Томская НЕДЕЛЯ
Отдел рекламы:
+7 (3822) 78-42-91
Томск, Россия
+10.4C

Уважаемая медкарта!

  41    0

Где должны храниться медицинские карты больных, и кто несет ответственность за их сохранность?

Медицинская карта для людей — это “история болезней”, для медицинских организаций — юридический и финансовый документ. Записи в карте для пациентов — информация об их физическом здоровье, для медиков — “врачебная тайна”. Каждая из сторон считает медкарту своей собственностью, поэтому из-за нее случается так много конфликтов. Кто же прав в этом противостоянии?

Где моя медицинская карточка?

Образец Медицинской карты амбулаторного больного (форма № 025/у–04)

Образец Медицинской карты амбулаторного больного (форма № 025/у–04)

На прием к терапевту во 2-е отделение своей поликлиники Марина пришла с “Медицинской картой амбулаторного больного” из регистратуры и справкой от узкого специалиста, что “требуется дообследование” для уточнения диагноза. Направления на лабораторное и инструментальное обследования ей выписали, а медкарту забрали. Затем женщине нужно было записаться на физиолечение. В кабинете физиотерапии опять потребовали медкарту. Пришлось Марине вернуться к терапевту за учетным документом. Медсестра отдала карточку, оставив у себя в кабинете вкладыш с заключением терапевта о первичном приеме и копией справки узкого специалиста.
Врач-физиотерапевт сделал свою запись в карте и хотел оставить ее у себя, но медкарта пациентке нужна была для очередной медицинской процедуры. В пятницу она отправилась в рентген-кабинет. Там тоже требуется медкарта. На направлении было указано: “результат выдать на руки”. За снимками и заключением сказали прийти в понедельник после 10 ч. В конце недели Марине позвонили из поликлиники: оказывается, терапевт заболел, поэтому на повторный прием ее записали к другому врачу, на понедельник.
В понедельник в 8:15 она пришла на прием к терапевту, но ее медкарты у доктора не было (вернее — вкладыша). Врач сказал, что он забрал все, что было на столе у медсестры. После приема терапевт распечатал заключение о первичном приеме, прикрепил к нему справку от узкого специалиста и просил это вклеить в медкарту, мол, пусть ищут ее в регистратуре. Марине пришлось самой бегать по кабинетам, где она была на приеме за эти три недели.
В результате после очередного обращения в регистратуру там нашли ее вкладыш, с этим документом и направлениями от терапевта женщина пошла к заведующей терапевтическим отделением, чтобы подписать направление на медицинскую услугу, которую в данной поликлинике не оказывают. Только через час удалось попасть в кабинет заведующей. Но она изъяла направление, выданное терапевтом — сочла, что нет основания для обследования желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). А также забрала у пациентки вкладыш, заключение врача и справку узкого специалиста о дообследовании.
На просьбу Марины сделать копию этих документов заведующая отказала, мол, идите к терапевту, он распечатает заключение. С пустыми руками больная вернулась к доктору, рассказала, что направление на обследование у нее забрали, попросила сделать копию первичного приема. Но врач отказался распечатать заключение, дескать, он не обязан это делать, а копию с первичного приема пациентка сможет получить только по заявлению на имя главного врача поликлиники. Потребовал покинуть кабинет со словами: “Не задерживайте очередь! Жалуйтесь, куда хотите!”.
Возможно, что такое нервное поведение терапевта было вызвано тем, что в графе “объективный статус” им была сделана запись о проведении полного физикального обследования пациентки (осмотр, пальпация, измерение температуры и артериального давления, аускультация и проч.) На самом деле ни одной обязательной манипуляции первичного приема с пациенткой он не делал! Он к ней даже пальцем не прикоснулся, все время приема было потрачено на просмотр стандартов медицинской помощи в компьютере. Неужели доктору стало стыдно?
Марина вернулась к завтерапией, рассказала ей, что произошло в кабинете терапевта. Тогда заведующая сама распечатала копию заключения врача с первичного приема, отдала справку от узкого специалиста.
Результаты рентгена нужно было забрать в главном отделении поликлиники. Женщина получила снимки и заключение врача-рентгенолога на руки, а про карточку сказали, что отдали ее в регистратуру. В регистратуре в журнале было отмечено, что карточку отвезли во 2-е отделение, терапевту. Но Марина утром была у него на приеме, карточки не было!
Медрегистратор позвонил водителю, который подтвердил, что утром отвез коробку с карточками и отдал в регистратуру 2-го отделения. Пришлось Марине возвращаться в свою поликлинику и вновь обращаться в регистратуру, чтобы нашли ее карту, которую привезли утром из главного отделения. На адресе карточки не оказалось, транспортная коробка была пуста, в сопроводительном бланке было указано, что карточка выдана на руки. Круг замкнулся. Это была уже не первая медкарта Марины, которая затерялась в очередном лечебном учреждении. Может быть, она когда-нибудь и “всплывет” в регистратуре, но этот учетный медицинский документ нужен был “здесь и сейчас”.

