Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Так что ж вы ботик потопили?

   0

Единственный госперевозчик АО «Томскавтотранс» уходит с рынка, а областной департамент транспорта только усугубляет его тяжелое положение

Такое впечатление, что департамент транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области в течение нескольких лет целенаправленно разваливал АО «Томскавтотранс», учредителем которого является администрация Томской области. В настоящее время у госпредприятия нет ни автобусов, ни денег. Его директор Сергей Световец заявил, что предприятие отказывается от перевозочной деятельности. Планируется сокращение работников. Как тут не вспомнить известную песенку Юрия Визбора про ботик и отношение к этому советского правительства? Вот и сейчас областная администрация игнорирует тот факт, что единственный госперевозчик уходит с рынка перевозки пассажиров и, скорее всего, предприятие скоро будет объявлено банкротом.

«Шел ботик…»

На сайте госпредприятия указано, что АО «Томскавтотранс» — это крупнейшее транспортное предприятие Томской области, осуществляющее пассажирские перевозки жителей Томска и области в другие города и поселки Томской, Новосибирской, Кемеровской областей, Алтайского, Красноярского краев, Казахстана, Киргизии.

В прошлом году госпредприятие отметило свой 50-летний юбилей. О былой доблести колонны 1977 можно прочитать в книге «Трудные километры», которая вышла в Томске в 1993 году. На сегодняшний день в «Томскавтотрансе» трудится около170 человек, большинство из них предпенсионного возраста.

«Мы предоставляем обширный парк комфортабельного транспорта, который оборудован в полном соответствии с европейскими требованиями в отношении безопасности и удобства пассажиров» — указано на сайте госпредприятия. Это ложь. Сегодня подвижной состав госпредприятия состоит из семи единиц транспорта: два автобуса находятся в собственности, а пять арендуются у частного предпринимателя.

Кроме промышленной базы (ул. Иркутский тракт, 63/1), госпредприятию принадлежит автовокзал (пр. Кирова, 68) площадью 1065 кв. м. Площади здания автовокзала и базы сдаются в аренду.

Из 22 межмуниципальных и пригородных маршрутов госперевозчик в 2019 году осуществлял пассажирские перевозки только по четырем пригородным маршрутам:

№ 134 «Томск — Моряковский Затон»; № 141 «Томск — Вершинино — Ярское»; № 151 «Томск 1 — Петухово» и № 165 «Томск — Лучаново».

Остальные 18 маршрутов переданы частным перевозчикам, причем в нарушение законодательства, без конкурса, по распоряжению областного департамента транспорта, потому что 100% акций компании находятся в собственности Томской области.

По обращениям на официальный сайт «Томскавтотранса» видно, что растет недовольство населения, пользующегося услугами пригородного автомобильного транспорта. Особенно много нареканий на маршруты, которые переданы частным предпринимателям. Администрация «Томскавтотранса» на такие жалобы пишет, что за качество перевозок не отвечает, и советует обращаться в профильные департаменты Томска или Томской области.

Инвестор Владимир Ильичев оказался очередным «сказочником»

«А тот рефрижератор протаранил ботик молчаливо»

В ходе проведения журналистского расследования нам стало ясно, что эта история имеет второе и третье дно. АО «Томскавтотранс» топили вполне умело на протяжении последних десяти лет. Фактически можно выделить несколько этапов разорения предприятия: первый — до 2016 г.; второй — до июня 2018 г. и третий продолжается в настоящее время. Каждый из этих этапов имеет свое название и своих лидеров.

I этап: «Томскавтотранс» — в трансе»

Напомним, в конце мая 2014 года совет директоров «Томскавтотранса» освободил от должности гендиректора Евгения Гребнева, который был на этом посту десять лет. Произошло это вскоре после собрания, на котором подводились итоги работы предприятия за 2013 год. Под предлогом снижения налоговой нагрузки Гребнев собрал под крылом предприятия группу компаний, контролируемых физическими лицами, на которые была переведена вся производственно-хозяйственная деятельность «Томскавтотранса»: перевозки, ремонт, снабжение и даже сдача имущества в аренду.

