Томская НЕДЕЛЯ
Отдел рекламы:
+7 (3822) 78-42-91
Томск, Россия
+10.4C

Владимир Зельдин: «Век мне достался непростой…»

  4    0

Легендарный актер готовится отметить 100-летний юбилей.

02Его прославил на всю страну фильм, который вышел на экраны 74 года назад – в 1941 году. В картине Ивана Пырьева «Свинарка и пастух» Владимир Зельдин сыграл дагестанского пастуха Мусаиба Гатуева. Причем соз­дал образ такой достоверный, что многие так и считали, что актер – настоящий кавказец. Его горячий, сильный и пре­данный Мусаиб покорил не только сердце главной герои­ни, свинарки Глаши Новико­вой, но сердца и всех женщин Страны Советов – от южных гор до северных морей.

Потом были «Сказание о земле Сибирской», «Учитель танцев», «Карнавальная ночь», «Укроще­ние строптивой», «Дядя Ваня», «Дуэнья», «Тайна «Черных дроз­дов», «Десять негритят», «Сва­ты»… И вот уже 80 лет Владимир Зельдин играет в театре, 70 из них – в Академическом театре Российской Армии. В чем секрет его уникального, по-настоящему творческого долголетия? Наверное в том, что Владимир Михайлович Зельдин и в свои без малого 100 лет по-прежнему горячо любит жизнь во всех ее проявлениях. И в душе он настоящий Дон Кихот – человек с добрым романтичным сердцем и открытой душой, какого он вот уже 10 лет блестяще играет в родном театре в спектакле «Че­ловек из Ламанчи».

Мы встретились с Владимиром Михайловичем в гостиной Мо­сковского Драматического театра «Модерн» Светланы Враговой пе­ред спектаклем «Дядюшкин сон» и с интересом узнали подробности его большой жизни.

Родом из детства

– Владимир Михайлович, с высоты прожитых лет може­те сказать, чему вас научила жизнь, а чему – родители?

– Начну со второй части вопро­са. Родители ничему специально не учили, хотя моя мама, Анна Нико­лаевна, была учительницей. Но так сложилось, что она оставила рабо­ту – ведь нас у нее было четверо. А я был самым младшим – меня все называли «последыш Володя». По­чему я сказал, что родители нас ни­чему специально не учили? Потому что они учили всей своей жизнью, своим примером – так мне теперь кажется. Например, приходил отец с работы, и мы тут же его окружа­ли. И он никогда не приносил бу­тылку водки или вина домой, от него никогда не пахло табаком – и это уже было для нас своеобраз­ным уроком. Ребенок – как губ­ка, он все впитывает. И я в своей жизни – а мне, cлава Богу, вот-вот исполнится сто лет – никогда не брал в рот папиросы! Поведение отца и мамы, конечно, было аб­солютным для нас примером, во всех смыслах. Мамочка моя была удивительно очаровательной – очень красивой, необыкновенно женственной, нежной и ласковой!

– Какие еще у вас остались воспоминания детства?

– Детские впечатления – самые яркие, самые лучшие. Несмотря даже на то, что мое детство при­шлось на сложное время – это был период становления советской вла­сти. В школе у нас были разные кружки: столярный, переплетный, драматический. Мы носили значки «Ворошиловский стрелок», «Воро­шиловский всадник», «Готов к тру­ду и обороне», и были всем этим невероятно увлечены. Мы даже не знали, что курение и наркотики во­обще существуют! Абсолютно здо­ровая атмосфера царила и в школе, и в театральном училище, в кото­рое я позднее поступил. Там я по­лучил профессиональное образо­вание. Но, к сожалению, я и сейчас считаю себя малообразованным человеком. Несмотря на то, что еще в детстве с упоением перечитал всю классическую литературу. Как говорил мыслитель, чрезвычайно эрудированный человек, великий актер и художественный руково­дитель Еврейского театра Соломон Михоэлс: «Научить нельзя – на­учиться можно!» И я всю жизнь учусь – до сих пор…

«Век мой…»

– Владимир Михайлович, вы захватили целый век, видели столько всего – и хорошего, и плохого… А какой период был наиболее сложным для вас?

– Да, век непростой… Граждан­ская война, становление советской власти, НЭП, колхозы, индустри­ализация – все это отражалось на жизни каждого человека. Что сказать о нашем поколении? Мы были законопослушными и всему верили. В страшном 1937 году, когда всех поголовно объявляли врагами народа, мы верили. И ве­рили, что когда-то будем жить при коммунизме… Мы очень любили свою Родину. Ведь у нас – очень самодостаточная страна, в ней все есть: леса, реки, озера, уголь, газ, нефть…

– Почему же не все у нас бла­гополучно?

