Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
+7 (3822) 78-42-91
Томск, Россия

Верный друг и отважный защитник

  57    0

Символ 2018 года

Новый 2018 год, согласно китайскому календарю, объявлен годом Собаки. О собаках мы знаем многое, если не сказать — все. Но взглянув на это удивительное животное с точки зрения культуры, некоторые из нас смогут открыть для себя нечто интересное. Например, почему в фольклорных произведениях некоторых стран ставится знак равенства между собакой и волком? Почему в одних религиях собака считается священным животным, а в других “грязным”? Правда ли то, что в древности собак считали проводниками в тонкие миры? На эти и многие другие вопросы мы побеседовали с Левановой Екатериной Федоровной — культурологом, искусствоведом, преподавателем СибГМУ.

Образ собаки в мировых культурах

Леванова Екатерина Фёдоровна

Леванова Екатерина Фёдоровна

Собака — знакомое и понятное нам животное, которое за долгую историю культуры стало не только спутником человека, но и объектом обрядово-символической деятельности, богатым и содержательным символом культуры многих народов. Стоит ли напоминать, что собака — это первое животное, прирученное человеком еще 30 тыс. лет назад. Почти во всех культурах собака символизирует верность и преданность, бескорыстную любовь и отвагу, доброту и чистоту помыслов. Во многих европейских культурах собака охраняет границы между миром живых и миром мертвых. Древние кельты считали собаку стражем на границе перехода двух миров. По их представлениям, живых она охраняла, а мертвым прислуживала. Кельты почитали собаку как животное подземного мира, по их представлениям собаке были ведомы тайны живых и тех, кто покинул этот мир.
Но есть и весьма противоречивые символы собаки. Так, у мусульман собака — одно из грязных животных (поскольку может питаться падалью), поэтому собак там редко пускают в дом и содержат как дворовых псов. Именно по этой причине мусульмане называют собаку “наджис” (змей), поскольку считается, что это животное и близкие контакты с ней оскверняют человека. А в индокитайском регионе, напротив, собаку почитают как одно из сакральных животных. В зороастризме она считается чистым животным, спутником и вестником богов, убийство собаки у зороастрийцев считается большим грехом.
В античной культуре образ собаки отражался как спутник и темных, и светлых духов и богов. У Гекаты, богини ночи, водились прислужники — “боевые псы”, а вход в Аид охранял ужасающий цербер — трехголовый пес Аида, символ загробного мира. С другой стороны, собаки были спутницами вечно юной богини охоты и покровительницы домашнего очага Артемиды. В греко-римской культуре собака — спутник врачей, знахарей, целителей, таких, как Эскулап и Дедал, а также всех богинь-охотниц, хранительниц лесов и природы. Считалось, что собака может чувствовать болезни человека, некоторые греческие врачи даже использовали собаку для постановки диагноза.
У северных народов Европы (викингов) предвестник Рагнарёка — пожиратель рода человеческого, часто изображается псом-оборотнем со сворой верных собак, которые, пожирая людей, расчистят место для нового возрождения жизни. За близость к человеку собаку наделяли вполне человеческими качествами, считая ее первопредком и священным животным, ведающим обо всех тайнах мироздания. Викинги верили в то, что, будучи спутником человека в жизни, собака остается им и в загробном мире. Считалось, что собака заступается за мертвых перед богами подземного мира и указывает умершим путь к вечному покою.
У африканских племен собака — демиург, изобретатель огня, и тот, кто даровал его человечеству. Считается также, что собака делится с человеком мудростью богов. Вероятнее всего, почтительное отношение к собаке в Африке связанно с тем, что собака, как первое одомашненное животное, сильно облегчила жизнь первобытного человека, помогала ему в охоте, охраняла дом, предупреждала об опасности.

Собака в славянском фольклоре

Иллюстрация к повести А.П. Чехова “Каштанка”

Иллюстрация к повести А.П. Чехова “Каштанка”

