Томская НЕДЕЛЯ
Отдел рекламы:
+7 (3822) 78-42-91
Томск, Россия
+10.4C

Транспортный “передел”. Первые итоги и впечатления

  197    0

За два года на разработку новой транспортной схемы мэрия потратила уйму денег. Что в итоге?

Эксперты пермского ООО “Радар” провели комплексное обследование пассажиропотока и маршрутной сети Томска и разработали новую транспортную схему города. После обсуждений с томичами и перевозчиками власти представили окончательный ее вариант, который утвердил мэр Томска Иван Кляйн.

Хотели как лучше

Транспортный “передел”Новая транспортная схема была запущена в Томске с 1 января 2017 года. Всего в городе оставили 29 маршрутов. Ежедневно на линии должны работать 555 автобусов. Начало движения — 6.00, окончание движения — 23.30. Интервал движения 7–16 мин. Принят “стандарт перевозок” для перевозчика. На остановках должны быть новое расписание и карта маршрута. Подключена система ГЛОНАСС для фиксации скорости движения автобуса, соблюдения маршрута и остановок, интервала движения. Введена новая оплата проезда в маршрутках — 18 рублей и 15 рублей для пенсионеров. Для оперативной информации и обращения граждан работает телефон 28–29–06.

Один маршрут — один перевозчик

Вместо 35 маршрутов оставили 29. Изменение маршрутной схемы и проведенные конкурсы на право перевозить пассажиров в Томске, в которых участвовали далеко не все бывшие перевозчики, вызвали много конфликтов, в том числе и личных, среди томских предпринимателей, задействованных в транспортной сфере.
Транспортный “передел”И вот уже 11 января утром на въезде в Томск обстрелян новый маршрут № 130 (бывший № 60) — перевозчик Александр Ткачук. “Никто из пассажиров не пострадал физически (так как все сидели), но все были очень испуганы. Несколько стекол было выбито полностью, а вот на одном из задних стекол автобуса, обклеенном защитной пленкой, остались следы от пуль”, — прокомментировал событие сам Александр. По мнению перевозчика, кроме нанесения непосредственно материального ущерба одной из причин нападения на автобус может быть попытка запугать томичей и таким образом отбить желание пользоваться его услугами как перевозчика. (Перевозки по 130 маршруту отдали Александру Ткачуку, который стал также победителем на перевозки по 26-му и 24-му маршрутам — прим.автора).
Еще одно новое явление — “заказные перевозки”. В средствах массовой информации Томска появилась информация, что сотрудники администрации города совместно с УГИБДД выявили нелегальные перевозки на заказных автобусах: 10 января — на маршруте № 52, 11 января — на маршрутах № № 26 и 27. В автобусах взималась плата в размере 15 рублей под видом пожертвований. “Водителям, осуществляющим перевозки пассажиров на заказных автобусах в Томске, а также их работодателям грозят штрафы” — прокомментировала председатель комитета по транспорту мэрии Ольга Свахина.
К слову сказать, мэрия их ожидала: на пресс-конференции для журналистов 27 декабря речь шла по девяти маршрутам, что некоторые маршрутники остались недовольны новой системой и заявили, что, возможно, выйдут на заказные перевозки и будут возить томичей по заниженным ценам.
Таким образом, ситуация в транспортном бизнесе с введением новых правил перевозок пассажиров обострилась и стала напоминать передел собственности в “лихих 90-х”. Мэрии необходимо срочно решать конфликтные ситуации, иначе это напряжение грозит перерасти в войну между мэрией и маршрутниками.

