Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Тамара Гавриленко: “О любви дорогим людям нужно говорить постоянно”

   0

Размышления о жизни, любви и творчестве

Тамара Ивановна Гавриленко — удивительная женщина, художница, мастер-кукольник, педагог, супруга известного томского художника Петра Павловича Гавриленко. Буквально всё в ней пропитано искренней любовью ко всему тому, чем она занимается. Эту яркую, интересную женщину часто можно встретить в музеях, салонах, на музыкальных фестивалях и вечерах. Её художественные работы, её дом и весь её образ — отражение её мыслей, её отношений с миром, людьми.

Детство

Тамара Гавриленко

Тамара Гавриленко

Я родилась в Парбиге — это большое село, районный центр в ста километрах от Бакчара, на севере Томской области. У нас была замечательная семья, идеальная во всех смыслах этого слова. В своё время мои бабушка и дедушка были сосланы в Парбиг. Вообще, многие из тех, кто жил в Парбиге, когда-то были “кулаками”, которых раскулачили и сослали, все они были яркими, интересными людьми, больше я таких людей нигде не встречала. Вспоминать о детстве, школе, родителях мне всегда очень приятно.
В седьмом классе я решила, что стану художником и объявила об этом решении маме. Замечу, что в то время я уже довольно хорошо рисовала, но учителей у меня не было. Мама сказала, что художник — это очень неопределённая профессия, и ей бы очень хотелось, чтобы я стала медсестрой. Всё-таки поступать на художественное отделение в Алма-Ату родители меня повезли, но мы опоздали. Рисунки мои посмотрели, они понравились, и нам сказали, чтобы я приезжала поступать на следующий год. А к следующему году моя подруга Надежда нашла адрес Красноярского художественного училища.
В 17 лет я приехала в Томск, устроилась работать на манометровый завод (в этом мне помогла мама), жила у знакомых, ходила заниматься в “Дом учёных”. Тогда там не было ни одного педагога, рисовали мы самостоятельно. А приехав поступать в Красноярское художественное училище, я прошла огромный конкурс и поступила учиться. Надо ли говорить, что я была безмерно счастлива. Так началась моя жизнь в Красноярске.
Группа, в которой я училась, была одной из самых сильных, все мечтали учиться с нами. Первое время мне было очень тяжело, помнится, что я даже плакала, потому что у всех ребят была за плечами художественная школа или какие-то курсы, а я — самоучка из Парбига. Но меня поддержал учитель, он сказал: “Тамара, не надо плакать, надо стараться”. Художественное училище я закончила с хорошими отметками.

Пётр Павлович Гавриленко

Тамара Ивановна Гавриленко с супругом Петром Павловичем Гавриленко

Тамара Ивановна Гавриленко с супругом Петром Павловичем Гавриленко

С Петром Павловичем мы познакомились в Красноярском художественном училище на четвёртом курсе. Как он сам мне признавался впоследствии, он в меня влюбился с первого взгляда, а я на него поначалу внимания не обращала. У меня была мечта, цель — поступить учиться во ВГИК, и я упорно работала в этом направлении. Тем не менее, Пётр Павлович смог обратить моё внимание на себя: у него была удивительная душа, он был очень проникновенным молодым человеком, тонко организованным, с хорошо развитой интуицией, и этим он меня заинтересовал. Очень скоро я влюбилась и, как выяснилось, на всю жизнь.

Томск

После окончания художественного училища меня направляли в город Ачинск, организовывать там детскую художественную школу. А подруга Люба Понамарёва звала меня в Хакасию, в Минусинск. И я поехала с подругой. В Минусинске нас ждала полная неустроенность, жить было негде, и в итоге я уехала в Томск. А Пётр Павлович в это время был в Армении.

Авторские куклы Тамары Гавриленко

Авторские куклы Тамары Гавриленко

В Томске меня приняли на работу в художественную школу, эта работа мне очень понравилась. Из Армении вернулся Пётр Павлович, и в 1976 году мы поженились. А ещё спустя время у нас родилась дочь Юля. Потом в Томск переехала и моя мама. Так я обосновалась в Томске, который впоследствии стал мне очень родным.
Когда-то, ещё в годы перестройки, я с семьёй могла уехать в Америку, но у меня очень сильная генетическая память, я очень люблю свой Парбиг, Томск, Сибирь, Россию. Это мой дом.

Художественная школа

Художественная школа, в которой я проработала сорок пять лет, открыла мне абсолютно удивительный мир: творческий, открытый, яркий, смелый. С радостью вспоминаю тот период, когда я работала завучем, как наши педагоги писали новые программы, и нас никто не контролировал, не заставлял писать отчёты, как сейчас. Мы жили творчеством, тем, чем и должен жить художник. Педагогический состав у нас был из разных городов, и это тоже было очень интересно и полезно в плане общего развития. Наша томская художественная школа всегда была очень сильной, у нас учились, как нам казалось, лучшие ученики, самые талантливые и заинтересованные.
В нашей художественной школе проводились интереснейшие пленэры, потрясающие совместные поездки. А на Новый год наши ученики сами делали игрушки на ёлку, мы проводили тематические вечера, приглашали актёров из театров. В праздники и будни мы были одной большой семьёй.