В русских сказках, песнях, былинах и т. д. собака неизменно положительный персонаж, помогающий главному герою, выручающий его из беды, спасающий жизнь, указывающий верный путь. Очень часто в пословицах и пожеланиях преданность собаки сравнивается с верностью жены: “При верном псе и хозяин спит, а с верной женой и муж у огня сидит”. Собака часто противопоставлялась ворону — символу предательства и хитрого обмана. Это тоже нашло отображение в русских пословицах и поговорках: “Предателя лишь вороны клюют, а собака и предателя, и ворона загрызет”. О верности собаки вообще можно найти много пословиц: “Оружие защитит, но лучшее оружие — собачья верность”. “Для продажной псины — кол из гнилой осины”. “Лишь собака знает настоящую заповедь дружбы — верность”. Кстати, в русском народном фольклоре, как и у скандинавских народов, собаки и волки — частые герои сказках. Особенностью образов этих животных в германо-славянской культуре является то, что граница между собакой и волком очень размыта и практически соединяет их воедино — противоречивое, но весьма устойчивое сочетание. Например, многим из нас знакомая сказка “Иван-царевич и Серый волк” повествует о медиумной сущности волка (собаки), который связан как с живой, так и с мертвой водой. Как известно, в сказке волк — помощник человека, заступник и спаситель от злых сил.
Такое представление о волках и собаках отражало в германо-славянских культурах ключевые моменты в формировании сюжетных линий фольклорных произведений. В мифах народов восточной Европы волк почти неразлучно связан с собакой. Зачастую в повествованиях о волках рассказывается о первопредке людского рода — псе. В фольклоре германских народов упоминается о двух волках — сторожевых “псах” — спутниках Одина — бога войны. Но только для традиции индоевропейских мифологических представлений свойственно “слияние” волка и собаки. В мифологии славянских народов волк и собака так же тесно связаны между собой. Согласно мифам славян, волки находятся под властью лешего, который заботится о них, как о “своих собаках”, ухаживает за ними, кормит. В традициях гуцулов (народ Закарпатья) волки — “собаки мужских и женских лесных духов”. Волчицы — прообразы материнства и покровительницы деторождения. Волки — символы мужества, отваги, охоты, войны. У славянских народов также прослеживается родство былин о волке-оборотне и собаке-оборотне, кроме того, улавливается схожесть оберегов от волков и собак.
В славянской культуре широкое распространение получили представления о периодическом превращении людей — как в волков, так и в собак. Согласно сказочным сюжетам, герой мог быть как сыном собаки, так и волчицы. Не секрет, что славяне, будучи язычниками, пользовались заговорами, обращенными к лешему, к святым — укротителям волков, с тем, чтобы они обуздали “своих псов”, и те прекратили наводить на поселение голод и мор. “Леший-батюшка, хозяин лесов, приветствую тебя поклоном низким и словом добрым, мой подарочек прими да собак своих уйми, все болезни отведи, помоги и исцели”.
У славянских народов “волчьими пастырями” являются разные святые. Так, у восточных и южных славян (болгар, сербов, хорватов, словенцев, босняков, черногорцев) — св. Георгий накануне своего именинного Юрьева дня созывает волков и ездит на них в упряжке. Это своего рода яркий пример двоеверия, когда языческие культы сроднились, переплелись с христианской традицией, что и привело к появлению святых, имеющих явно языческие связи с тотемными животными местных племен.

Собака в русской народной культуре

Собаки-космонавты Белка и Стрелка, совершившие орбитальный космический полет и вернувшиеся на Землю невредимыми. Фото Сергея Преображенского и Николая Ситникова /ИТАР-ТАСС/

Собаки-космонавты Белка и Стрелка, совершившие орбитальный космический полет и вернувшиеся на Землю невредимыми. Фото Сергея Преображенского и Николая Ситникова /ИТАР-ТАСС/

Собака настолько крепко вошла в жизнь русской деревни, что со временем появились заговоры на собак. Это были всевозможные обряды о продаже собаки (“Продаю я собаку верную, не кусачую и примерную. Новый хозяин ее погладит, купит, заплатит. Да будет так”. “Щенки здоровы уродились, к продаже честной пригодились. Пусть купит их купец незлой, с любовью приведет домой”). Или это могли быть заговоры на добрую, не кусачую собаку (“Злость с собаки убираю, ее к черту отправляю. На люд рычать не станет, полает и отстанет”). Были даже заговоры на собачью шерсть, которую использовали для вязания и ткачества (“Пусть шерстка пса не осыпается, колтун не прицепляется. Тепло к ней престанет от стужи хранит”).
В древней мифологии славян в крылатую “собаку-птицу” мог воплощаться солнечный бог Семаргл, входивший в число семи главных божеств древнерусского пантеона. Семаргл воплощал в себе Солнце летнего солнцестояния и считался защитником посевов, покровителем плодородия. Славяне считали, что Семаргл наградил собак особым даром. Предки верили в дар собак — предчувствовать события: пожар, смерть, недобрые перемены, а некоторые люди до сих пор верят в приметы, связанные с собачьим воем или апатией.
Образ собаки, олицетворяющий добро и справедливость, любовь и преданность, крепко вошел в детские игры и потешки. Например, существует игра, в которой можно угадать некоторые языческие представления о собаке, как спутнице богини-прародительницы, хоть и в очень измененном виде (Не забывайте, что образ бабы Яги был сильно изменен с принятием христианства). Играющие выбирают “Бабу-ягу” и двух “собак”. На земле проводят черту. С одной стороны у черты становится “Баба-яга” с “собаками”, а с другой — “зайки”. “Бабу-ягу” дразнят:
Баба-яга,
Костяная нога,
С печки упала,
Ногу сломала.
Пошла в огород,
Испугала народ.
Побежала в баньку,
Испугала зайку
!
Потом дети разбегаются, а “Баба-яга” отправляет своих “собак” на “охоту за зайцами”. Кого “собаки” догонят, приводят к “Бабе-яге”. После этого пойманные дети превращаются в “собак” и также ловят “зайцев”. Как только “собаки” принесут “Бабе-яге” всех детей, игра заканчивается.
Сколько потешек и детских прибауток, а также оберегов и заговоров в русской культуре сохранили образ собаки как домашнего охранника и любимца.

