Томская НЕДЕЛЯ
Отдел рекламы:
+7 (3822) 78-42-91
Томск, Россия
+10.4C

Свободолюбивые бунтари

  131    0

Мото-выставка в томском Доме искусств

Мото-культура, мотоциклы — для многих из нас эти понятия очень далеки, но между тем в нашем городе приверженцев этой субкультуры очень много. О том, как живут, чем дышат и в чем нуждаются эти сильные, смелые и выносливые люди читателям газеты “Томская НЕДЕЛЯ” рассказал Бархатов Александр Андреевич, член мото-клуба “Дальний свет”.
— Сотрудники томского Дома искусств обратились к нам с предложением сделать выставку в одном из своих залов. Предложение показалось нам интересным, и мы решили через выставку познакомить томичей и гостей нашего города, с тем, чем мы увлекаемся.
В этом году клубу “Дальний свет” исполнилось 5 лет, полноценных членов нашего клуба 13 человек. Все эти люди работают в абсолютно разных сферах, есть среди них сотрудники скорой помощи, юристы, бизнесмены (я, например, инженер), но каждого из нас объединяет одно — любовь к дороге, мотоциклам, мото-культуре.

Увлечение без ограничения

Мотоциклы — наше второе я!

Мотоциклы — наше второе я!

В детстве, как и многие ребята, я интересовался мотоциклами, тем более что у моего отца был “Урал”. Помню, как он сажал меня в коляску мотоцикла, как мы ездили. Став старше, я увлекся какими-то другими вещами, учился, потом начал работать. И вот с какого-то момента захотелось что-то поменять в жизни. Каждодневная работа в офисе надоедает, захотелось впечатлений, эмоций, движения, и я купил мотоцикл. Постепенно увлекся мото-культурой, познакомился с очень интересными людьми. Вообще, нужно сказать, что в мото-сообщество в большинстве своем приходят честные, хорошие, выносливые люди, с которыми очень приятно и интересно общаться, которые всегда помогут, поддержат и не бросят в трудную минуту. Еще меня очень подкупило то, что в мото-культуре до сих пор сохранились такие понятия, как честь и мужское достоинство. Приверженцы мото-культуры живут, как одна большая семья, и, наверное, потому плохие люди здесь не задерживаются.

В пути

В пути

По большей части в мотосообщество приходят все-таки мужчины, но и женщины, и девушки не являются исключением. Например, Лидия Таранкова. Лида — доктор, она не просто участвует с нами во всех мероприятиях, но еще и подлечивает нас, когда это необходимо. Некоторые особо смелые девушки самостоятельно совершают дальние поездки по 7 000–8 000 км, а есть и такие, которым по плечу и кругосветные путешествия, причем в одиночку. Для себя я сделал небольшое открытие: девушки, управляющие автомобилем, очень отличаются от тех девушек, которые управляют мотоциклом. Все дело в том, что если девушка на мотоцикле плохо знает правила дорожного движения, она долго на нем не проездит. А в целом, мы, мужчины, готовы всегда поддержать и помочь своим подругам и единомышленницам, где-то подсказать, что-то подремонтировать. Есть такие девушки, которые и сами не прочь покрутить гайки. Например, Татьяна Шарки, которую знают многие из тех, кто знаком с томской мото-культурой. Татьяна самостоятельно может снять двигатель своего мотоцикла (у нее их даже два), разобрать, поковыряться в нем, наладить. Татьяна одна ездила в Припять и во Владивосток.

