Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Томские легенды

   0

Улицы, люди и тайны в истории нашего города

Музей истории Томска

Музей истории Томска

Томские улицы хранят в себе множество тайн и легенд о судьбах людей, их населявших. Имена разных людей переплелись в нашем городе в прочный узел, который и составил его историю. Ссыльные декабристы, поляки-католики, путешественники, первооткрыватели, торговцы — все они, так или иначе, повлияли на образ и судьбу Томска.
Сотрудники Музея истории Томска предлагают своим гостям и читателям газеты “Томская НЕДЕЛЯ” поближе ознакомиться с тем, что скрывают привычные нам улицы и дома, а помогла нам в этом замечательная экскурсовод Елена Кулеш.
— Экскурсия под названием “Тайные улицы Томска” была задумана, как маршрут, повествующий об истории нашего города. Первая улица Томска (сейчас она называется Бакунина) хранит тайны не только домов, но и подземелий, коих на ней немало.
Экскурсия начинается на площадке Музея истории Томска у камня-основания. В идеальном варианте мы приглашаем гостей в наш музей и посвящаем их в историю того, как вообще возник город Томск.

Камень основания

Согласно одной из легенд Томска, если в тёплый день прислониться к Камню основания, то можно услышать биение сердца города, так как именно здесь и именно с этого Камня начиналась история Томска. Но на самом деле этот камень красного железняка был привезён в Томск с Курской магнитной аномалии для экспериментов учёных, однако камень учёным не пригодился. По просьбе городской администрации в 1966 году его установили на Воскресенской горе. Предполагалось, что камень со временем заменят, однако он так органично вписался в окружающую среду, что власти города решили его оставить.

Спасская Башня

Томск в начале своего основания

Томск в начале своего основания

Как гласит другая легенда Томска, именно у стен Спасской башни, а конкретно, у иконы Всемилостивейшего Спаса (реконструкцию которой мы можем сегодня видеть), во время осады кочевниками был совершён большой молебен, после чего кочевники отступили. До этого же дня огни пушек и пищалей воинам-защитникам крепости не помогали, и только после молебна и крестного хода, который был совершён по периметру всех стен крепости, пушки врагов известили о прекращении осады. Уже в ХVII–XVIII веках через Спасские врата — главные ворота Томска (иначе их ещё называли “Воротами в Азию”) проходили путешественники, отправлявшиеся покорять просторы Восточной Сибири, Дальнего Востока, берега Тихого океана.
1 сентября 1754 года у иконы Всемилостивого Спаса молился Фёдор Соймонов, который сформировал в нашем городе Нерчинскую экспедицию.

История возникновения подземелий

Томский Католический костёл

Томский Католический костёл

После осмотра здания Музея истории Томска мы предлагаем экскурсантам окунуться в историю Томских подземелий. Кстати, во время ремонта здания нашего музея в 2002 году с южной стороны был обнаружен подземный ход.
Для того, чтобы понять, зачем были выстроены подземелья, нужно понимать жизнь и быт людей того времени. Первоначально подземелья предназначались для хранения скоропортящихся продуктов питания. Вторая причина заключается в том, что во время осады кочевников очень часто возникали пожары, а все постройки того периода возводились, как многим известно, из дерева. И вот для того, чтобы не пострадать и быстро скрыться от врагов, люди выкапывали под своими домами подземные ходы. В дальнейшем подземелья разрастались от одного дома к другому, к Спасской башне и, естественно, к Троицкой церкви.
В XVII веке каждая изба томичей имела свой подземный ход. Поэтому не удивительно, что при строительстве Католического костёла, которое началось в 1830 году, также было обнаружено подземелье. Надо заметить, что Католический костёл был построен как раз на месте разрушенной 1819 году Троицкой церкви.

