Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Три струны, покоряющие сердца

   0

В прошедшую субботу в Томске состоялось музыкальное представление уникального балалаечника Алексея Архиповского

На томской сцене

На томской сцене

Обычно выступление музыканта именуют концертом. Однако это выступление мне бы хотелось назвать именно представлением. Неразрывная связь Алексея с залом чувствуется на уровне невольных эмоций, одновременно проступающих во время концерта — как на лице исполнителя, так и на лицах зрителей. С публикой Архиповский общается не переставая. Причем, не с помощью слов, а исключительно подбором музыкальных тем, игрой, жестами и мимикой. Такое ощущение, что в итоге задействованными в возникновении музыки оказываются все без исключения. И вот так, посредством неразрывной связи сцены и зала, и происходит волшебство — рождение звука.
Томск Архиповский посещает не впервые. На концерте, как и в прошлый раз, было два отделения. Первое отделение условно можно было бы назвать знакомством с балалайкой и показом всех ее возможностей и граней — смешных и серьезных. Второе отделение — более сокровенное. Оно меньше касается непосредственно балалайки, а больше лично исполнителя, и это непременно находит живой отклик у зрителей. При этом двухчасовой концерт прошел под нескончаемые овации и “браво” благодарных томичей. Сам же музыкант за все это время со сцены произнес лишь одно слово: “Спасибо”.

Паганини русской балалайки

Паганини русской балалайки

Паганини русской балалайки

— Я человек морской — родился в Туапсе, меня воспитало Черное море и закалило черноморское солнце. И поэтому мне более близка природа южных городов, скорее итальянская, чем русская. Первым моим музыкальным переживанием, наверное, был звук моря. Черноморское побережье просто уносило меня куда-то, во сне какие-то хоры чудились. Потом отец, игравший на аккордеоне по праздникам “Дунайские волны” или какие-нибудь вальсы, пробудил во мне желание попробовать самому. Но когда я пошел в музыкальную школу, оказалось, что я маловат для такого большого инструмента, как баян. Тогда и возник интерес к миру струнных.
За плечами у Алексея Архиповского училище имени Гнесиных, работа в Смоленском русском народном оркестре и Государственном академическом русском народном ансамбле “Россия” под руководством Людмилы Зыкиной. Но наибольшую известность Алексей получил именно как сольный исполнитель. С головой окунувшись в омут концертной жизни в 2002 году, музыкант сразу привлек к себе внимание публики на фестивале “Мамакабо”. Дальнейшее было делом времени. Как в калейдоскопе, замелькали многочисленные концерты и фестивали в России и за рубежом. И вскоре с легкой руки музыкальной прессы за Алексеем Архиповским прочно закрепилась репутация “Паганини русской балалайки”. И, надо сказать, вполне заслуженно: то, что музыкант творит с балалайкой — просто непостижимо.

Неисчерпаемые возможности

Превращения балалайки…

Превращения балалайки…

Увиденное и услышанное заставляет по-новому взглянуть на возможности этого инструмента. Оказывается, балалайке подвластно не только фольклорное исполнение, но и самые разнообразные стили: от фольклора до классики, от блюза до фламенко, от джаза до рока.
В руках маэстро такой, на первый взгляд, казалось бы, незамысловатый инструмент, как балалайка, совершает поистине чудеса. Три струны то жалобно стонут, то задорно смеются, то звучат громко и бравурно. Порою же в погруженном в созерцательную тишину зале балалайку Архиповского едва слышно, и зрители невольно задерживают дыхание, чтобы не упустить ни звука… При этом музыкант умудряется играть то одной рукой, то держа инструмент у себя за спиной. Восторг слушателей вполне объясним.

И лезгинка, и “Полет шмеля”

Азарт и удаль

Азарт и удаль

Слушаешь Архиповского, и просто не верится, что в инструменте, на котором он играет, всего три струны. Как же ему удается вместить всю мировую музыку в этот, казалось бы, простой инструмент, ассоциирующийся у большинства лишь с незатейливыми русскими народными мелодиями?! В руках Архиповского балалайка звучит то как арфа, то как клавесин, то как банджо. Да и вообще, для этих двоих нет границ: с помощью балалайки Архиповский может “изобразить” абсолютно все струнные инструменты всех времен и народов.
Музыка, которую исполняет Алексей, не является чисто русской народной. Похоже, она вообще не имеет каких-либо границ между государствами и национальностями. В беседах с представителями масс-медиа музыкант не раз признавался, что смотрит на балалайку по-своему, в некотором преломлении.
— Считаю, что балалайка не только русский этнический инструмент, — признается Архиповский. — Это интересный музыкальный инструмент, которому многое подвластно. Им можно выразить самые различные чувства, целую гамму настроений.

