Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Царская легенда

   0

Оперная певица из Вены Мария Романович, по семейному преданию, происходит из рода бояр Романовых.

01Мария Романович, сцени­ческий псевдоним — Мария Олеговна Романова. Родилась 16 июля 1927 года в Вене (Австрия). По семейному преда­нию, происходит из рода бояр Ро­мановых, чему, по ее же собствен­ному признанию, к сожалению, нет документальных подтверждений. Окончила школу оперного искус­ства, активно выступала на сцене в Германии, Австрии и Швейцарии. В детстве была обращена в като­лическую веру, в сознательном возрасте приняла православие. Считает себя русским человеком, всю жизнь интересуется биографи­ей царя Александра I и легендой, связанной с его именем. Твердо уверена, что царь Александр и старец Фёдор Кузьмич — одно и то же лицо…

Говорит, что чувствует это серд­цем, и подсказывает ей это ее та­лисман — амулет с вензелем в виде буквы «А». Вензель на амулете — точная копия того, что нашли в посмертных вещах старца Фёдора в Томске. А изготовил его ее сын — отец Сергий, ныне православный монах, при рождении нареченный Александром. С этим амулетом Мария Олеговна почти никогда не расстается. Изредка снимает только дома.

Сердцем — в России

Наша беседа с этой удивительной женщиной состоялась при помощи «Скайпа», по ее личной просьбе. Ей не удалось приехать в наш го­род в июле, кода широко праздно­валось двадцатилетие обретения мощей святого праведного старца Феодора Томского. В этот день, 5 июля, в монастыре на паперти Ка­занского собора под открытым не­бом была торжественно совершена Божественная Литургия.

— Сердцем я была тогда в Том­ске, в России, — призналась Мария Олеговна. — Молилась вместе со всеми православными. Молилась за родных, за томичей, за всех россиян. Ваша многострадальная страна много перенесла, в том чис­ле и тяготы войны. Я тоже ее за­стала, мне было 12 лет, когда нача­лась Вторая Мировая. Помню, как прятались от бомбежки в Вене, в подвале, помню первых русских — солдат, освободивших мой родной город, и банку сгущенки — угоще­ние от них…

Ее искренность и доброжела­тельность неподдельны. Гордая осанка, поворот головы. Специ­ально к нашей встрече Мария Оле­говна нарядно оделась, повязала на голову яркий платок — совсем как у русских красавиц. И ей это неимоверно шло. Она улыбалась и была необычайно приветлива.

В беседе принимал участие и ее сын, отец Сергий. Он поведал нам, что улыбки даются ей нелегко, че­рез боль. Накануне 88-летняя жен­щина перенесла травму, получила несколько ушибов, у нее кружится голова, но она не отменила нашу встречу, а наоборот, очень тща­тельно к ней готовилась. Кстати, обратите внимание на фотогра­фии. Они сделаны именно в тот день в доме Марии Олеговны, специально для читателей нашей газеты.

И когда эта прелестная женщи­на говорит, что молилась за всех нас, ей веришь. В их доме имеется собственная часовня, где хранит­ся фрагмент мощей старца Фёдо­ра — подарок игумена Силуана из Томска. По ее словам, это самая дорогая для нее святыня.

Долгий путь к себе

Мария Олеговна строит жизнь со­образно своему внутреннему миру, близкому к Богу. Это и поиск ее смысла, стремление научиться де­лать людям добро, сопереживать им, жить для них. В поисках она обрела себя (но путь был долгим). Каждый человек имеет свою мис­сию, с которой он пришел сюда. Но осознать ее можно только че­рез Библию. «Это самая высокая ступень на пути к Богу», — считает Мария Олеговна.

Родилась она не в России, бо­лее того, в католической семье, но к русской культуре тяготела всегда, и началось это в ее 12 лет. Родная тетя передала ей в руки первую иконку. Иконка отличалась от католической, и была она право­славного содержания. И та икон­ка привлекла ее внимание на всю жизнь. В ее душе, наверное, заго­ворили русские корни, ведь прадед был православным священником, эти корни — из русского поместья на реке Прут. Жизнь шла своим чередом, девочку воспитывали в католической семье. Мама — ка­толичка, дети — католики, и кре­стили ее в католическом храме, позднее — венчалась там же. По­том совершенно осознанно она придет в православный храм, как и ее сын Александр, а дочь Алексан­дра останется в католической вере.