Авторские куклы Тамары Гавриленко

Авторские куклы Тамары Гавриленко

В 2000 году я получила международную премию за свою программу по композиции. Благодаря этому вывезла свою группу в “Артек”. Надо сказать, что такие премии — редкость.
Сейчас, конечно, многое поменялось в дополнительном образовании и в художественном, в частности. Чиновники вытесняют творчество из работы художников-педагогов: сейчас педагог в художественной школе вынужден писать множество бумаг, отчётов, планов. Это, безусловно, выматывает.

Ученики

Я люблю всех своих учеников, но теперь многие из них разъехались по всему миру: некоторые живут в Америке, некоторые в Израиле, кто-то в Англии, кто-то в Петербурге. Но мы стараемся собираться каждый год в нашей с Петром Павловичем мастерской, я всегда приглашаю их на свои выставки, мы общаемся, с кем-то удаётся увидеться, с кем-то списаться через интернет.
Обучать ребёнка живописи, рисунку — это очень занимательный процесс и одновременно очень трудоёмкий. Со временем ребёнок раскрывается, и начинаешь чувствовать его потенциал. Очень важно, к какому педагогу попадёт ребёнок, поймут ли они друг друга. Как я думаю, в процессе обучения первостепенным должны быть любовь и созидание. Художественная школа всегда была особенным местом, мы никогда не ругали детей за шалости или шутки. У нас всегда царил дух свободы, праздника, творчества, и дети в такой обстановке очень быстро адаптировались, преподавателям становилось понятно, в чём ребёнок силён, в какую сторону его лучше направить. Очень важно говорить с ребёнком, понимать его, подбадривать.

Авторские куклы Тамары Гавриленко

Авторские куклы Тамары Гавриленко

А вообще, любовь всё делает сама, и детей, прежде всего, нужно любить. Конечно, дети бывают сложными, но я против наказаний, против авторитарных мер. Если найти подход к ребёнку, если он увидит результат своего труда и усилий, если он увлечён, то это непременно принесёт добрые плоды.

Творчество

В Томске почти сразу у нас сложилась интересная и яркая жизнь. Пётр Павлович начал выставлять свои работы. Безусловно, они вызывали массу споров и критики.
Жить с художниками очень трудно, я часто это повторяю. И хоть я сама пишу картины, стихи, шью кукол, и вообще являюсь творческим человеком, но должна сказать, что художники — это совершенно нематериальные люди, которые живут иными ценностями, нежели большинство людей. Они мало приспособлены к быту, и большую часть своего времени проводят в поисках ответов на волнующие их вопросы творчества. В своих работах Пётр Павлович постоянно стремится к совершенству, и ему удаётся этого достигнуть, но выходя за рамки творчества, в реальность, надо сказать, понимает, что совершенства не существует. А художники не хотят с этим мириться, ходить по земле им совсем не нравится (смеётся). Но, конечно, общаться, шутить с художниками всегда очень интересно, потому что у них развито, прежде всего, образное мышление. Иногда, когда Пётр Павлович начинает шутить, у меня от смеха болят мышцы.

Тамара Ивановна Гавриленко с супругом Петром Павловичем Гавриленко

Тамара Ивановна Гавриленко с супругом Петром Павловичем Гавриленко

Я всегда любила заниматься графикой, писать акварелью. Но свободного времени, как обычно, очень мало, ведь кроме работы в художественной школе я также занималась домом, семьёй. Но летом, когда мы уезжали в Красноярск, Хакасию, я с головой уходила в творчество, с большим удовольствием и радостью писала.

Куклы

Куклы, как я думаю, пришли ко мне на генетическом уровне. Однажды я видела, как кто-то при мне делал самую простую народную куклу, из каких-то подручных материалов, чуть ли не из травы. С тех пор и началось моё увлечение. Я сама начала изготавливать кукол. Куклы для меня — это мой род: мои бабушки, их песни, моя красавица-мама, которая играла на гитаре и пела песни, которая великолепно владела словом. У всех женщин в нашей семье были потрясающие косы, волосы, которые женщины расчёсывали после бани. Воспоминания об этом живут во мне до сих пор, именно в кукле я смогла воплотить всё самое сокровенное, что живёт во мне, и саму себя. Через куклу я смогла рассказать о своём начале, о детстве. Я люблю писать натюрморты, пейзажи, но всё-таки наиболее полно я могу выразиться через куклу.
Всех кукольников объединяет одно — безраздельная, безграничная любовь к кукле. Образ куклы рождается молниеносно, и пока его воплощаешь, изготавливаешь куклу, вкладываешь в неё душу. Но бывают куклы и без души, это получается тогда, когда в работе присутствует только исполнение, т. е. человек делает всё очень аккуратно, но не вкладывает эмоций, а искусство требует полной отдачи и эмоциональной в том числе. Всё искусство, любое его направление строится, прежде всего, на эмоциях, настроении создателя, его душе, это такие неосязаемые вещи, но с них всё и начинается.
Иногда мне говорят о том, что от моих кукол исходит очень сильная энергетика. И это правда. Когда я работаю над куклой, я испытываю радость, я увлечена работой, я очень люблю всё то, что я делаю. Делать куклу нужно для себя, а то, что делается на продажу, по определению не несёт в себе души.
Народная кукла — это явление совершенно особенное. Вообще, всё народное — это выверенный веками модуль красоты. У нас в России изготавливали кукол, и в зависимости от региона, они были очень разными. В Армении и Грузии это совершенно другие куклы, которые передают традиции и особенности своего народа. И так с любой страной. Кукла несёт в себе очень многое — это отражение культуры, религии, быта, истории.

