Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Войлок и не только

   0

Яркие истории от Лилии Трофимской

Войлок — это нетканый материал, изготовленный путем валяния шерсти. Он представляет собой полотно, которое применяют в различных отраслях промышленности. Поэтому многие задаются вопросом — как это, одежда из войлока? И представляют себе нечто грубое, странное, ни на что не похожее… Скорее артобъект, но никак не удобную для носки одежду. Самый распространенный вопрос: «А в этом будет удобно? Не жарко? Как это носить?». Об этом и многом другом читателям газеты «Томская НЕДЕЛЯ» рассказала Лилия Трофимская — фелтмейкер (мастера войлока).

Творчество

Войлоком я стала заниматься более девяти лет назад. А путь к нему был таков. Каждый мой ребенок к чему-то меня сподвигал, женщины меня поймут. Время декретного отпуска предполагает некоторое расслабление, желание что-то создать, сотворить, это период большого творческого импульса, а мне всегда хотелось рисовать, шить, но получалось это не особенно хорошо.

Мечта иметь свой небольшой магазинчик по продаже чего-то авторского или студию у меня появилась давно, еще до рождения второй дочери. На тот момент я искала мастеров, но людей, творящих волшебство в моем представлении, я на тот момент так и не встретила. Мне совершенно отчетливо представлялось, как должно выглядеть мое пространство: авторские куклы, сказочные ангелы, парящие над потолком, полочки с различными материалами для творчества и рукоделия, ленты, бусины, но Господь послал мне не возможность открыть свой магазин, а возможность вновь стать мамой.

У меня родилась Серафима. В младенчестве она была очень спокойным ребенком, а потому свободного времени у меня было много. Тогда я начала рисовать. Вообще, надо сказать, в семье, где я выросла, все хорошо рисовали, а моя сестра и вовсе планировала поступить в художественное училище. По ряду причин этого не случилось, тем не менее рисует она очень хорошо. Мама также отлично рисует, и на их фоне я понимала, что рисовать не умею. И все-таки я решила попробовать. В тот период я познакомилась с нашей томской художницей Починковой Ольгой. И после знакомства с ней и вовсе «заболела» творческими идеями. Мне тоже хотелось работать с красками, тканями, творить, создавать. Оля показывала мне свои альбомы с работами, а я понимала, что влюбляюсь в них все больше и больше. Это знакомство произвело на меня в буквальном смысле неизгладимое впечатление. К сожалению, поучиться у Ольги не удалось, учеников она не брала.

Подумав о том, что не боги горшки обжигают, я стала пробовать заниматься батиком с мостоятельно, но информации на эту тему тогда было мало, и методом проб и ошибок я начала учиться самостоятельно. Училась я на самых различных тканях, в разных техниках. Моя подруга психотерапевт, приходя ко мне в гости и видя мои работы, говори ла: «Лиля, как красиво! Ты молодец!». Ее слова заставляли меня поверить, что с каждым днем я совершенствуюсь, а мое ремесло превращается в искусство (смеется). Безусловно, муж тоже поддерживал мое увлечение, мою тягу к прекрасному, к творчеству. Более того, мои работы покупались, и это, конечно, вселяло в меня уверенность, желание идти вперед, работать дальше. Росписью по ткани я занимаюсь до сих пор, кстати, первыми моими работа ми в технике батик были ангелы и сказочные девочки. Я расписывала береты, которые также делаю до сих пор. 

 

Войлок

А вот с валянием я познакомилась чуть позже. Моя сестра привезла в подарок моей дочери маленькие войлочные пинеточки. Она рассказала мне о технике валяния, которая, по ее словам, удивительно простая, а вещи получаются практически сразу. Пом ню, что очень обрадовалась, услышав, что есть такое удивительное творчество, и в тоже время — это возможность все также работать с текстильными волокнами, тканями, красками. Первой моей работой в области войлочного валяния были варежки. Вышла я в своих варежках на улицу и по думала: «Пишут, что войлочные варежки очень теплые, а у меня руки мерзнут» (смеется). Я сваляла вторые варежки, они получились чуть лучше, чем первые, а уж на третьих своих варежках я решила, что знаю все о войлоке и объявила подругам о намерении провести для них мастер-класс. Все мы начали валять варежки, были они у нас одинаково дырявые, но мы были счастливы.