«Старец Фёдор — это чудо…»

Но жизнь ее не была гладкой. Были метания — духовные, душевные, по­знала Мария Олеговна и кризисы. Оставив певческую карьеру, пы­талась уйти в католический мона­стырь. Даже стремилась пройти ис­пытания, делала черновую работу, пела в монастырском хоре. По мо­настырским условиям (правилам) не стала послушницей. Говорит: «На все воля божья. Если осталась бы в монастыре, то не узнала Томского старца Фёдора». Считает, что старец Фёдор — это чудо… Она не утверж- дает, что царь Александр I и Фёдор Кузьмич — одна историческая лич­ность, она ищет «следы» старца Фё­дора. Во все свои трудные времена обращалась к Богу, молилась, и он ей помогал. Потому уверена, что найдет то, что ищет, в Томске. Ее сын, иеромонах Сергий, нарисовал икону старца Фёдора, освятили ее, и сегодня это — семейная реликвия. В Томске, в районе пос. Хромовка, на свои средства Мария Олеговна поставила часовенку святому пра­веднику для любого путника, для старого и малого. Убеждена, что свя­той Фёдор помогает ей, поможет и всякому молящемуся и просящему. Она общается с игуменом Силуаном, решает вопросы о помощи обители, где находятся мощи старца. В июле 2003 года на месте кельи старца был поставлен закладной камень в осно­вании часовни Фёдора Томского.

Уяснила и то, что Бог помогает тем, кто действует, то есть работа­ет. И она всю жизнь искала поле своей работы. Нашла его в Томске. Запомнила первую поездку в наш город, когда, движимая возможно­стью увидеть мощи старца, боль­ная, кашляя, поездом «Томич» проделала длинный путь.

Впервые австрийская гостья приехала в СССР в 1973 году, а первый приезд в Томск состоялся в 1999 году. С тех пор приезжает в наш город почти ежегодно, не­однократно жертвовала деньги на поддержку Богородице-Алексиев­ского монастыря.

Кроме того, с подачи Марии Олеговны Романовой группой австрийских кинематографистов весной 2002 г. был снят доку­ментальный фильм о Томске под названием «Мистика Востока», который в 2004 году был дубли­рован на русский язык и подарен томичам в честь юбилея города. Дубляж фильма был сделан на­родным артистом России Алексеем Гуськовым, свой гонорар Алексей Геннадьевич также пожертвовал Богородице-Алексиевскому мо­настырю.

Зять Марии Олеговны, компози­тор Иоганнес Кернмайер, проник­шись ее рассказами о судьбе Алек­сандра I, написал оперу «Царская легенда», которая еще ждет своего постановщика.

В 2003 году Мария Олеговна об­ращалась в ЮНЕСКО с просьбой обратить внимание на деревянную архитектуру г. Томска, а в 2006 г., накануне российско-германских межправительственных консуль­таций, написала письмо канцлеру Германии об уникальности нашего города.

Томск — Родина души

— Если будет угодно Богу и по­зволит здоровье, я опять приеду в Томск, — говорит Мария Оле­говна. — На праздник города и, в первую очередь, к мощам святого Фёдора Томского. Это время, когда с тополей летит пух, и улицы го­рода укутаны в мягкую белизну, белизну, которая, как символ му­дрости, укутывала Святого Фёдора Кузьмича и которая после долгих зимних месяцев плывет в воздухе и рассеивается теплым летним ве­терком.

— Я люблю Томск с его несрав­ненными деревянными домами, жмущимися к земле, — признается наша собеседница. — Город с его церквями, памятниками культуры и Богородице-Алексеевским мона­стырем. Этот город для меня — Ро­дина души, надежный порт в моих паломнических поездках к местам, где жил и творил святой старец Фё­дор Кузьмич. Многие люди на За­паде и в России спрашивают себя, а что же такого может предложить Томск, что есть в нем особенного? А для меня этот город значит все: покой, молитвы, здоровье, диалог со святым старцем Фёдор Кузьми­чом у его благословенных мощей. И не в последнюю очередь — ощу­щение того, что я дома.

Слова Марии Олеговны проник­новенны и идут от самого сердца:

— Я люблю простых людей этого города, которые, несмотря на все тяготы жизни, смеются, радуют­ся, находят теплые слова, людей, которые имеют мало, а часто и очень мало и, тем не менее, делят­ся с другими тем, что имеют. Это люди, которые готовы открыться, подарить свое сердце. Всех этих людей я хочу поблагодарить и ис­просить их о молитвах и добрых пожеланиях для себя.

Не в последнюю очередь я люблю Томск, этот «избранный город», за то, что в нем нашел свое последнее предназначение человек, который, как и царь Александр I Благосло­венный, продолжил историю своей страны. Самодержец, познавший власть, богатство и комфорт. Чело­век, знавший не только славу сво­его поста, но и минуты сомнений, и чувство вины. Человек, который последовал зову милости Божьей, все оставил и последние годы жиз­ни посвятил искуплению. Я глубоко убеждена, что святой старец Фёдор Кузьмич был не кем иным, как ца­рем Александром I.