Тамара Ивановна Гавриленко с учениками

Тамара Ивановна Гавриленко с учениками

В основном кукол делают женщины, но бывают мастерами-кукольниками и мужчины. Тем не менее, изготовление куклы — это своеобразное рождение, словно символ материнства. Сердце матери, прежде всего, жертвенное, полное сострадания, любви, понимания к своему творению. Мужчина с таким сердцем встречается редко, скорее это исключение, чем норма.

Дети

Надо сказать, что я люблю всех детей. Материнство у меня в крови. Дети — это большое счастье и чудо. И с этим сложно не согласиться, ведь ни одна диссертация не сделала женщину счастливой. Дети — это большой заряд. После Юли через десять лет у нас родился Паша, и он был очень гармоничным и спокойным ребёнком. С первым ребёнком проходишь все ошибки, а со вторым уже всё иначе, так было и у нас. Около своих детей у меня тает душа, я не могу на них налюбоваться.
А с внуками у меня сплошное счастье. С внучкой Настей мы большие друзья, у нас много общих интересов, я постоянно ей повторяю: “Настя, я с тобой оказываюсь в детстве, и я не хочу из него возвращаться”.

Любовь

Тамара Ивановна Гавриленко и её авторские куклы

Тамара Ивановна Гавриленко
и её авторские куклы

Любовь бывает очень разной, у неё множество граней. Самая высшая разновидность любви — духовная. Когда смотришь на природу, на творение Господа, не можешь не удивляться тому, как совершенен мир, как любит нас Бог, и какую красоту Он для нас сотворил: небо, рассветы, закаты. Художник, творец, мыслитель чувствует и понимает, что вся красота окружающего мира — это не случайный всплеск, а кропотливая, продуманная работа Творца Вселенной, ведь в природе всё совершенно. И любой человек, который наблюдает и изучает наш мир, рано или поздно к этой мысли приходит.
Почему Пётр Павлович не пишет в реалистической манере? А всё потому, что нет смысла копировать совершенство. Лучше всё равно не придумаешь.
Любовь между мужчиной и женщиной — это тоже чудо. Взаимная любовь — это бесконечный восторг и счастье.
Я считаю, что о любви дорогим людям нужно говорить постоянно, иногда даже с преувеличением, но обязательно говорить. Эти слова должны звучать для живых… Тогда у человека вырастают крылья, и он творит добро, созидает. Любовь питает человека на энергетическом уровне. Любой наш поступок, жест, слово — это информация, и что мы вкладываем в свои действия и слова, то мы и получаем в ответ.
Любовь к искусству — это безусловный дар, и если он есть, то человек обязан творить. Но, как сказала Елена Образцова: “Искусство — это сладкая каторга”, — и я с ней полностью согласна. Искусство — это бесконечный поиск гармонии, совершенства, красоты. Все мы в равной степени обладаем теми или иными талантами, их нужно только развивать в себе. Все мы, живущие на земле, нужны друг другу: кто-то прекрасно пишет, кто-то поёт, кто-то печёт самый вкусный хлеб, кто-то отлично ремонтирует сапоги. Мелочей не бывает, это очень важно понимать, мы все взаимозависимы и важны друг для друга.

Для справки

Авторские куклы Тамары Гавриленко хранятся в городских музеях Новосибирска, Минусинска, Санкт-Петербурга, Томска, а также в частных коллекциях России (Московский коллекционер народной куклы Татьяна Басова) и в странах зарубежья: Австралии, Америке, Израиле, Испании, Германии.

Все фотографии любезно предоставлены Тамарой Ивановной Гавриленко.
Автор: Ирина Лугачёва

Читайте также на сайте:

  1. Надя Митрофанова: «Не бойтесь крутых виражей»
  2. Михаил Шуфутинский представил свою историю любви
  3. Творить добро!
  4. «Так не должно быть на свете, чтоб были потеряны дети…»
  5. Выставка ткачества
  6. Цветочные люди в Томске
  7. Эльдар Рязанов: «Из-за «Гусарской баллады» я мог угодить в тюрьму!»
  8. Фестивалим изо льда
  9. Актер с поэтическим уклоном
  10. Повернется ли власть лицом к творческим союзам?
5%
Рейтинг
Метки:

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91