Основным материалом для изготовления войлока является шерсть животных, в основном, овец. Верхние слои шерстинок имеют чешуйчатый слой, которые под воздействием пара, щелочной среды и горячей воды сцепляются друг с другом. Однако шерсть диких овец не имеет такой текстуры, поэтому принято считать, что впервые войлок изготавливался не ранее 5–6 вв. до н. э., причем первоначальным материалом была все же шерсть собак и лошадей, которые были одомашнены в тот период. Лошадей, собак и овец впервые одомашнили кочевые народы. Лошадь помогала переносить тяжелую ношу, собаки охраняли отару овец. Овцы давали теплые шкуры и мясо.

Самые древние войлочные изделия были найдены на территории современной Башкирии и Алтая. Постепенно техника изготовления этого материала перешла к другим кочевникам-скотоводам Средней Азии и Кавказа. Наверное, люди задумались, как сделать теплую одежду, не убивая животных. Отсюда и пошел войлок.

Впрочем, существует легенда, что первый войлочный ковер был изготовлен… самими овцами еще на Ковчеге Ноя во время потопа. Овцы, которые плыли на нем, роняли частично свою шерсть на пол, она в свою очередь намокала и утаптывалась копытами этих же овец. Когда же животные покинули ковчег, на этом месте остался плотный нетканый шерстяной ковер.

Легенда остается легендой, но в каждой сказке есть доля правды, и, возможно, примерно так наши далекие предки и обнаружили чудесное свойство натуральной шерсти спутываться и сваливаться, превращаясь в полотно. Ведь действительно валяние — более древний способ производства тканей, чем то же ткачество.

Далее я валяла варежки, ша почки, жилетики-жакетики, поначалу все это было кривое и косое, но самое страшное ожидало меня впереди. Ко мне поступил заказ на изготовление платья на шелковой основе. Материала было много — 23 м, сложная раскладка, и это платье у меня не получилось… Я была очень расстроена, плакала и переживала, но после этого слу чая мною было принято решение учиться валянию у профессионалов. То платье стало знаковым в моем творчестве, вернее даже сказать, что оно оказалось переломным, и только благодаря ему в моей работе случился большой рывок вперед.

Я знала, что в Тюмени работа ют мастера, обучающие технике валяния. К ним я и поехала. На данный момент могу сказать, что без специального обучения работать с войлоком очень сложно. Получив необходимые знания и поработав с материалом, естественно, я стала чувствовать себя уверенно. Теперь я сама учу технике валяния, активно занимаюсь мастер-классами более четырех лет. Причем мои мастер-классы достаточно сложные: мы валяем куртки, платья, пальто.

Чтобы почувствовать материал, конечно, нужно время. По настоящему я поняла войлок после пяти лет работы с ним. Но это не значит, что вы научитесь что-то делать спустя такое длительное время. Простейшие вещи можно научиться делать и на первом мастер-классе, но вот научиться предугадывать по ведение войлока, ощущать его, чувствовать вы станете намного позже и только при условии постоянной работы с ним.

Ощущение радости и восторга пришло с опытом, мне понадобилось пять лет постоянной работы для того, чтобы понять, каким должен быть мой войлок. Думаю, так происходит со всеми мастера ми, художниками, скульпторами и т. д. Войлочные изделия сильно передают энергетику того человека, который с ним соприкасается, т. е., если десять человек возьмут войлок одного и того же цвета, одного и того же количества шерсти, и все они будут делать одну и ту же вещь, она у всех получится разная по качеству, толщине, сваленности и т. д. Нюансов в этой работе много, поэтому и отпечаток личности мастера угадывается сразу.

Войлок — материал с большой историей и глубокими корнями. Например, известно, что кочевые народы изготавливали из шерсти не только одежду, но и бытовые предметы, например, ведра. Эти ведра были очень удобны в транспортировке, потому как не имели особого веса, их можно было свернуть, развернуть, напоить коня и т. д. В таких ведрах, естественно, не хранили никакой жидкости, но для подобного рода нужд ведра из войлока вполне подходили. Я также читала о том, что из войлока валяли паруса. Это была исключительно мужская, очень тяжелая работа. И, конечно, из войлока изготавливали верхнюю одежду, что-то вроде сюртуков.