При этом были разведены по разным организациям прибыльные (межсубъектные, междугородние) перевозки и убыточные пригородные. За счет прибыльных компаний ООО «Автопредприятие Межобластное» и ООО «Томскавтоэкспресс» он частично покрывал убытки компаний, осуществлявших пригородные перевозки, тем самым наращивалась задолженность «Томскавтотранса» перед этими прибыльными компаниями. Областной бюджет периодически возмещал убытки по пригородным перевозкам.

Полученные средства направлялись на погашение кредиторской задолженности прибыльных компаний. В результате такой налоговой «оптимизации» прибыльная часть перевозочной деятельности стала работать на частный карман, а убытки так и остались тяжелым возрастающим бременем на бюджете Томской области.

1 августа начальник областного департамента транспорта Максим Тынянов представил коллективу нового главу «Томскавтотранса» Валерия Осипенко. Среди больных вопросов были названы: борьба с нелегальными перевозчиками, обновление автобусного парка, тарифы и рост заработной платы. И буквально через два дня новый руководитель получил документы о взыскании задолженности в размере 17,7 млн. рублей.

Весной 2015 года создалась кризисная ситуация: долги госпредприятия перед перевозчиками выросли до 80 млн. рублей. Банки отказывались кредитовать «Томскавтотранс». Выяснилось, что имущество и земля предприятия заложены под гарантии сторонним организациям еще в 2014 года. Под угрозой оказались его имущественный комплекс и трудовой коллектив. В апреле 2015 года появился первый проект антикризисного плана. Облдепартаментом транспорта, который возглавлял и.о. Денис Празукин, была назначена комиссия для анализа реальной ситуации на предприятии. Бывший вице-губернатор Л. Резников и его подчиненный — экс-глава департамента транспорта М. Тынянов исчезли из Томска весной 2015 года.

II этап: «Троянский конь» или период правления Владимира Ильичева

Областная администрация решила подложить «Томскавтотранс» под мордовского инвестора «Регион-Транс», который появился в Томской области в декабре 2015 года. Без всяких конкурсов и на непонятных условиях новым главой госпредприятия стал Владимир Ильичев, руководитель частной компании, зарегистрированной в оффшорной Мордовии. Он обещал в течение семи лет вложить 1 млрд. рублей в развитие междугородних автобусных перевозок в регионе и обновить автобусный парк предприятия.

В апреле 2016 г. областная администрация подписала соглашение с АО «Регион-Транс» о передаче ему функций управляющей компании АО «Томскавтотранс» на три года. Инвестор представил бизнес-план по оздоровлению госпредприятия, рассчитанный на семь лет, его оценку провели специалисты подразделений областной администрации и эксперты Высшей школы бизнеса ТГУ. Зам. губернатора по экономике Андрей Антонов заявил: «Инвестор берет на себя практически все возможные риски. Мы подробно изучили возможности и «чистоту» АО «Регион-Транс». Экономическое состояние компании не вызывает сомнений, что поставленные требования она в состоянии выполнить».

Для повышения эффективности работы все «дочки» «Томскавтотранса» В. Ильичев объединил в одно юридическое лицо — «Томские транспортные линии» (ТТЛ), которое сам и возглавил. Штат предприятия вырос до 270 человек. Через полтора года (июнь 2017 г.) в компании обещали увеличить среднюю зарплату на 50%. Исполнительным директором «Томскавтотранса» Владимир Ильичев назначил своего человека — Николая Стародубова. Кстати, экс-директор Валерий Осипенко тоже остался при деле: занял позицию директора по развитию в «Регион-Трансе».

Согласно проекту, в «Томскавтотранс» должны были поступить 78 новых автобусов, 22 из них — уже в июне. Новую технику обещали газифицировать. Также планировалось новое направление — организация такси, по программе Минпромторга в 2017 году собирались приобрести до ста автомобилей ВАЗ новых марок.

