Томская НЕДЕЛЯ
Отдел рекламы:
+7 (3822) 78-42-91
Томск, Россия
+10.4C

Венценосные попечители Сибири

  36    0

Неразрывная связь Томска с династией Романовых

Выставка “Венценосные попечители Сибири. Портреты Императорской семьи Романовых” — это первое мероприятие в нашем городе, посвященное столетию русской революции и являющееся попыткой художественного осмысления событий и лиц отечественной истории.

Портрет царя Алексея Михайловича. Г. Мелков. Холст, масло. Из коллекции ТОХМ

Портрет царя Алексея Михайловича. Г. Мелков. Холст, масло. Из коллекции ТОХМ

Триста с лишним лет русской истории прошли под сенью самодержавия — от избрания сына боярина Федора Романова, Михаила Федоровича, первого русского царя из династии Романовых, до насильственного отречения от власти императора Николая II.
Экспозиция “Венценосные попечители Сибири” представляет живописные, скульптурные и графические портреты высочайших особ из собраний музеев города и частных коллекций, часть из них впервые показана широкой публике. Уникальна икона из собрания МАЭС ТГУ “Насаждение древа Сибирского”, созданная в начале XVIII столетия известнейшим архитектором, строителем, первым картографом Сибири С. У. Ремезовым. Томская Митрополия предоставила для музейных залов иконописные памятники, имеющие отношение к Царственному Дому. Таков чудом сохранившийся редкий образ Богоматери Феодоровской, написанный к трехсотлетнему юбилею Императорского Дома Романовых в 1913 году.
О том, что это за выставка и какие работы на ней можно увидеть, читателям газеты “Томская НЕДЕЛЯ” рассказала искусствовед, старший научный сотрудник ТОХМ — Ирина Александровна Евтихиева.

От начала династии

— Все работы, представленные на выставке, являются собственностью томских музеев. Самый первый портрет, встречающий посетителей — Михаила Фёдоровича Романова — ничто иное, как резцовая гравюра с портрета. Распечатаны эти гравюры были в 1835 году, сделано их было очень немного, может быть, экземпляров пятьдесят. Когда-то в Петербурге существовала эрмитажная галерея, которая на данный момент сохранилась не в полном объеме. И вот именно оттуда, из этой эрмитажной галереи те гравюры, которые мы представили на данной выставке. Портрет Михаила Фёдоровича — это прижизненный портрет императора, в начале XIX его перевели в гравюру, т. е. выполнили в графике, чтобы можно было печатать. Техники печатной гравюры тогда ещё не было.

С. Д. Милорадович. Суд над патриархом Никоном

С. Д. Милорадович. Суд над патриархом Никоном

Следующей работой является картина “Избрание на царство Михаила Фёдоровича”. Рядом с Михаилом Фёдоровичем стоит его мать — инокиня Марфа, на тот момент она уже была монахиней, и рядом с этой работой размещена икона Фёдоровской Божией матери. А всё потому, что Фёдоровская икона Божией матери — это как раз тот образ, которым венчали на царство царя Михаила Фёдоровича. Венчание на царство будущего царя Михаила Фёдоровича произошло 1 июля 1613 года. Юному царю было всего лишь семнадцать лет. Мало кто знает, но отчеством Фёдоровна награждались все императрицы, все супруги царей, которые были взяты из Дании, Пруссии, Дальней Швеции, отчества их были именно в честь иконы Фёдоровской Божией матери, а не в честь какого-то человека.
Икона Фёдоровской Божией матери, представленная на данной выставке, уникальна тем, что она была написана в Томске в год трёхсотлетия дома Романовых — в 1913 году. Она была посвящена именно этому событию. Доподлинно известно, что трёхсотлетие царствующего дома Романовых, отмечалось в течение всего 1913 года, данное событие было праздником для всей империи, которое отмечалось “торжественно и всенародно”, а сам 1913 год был отмечен, как “вершина процветания империи и год великого юбилея”. Не каждый город может похвастаться иконой, написанной в честь юбилейного года правящей когда-то династии, а в Томске такая икона есть. И это не просто так. Императорская семья всегда с особенным теплом и вниманием относилась к Томску.