Фото на память рядом с Васей

Фото на память рядом с Васей

Тот человек, который приходит в мото-культуру, как правило, уже из нее не уходит. Подчеркну, что мото-движение — это больше чем увлечение или хобби, это образ жизни. Например, на данный момент мото-сезон уже закрыт, но это не означает, что мы поставили свои мотоциклы в гаражи и забыли о них до весны. За время зимы каждый из нас проверяет мотоцикл, что-то меняет, что-то ремонтирует, смазывает, покупает новую экипировку, одним словом, готовится к новому сезону. Зимой, конечно, очень хочется поездить. Иногда некоторые из нас заводят свои мотоциклы, слушают их, протирают тряпочкой, и все мы в одинаковой степени ждем весны — с большим нетерпением, предвкушая новые поездки.
Несмотря на то, что сейчас официально сезон езды уже закрыт, существует такое понятие, как зимний мото-пробег. В прошлом году на новогодних каникулах я и Лидия были на Урале и проехали по зимним дорогам примерно 2 000 км. Вообще участников этого пробега было 8 человек. В день мы проезжали примерно по 300–400 км, нас встречали люди в разных городах. И это было классно! Замерзших, уставших, нас ждали, встречали теплом, угощали. Передать все эмоции, которые мы испытали тогда, сложно.
Весной, после открытия сезона, каждый из нас старается максимально наездиться, мы составляем план мероприятий нашего клуба. Выходных дома у нас почти не бывает. Каждый байкерский клуб с открытием сезона составляет свой календарь событий, это делается для того, чтобы не было наложений. Например, в Кемерово стал уже ежегодным фестиваль “Полный газ”, предупреждают о нем заранее, таким образом мы имеем возможность организовывать время с учетом этой информации. Вообще, кемеровчане большие молодцы, у них организована огромная площадка, в этом году на фестиваль съехалось, по-моему, около шести тысяч человек. Такие мероприятия очень интересны для нас, влюбленных в мотоциклы. Приезжала группа “Ария”, и вообще, встретиться, пообщаться, отдохнуть со старыми друзьями всегда очень приятно.

Равнодушие властей

Занести трехсоткилограммового робота Васю в зал было не просто...

Занести трехсоткилограммового робота Васю в зал было не просто…

Хотя байкеровское сообщество в Томске развито довольно хорошо, людям нравится ездить, влюбленных в мотоспорт не становится меньше год от года, власти нашего города не обращают на это никакого внимания. Взять хотя бы открытия и закрытия мото-сезонов, которые собирают более шестисот человек. Согласитесь, место для такого количества человек должно быть! Например, в Кемерово чиновники выделили байкерам старый заброшенный детский лагерь. А нам даже негде просто собраться, места для нас в городе пока так и не нашлось. Казалось бы, чего проще? Асфальтированная площадка, освещение, био-туалеты. Но и этого в Томске нет! Тем не менее, мы собираемся.
В Томске на данный момент существуют три организации, которые занимаются тем, что, грубо говоря, пытаются “вдолбить” в головы владельцам мотоциклов то же самое, что и ГИБДД, а именно — культуру вождения и поведения на дорогах. Каждый год эти организации проводят конкурсы, выявляющие лучших водителей мотоциклов. Также в Томске есть школа аварийного мастерства для мотоциклистов. Организаторы этой школы готовы обучать, готовы работать даже бесплатно, но нет места, где они могли бы этим заниматься. Раньше у них была площадка в Лагерном саду, но теперь эту площадку для них закрыли.
Нужно, по сути, очень немногое, и, я уверен, мото-клубы Томска возьмут на себя ответственность за эти территории, будут следить за чистотой и т. д. Простой пример — открытие и закрытие сезона — у нас проводят два клуба, в общей сложности собирается около шестисот человек (это сами мотоциклисты и те, кто приходит их поддержать). Организаторы мероприятия сами устраивают концерт: приглашают группы, решают вопрос с электричеством, и в целом делают место комфортным для пребывания людей. Таким образом, они сами, за свой счет, без поддержки властей нашего города делают праздник для большого числа томичей. И, несмотря на такое количество участников мероприятия, каждый год одни и те же проблемы, решить которые власти даже не пытаются, а мы всего лишь просим: асфальтированную площадку и обеспечение безопасности со стороны ГИБДД. Согласитесь, для таких масштабных и многолюдных мероприятий условия не столь уж невыполнимые.

Авторский шлем

Авторский шлем

Если бы у мотоциклистов было свое место для сборов, они бы не ездили по всему городу. Многие томичи возмущаются наличием мото-колон в городе, говоря о том, что это шумно, мешает водителям автомобилей сосредоточиться на дороге, создает аварийные ситуации и т. д. Но, например, в Новосибирске такие площадки есть, более того, сам глава города присутствует на открытии и закрытии мото-сезона, он сам находит им спонсоров на поддержку мероприятий. И мы были бы согласны на такие условия, но нам их никто не предлагает, хотя мы обращаемся за помощью.
Когда я пришел в мотоспорт в 2005 г., существовал еще так называемый костяк старших, которые могли подсказать что-то, посоветовать, с ними можно было проехаться, они показывали, где и что можно делать, а где нельзя. Сейчас такого нет. На данный момент появилось очень много парней, которые покупают мощные мотоциклы, а ездить на них, по сути, не могут. Откатаются сезон, разобьют мотоцикл, и интерес на этом иссякает. Но если бы у нас в Томске были школы, которые бы занимались такими ребятами, они сделали бы для них очень и очень многое: объяснили, показали, научили, привили ту культуру вождения мотоцикла, которой у нас, к сожалению, владеют далеко не многие. Мотоцикл ведь не автомобиль, нужно уметь правильно тормозить, останавливаться, и это только самое малое… Опыт вождения мотоциклом приходит со временем, но можно избежать шрамов и переломов, если рядом будут те, кто поддержат и объяснят.