Однако в 2016 году обещанные автобусы не появились. Только в январе 2017 года. «Томскавтотранс» арендовал 15 автобусов у ТТЛ. Инвестор стал брать автобусы в лизинг (под гарантию областной администрации!), а затем по «грабительской цене» передавать их в аренду предприятию, которым сам же управлял. По договору «Томскавтотранс» должен был выплатить ТТЛ за четыре года аренды 43,25 млн. рублей!

В 2017 году «Томскавтотранс» своими силами перевозил пассажиров по 7 маршрутам из 27, остальные продолжали обслуживать субподрядчики.

За два года работы «Регион-Транс» взял два кредита на «Томскавтотранс» по 30 млн. рублей каждый, а руководитель компании-инвестора стал фигурантом уголовного дела о сдаче автобусов в аренду по завышенной цене.

20 марта 2018 года УФСБ возбудило уголовное дело по статье «Злоупотребление должностными полномочиями». Оно связано с тем, что «Томскавтотранс» арендовал 15 автобусов по стоимости, превышающей рыночную более чем на 7 млн. рублей. При наличии у компании долга перед контрагентами сделка повлекла ухудшение ее финансового положения.

В конце марта 2018 года перевозчики начали отказываться от продажи билетов на свои рейсы через кассы автовокзала, поскольку «Томскавтотранс» не рассчитывался за билеты. Согласно договорам, автовокзалу полагалось лишь 15% от доходов с их реализации. Однако «Томскавтотранс» постоянно обворовывал контрагентов и использовал их средства в своих целях. Перевозчики, по сути, бесплатно кредитовали госпредприятие.

Они не раз обращались к губернатору Томской области, чтобы добиться выплаты долгов, приезжали на встречи с его замом губернатора Игорем Шатурным, но ситуация по задолженности не менялась. На 5 апреля «Томскавтотранс», являющийся заказчиком всех междугородних перевозок в регионе, был должен перевозчикам 55 млн. рублей.

С апреля «Томскавтотрансу» пришлось отказаться от ряда пригородных перевозок, поскольку 15 эксплуатируемых автобусов ПАЗ оно было вынуждено вернуть их владельцу — компании «Томские транспортные линии».

В июне 2018 года по решению губернатора Сергея Жвачкина договор с управляющей компанией АО «Регион-Транс» был расторгнут, и управление АО «Томскавтотранс» полностью перешло в областную администрацию. Владимир Ильичев, в свою очередь, обиделся и считает, что возбужденные против него дела носят заказной характер.

По данным «СПАРК-Интерфакс» нами была составлена таблица 1 «Выручка и убытки предприятия» в 2015–2017 гг.

III этап: «Оптимистическая трагедия»

Решением совета директоров от 15.06.2018 г. генеральным директором АО «Томскавтотранс» был назначен Сергей Световец, бывший гендиректор ГУМП «Трамвайно-троллейбусное управление» (2008–2010 гг.). Губернатор поставил перед новым руководителем три главные задачи: развитие перевозочной деятельности, наведение порядка на автовокзале и вывод из убыточного состояния автобазы на Иркутском тракте.

В «наследство» Сергей Световец получил огромную кредиторскую задолженность — 85 млн. рублей, в том числе почти 57 млн. рублей перед перевозчиками, пользующимися услугами томского автовокзала. Также были существенные кредитные обязательства (два кредита по 30 млн. рублей) и обязательства по уплате лизинговой аренды пяти автобусов, по которым ежемесячно приходилось дополнительно платить в среднем 4–4,5 млн. рублей.

Кроме этого в начале прошлого года прекратились поступления от трети перевозчиков за пользование услугами автовокзала.

Прошел ровно год. Что же изменилось в работе «Томскавтотранса»? Гендиректор Сергей Световец настроен оптимистически — «Томскавтотранс» набирает обороты. Он

дал ряд интервью для местных СМИ. Со слов нового руководителя, ему удалось существенно оптимизировать расходы, и эта работа продолжается. Произведен расчет по всем ранее взятым предприятием кредитам, ликвидирована просроченная задолженность и выполняются обязательства по договору лизинговой аренды пяти автобусов, который еще будет действовать до конца текущего года. Интенсивно ведется работа по эффективному использованию свободных площадей помещений, открытых и крытых стоянок производственной базы предприятия. В итоге общая кредиторская задолженность на сегодняшний момент снижена с 85 до 50 млн. рублей, в том числе перед перевозчиками — с 57 до 34 млн. рублей. Он считает, что проблемы, накопленные десятилетиями, сразу все не решить, но когда-то надо начинать их решать.