Образ собаки в религии

В христианской же культуре собака часто изображаются как спутница Доброго пастыря (пастуха) и служит его отличительным символом. Выражаясь иносказательно, собака, как хранитель стад своего пастуха, олицетворяет епископа или проповедника. Так, например, черные и белые собаки — символы ордена Доминиканцев. Паства же — это неразумные овцы, которых необходимо оберегать от искушений и греха, выступающих в облике волка. В монотеистических религиях Средиземноморья (иудаизм и христианство) роль пастуха — это роль праведника, а охранять и оберегать стадо без собаки пастух не может. В христианской культуре образ волка и собаки расходится крайне далеко. Здесь их ни в коем случае не воспринимают как единое целое, напротив, это полярные символы и противостоящие друг другу силы.
Интересна семантика слова “собака”. Оно по разным версиям пришло к нам или из тюркских, или из иранских языков и носило сначала уничижительный характер. В противовес ему использовали слово пес. Вообще любое уничижительное отношение к собаке в традиционной культуре направлено не к собаке, а к человеку в образе собаки. Так, например, “песьим языком” именовался язык иноверцев, а “собачьей бранью” — сквернословие. Что же касается самого животного, собака всегда воспринималась как близкий и верный друг человека, готовый защитить в любую минуту, более того, некоторые качества собак открыто ставились в пример и подражание.

Приметы, связанные с собакой

Множество обрядов и примет связано в нашей культуре именно с собакой. Например, узнать о близком поселении, хуторе или ином человеческом жилье заблудший путник мог именно по собачьему лаю. По нему же гадали незамужние девушки на святки: “Гавкни, подскажи, собаченька, с какой стороны ждать мне суженого!”. Огромное количество примет пересекается с хорошо знакомым всякому деревенскому жителю собачьим характером. Так, например, если собака качается из стороны в сторону — вскорости хозяин отправится в дорогу. Если пес, опустив морду, воет, копает ямки — не к добру: быть в доме покойнику. Воет, подняв голову — к скорому пожару; если собака ест траву — жди дождя; жмется к хозяину, заглядывая ему в глаза, — к близящемуся несчастью; если пес мало ест, много спит — к ненастной погоде; отказывается доедать пищу после больного — значит, на выздоровление надеяться не приходится.
При гадании на воске в святочную неделю девушке, которой выпадал образ собаки, предсказывали существование верного и преданного друга, внимания которого она не замечает, и советовали искать суженного в своем окружении. А еще одно гадание заключалось в слушании “первого собачьего воя”. Девушки выходили за околицу и громко кричали, после чего затаивались и ждали первого лая в ответ. Если собака лаяла низко, значит, муж будет старый, если звонко, значит веселый. Если собака лаяла долго, значит, и муж будет много браниться. Если собачий лай был очень далек, значит и суженный приедет издалека. Если же в ответ была тишина, быть девушке старой девой.

Самый верный друг

Географический фактор сыграл большую роль в увеличении статуса собаки на Руси. Большие площади труднопроходимых лесов весьма повышали роль верного четвероногого помощника. Потому, быть может, русский человек почитал собаку больше, нежели жители степей и засушливых районов Востока. Если там “собачья работа” ограничивалась пастушьей и караульно-сторожевой службой, то на Руси собака не только охраняла своего хозяина, членов его семьи и дом, ее также брали на охоту (домашних животных избегали резать в пищу, потребляли преимущественно дичь). В северных районах нашей страны и на Крайнем Севере к охоте прибавлялось тягло. Отсюда повышенный интерес к собаке среди народов лесов и холодных и долгих зим. Именно поэтому на Руси собака еще в древности стала одним из популярных домашних животных, помогающих выживать в суровых природных условиях.