Балалайку ждут и любят по всему миру

Представление чудо-инструмента зрителю

Представление чудо-инструмента зрителю

И действительно, со своей балалайкой Алексей активно гастролирует по городам России, солировал на фестивалях США, Китая, Германии, Франции, Испании. И во всех странах, куда приезжает с концертами, он чувствует к себе лишь позитивное отношение. В большей степени за рубеж Архиповского приглашают профессиональные продюсеры, например, джазовые. В меньшей степени приглашают русские эмигранты, у которых сложился привычный стереотип балалайки, как чисто народного инструмента.
Архиповский не делит любовь к музыке на конкретную любовь к русской народной музыке или к какой-то иной. Он считает, что есть то, что входит в душу, рождает какие-то ощущения, чувства, эмоции. А какой формат у этой музыки, кто ее играет и какими способами он добивается отклика у слушателей — уже не так существенно.
Здесь хотелось бы заметить, что без особой рекламы, без вложения денег и даже без эфиров на телевидении получается так, что в огромном количестве городов России, куда приезжает Алексей, залы всегда полны.
— Это дает надежду, что люди знают, чего хотят, — говорит музыкант.

Желание быть искренним

Автографы томским поклонникам — тоже с душой!

Автографы томским поклонникам — тоже с душой!

Сколько же нужно посвятить времени, чтобы добиться такой легкости в пальцах? В моей предыдущей беседе с музыкантом, когда он приезжал в Томск лет пять назад, Архиповский признался, что профессионализм для него — вовсе не самоцель. Может, раньше, когда он еще был “небольшого творческого роста”, это и было важно. Когда Алексей еще принимал участие во всевозможных конкурсах, то в этом присутствовала некая толика спорта, азарта, и ему хотелось сыграть как-то необыкновенно, быстро и технично. Но потом эта тема перестала его трогать, потому что возникли темы более интересные. Например, сама музыка и ощущения, которые она дает.
— Я просто играю и жду, пока балалайка подскажет мне интересную тему, — рассуждает Алексей. — Когда я поставил на инструмент звукосниматель, он фактически стал полуакустическим — это изменило его возможности, изменило его мир. Я удивлен, почему до сих пор нет балалаечников, которые пошли бы за мной. Путь отрыт.

Хочется многое сделать

Все, что играет на своих концертах-представлениях Алексей Архиповский (помимо тех коротких музыкальных цитат, которые узнаваемы всеми слушателями без исключения) — его собственные сочинения. Это его музыка, которую он даже не записывает на ноты. Все то, что играет Алексей, носит характер импровизации.
— Конечно, я записываю музыку по мере созревания. Но вот писать ноты для меня слишком трудоемкий процесс. Я ведь человек играющий, а не записывающий. Да и вообще, то, что я играю, трудно выразить нотами. Кроме того, у меня есть много “долгов” перед самим собой. Хочется многое сделать, еще больше сочинять, играть и развиваться.
Концерт для томской публики, состоявшийся 3 декабря, явился настоящим театром виртуозной игры и головокружительных исполнительских приемов. Погружение слушателей в самих себя состоялось — это было ясно по замершим, словно задумавшимся о чем-то важном, людям, внимавшим сложным и тонким переходам от одного полутона к другому… Не устаю удивляться тому, как легко этот музыкант, смело взяв на вооружение самые разнообразные достижения музыкальной культуры современности, смог создать что-то изначально славянское, но при этом без сложившихся штампов и стереотипов о национальном. “Исконно русское звучит во всем, что творил Мусоргский”, — говорил некогда Рерих. Исконно русское звучит и во всем, что играет Архиповский.
Софья Вольская

Читайте также на сайте:

  1. Родом из Сибири
  2. Зоопарку нужен дом!
  3. В Новый год – с Надеждой
  4. Крестовоздвижение
  5. Культурный юбилей
  6. «Органная мозаика» – подарок из Петербурга
  7. Театр – не доктор, театр – это боль
  8. Культурные лауреаты
  9. Фотосессия Гордумы на пленере
  10. Нет языка – нет нации
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91