Неизвестный художник. Портрет Петра I

Неизвестный художник. Портрет Петра I

Следующий императорский портрет, который встречает нас — портрет Алексея Михайловича Романова, сына Михаила Фёдоровича Романова и дальше уже прослеживается очень чёткая династическая линия семьи Романовых. Но на Петре II мужская линия Романовых прерывается и дальше уже династическую линию продолжают дочери, племянницы, все мы помним это ещё из курса школьной истории.
Что касается императора Алексея Михайловича Романова, у нас в Томске хранится замечательный его портрет. Редчайший портрет первой половины XIX века. Император представлен на нём со всеми регалиями — со скипетром и державой. Алексей Михайлович был тем государем, который очень много помогал Томску. Своим собственным рескриптом он отправлял в Томск очень много золота и серебра для храмов и для икон, а также большое количество разных красок (тогда они были большой редкостью и стоили дорого). Рядом мы видим другой графический портрет Алексея Михайловича, таким образом, зрители совершенно ясно могут себе представить лицо этого императора, его выражение. Алексей Михайлович был отцом 16 детей от двух браков. Но на выставке представлены портреты двух его сыновей — Алексея и Фёдора. Удивительная техника гравюры того периода даёт нам фактически фотографическое сходство графических портретов, мы видим сходство лиц императора и его сыновей.
На выставке представлены все ранее имеющиеся гербы Томска и Томской губернии. На самом первом гербе Томска мы видим человека на серебряном фоне, в царской короне, копающего руду. Немногие знают, что в Томском уезде впервые в России были обнаружены месторождения железной руды и серебра, бе­зусловно, это было очень важно для нашей страны.

“Насаждение древа Сибирского”

Неизвестный художник ХIХ в. Портрет Екатерины II

Неизвестный художник ХIХ в. Портрет Екатерины II

На выставке представлена уникальная и очень значимая икона для Томска — “Насаждение древа Сибирского”. На ней изображен Иван Грозный, потому что именно при нём Сибирь была присоединена к территории России, и здесь же изображён митрополит Дионисий. На золотом древе иконы, наравне с цветами и плодами, изображены фигуры первых сибирских митрополитов. Эта икона действительно очень важна для Томска и томских земель, а для широкого круга зрителей на данной выставке она выставляется впервые.
Во времена правления императора Алексея Михайловича правили книги, чему нашлись противники. Известно, что патриарх Никон когда-то был очень близок к царю, но потом между ними произошёл раздор, и Никона сослали в монастырь. Как раз это историческое событие мы видим на следующей работе, представленной на выставке. Далее же представлен портрет императора Петра Алексеевича — Петра I, сына Алексея Михайловича. Известно, что Пётр Алексеевич и Иван Алексеевич поначалу начали царствовать вдвоём, но Иван Алексеевич в скором времени скончался. С приходом к власти Петра I Россия сильно поднялась, окрепла и показала миру свою силу и скрытый до сей поры потенциал. Мы встречаем разное отношение историков к фигуре Петра I, но, безусловно, одно — для страны с точки зрения её масштабов, он сделал очень и очень многое.