Однако работники «Томскавтотранса», прежде всего водители и их профсоюзный босс Наталья Голубева, не разделяют оптимизма директора общества Сергея Световца.

Оказывается, еще в ноябре 2018 года гендиректором был утвержден План мероприятий по повышению эффективности деятельности АО «Томскавтотранс», содержащий 22 мероприятия со сроками их проведения в конце 2018–2020 гг. Но работники предприятия с этим планом до сих пор не ознакомлены. За прошедший год Сергей Световец ни разу не встречался с коллективом АО «Томскавтотранс». До сих пор не закончена работа над документом по системе премиальных начислений заработной платы.

Реально же новых автобусов нет, и без участия областной администрации приобретение подвижного состава за счет предприятия невозможно. Гендиректор заявил о сокращении пассажирских перевозок, у «Томскавтотранса» до конца года останутся только два маршрута. В ближайшее время планируется сокращение 50 человек (всего сейчас на предприятии работает 170 человек). Правда, средств на это в организации пока нет.

Специальный счет для контрагентов автовокзала спустя год все-таки открыт, но договоры на его обслуживание заключили только семь перевозчиков из 52. Большинство из них возвращаться пока не торопится.

«До тех пор, пока перевозчики не будут уверены, что «Томскавтотранс» перестанет у них воровать деньги, они не вернутся, — прокомментировала председатель профсоюзного комитета Наталья Голубева. — С 1 июня этого года Кузбасс продает билеты у другого платежного агента. Кроме Кузбасса, ушли все иностранцы. Теперь возникает другой вопрос: если деньги перевозчиков будут сразу уходить на их специальный счет, то на что «Томскавтотранс» жить будет? Если до сегодняшнего дня в течение пяти лет мы воровали у перевозчиков ежедневно».

Как выяснилось, Сергей Световец видит только три источника доходов госпредприятия — по максимуму сдать помещения; сократить издержки по энергозатратам на 15%; сдать в аренду маршруты, по которым сейчас осуществляются перевозки.

«Сейчас ситуация такая, что вокруг «Томскавтотранса» зарабатывают деньги все, кроме самого «Томскавтотранса». Это и нелегальные перевозчики, и арендаторы маршрутов, которые за копейки забрали основные, самые прибыльные маршруты. Предприятие силами прежнего руководства доведено до такой ручки, что я не удивлюсь, если через три месяца «Томскавтотранс» объявит о банкротстве», — прокомментировал ситуацию сопредседатель регионального штаба ОНФ Константин Юденко.

Гендиректор Сергей Световец в офисе ОНФ

«Советское правительство послало документ»

В сентябре 2018 года зам. губернатора Игорь Шатурный, курирующий финансовое оздоровление предприятия, отметил, что предприятие «Томскавтотранс» и его имущественный комплекс продолжит существовать и развиваться. Это не просто автотранспортное предприятие, оно сегодня несет функцию безопасного, качественного оказания услуг по наземному транспорту для перевозки гостей и жителей Томской области. Он обещал, что администрация наведет системный порядок на автовокзале: будет установлен контроль за автобусами, которые выполняют межмуниципальные, межрегиональные, межгосударственные маршруты; контроль за техническим состоянием автобусов и условиями труда водителей.

Игорь Шатурный рассказал депутатам, что администрация пойдет на покрытие долгов перед перевозчиками, в том числе из других регионов, что повлечет возвращение субподрядных автотранспортных компаний на автовокзал. Совместно с областным департаментом финансов уже нашли 33 млн. рублей. Еще одну субсидию в сумме 26,3 млн. рублей выделят на возмещение затрат томского автовокзала за оказанные услуги пассажирам и перевозчикам. Кроме этого, в аренду будут сданы площади базы «Томскавтотранса».