“Дайте мою медкарту!”

В настоящее время не существует ни одного нормативного акта, который бы прямо пре­дусматривал выдачу медкарты самому гражданину. Согласно 31.4 Основ законодательства РФ (ОЗ РФ) “Об охране здоровья граждан”, пациент имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, в том числе и указанной карты.
Но реально многие пациенты, как и Марина, сталкиваются с отказом в выдаче даже копии медицинской карты или записи с приема врача. Причем за этот отказ ответственности никто не несет. Согласно Письму Минздравсоцразвития РФ от 04.04.2005 “О порядке хранения амбулаторной карты”, выдача медицинских карт на руки пациенту возможна вообще только с разрешения главного врача учреждения и только лично тому человеку, чье имя указано на карте.
С введением электронных медицинских карт получить медкарту на руки стало еще сложнее. Электронную медицинскую карту забрать технически не представляется возможным, а можно получить лишь ее копию. Порядок же ведения и хранения медицинских карт в электронном виде определяется самой медицинской организацией. Вероятность отказа многократно возрастает, если у гражданина есть обоснованные предположения считать действия врачебного персонала незаконными. Случай Марины — тому подтверждение, терапевт отказался распечатать заключение первичного приема.
Возникает вопрос: как же правильно действовать, если вам не выдают медицинскую карту на руки? Как получить полный доступ к медицинской документации, чтобы оценить качество оказания медицинской помощи?
Во-первых, все необходимые выписки из медкарты больного должен делать участковый или лечащий врач-терапевт бесплатно, даже если вы обслуживаетесь по полису добровольного медстрахования (ДМС). Если вам отказываются давать выписку (копию), ссылайтесь на ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (от 21 ноября 2011 г. N 323—ФЗ). Согласно документу, каждый имеет право получать информацию о состоянии своего здоровья. В любой момент вам обязаны бесплатно выдать карту на руки, чтобы вы могли на месте ознакомиться с документом и самостоятельно сделать необходимые выписки.
Во-вторых, 27 ноября 2016 года вступил в силу приказ Минздрава РФ, по которому врачи по просьбе больного должны показывать ему записи, которые сделали во время приема.
Следует учитывать, что в соответствии с федеральным законом вынос медицинской документации за пределы медицинской организации не допускается, Вас могут привлечь к административной ответственности с наложением штрафа до 500 рублей!
В-третьих, следует обратиться в контролирующие органы — Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (роспотребнадзор) по месту нахождения клиники. По вопросу правильности назначений врача, объема исследований, сбора анамнеза напишите обращение в управление здравоохранения города Томска или Министерство здравоохранения. Эти органы обязаны принимать меры по устранению недостатков. Если же вы настроены серьезно, то подайте заявление в прокуратуру: “Прошу проверить порядок хранения и учета амбулаторных карт, так как моя карта утеряна” и т. д.
Людмила Артемьева

Читайте также на сайте:

  1. Соболезнуем
  2. Бактериологическая война
  3. Грабеж средь бела дня
  4. Достаточно одной таблетки?
  5. Закрытые “Южные ворота”
  6. Дорога в Залесье. Продолжение
  7. Война со школьными поборами продолжается
  8. По следу Александра Тихомирова
  9. Когда сиротеют родители
  10. «Басни» от Цымбалюка
100%
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Посетителей на сайте сейчас: 8

Мы на Flickr

    Наш адрес

    Email: red@tomskw.ru

    Телефон: +7 (3822) 78-42-93