Томская НЕДЕЛЯ
Отдел рекламы:
+7 (3822) 78-42-91
Томск, Россия

ТЮЗ: гастроли, цели, решения.

  33    0

07В настоящее время актеры томского ТЮЗа на­ходятся с гастролями в Иркутске. Одновременно на сцене томского областного те­атра юного зрителя идут вы­ступления Иркутского ТЮЗа им. А. Вампилова. Впервые двум театрам, связанным творческой дружбой и встре­чами на фестивалях, выпала возможность реализовать обменные гастроли и позна­комить жителей своих горо­дов с театральными традици­ями двух сибирских театров. Этот проект обсуждался уже не один год, и реализуется он при поддержке министерства культуры.

В гастрольной афише Иркут­ского ТЮЗа представлено восемь спектаклей взрослого и детского репертуара. Известно, что то­мичи – весьма благосклонная публика: на постановки иного­родних театров всегда приходят с удовольствием. Ведь гастро­ли – это возможность увидеть что-то новое из театрального ре­пертуара, а также оценить работу других творческих коллективов. Так, очень порадовала маленьких поклонников томского ТЮЗа ве­селая музыкальная сказка «Коза- Дереза». Даже годовалый зритель с увлечением следил за развитием событий и слаженной игрой ир­кутских актеров.

Конструктивная критика – во благо

Однако не секрет, что не все постановки находят положи­тельный отклик у зрителей. Был не самый удачный опыт на том­ской сцене и у иркутян. Так, на спектакль «Прощание в июне» наши гости пригласили по боль­шей части томских школьников старшего звена. В общем-то, ре­шение оправданное: ведь сюжет постановки заключен в описании кусочка жизни молодых людей, только-только вступающих во взрослую жизнь. Перед главным героем встает проблема выбора: подчиниться условностям или, пройдя испытания, сберечь свою первую любовь – чувство, о ко­тором сложено столько стихов и песен…

К сожалению, постановка не вызвала зрительского интереса ни у томских школьников, ни у присутствовавших на спектакле взрослых. Такой эффект, на наш взгляд, произошел по несколь­ким причинам. Во-первых, сам сюжет пьесы чрезмерно затянут: удерживать внимание публики (в особенности молодой) обыч­ными бытовыми сценами два с половиной часа (именно столько длилась постановка) всегда про­блематично. Во-вторых, во время представления у иркутских зву­корежиссеров были явные про­блемы со звукопередачей: в зале было слышно лишь сказанное на сцене громким голосом. По­этому зачастую из восприятия зрителей выпадали целые фразы. Учитывая же, что в зале присут­ствовали в основном школьники, понятно, что вскоре их внимание к действию на сцене было безвоз­вратно потеряно. В итоге не толь­ко школьники, но и взрослые уже толком не следили за развитием сюжета, а просто ждали финала.

Надеемся, эти замечания ста­нут для наших иркутских гостей не обидой на томского зрителя, а лишь поводом подкорректиро­вать какие-то моменты в поста­новке, чтобы впредь этот спек­такль находил живой отклик у зрителя.

Наши на гастролях

Тем временем томские артисты тоже представляют иркутской публике как классические, так и современные пьесы. Кстати, по­следние новинки наших ТЮЗов­цев уже успела оценить не только томская публика, но и эксперты известных российских театраль­ных фестивалей. Один из спек­таклей гастрольного тура – «Как я стал…» в исполнении актеров томского театра только за послед­ние полгода успел побывать сразу на двух престижных фестивалях и получить высокую оценку ре­жиссерской работы и актерского исполнения: на восьмом между­народном фестивале современ­ной драматургии «Коляда plays» («Лучшая режиссура») и втором всероссийском фестивале-форуме «Артмиграция». И уже получил третье приглашение – на фести­валь «Живые лица» в Тюмень, где в конце октября будут представ­лены лучшие спектакли со всей России.

Что нового ждать томичам

Планы на репертуарный год у театра достаточно серьезные – приоткроем лишь пару самых интересных из них. К Ново­годним праздникам, например, театр юного зрителя готовит к постановке сказку «Морозко». Главный режиссер театра Илья Ротенберг признается, что для него постановка именно детского спектакля – совершенно новый опыт. Глядя на подрастающего сына, режиссер открывает для себя много нового в детском вос­приятии – отсюда и желание реа­лизовать это видение.