Новая транспортная схема

Транспортный “передел”С 1 января отменены маршруты № 7, 17, 27, 60 и 81, взамен введены межмуниципальные перевозки — маршруты № 112 (Томск-Борики), № 118 (Томск — Межениновка), № 130 (Томск — пос.Светлый), № № 400 и 401 (Томск — Северск).
В городе и раньше существовала транспортная проблема с новыми “спальными” районами и присоединёнными территориями, а после нововведения ситуация изменилась в худшую сторону. Из жалоб пассажиров:
— По старой схеме многие автобусы особенно утром и вечером ходили переполненные, — рассказывает один из жителей окраины, Владимир. — Но та переполненность по сравнению с тем, что творится сейчас — детский лепет. Сегодня в 7.00 ехал от ост. “Авангард” до ост. “Дом Книги” на 10-м маршруте. Последних пассажиров маршрутка подобрала на остановке “Ул. С. Лазо”, а затем до Яковлева в нее никто не смог войти, хотя водитель упорно останавливался на каждой остановке и пытался открыть двери, несмотря на возмущение полузадавленных пассажиров. За 15 лет я такое вижу впервые. Мои коллеги живут в районе Высотного, что на Иркутском тракте, третий день они не могут нормально сесть в общественный транспорт. Маршрутки либо вообще не останавливаются, либо останавливаются, но в них войти невозможно.
— Из Солнечного убрали маршрут 27, теперь у нас осталось 2 маршрута — 30 и 25, а 33 вообще непонятно для чего ввели! — возмущается мама троих маленьких детей Мария. — Теперь по ул. Клюева, 3 до ул. Клюева, 26 вообще не ходит ни один транспорт. Написали в мэрию письмо. Нам ответили, что 27 маршрут не рентабелен, хотя он всегда полным народу был! Объяснили так: якобы у нас пошаговая доступность, можно спуститься на ул. Бирюкова или подняться на ул. Суворова — это с маленькими детьми по заваленной снегом улице! А идти-то немало, километр точно будет! Я тут ехала в новогодние праздники с тремя детьми на 33 маршруте с пл. Ново-Соборной, так нас даже на ул. Бирюкова не захотел высаживать водитель, сказав, что там нет остановки. Высадил около 58 школы — в сугроб. Я больше километра тащила маленького ребенка на руках по заваленному сугробами тротуару! Вот и живите люди, как хотите!
Транспортный “передел”— На остановке “Путепровод” стояла 45 минут в ожидании автобуса № 30, дважды звонила на “горячую линию”, узнать, не отменили ли маршрут? — рассказывает другая пассажирка Людмила. — За это время мимо прошло по четыре-пять автобусов других маршрутов, даже таких редких ранее, как № 14 и № 38. Автобусов № 3 насчитала вообще 7 штук и еще 3 троллейбуса. В долгожданном автобусе места хватило только еще на пассажиров с двух остановок — “ДОСААФ” и “Мичурина”, на следующих остановках водитель только высаживал пассажиров, мол, следом идет еще один автобус 30 маршрута. На остановке “58 школа” автобус заглох, оказалось, что закончился бензин. Водитель предложил пассажирам до “конечной” остановки пройтись пешком, а кому в Академгородок — пересесть в подошедший следующий автобус. Я еще раз позвонила на “горячую линию” мэрии, когда пробиралась по сугробам Солнечного. В итоге, посмеялись вместе с диспетчером над ситуацией. Веселимся!
— До Зонального с Черемошек, где живут одни “миллионеры”, вообще 17-й маршрут убрали, теперь нужно ездить с пересадками, то есть в два-три раза дороже, — рассказывает еще один пострадавший от перевозок — Николай, — а в мэрии заявляют, что сделано это по просьбе граждан! Моё мнение никто не спросил, сделано это не продуманно, я бы сказал, по дурости… А мне предлагают звонить, как будто это уменьшит интервал движения автобусов и уменьшит число пассажиров!
И таких жалоб — сотни. Например, жители Октябрьского района Томска ругаются в транспорте и на остановках из-за отмены автобуса № 27, который регулярно ходил, совсем не мешал и не перегружал центр города. На нем можно было уехать с Авангарда на Томск-1, поздним вечером добраться с Комсомольского проспекта и Иркутского тракта. Теперь только с пересадками. Чья эта идея? Кто спрашивал народ об удобстве?
Пассажиры жалуются, что в салонах автобусов холодно, они часто ломаются на маршруте, приходится добираться до ближайшей остановки по проезжей части или по сугробам.
Люди обозлены до предела. На улице мороз. Все на нервах. На работу теперь регулярно опаздывают, вечером домой добираются по полтора часа. Чиновники мэрии пытаются все свалить на большие сугробы, но такие оправдания только добавляют напряжения. Объявили о запрете массовых мероприятий. Боятся, однако?

Интервал перевозок

Транспортный “передел”С нового года интервал между автобусами увеличился на всех маршрутах. Все пассажиры жалуются, что мерзнут на остановках, ожидая транспорт, ездят в переполненном транспорте, опаздывают на работу на полтора-два часа! Все эти безобразия является нарушением существующих норм и правил.
Очевидно же, что с увеличением протяженности маршрута увеличилось и время его прохождения, из-за этого на некоторых маршрутах невозможно соблюдать расписание с таким количеством автобусов. В рейс выходит только половина нужного количества маршруток. И вновь жалобы томичей:
— Сообщай не сообщай, а вот лично я стал ждать свой маршрут не менее 20–30-ти минут… а постой-ка в мороз на остановке, в автобусах народу стало, как в бочке селедок…
— Больше 40 минут ждала 30 автобус на Герасименко (точно за временем не следила — сильно замерзла); обратно прокатилась на новом 33 (для изучения новой транспортной схемы в нужном мне направлении); от ул. Учебной через Академгородок ехала долго — 1 час 40 минут. Больше не пойду на этот маршрут!
— Автобус № 4 — интервал указан 5–6 минут, реально жду каждый день 15–20 минут. Стала опаздывать на работу, договорилась с руководством приходить на работу к 10 часам (раньше в это время пассажиропоток обычно был небольшой), но это не помогло! В 9 часов утра на остановке стало больше народу. Например, 12 января автобус подошел на остановку К. Ильмера в 9.20, я едва в него втиснулась. На ул. Д-Ключевской водитель не перестроился из 3-го ряда, пассажиры стали требовать открыть двери, так и вышли из автобуса под колеса автомобилей 1 и 2 полосы. Жуть! Опять опоздала на работу… Домой возвращаюсь в час пик — 18.30 — на дорогах огромные пробки, 3 остановки с работы ехала 1,5 часа!

