Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Томские казаки. Край географии. Где он проходит для них?

   0

Юлия Струкова

Николай Самохин и Михаил Палагин — томские казаки

Николай Самохин и Михаил Палагин — томские казаки

У Габриеля Маркеса в романе «Сто лет одиночества» есть такой эпизод: жители деревеньки Макондо начали терять память. Осознав надвигающуюся беду, они решили с ней бороться: вскоре на каждом доме, на каждом предмете появились таблички с надписями: «стол», «дом», «ложка» и т. д. В числе прочего появилась и такая табличка: «Бог есть!» Этот эпизод невольно вспомнился, когда я разговаривала с казаками — Николаем Самохиным и Михаилом Палагиным, которые пришли в редакцию.
Николай Анатольевич и посетовал:
— Представляете, недавно спрашивает меня один человек, мол, что такое «Честь»? Я сначала подумал: прикалывается? Смотрю на него — нет, всерьез спрашивает, действительно, не понимает. Но как объяснить взрослому дядьке, что такое честь, достоинство, мужество? Это объясняется само собой, еще когда ребенок под лавкой ползает. А взрослому-то уже и не объяснишь…

Казачье воспитание

Михаил Васильевич Палагин — казачий атаман, избранный, как полагается в Томске, Казачьим Кругом. Вместе с Николаем Анатольевичем Самохиным и другими сотоварищами они взялись помогать в самом трудном деле — в воспитании. Известно, что воспитание детей у нас в основном дело женское. Но кто научит мальчишку, что нужно уважать старших, а также слабых, больных, а также зверюшек и птиц? Кто даст первые уроки мужества и любви к отчизне шести-семилетнему пацану?
— А нет ли в ваших занятиях с ребятишками элементов идеологии? — напрямую спросила я, — ведь по Конституции это запрещено.
— Вот чего нет, того нет, — так же прямо ответили в один голос казаки. — И в уставе нашем прописано, что ни к какой конкретной партии, ни к какой «платформе» и прочим идеологическим течениям мы не примыкаем. Мы учим ребят дорожить своим местом на этой Земле, сохранять свой язык, культуру, а при необходимости уметь все это защитить. Приятно сознавать, что областная администрация нас в этом поддерживает.
Приходят казаки в гости и к детсадовцам, и к школьникам, и к студентам колледжей и вузов. Работают и с городскими, и с сельскими детьми. А случается, помогают, не только делясь знаниями и опытом, но и вполне конкретно. Так, с детским танцевальным коллективом «Русские забавы» из Томского дворца творчества юных и их руководителем Ольгой Алексеевой ездили казаки на новогоднюю елку в Москву, и дети так здорово выступили, что пригласили их в гости — в Париж. Словом, поездка из тяжкого испытания для детей превратилась в веселое приключение, которое запомнится на всю жизнь. А ведь из таких воспоминаний постепенно и формируется любовь к отечеству.

Казачья вольница или служба отечеству?

Казаки Уральской сотни Сводного лейб-гвардии казачьего полка

Казаки Уральской сотни Сводного лейб-гвардии казачьего полка

С давних времен известна поговорка: «С Дону выдачи нет!» При всех царях об этом знали беглые крестьяне. Именно на Дону постепенно формировалась та особая общность, та «казачья вольница», которая и отличает по сию пору этот удивительный народ. Однако как совместить казачью волю, которая у каждого казака в крови, с верной службой «Царю и Отечеству»? Нет ли здесь противоречия?
— Нет, думаю, здесь был своего рода общественный договор, — ответил Николай Анатольевич, — свои проблемы казаки решали сами, своим Кругом. Они пахали, сеяли, кормили скот, как и обычные крестьяне. Но при этом всегда охраняли границы! И здесь им равных не было. Ведь и Сибирь первыми осваивали как раз казаки.
Как написал в одной из статей представитель Томского казачества Александр Толкачев в журнале «Казаки за Камнем»: «Именно они (казаки), остатки Ермаковской дружины и вновь прибывшее из центральной России в Сибирь казачье пополнение, основали Томск. Именно из Томска затем началось освоение Восточной Сибири. Именно в нашем городе формировались все отряды, дошедшие до Тихого океана. Побывали томичи, между прочим, и на Аляске. И везде, где они проходили, возникали поселения, города, прокладывались дороги…»
Когда казаки ступили на Томскую землю, здесь и проходил для них «край географии». Здесь они селились, обзаводились семьями, подворьем, растили детей. Но империя постепенно расширялась, «край географии» отодвигался все дальше на восток. И казакам предложено было переехать к новым границам — на Дальний Восток, к Семиречью (будущий Семипалатинск в Казахстане). Кто-то и переехал, а кто-то остался на Томской земле. Оставшихся царь Александр III своим указом «расказачил». Но можно ли указом расказачить душу?