Собаки в литературе и истории

Памятник Хатико в Японии

Памятник Хатико в Японии

Может быть, не все знают о том, что Антон Павлович Чехов любил собак. Больше всех ему нравились таксы. Его первые таксы носили имена с медицинским уклоном — Бром и Хина. Сам Антон Павлович писал в одном из писем своей супруге Ольге Книппер-Чеховой: “Ты пишешь мне про кота Мартына. Но — брр! — Кошек я боюсь. А вот собак, напротив, уважаю и люблю. Собака очень нужна человеку. Заведи-ка собаку!”
Нужно отметить, что Чехов очень часто упоминал в своих произведениях собак, одно из них посвящено непосредственно собаке, многие читатели газеты “Томская НЕДЕЯ” помнят его с детства — “Каштанка”. Кстати, в произведении Каштанка описывается так: рыжая собака, помесь такса с дворняжкой, с мордой, похожей на лисицу.
Нужно заметить, что собаки часто упоминаются как в русской, так и в мировой литературе. Вот лишь несколько примеров: повесть Гавриила Троепольского “Белый Бим Черное ухо”, детективная повесть английского писателя Артура Конан Дойля “Собака Баскервилей”, рассказ Ивана Сергеевича Тургенева “Му-му”, трогательный рассказ Михаила Михайловича Пришвина “Первая стойка” и т. д.
Многие знаменитые люди прошлого и настоящего очень любят собак, но мне особо хочется отметить Джорджа Байрона и вспомнить его привязанность к своему псу ньюфаундленду Ботсвену. Английский поэт тяжело переживал уход своего четвероногого друга. На территории своего поместья поэт поставил ему мраморный памятник со словами: “Здесь покоятся останки существа, соединившего в себе красоту без тщеславия, силу без дерзости, храбрость без жесткости и все добродетели человека без его пороков, это похвальное слово, которое было бы бессмысленной лестью, если бы оно было высечено над прахом человека”. Пожалуй, эта самое четкое определение характера и внутренних качеств собак, и, думаю, со мной согласятся многие из тех, у кого они есть.
Мы можем вспомнить таких известных собак, как Белка и Стрелка — первые живые существа в космосе, Хатико — пес породы акита-ину из Токио, знаменитая в Америке собака хаски по кличке Болто (штат Аляска), швейцарский сенбернар Барри из монастыря св. Бернара. А сколько невинных собак пострадало во имя науки и на полях сражений во время Великой Отечественной войны, их имена мы никогда не узнаем … Но, несмотря ни на что, собаки продолжают любить человека, и нам есть чему у них поучиться.

Символ Нового года

Согласно китайскому гороскопу, который делит время на двенадцатилетний цикл, подвластный пяти элементам стихии (вода, воздух огонь, земля и металл) и двум сакральным началам инь и ян, грядущий год — 2018 — это год собаки, отмеченной символом Земли и женского начала, год Желтой Земляной Собаки. Сами китайцы придавали своему календарю важнейшую метафизическую, сакральную и магическую роль. Для современных людей зачастую это просто красивая и старинная традиция, символизирующая приход каких-то событий, связанных с календарным животным в наступающем году. Что же, если верить китайцам, то в буддизме Львиная Собака символизирует подавление страстей через Закон, она выступает стражем Закона, защитником всех, кто ищет справедливости. Будем, наедяться, что новый год привнесет в нашу жизнь немного порядка, возобладавшего над хаосом, подарит нам чувство уверенности и защищенности рядом с верным и надежным стражем миров, охраняющим нас от всех неприятностей, грозящих из мира природы и хаоса.
От всей души поздравляю томичей и гостей нашего города с приближающимся Новым годом и Рождеством! Желаю всем мира и добра, крепкого здоровья, семейного благополучия и счастья!
Ирина Лугачёва

Читайте также на сайте:

  1. Осторожно: тренинги!
  2. Letostudio. Возвращение к природе
  3. Эвакуировать за 60 секунд
  4. “Познавая планету, познаю себя”
  5. Конкурс продолжается
  6. «Сказ про Егора, сына Федота-стрельца… 2»
  7. О профориентации молодежи и не только…
  8. Труба с теплом
  9. Любовь вслепую
  10. Памяти Высоцкого посвящается…
100%
Рейтинг
Метки:

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика
Посетителей на сайте сейчас: 4

Наш адрес

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Email: ansktn@mail.ru