– Начну издалека. Когда празд­новали 90-летие «Мосфильма» – его директора, режиссера Карена Шахназарова, спросили: «Слу­шайте, Карен, как же вам удалось восстановить «Мосфильм»? Ведь в 90-е годы его разграбили, раз­рушили – и студии звукозаписи, и съемочные павильоны, и все-все… Как же вам удалось привести в порядок такую махину, это «на­моленное» место, где делались великолепные, добрые картины, где работали наши великие акте­ры и актрисы – Любовь Орлова, Марина Ладынина, Тамара Ма­карова, Зоя Федорова, Николай Крючков, Петр Олейников?» И Карен Георгиевич, прекрасный директор, талантливый режиссер, ярчайшая личность – говорю так, потому что знаю: я снимался в его картине – ответил очень просто, даже односложно: «Я не ворую». Вот если бы все у нас не воровали!..

«Женщины спасли мне жизнь»

– После спектаклей зрители задаривают вас букетами. А вы сами кому дарите цветы?

– Женщине! Женщина играет для меня огромную роль. Ведь бла­годаря женщинам я и остался жив…

– Вы имеете в виду какой-то случай?

– Это произошло уже во время Великой Отечественной войны. Именно в то время мы снимали сказку о любви «Свинарка и па­стух», что само по себе уже чудо! Другое чудо состояло в том, что режиссер Иван Александрович Пырьев вообще заинтересовался мною, когда искал актера на роль влюбленного кавказца. Ведь во­круг было так много замечатель­ных актеров из театра Шота Ру­ставели – один только чудесный Константин Марджанишвили чего стоил, да и другие – великолеп­ные молодые красавцы, которые с достоинством умели носить на­циональные костюмы, были уди­вительно музыкальны, прекрасно двигались. И тут – я! Меня нашла ассистент режиссера на одном из спектаклей. А я еще подумал: «Ну, надо же – почему именно я? Ведь сколько кругом актеров-грузин, которых и гримировать-то не нуж­но, костюм выдал – и снимай!» Но в итоге именно я попал на «Мос­фильм»…

– Владимир Михайлович, а в какой же момент вас спасли женщины?

– Когда Иван Александрович закончил предварительные съем­ки, он собрал в зале всю женскую аудиторию: костюмеров, портних, гримеров, массовку. «Посмотрите кинопробы, и скажите: кто из ар­тистов вам больше нравится? Кого выберете – тот и будет играть глав­ную роль!» И женщины почти еди­ногласно проголосовали за меня! Так я начал сниматься в кино… Если бы не этот случай – пошел бы на фронт… А наша съемочная группа получила особое распоря­жение правительства: во что бы то ни стало закончить картину, и мы получили отсрочку от мобилиза­ции еще на год…

«Главное – это культура»

– Владимир Михайлович, я знаю, что вы до сих пор много путешествуете. Где побывали недавно?

– Неделю назад вернулся из Ка­зани – там у нас были гастроли. У меня успешно, с полными залами, проходили творческие вечера во Франции, Италии, не так давно – в Голландии…

– Что привозите с собой, кро­ме хороших воспоминаний? На­пример, из Голландии что в Мо­скву привезли?

– Боже мой, какая же в Гол­ландии вкусная селедка! Прожил жизнь – и оказалось, что селедки настоящей не ел! Вот ее и купил – друзей угостить.

– А какой бы подарок вас особенно порадовал на ваше 100-летие?

– Наверно, глупость сейчас ска­жу… Я хочу, чтобы мне подарили мир во всем мире. Как человек, за­нимающийся культурой, которой я придаю первостепенное значение, я считаю, что только культура мо­жет победить коррупцию, преступ­ность и другие негативные явления нашей жизни. Пусть меня считают дураком или идиотом – но я счи­таю, что начинать планирование государственного бюджета нужно с культуры! А потом заниматься проблемами обороны, промыш­ленности и так далее… Культурный человек не позволит себе дурного. Если я иду с букетом цветов – как я могу совершить что-то плохое?..

МАТЕРИАЛЫ ПОЛОСЫ ПОДГОТОВИЛА МАРИНА ДОЛГОРУКАЯ, ФОТО ВАДИМА ТАРАКАНОВА И ИЗ АРХИВА ТЕАТРА РОССИЙСКОЙ АРМИИ. ИА «СТОЛИЦА» СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ «ТН»

Читайте также на сайте:

  1. День старшего поколения
  2. Воспоминания о войне
  3. Аргентинское танго
  4. Лариса Отмахова. Самая трудная роль
  5. Сохранить историю
  6. Премия «Белый квадрат»
  7. Повернется ли власть лицом к творческим союзам?
  8. «Как о воде протекшей будешь вспоминать…»
  9. Егор Бероев: «Никогда не расставайтесь с любимыми!»
  10. Проханов обвинил Барщевского в давлении на суд по делу Макаревича
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Посетителей на сайте сейчас: 7

Мы на Flickr

    Наш адрес

    Email: red@tomskw.ru

    Телефон: +7 (3822) 78-42-93