От своих корней далеко не уйдешь

казачество формировалось с раннего детства

казачество формировалось с раннего детства

В советское время, когда началась реабилитация, казачью общность определили, как «сословие», то есть, некую социальную группу. Между тем, у казаков свой особый вариант языка (или, если хотите, диалект), свои традиции и обычаи. Так что вопрос о «сословии» довольно спорный. Но не в терминах суть. Казачество, оно в крови. Вот как об осознании своего казачества говорили наши гости:
— Мой дед и отец были казаками, чистокровные донские казаки, — рассказывает Николай Анатольевич Самохин. — В советское время такая самоидентификация не приветствовалась, но в душе я с малых лет это чувствовал. И для меня не было вопроса, куда идти учиться. Я знал, что стану военным.
Он закончил Томское высшее военное училище связи, служил, в том числе, десять лет — на таком сложном государственном объекте, как Байконур. Потом служил в органах милиции. А выйдя на пенсию, продолжает трудиться — работает инженером радиосвязи на станции скорой помощи.
— На шее ни у кого не сижу, и то ладно, — улыбается Николай Анатольевич, — а что касается казачьего товарищества — это для души. Меня иногда спрашивают: зачем, мол, тебе это? Все эти казачьи сборы, собрания. Обидно, когда слышишь вслед: «Ряженые». А если это в душе с малых лет, никуда от этого не уйдешь… Между прочим, в казачью форму никто нас не «обряжал» — сами шили, на свои деньги. И форма эта — дополнительная ответственность: не дай Бог запятнать себя каким неблаговидным поступком!
Михаил Васильевич Палагин соглашается с товарищем:
— Я помню, мне было лет двенадцать, когда мама, доставая какие-то вещи, вытащила старые фотографии, и я увидел на них мужчин, одетых в строгую форму, с шашками в руках, в папахах. Я спросил: кто это? И мама ответила: один из них мой дед, значит, твой прадед. И тогда душа как-то на это откликнулась. Принадлежность к казачеству тогда не афишировалась (все-таки, казаки — народ воинственный, и оружие в руках держать умели, а потому отношение к ним всегда было несколько настороженное), но я с детства понимал, что буду носить погоны — буду служить.
В настоящее время Михаил Васильевич, бывший работник системы МВД, выбранный атаманом Томского казачества, составляет реестр казаков. И оба моих собеседника большую часть времени посвящают работе с детьми.

Край географии — не вдаль, а ввысь

Под конец разговора возникли у нас с собеседниками некоторые разногласия.
— Сыну двадцать лет, он тоже вступил в казачество, собирается служить, — сказал Самохин, — я ему говорю: какой же ты казак, если оружие в руках не держал.
— У меня тоже сын в казаки вступил, — заметил Михаил Васильевич Палагин, — ему тоже служить хочется.
Я вспомнила своих подруг, вырастивших сыновей, вспомнила, как они обрадовались, когда их сыновей не взяли служить в армии. Не то, чтобы они «откосили», а их не взяли — одного из-за почечной недостаточности, другого — из-за плоскостопия. И я радовалась вместе с ними, подруги растили их в одиночку, без мужей, и боялись потерять.
— Но разве мальчик вырастет мужчиной, если винтовку в руках не держал? — возразил мне Николай Анатольевич. — Как в случае чего будет родину защищать? Сейчас все больше молодые держат в руках ноутбуки, айфоны, айпеды, а стрелять не умеют.
— А может, это и есть их «оружие»? — спросила я, — ведь времена изменились…
— Возможно, — примирительно кивнул Самохин, — времена меняются, а душа меняется не так быстро. Что в нее с детства заложили, то в ней и останется.
Может быть, правы мы, матери, а может, правы казаки, которые ориентируют сыновей на Служение, на сохранение своей генетической памяти? Чтобы однажды не услышать вопрос от взрослого Митрофанушки: «Честь — что это?» или не увидеть перед собой табличку с напоминанием: «Бог есть!»…

Читайте также на сайте:

  1. Кошмар Александра Макарова или Долгий путь домой
  2. “Глашатай Солнца” — символ 2017 года
  3. “Сейчас война идет, только не традиционная”
  4. Фронтовик — десантник
  5. О таком поэте невозможно забыть
  6. Солнце, согревающее всех
  7. Пройденный путь огромен
  8. Кафедра экологической надежды
  9. Поздравляем!
  10. Михаил Андреев. Поэт. Томич. Патриот

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91