольные автобусы. Новый вариант маршрутной сети будет готов к 20 марта, затем начнется ее обсуждение. График публичных слушаний Владимир Брюханцев обещал опубликовать на сайте горадминистрации.

П.С. О судьбе электрического городского транспорта читайте в следующем номере.

Ия Владимирова

Читайте также на сайте:

  1. Игра в наперстки
  2. Слабое звено госнадзора
  3. Берегите ваше сердце!
  4. Платежную дисциплину потребителей на новый уровень!
Рейтинг

1 комментарий

  1. Умник

    Таким образом, город в обход процедуры закупок, выбора системы оплаты, и выбора оператора, по сути назначили оператора и «договорились» с Красноярском. Но не решаются политические вопросы. Транзакции в стоимости проезда, диференцированный подход для мотивации перехода на безналичный расчет ( наличка проезд например 35рублей, безналичный -20рублей) и ряд других решений.

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91