«А ботику отгрохали огромный монумент»

По данным областной контрольно-счетной палаты, АО «Томскавтотранс» в 2017–2018 годах было предоставлено субсидий из областного бюджета на общую сумму в 69 млн. рублей, в том числе: 1,392 млн. рублей — на возмещение затрат, связанных с адаптацией для инвалидов и других маломобильных групп населения; более 27,5 млн. рублей — на возмещение недополученных доходов перевозчикам в период с декабря 2016 по июнь 2018 года; 40,5 млн. рублей — на возмещение части затрат юридическим лицам, оказывающим услуги пассажирам и перевозчикам на территории области.

Оказалось, что в 2018 году внезапно стало возможно использовать бюджетные деньги, чтобы рассчитаться по долгам, накопленным в предыдущие годы. Так, на 1 декабря задолженность перед перевозчиками была погашена за счет бюджетных средств на сумму 38,7 млн. рублей.

Согласно информации заместителя губернатора Томской области по инвестиционной политике и имущественным отношениям, в 2018 году АО «Томскавтотранс» получило чистую прибыль 17,869 млн. рублей.

Только 7 перевозчиков из 52 заключили договор на продажу билетов через кассы автовокзала

«А внизу мелким почерком написали»

В скором времени «Томскавтотранс» может лишиться всех маршрутов. Во время разработки новой маршрутной сети, которая начнет действовать в Томске с 1 января 2020 года, в нее включили многие пригородные маршруты ранее принадлежавших «Томскавтотрансу».

Областной департамент по транспорту (Ю. Баев) в конце 2019 года объявит конкурс на осуществление перевозок, но возможности победить в этих конкурсах у госпредприятия пока минимальные. Выиграть конкурс с регулируемым тарифом сложно, так как сильно занижать цену госпредприятие не сможет. А в конкурсах по нерегулируемому тарифу учитываются мощности самого предприятия, прежде всего наличие автобусов, которых у «Томскавтотранса» нет.

Действия Ю. Баева по отношению к АО «Томскавтотранс» вызывают много вопросов. Например, 150 маршрут до Кисловки, который перешел обратно департаменту после разрыва договора с «Регион-Трансом», не был передан госперевозчику — «Томскавтотрансу», а был отдан какому-то частнику. Также за бесценок (3 тыс. рублей в месяц) ушел и самый «жирный» маршрут — № 119 до аэропорта.

Получается, что Юрий Иванович, как господин Паратов из пьесы «Бесприданница» Островского, расчетливый, хладнокровный человек. Он не способен чувствовать жалость, и ни о чем не жалеет: «Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Департаменту транспорта абсолютно плевать, что в «Томскавтотрансе» принято очередное решение о сокращении перевозок. Под кого же делается конкурсная документация, господин Баев?! У «Томскавтотранса» нет ни автобусов, ни денег. Получается, что в конкурсах пассажирских перевозок будут участвовать частные перевозчики, а госпредприятию «светит» в ближайшее время банкротство.

Эпилог

Борьба «под ковром» идет нешуточная — как в кабинетах чиновников, так и среди предпринимателей. Подоплека проста — рынок Томской области в сфере перевозочной деятельности можно оценить в несколько миллиардов рублей ежегодно. Деньги наличные, а значит — серые. И этот рынок уже давным-давно поделили между собой предприниматели и их друзья чиновники.

Ия Владимирова

Читайте также на сайте:

  1. Обещанного не один год ждут!
  2. Крапленая колода — 3
  3. Защита граждан от ЧС — дело рук самих граждан?
  4. Большегрузы убивают наши дороги
  5. Дорога между жизнью и смертью
  6. Студентов завалило, но не на экзамене
  7. Несчастный случай? Или чья-то вина?
  8. КПРФ вошла в новый избирательный цикл
  9. Жутковатое интервью и грустная притча
  10. Горсад — история разрушения

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91