Копия портрета Святого Федора Томского

Копия портрета Святого Федора Томского

У сына Петра I — Алексея Петровича — родился сын, которого также нарекли Петром, таким образом, у легендарного императора появился в лице его внука полный тёзка. Миру он известен как Пётр II. Короновали Петра II в двенадцать лет. Вскоре после коронации Петра II планировали поженить на княгине Долгорукой, но за два дня до свадьбы Петр умер. После кончины Петра его невесту — Екатерину Долгорукую отправили в Томск. В одном из томских монастырей её постригли в монашество, но постриг произошёл по приказу Московской Боярской Думы, боярского окружения императорской семьи. Произошло это по причинам того, что бояре боялись прихода к власти Долгоруких, и это несмотря на то, что Екатерина была всего лишь невестой императора, даже не супругой. Своей выставкой мы как раз хотим подчеркнуть важность связи Томска и династии Романовых.
На выставке представлены портреты Павла I и его супруги Марии Фёдоровны. Мария Фёдоровна вошла в историю тем, что была законодательницей очень многих благотворительных учреждений на территории России. В Томске Мариинская гимназия открыта как раз в её честь. Следующая же гимназия была открыта в честь Марии Александровны. Вообще, почти все супруги российских императоров были женщинами очень щедрыми и добрыми.
Павел I был сыном Екатерины Великой. После смерти своей могущественной матери он правил всего лишь четыре года. Тем не менее, во времена Екатерины II и во времена Павла I Сибири даются очень важные узаконенья — методы управления, дающие возможность развития, ограничивающие самоуправство на местах. Даже из произведений А. Пушкина мы знаем, что Екатерине Великой можно было лично написать письмо. Все мы помним, что отношения между Екатериной и Павлом не складывались. Для власти и управления огромной державой Екатерина готовила своего внука Александра Павловича. Павел с супругой жили вдали от двора, в Павловске, с Александром почти не общались, так что отношения между отцом и сыном были, мягко говоря, прохладными. Но Александр I стал знаковой фигурой в нашей истории и в нашей русской, российской культуре. Во-первых, конечно же, это разгром наполеоновской армии. Здесь следует напомнить о том, что Томский полк наравне со всеми иными войсками принимал участие в войне 1812 года. Мало того, что Томский полк участвовал в войне с Наполеоном, именно Томский полк под Малоярославцем, когда было одержана первая победа, сражался до конца. Когда многие другие в страхе цепенели, томцы (так тогда называли жителей Томской губернии) с криком “Ура!” отважно били врага, а потом уже вслед за томцами пошли остальные (это были войска под командованием генерала Раевского). После победы над наполеоновскими войсками Александр I собственноручно награждал томцев.

Любовь к отечеству

Приезд в Томск Его Величества наследника Цесаревича Николая Александровича. Иллюстрация

Приезд в Томск Его Величества наследника Цесаревича Николая Александровича. Иллюстрация

О фигуре Александра I писали и пишут очень и очень многое. Он стал для России не просто императором-освободителем, но и духовным спасением — его часто называли Александром Благословенным.
На выставке представлен портрет Николая Павловича или Николая I, родного брата Александра. Николай вступает на трон в 1825 году. Это был красивейший мужчина и мудрый человек, который сделал всё возможное, чтобы победить революцию 1825 года. Осуждённых за восстание в ту пору было около тысячи человек, а повешенных всего пять. Николай I воспитывал своих детей в духе любви к Родине, Отечеству, России. Он отправлял в Сибирь огромное количество денег, которые шли на развитие, строительство и благотворительность.
Александр II — сын Николая I — побеждает Турцию, освобождает от турок Армению, Грецию, Болгарию и Балканы. А уже сын Александра II — Великий князь Владимир Александрович приезжает в Томск и проживает в нашем городе около месяца. Он пытался вникнуть в томскую жизнь, узнать о ней как можно больше, узнать её жителей, как говорится, дойти до самой её сути. Особенно Владимира Александровича интересовали тюремные комитеты, с тем, чтобы в тюрьмах не было злоупотреблений. Он даёт деньги на постройку приюта, который впоследствии был назван его именем — Владимирский приют. Улица, на которой он был построен, называлась когда-то Владимирской, а сейчас она носит название Аркадия Иванова.
Приют был открыт в 1855 г. как отделение тюремного ведомства. Изначально приют был тюремный и предназначался для детей арестантов. Попечительницей приюта была жена купца Михайлова Аделаида. При приюте была также построена домовая церковь во имя Св. Благоверного Великого князя Владимира.

Обед, данный Томским Городским Обществом во время пребывания Цесаревича Николая Александровича. Иллюстрация

Обед, данный Томским Городским Обществом во время пребывания Цесаревича Николая Александровича. Иллюстрация

Владимирский приют

Владимирский приют

Читайте также на сайте:

  1. Новая структура – новый руководитель
  2. Крестовоздвижение
  3. Владимир Зельдин: «Век мне достался непростой…»
  4. Центр Нового года
  5. Хачкар – символ межнациональной дружбы или памятник вседозволенности?
  6. Ирина Тонева: «Мой главный помощник на кухне – блендер»
  7. Куклы в нашей жизни
  8. Возрождаем традиции
  9. Рядом с ним светлел мир
  10. Выставка-конкурс “Мир глазами детей”
Рейтинг
Метки:

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Посетителей на сайте сейчас: 12

Мы на Flickr

    Наш адрес

    Email: red@tomskw.ru

    Телефон: +7 (3822) 78-42-93