Католический костёл города Томска

Томская Воскресенская церковь

Томская Воскресенская церковь

Легенда гласит, что первый Католический костёл в Томске основали приверженцы ордена Иезуитов. После того, как Папа Римский изгнал иезуитов с территории Римской империи, их приняла российская императрица Екатерина II с целью просвещения народа. В 1806 году её внук и наследник престола Александр I учредил два ордена Иезуитов в Томской губернии и Иркутске.
Первый Католический костёл возникает в Томске в 1816 году в доме городского главы на Духовской улице (ныне Карла Маркса), сейчас этот дом мы можем увидеть напротив Богоявленского Собора. Именно в этом здании тогдашнего Католического костёла дважды останавливался Михаил Сперанский. Некоторые историки утверждают, что Сперанский посодействовал томским иезуитам в том, чтобы впоследствии у них появился свой настоящий костёл.
После того, как ссыльных поляков в Томске стало очень много, они обратились к Николаю I c просьбой выделить им то самое место, на котором сейчас и располагается костёл. Место это они облюбовали для себя заранее, но ждали, пока снесут Троицкую церковь, а потом уже обратились с просьбой императору. Николай I одобрил строительство в Томске Католического костёла.

Улица Ефремовская (ныне Бакунина)

Фёдор Соймонов

Фёдор Соймонов

Существует три версии возникновения названия этой улицы. Первая из них гласит, что улицу назвали в честь старца Ефрема, основателя Успенского мужского монастыря. Однако эта версия не может быть правдивой, потому как Успенский монастырь был переселён за Ушайку, и никакого отношения старец Ефрем к этой улице не имеет.
Вторая версия также связана с именем того же старца Ефрема, который решает перенести Усть-Киргизский мужской монастырь, как раз-таки за Ушайку. И, согласно этой версии, путь старца Ефрема от Большой Киргизки в сторону Юрточной горы через Ушайку в то место, где расположился мужской монастырь, пролегал как раз по этой улице и дальше по Мельничному взвозу. Люди утверждали, что старец очень часто проходил по этой улице, потому ей и дали его имя.
Третья версия является официальной, и согласно ей, до 1868 года на пересечении нынешних улиц Бакунина и Октябрьской (когда-то она называлась Воскресенской) проживал коллежский советник Дмитрий Михайлович Ефремов. Согласно традиции того времени, улицу называли именем человека, который жил в последнем доме на ней.
Дома, располагавшиеся на улице Ефремова, по большей части были доходными, в них также содержались мастерские, в частности, в доме № 13 была иконописная мастерская младшего Панкрышева. Точно известно, что располагались на этой улице зеркальная мастерская и даже чулочная, и общедоступный ресторан.

Дом Томаса де Вильнева

Француз Томас де Вильнев был томским комендантом, человеком весьма неординарным и в истории нашего города оставил весьма значимый след. Тем не менее, личных вещей, документов и вообще чего бы то ни было, от Томаса де Вильнева с конца XVII века до наших дней не сохранилось.
Проживал Томас де Вильнев в доме по улице Ефремова, 26. Изначально де Вильнев приехал в Петербург, потом попал на южную границу нашей страны и занимался строительством крепостей. Спустя время судьба забросила Томаса де Вильнева в Томск. Надо сказать, что он увлекался алхимией, но в Томске это занятие забросил и полностью посвятил себя служению русскому народу.
Именно в период комендантства де Вильнева началось активное строительство различных училищ, а также была заложена Воскресенская церковь, которая, как считается, построена совершенно не по православным канонам (сказались европейские предпочтения Томаса де Вильнева).
С домом де Вильнева также связана легенда, согласно которой Томас де Вильнев неспроста для строительства своего дома-замка выбрал именно это место, а по причине того, что на том самом месте в начале XVII века находилась изба воевод Гаврилы Писемского и Василия Тыркова. И, согласно историческим документам, это действительно так.
Известно, что в доме де Вильнева останавливался ссыльный писатель Радищев, вместе они запустили первый в истории Томска воздушный шар. Также у де Вильнева останавливался обоз с материалами Франсуа Лаперуза, не он сам, а именно его обоз. С сопровождающим обоза Томас де Вильнев передаёт во Францию, на свою родину, последние письма своим родственникам.