“Дальний свет”

Одна из витрин выставки в Доме искусств

Одна из витрин выставки в Доме искусств

Говоря конкретно о нашем клубе “Дальний свет”, стоит сказать, что с прошлого года мы являемся общественной благотворительной организацией. И для того, чтобы вступить в наш клуб, человек должен понять для себя, готов ли он приобщиться к нашей общественной деятельности, а именно к помощи общественным организациям. Например, мы активно работаем с детским домом, устраиваем ребятам праздники, организовываем выставки, проводим каждый год новогодние утренники, сами покупаем подарки для детей. И вот, в зависимости от того, как в процессе этих мероприятий проявит себя человек, желающий вступить в наш клуб, мы решаем, возьмем ли мы его в свою команду. Кроме того, обязательно наличие мотоцикла и права на вождение категории “А”, без прав мы никого не принимаем.
Вступление в клуб, посвящение — это, по сути, праздник, который мы празднуем вместе, а посвящаемый должен пройти ряд шуточных испытаний, после которых становится полноправным членом нашего клуба. Тех, кто бы не прошел придуманные нами испытания, нет. А если серьезно, конечно, все зависит от человека, от его готовности участвовать в жизни нашего клуба, от его желания. То, чем мы занимаемся, требует полной отдачи и много личного времени. Как правило, после работы никто из нас не едет домой посидеть вечером за компьютером, у нас постоянно какие-то мероприятия, мы собираемся и решаем разные вопросы: будь то выставка, организация праздника или помощь какой-либо общественной организации. А ведь у нас еще и семьи. Кстати, очень часто члены наших семей также сопровождают нас в поездках, поддерживают на мероприятиях, разделяют наши интересы. Мото-сообщество — это не просто группа любителей мотоциклов, дорог, это настоящая большая семья. Есть у нас пара — Семен и Наталья Понамаревы, у них дочь — Соня, которую они берут с собой во все поездки с трех лет. Соня спокойно спит в палатке, сидит с родителями у костра, знает всех членов нашего клуба. Как-то раз Соня была с нами, когда мы ехали в Юргу через переправу, дорога там каменная, пыльная, ничего не видно, но Соня, привыкшая к дальним поездкам и разным дорогам, совершенно спокойно спала в люльке мотоцикла “Иж”. Очень здорово, когда твоя семья понимает, разделяет и поддерживает твое увлечение!

Татьяна Шарки

Татьяна Шарки

Что касается травм мотоциклистов, конечно, сложно говорить на эту тему. Все мы и члены наших семей переживаем друг за друга. Но с опытом приходит понимание мотоцикла, со временем начинаешь чувствовать его как самого себя, знаешь его поведение и возможности в той или иной ситуации, следовательно, травматизм уменьшается. Ошибки, как правило, совершает молодежь, покупая для города спортивные мотоциклы, в этом плане, конечно, необходимость мото-клубов налицо. Должны быть те, кто сможет подсказать что-то новичкам. Что касаемо возрастных ограничений, то в свой клуб мы принимаем лиц, достигших 18 лет — возраст получения прав, а дальше — до бесконечности.