Его жизнь в Томске и по про­шествии времени — доказатель­ство того, что возможно сделать невозможное. Что возможно по­следовать милости, стать челове­ком по воле Божьей. Что можно отказаться от желаний славы и богатства, чтобы потом найти богатство в простоте и скромно­сти жизни. А славу — в служении Богу и людям.

Я надеюсь и молюсь за то, чтобы люди в Томске и России не забыва­ли этих ценностей, не пренебрега­ли ими. Не все из того, что в изоби­лии приходит с Запада, хорошо и полезно. Россия обладает богаты­ми традициями в искусстве и куль­туре, в вере и спиритуальности. Нельзя допустить, чтобы то, что не смогли уничтожить прошлые десятилетия, сейчас было отдано в жертву идущей с Запада жажде ма­териального обогащения. Потому что истинное богатство России не в импортируемых или экспорти­руемых материальных благах, а в ее вечных ценностях и культурных достижениях, в религиозных кор­нях и живущих традициях.

В 2007 г. М.О.Романова состави­ла завещание, согласно которому она просит похоронить ее в Том­ске. «Я была бы благодарна, если мое погребение было возможно рядом с памятником старцу Фёдо­ру в д. Хромовка. Если это по ка­ким-либо причинам невозможно, я хотела бы быть похоронена на одном из томских кладбищ…»

Фёдор Кузьмич (Феодор Томский, Феодор Козьмич; 1776 (1777) — 20 января (1 февраля) 1864, Томск) — старец, живший в Сибири в XIX веке.

Согласно романовской легенде, воз­никшей в середине XIX века еще при жизни старца, считается российским императором Александром I, инсце­нировавшим свою смерть и ставшим скитальцем. Вопрос о тождествен­ности Фёдора Кузьмича с российским императором историками однознач­но не решен.

В период странствий по Томской губернии он познакомился с купцом Семеном Феофановичем Хромовым, который в 1858 году уговорил его пе­реселиться к нему в Томск. Фёдор Кузьмич проживал на загородной купеческой заимке (в настоящее время посёлок Хромовка) или в самом городе во флигеле дома Хромова на Монастырской улице (современная улица Крылова).

Скончался Фёдор 20 января 1864 года, согласно метрической записи — 80 лет от роду. Погребен он был в ограде Богородице-Алексиевского мужского монасты­ря, после чего его келья и могила сделались местом паломничества множества людей. Для всех была очевидна святость праведного старца и неизбежность его церковного прославления в лике святых. Оно состоялось в 1984 году. На месте погребения старца 5 июля 1995 года были обретены его святые мощи. Теперь мощи святого Феодора Томского почивают в особой деревянной раке в Казанском храме Богородице-Алексиевского мужского монастыря (ул. Кры­лова, 12б) и являются главной святыней не только обители, но и всей Томской митрополии.

После смерти старца томский купец Хромов разбирал оставшиеся после него вещи. Среди них им якобы были обнаружены: документ о бракосочетании императора Александра I: «толстый лист синеватого цвета, где часть слов была отпечатана типографским способом, а часть написана от руки. Внизу листа на­ходилась белая печать с изображением церкви»; небольшое резное распятие из слоновой кости; цепь ордена Андрея Первозванного; нарисованный вензель в виде буквы «А»…

Фёдор Кузьмич за свое подвижничество в 1984 году канонизирован Русской православной церковью в лике праведных в составе Собора сибирских святых.

Одна из легенд дома Романовых гласит, что Фёдор Кузьмич — это император Александр I, скоропостижная смерть которого в Таганроге породила в народе массу слухов. Один из слухов сообщал, что «государь бежал под скрытием в Киев и там будет жить о Христе с душею и станет давать советы, нужные тепе­решнему государю Николаю Павловичу для лучшего управления государством». Позднее, в 30-40-х годах XIX века, появилась легенда о том, что Александр, измученный угрызениями совести (как соучастник убийства своего отца импе­ратора Павла), инсценировал свою смерть вдалеке от столицы и начал скиталь­ческую, отшельническую жизнь под именем Фёдора Кузьмича…

WWW.RU.WIKIPEDIA.ORG

*Выражаем благодарность Алек­сандру Гейеру за помощь в орга­низации и проведении встречи и за предоставленные материалы.

Татьяна Шелест

Читайте также на сайте:

  1. Новый сезон в ТЮЗЕ
  2. Кого выберут?
  3. Как всегда, в день рождения…
  4. Николай Васильев. Лучший среди равных
  5. Как Томск стал центром мирового скандала?
  6. «Ника» для Андрея Панина
  7. Секрет её молодости
  8. Новогодняя сказка для юных томичей. ТЮЗ покажет «Щелкунчика»
  9. Театр – не доктор, театр – это боль
  10. Кто вы, победительница?
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91