Стандарт перевозок

Согласно контракту, который подписал каждый перевозчик, в транспортном средстве при работе на маршруте должен присутствовать и осуществлять свои должностные обязанности кондуктор. В контракте также прописано, что в маршрутке билеты должны давать и остановки объявлять, не слушать музыку, не курить, по телефону не разговаривать, быть в форменной одежде, и автобусы чтобы были не старше 12 лет.
Контракты подписаны, но перевозчики не торопятся соблюдать новый стандарт поведения. Выиграли аукционы и теперь, что хотят, то и делают. Создается впечатление, что маршрутники показывают, кто в городе хозяин, наплевав на требования населения и мэрии! И никакой закон им не писан. Похоже, что с них все также никто ни за что не спрашивает?!
По-прежнему в большей части автобусов нет кондукторов. Одни перевозчики пытаются убедить, что не могут найти желающих работать за 12–15 тыс. рублей под присмотром камер видеонаблюдения. Довольно странное объяснение про отсутствии кондукторов в маршрутках. В трамваях и троллейбусах работают ведь люди. И зарплата у них явно недалеко от МРОТа ушла.
Другие перевозчики говорят, что им сегодня закон позволяет возложить обязанности кондуктора на водителей. Только водители часто забывают о том, что эти обязанности они могут выполнять лишь во время остановки автобуса, а не во время движения. Практически ежедневно мы видим ДТП с участием ПАЗиков. Например, 15 января автобус, ехавший по маршруту № 23, врезался в иномарку и вылетел с проезжей части на тротуар на пр. Кирова, где сбил дорожный знак; в маршрутке было 20 пассажиров.
Третьи владельцы маршрутов собираются поставить кешбокс — средство, которое позволяет безналичным и наличным путем расплачиваться в автобусе и получать билет. Только сроки затягиваются на неопределенное время.
Поведение водителей маршруток мало изменилось: часто хамят, делают вид, что не слышат вопросы пассажиров; остановки не объявляют; устраивают гонки по заснеженной и обледеневшей улице. Пассажиров во время этих гонок бросает по салону. Постоянно возникают проблемы со своевременной выдачей сдачи и необходимостью останавливаться на каждой остановочной площадке.
Если мэрия решила навести порядок в городских маршрутках, значит нужно проявить волю, неукоснительно требовать выполнение стандарта перевозок, наказывать виновных.
Единственно, что исполняется маршрутниками в полной мере — это взимание новой оплаты за проезд. Причем несмотря на не оказанные в полной мере услуги.

Вывод

Транспортный “передел”Накануне нового года мэрия, в лице председателя комитета мэрии по транспорту и организации дорожного движения Ольги Свахиной и начальника областного департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Константина Белоусова рапортовала о готовности осуществлять маршрутные перевозки по новым условиям. Чиновники говорили о двухсторонней ответственности городской администрации и перевозчика. Просили пассажиров по всем возникающим вопросам звонить по тел. 28–29–06. Обещали за три нарушения лишать лицензии на перевозки.
Вот только как мы узнаем, сколько жалоб на допущенные нарушения получит тот или иной перевозчик? — Непонятно.
Представители мэрии пытались держаться уверенно, говорить правильно, но было видно, что они сами до конца не представляли, что “замутили”, не просчитали, что будет с перевозками в городе с 1 января во время новогодних каникул. Возмущает людей явная непродуманность времени года для таких нововведений — ни раньше, ни позже, как морозной заснеженной зимой надо было ставить весь город “на уши”, чтобы менять транспортные пассажиропотоки! Как всегда, действовали на русское “авось” — главное ввязаться в драку, а там видно будет.
Сегодня мы видим, что обе стороны — мэрия и перевозчики — не готовы к возникшим трудностям, ибо никто из них не торопится брать ответственность за “транспортный коллапс”, возникший в новом году. По-прежнему осуществляются пассажирские перевозки с нарушением законодательства о безопасности дорожного движения. Не исполняются требования заключенных договоров. Как тут не вспомнить крылатое выражение Виктора Черномырдина: “Хотели как лучше, а получилось как всегда”.
Автор Ия Владимирова

Читайте также на сайте:

  1. Кресс невиновный
  2. Самострой в законе, или Кто заступится за сирот?
  3. Томский «ясак» с пятисот пассажиров
  4. Заместителю губернатора Томской области по промышленной политике Л.М. Резникову
  5. 18 «подвигов» Парежева
  6. Новый тариф ОСАГО готовят к лету
  7. Исчадие мэрии
  8. «Рулетка» господина Паршуто
  9. Вынужденная временная мера
  10. Народовластие в Зырянском!
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Посетителей на сайте сейчас: 6

Мы на Flickr

    Наш адрес

    Email: red@tomskw.ru

    Телефон: +7 (3822) 78-42-93