Экспонаты выставки в Доме искусств

Представленная выставка — это оригинальные вещи разных людей, из разных коллекций. Кто-то работает по металлу, кто-то по коже, кто-то увлекается моделированием и т. д.
Один из интереснейших экспонатов выставки — раритетный мотороллер. Подобные модели выпускали в нашей стране в 1950–1960 гг. Надо сказать, что на них могли ездить как мужчины, так и женщины, кстати, именно в этот период времени появились “стиляги”, и в их среде мотороллеры были очень модным атрибутом. На выставке наш мотороллер привлекает к себе внимание, так как выглядит очень стильно, но когда его нашли, он был ржавым куском железа без двигателя, без колес. Постепенно этот ржавый кусок железа обработали, нашли оригинальные запчасти, восстановили, покрасили. Запчасти, как могут догадаться читатели газеты “Томская НЕДЕЛЯ”, на данные модели уже давно не выпускаются. Приобрести их можно только “с рук” у тех людей, которые когда-то покупали “про запас”. И даже несмотря на это, не все необходимые запчасти представленной модели удалось найти, что-то пришлось заменить, но основная цель при восстановлении раритетных мотоциклов — сохранить внешний вид, и владельцам мотороллера это удалось! В наше время никого не удивишь современным японским мотоциклом, но раритетный мотороллер советского периода вызывает к себе большой интерес, привлекает всеобщее внимание. Сейчас представленная в музее модель, как говорится, ходовая, мотороллер можно завести и поехать.

В пути

В пути

Также в одной из витрин представлен оригинальный шлем ручной работы, повторяющий шлемы из фильма “Хищник”. Сложная, кропотливая, аккуратная работа мастера никого не оставит равнодушным.
Что касается экипировки мотоциклистов, это целая история. “Броня” иной раз обходится гораздо дороже, чем сам мотоцикл. Но она не просто стильный атрибут, это, прежде всего, защита при падении. Представленный на выставке жилет способен защитить своего владельца от любого сильного повреждения или удара, а сделан он также в индивидуальном порядке, причем томским мастером.
На выставке представлены оригинальные светильники, подсвечники и трехсоткилограммовый робот Вася, все эти вещи выполнены членами клуба “Дальний свет” из мото-запчастей. Ребята любят пошутить, делают друг другу оригинальные подарки, созданные своими руками: мобильный бар из канистры, подсвеченный изнутри, бутылка виски, закрученная таким количеством гаек, что достать ее просто невозможно.
На выставке также представлена коллекция моделей Сергея Осипова — мастера моделирования. Эти мотоциклы созданы из маленьких пластиковых и резиновых деталей, полностью повторяющих детали настоящего мотоцикла вплоть до тросов и количества спиц на колесах. Работа очень кропотливая, требующая большой концентрации, внимания, усидчивости и терпения. Каждая деталь обтачивается, красится, расписывается, полируется вручную. Сергей самостоятельно в перчатках монтировал в витрине свою коллекцию, такое отношение вызвано не только кропотливым трудом, но и тем, что каждая модель такого мотоцикла обходится более чем в 40 000 рублей.
Представленные на выставке модели не являются игровыми, они исключительно коллекционные. Собрать такую модель не просто, с первого раза получится далеко не у всех, но Сергей в своем искусстве стал настоящим профессионалом. Мы очень благодарны ему за предоставленную коллекцию, дающую посетителям выставки возможность увидеть многообразие моделей мотоциклов.
Еще одна витрина также представляет коллекцию моделей всевозможных мотоциклов, ее нам предоставил Максим Строгонов — томский мотоциклист. Эта коллекция также представлена отдельной витриной, модели мотоциклов в ней не такие дорогие, как в соседней витрине, тем не менее они тоже не дешевые и требуют от Максима времени, усидчивости и терпения. Как все мы понимаем, заниматься таким делом можно только из любви к мотоциклам!
Своей выставкой мы хотели сказать, что среди мотоциклистов очень много творческих людей, у некоторых сами мотоциклы — настоящие произведения искусства. Байкер, в принципе, — свободолюбивый, творческий человек, в некотором смысле даже бунтарь. Такой образ свободолюбивого художника мы и пытались создать. Прибывая постоянно в движении, ощущая свободу, ко многим вещам начинаешь относиться проще, формируется понимание бренности бытия и того, что для счастья нужно не так уж и много, но это немногое — главное в жизни.
Автор: Лугачёва Ирина

Читайте также на сайте:

  1. Казаки: история и судьбы
  2. Пылающий мир Николая Грицюка
  3. Берёзовские древности в Томске
  4. Мебель особняка Асташевых
  5. Северск глазами юных художников
  6. Освоение Сибири
  7. “Панкрышев и сыновья”
  8. Пятый угол
  9. Вкусный ноябрь
  10. Маргиналия
100%
Рейтинг
Метки:

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Посетителей на сайте сейчас: 2

Мы на Flickr

    Наш адрес

    Email: red@tomskw.ru

    Телефон: +7 (3822) 78-42-93