Колокол Воскресенской церкви

Дом Томаса де Вильнева

Дом Томаса де Вильнева

Опять-таки, согласно легенде, прихожанин Воскресенской церкви Андрей Васильев в 1896 году присутствовал при коронации Николая II. Андрей Васильев, помнящий о том, как когда-то ещё цесаревич Николай Александрович приезжал в Томск, и каким-то образом попав в Москву в период коронации, был зачарован торжествами, и дал себе обет, что в честь этого события подарит Томску копию Царь-Колокола. И вот на обратном пути из Москвы в Томск, он заезжает в Ярославль на колокольню Оловяшника и заказывает стопудовый Царь-Колокол. Это был третий по величине колокол за Уралом (самый большой был в Иркутске, затем шёл тобольский колокол и, наконец, томский).
Есть рассказы о том, как томский Царь-Колокол “отказывался” ехать в Томск (его просто не могли сдвинуть с места), по всей видимости, колокол “размышлял” о своей судьбе, но, решившись, всё-таки “поехал”.
Железной дорогой колокол довезли до вокзала “Томск I”, хотя, удобнее было выгрузить его на “Томске II”. Но дело в том, что Андрею Васильеву очень уж хотелось провести колокол центральными улицами — по Бульварной, Садовой, Почтамтской, Магистратской, по второму Воскресенскому Взвозу (более пологому), и дальше уже колокол подняли к звоннице Воскресенской церкви. Таким образом, 17 декабря 1897 года томский Царь-Колокол впервые прозвенел над нашим городом.
Свидетели утверждали, что в спокойную солнечную погоду звон главного томского колокола было слышно за двадцать вёрст. И сельские звонари начинали звонить в свои колокола по первому звону Царь-Колокола.
О “кончине” томского Царя-Колокола тоже существует удивительное повествование, согласно которому, в морозное январское утро, находившиеся на службе прихожане услышали страшный грохот. Предчувствуя беду, прихожане попытались выйти из Воскресенской церкви, но ведший службу священнослужитель остановил их, попросив закончить службу. После окончания службы прихожане вышли на улицу и увидели, что упав, Царь-Колокол не разбился, а лежал на земле. Понимая, что видят любимый колокол в последний раз, прихожане прощались с ним, обнимали и целовали холодный металл на морозе. На морозе губы прихожан пристывали к колоколу, так что отдирать их приходилось с кровью.
На данный момент на звоннице Воскресенской церкви висит обновлённый колокол, и во время главных церковных праздников мы можем услышать его звон.

Михаил Александрович Бакунин

Михаил Бакунин с женой.

Михаил Бакунин с женой.

Михаил Бакунин — русский дворянин, мыслитель и революционер, родом из Тверской губернии. За революционные идеи был арестован и в течение семи лет пребывал в разных крепостях, пока наконец-то, благодаря настойчивым хлопотам семьи, не оказался в Томске (только благодаря освидетельствованию врачей, что начавшееся у Бакунина “ожирение сердца” может привести к скорой смерти, Александр II разрешил перевести его на вечное поселение в Сибирь).
Изначально Бакунин остановился в одном из доходных домов на улице Магистратской, но прогуливаясь как-то раз по Ефремовской около здания Католического костёла, встретил на своём пути двух женщин, одна из которых его очень заинтересовала. Михаил Бакунин проследовал за женщинами и выяснил, где живёт та дама, которая привлекла его внимание. Позже Бакунин переселился на эту же улицу в соседний дом, а в тот дом, где жила незнакомка, он устроился работать учителем иностранных языков, и, таким образом, познакомился с дамой, в которую, вероятно, влюбился с первого взгляда. Звали её Антонина Квятковская, а происходила она из рода польских дворян. Спустя год она стала женой Бакунина.
После свадьбы супруги уезжают в Иркутск, а дальше — каждый своими путями — пытаются покинуть пределы России. Квятковская направляется в Лондон (дорога занимает у неё чуть ли не полтора года). Денег на дорогу фактически не было, сбережения, оставленные ей супругом, были ничтожно малы. Сам же Михаил Бакунин совершил побег из Сибири через Японию и Америку в Англию. В Лондоне супруги встретились.
В Англии Бакунин начал свою политическую деятельность обращением к “русским, польским и всем славянским друзьям”, в котором он призывал к разрушению в России монархического строя.
Ирина Лугачёва

Читайте также на сайте:

  1. Террору нет места в исламе!
  2. «3D Воображариум»
  3. Итальянец в России
  4. Светлый праздник
  5. Фотосессия Гордумы на пленере
  6. «Органная мозаика» – подарок из Петербурга
  7. Человек-душа
  8. Предъюбилейный сезон завершен!
  9. Святки и гадания
  10. Культурный юбилей
Рейтинг
Метки:

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91