А сразу после Нового года в Томск приезжают актеры и ре­жиссеры московского театра «Тень» и создатели театра «Трик­стер» Вячеслав Игнатов и Мария Литвинова. На выигранный грант имени М.Прохорова режиссеры будут ставить в нашем городе пье­су, рассчитанную на аудиторию в возрасте 8-13 лет. Постановка бу­дет называться «Рыцарь и свеча», за основу взята сказка Сельмы Лагерлёф «Чудесная свеча».

– «Чудесная свеча» – это обра­ботка легенды времен крестовых походов, – рассказывает редак­тор ТЮЗа, Наталья Сячина. – В этой чудесной сказке-аллегории много всего. Во-первых, она об обычной земной любви, о том, что любовь – это богатство и большое счастье, но она легкора­нима, беззащитна и хрупка. Она как свеча, и любой ветерок может погасить ее. Во-вторых, эта сказ­ка о высшей любви – о том, что можно жертвовать собой, пере­носить страдания и лишения во имя веры. О том, что господу не нужны войны и жестокая резня с его именем на устах, ему важ­нее сохранить маленькое пламя его святого огня в своих руках, в своем сердце. Эта сказка и о бла­годатном огне, горящем на пасху по всему христианскому миру. Это история и о пользе обетов – даже если человеку неверующему кажется нелепым обещание про­нести священный огонь из Иеру­салима до родного города несмо­тря ни на что… Главное, чтобы у человека было в душе хоть что- то святое. Это рассказ о том, что за время своего пути жестокий и безрассудный человек очищается, привыкая беречь нежное пламя, привыкая отказывать себе во всем ради него. История рассказывает о том, как герой обретает бога не в борьбе за религиозные идеалы, а в этой трогательной борьбе с собственными привычками и ис­кушениями.

Уникальный возрастной момент

Подростковый период – это то время, когда, как правило, на дет­ские постановки с родителями уже не ходят, но и взрослый репертуар для детского сознания еще недо­ступен. При этом томский ТЮЗ готов делать ставку именно на эту, не самую стабильную, часть зрительской аудитории, и по­стоянно ищет материал, который был бы интересен и полезен под­растающему поколению.

– В этом наш театр видит за собой важную роль, – поясняет Наталья Сячина, – чтобы не пре­рывалась цепочка взаимосвязи ТЮЗа со своим зрителем, начиная от самых маленьких и заканчивая самыми преданными взрослыми зрителями, не пропускающими ни одну премьеру в стенах нашего театра. Задача современного теа­тра – не потерять своего зрителя в том возрасте, когда детей до­вольно трудно чем-то зацепить. Пока ребенок маленький, ему все объясняют на пальцах. А когда подрастает, взрослые считают, что он уже сам может делать вы­воды, и перестают разговаривать с ним, обсуждать какие-то вещи. Но это необходимо! Ведь под­ростковый период – это время, когда возникающие пустоты в со­знании ребенка нужно постарать­ся заполнить основополагающи­ми нравственными основами. Эта задача как раз по плечу театру. С помощью драматургии мож­но представить классику в такой форме, чтобы ребенок, наблюдая происходящее на сцене, пришел к пониманию, что и современным миром правит вовсе не матери­альная выгода, а общепринятые человеческие ценности, такие как любовь, дружба, сострадание и готовность всегда прийти на по­мощь тому, кто в ней нуждается.

Софья Вольская

Читайте также на сайте:

  1. Денис Мацуев и его друзья
  2. Ирина Медведева: «Поначалу я стеснялась давать автографы»
  3. Анастасия Волочкова: «Дом – это место, где тебя любят и ждут»
  4. Человек-душа
  5. 27 мая – День библиотекаря
  6. Лето, дети и театр
  7. Когда стираются границы реальности
  8. Родом из Сибири
  9. В Новый год – с Надеждой
  10. Юлия Ауг: «Моя почта переполнена благодарностями!»
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Посетителей на сайте сейчас: 97

Мы на Flickr

    Наш адрес

    Email: red@tomskw.ru

    Телефон: +7 (3822) 78-42-93