Нуновойлок

Нунофелтинг или нуновой лок — это приваливание шерсти к ткани. В переводе с японского Nuno — ткань, что дало название модной современной тенденции в области валяния. Данный способ валяния появился не так давно. Его авторами считают австралийского дизайнера тек стиля Полли Стирлинг и японского дизайнера Сачико Котако, которые впервые представили изделия в технике нунофелтинг в 1994 г.

При валянии волокна шерсти проходят сквозь ткань. Так про исходит соединение материалов и образуется одно полотно. Шерсть можно выкладывать поверх рисунка на ткани или приваливать с изнанки ткани. Ткань, выполненную таким способом, можно использовать для изготовления одежды или для декорирования изделий, создавая очень разно образные и красивые фактуры, тонкие, изящные.

На сегодняшний день существует такое понятие, как летний войлок, т. е. войлок перестал быть исключительно согревающим материалом. Однажды мне довелось валять длинное платье, в котором было всего лишь 40 г шерсти, т. е., войлок перестал быть чем-то тяжелым и грубым, отмечу, что со временный войлок — чрезвычайно пластичный материал. Кстати, войлок и шелк — два материала, которые помогают нам сохранить температуру собственного тела, они не греют и не холодят.
Удивительные свойства войлока

Достаточно плотные вещи из войлока, такие, как, например, пальто, могут использоваться каждодневно и служить при этом очень долго, я бы сказала, пока не надоедят. С вещами тонкими, деликатными, такими, как платья, ситуация иная, впрочем, ни одна женщина не носит одно и то же платье постоянно. Войлок можно утюжить, более того, ему это «нравится», при этом он само очищается. Ворсинки шерсти сами выталкивают грязные частички из волокна, поэтому стирать войлок нужно редко. Многие из тех, кто приобретал мои вещи, приносят мне их на стирку не чаще раза в год.

Сказать, что одежда из войлока пользуется большой популярностью, нельзя, но интерес к ней есть постоянно. Если человек любит стильные авторские вещи, то, как правило, в его гардеробе есть вещи из войлока. Я бы ска зал, что войлок — это материал людей с рафинированным чувством вкуса.
Вещи из войлока не имеют швов, а все благодаря тому, что при изготовлении полотна мастер определенным образом раскладывает шерсть, учитывая при этом все особенности человеческой фигуры.

Рождение вещей

Не всегда мое видение чело века совпадает с тем, что хотел бы видеть он, но, как правило, люди прислушиваются к моим советам. Открою небольшой секрет: при изготовлении вещи я сама до последнего момента не знаю, что получится в итоге, т. е. я имею некоторое представление, которое основано на моем знании материала, но войлок удивителен еще и тем, что окончательный вид вещи будет «открыт» мастеру в самом конце работы. Благодаря этому свойству войлока работа с ним всегда интрига, и мне всегда интересна новая вещь.

Войлок дает сильную усадку, поэтому в начале работы вещь, которую я делаю, в два раза больше конечного результата. Возвращаясь к разговору о том, что войлок носят не все, скажу, что моя старшая дочь его не воспринимает, а младшая, напротив, вовлечена в процесс вместе со мной. Был даже такой случай в моей семье: я сделала пальто для младшей дочери, она выросла, пальто стало ей мало, и я подарила его дочери своей приятельницы. Когда же Серафима узнала о том, что я отдала ее пальто, она очень расстроилась и сказал: «В чем же будут ходить мои дети?». Вот яркий пример того, как можно относиться к войлоку.

Увидеть мои работы томичи смогут в Первом музее славянской мифологи, начиная с 15 ноября и на протяжении двух последующих месяцев. Выставка называется «Мягкое Хрупкое».

Это наша совместная выставка с Ириной Вертикорвой — мастером работы с муранским стеклом. Сейчас я также запускаю новый проект — открытая мастерская «Золотой Воробей». Это совместное пространство с художниками и мастерами нашего города. Там можно не только пообщаться с художниками, но и увидеть процесс создания их работ.

Ирина Лугачёва

Читайте также на сайте:

  1. С праздником 8 марта, милые дамы!
  2. Ностальгия по тем временам
  3. Никита Михалков: «Я могу быть тысячу раз не прав!»
  4. Сохранить историю
  5. Сам себе кукольник
  6. Труд на благо веры и укрепления единства
  7. Бог – в каждом
  8. Юлия Такшина: «День без шоколада прожит зря!»
  9. Время и Пространство Виктора Колупаева
  10. «Чок» – это по-нашему!
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91