Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Воскресенский (Октябрьский) взвоз

   0

Мы уже не раз писали о том, как мэрские чиновники уродуют исторический облик областного центра, но подобное еще видеть не приходилось…

Наверное, в Томске раньше было больше булыжных мостовых. Однако нам с советских времен достались только две. Одна на улице Бакунина, сохранившаяся и поныне. А вторая мостовая была на Октябрьском взвозе, ныне Воскресенском. От нее по сию пору сохранилась только полоска булыжников в начале и в конце крутого подъема, ведущего от ул. Подгорной к Белому озеру.

Интересна эта Томская достопримечательность не только булыжником, который, как известно, орудие пролетариата, здесь всегда прогуливались томичи по знатной лестнице с величавой балюстрадой. В 90-е годы, особенно в последние годы всеобщего горбачевского развала, я помню, она была почти полностью разрушена. Вместо перил — торчащие куски арматуры, вместо ступеней — выбоины и остатки кирпичной кладки.

Первая реставрация

То, как сейчас выглядит Воскресенский взвоз, — стыд и позор для Томска

Очень хорошо помню те августовские дни 1991 г., когда мы — съемочная группа одного едва зародившегося независимого телеканала — снимали репортаж об открытии отреставрированного объекта культурного и исторического наследия — Октябрьского взвоза. Булыжная мостовая тогда еще была сохранена на протяжении всей улицы, а лестничные пролеты были окрашены в свежую желто-белую цветовую гамму.

Я пытался выяснить в отделе архитектуры, когда же был первый случай капитальной реставрации этой красивейшей улицы Томска, но данных не сохранилось. Есть информация об одной из самых первых попыток ремонта (почти на любительском уровне) — в 1953 г. взвоз был реконструирован силами студентов Томского Архитектурного Института (ныне ТГАСУ) по проекту доцента кафедры архитектуры Теодора Бриля. Октябрьским взвоз стал в 1927 г., до этого он назывался Воскресенским, вторым Воскресенским и Раскатом. Вторым Воскресенским взвоз назывался, так как в то же время существовал еще и 1-й Воскресенский взвоз, позже названый Ефремовским (сейчас это улица Бакунина). В 1938 г. предлагалось объединить Иркутский тракт, улицу Иркутскую (ныне Пушкина) и Октябрьский взвоз в одну длинную улицу, но этого так и не произошло.

В 2006 г. было принято решение городской думы о возвращении прежних названий улицам города. Воскресенский взвоз снова обрел свое имя.

Еще один факт из истории Октябрьского взвоза, разумеется, кроме тех, что хорошо известны. Именно на этом крутом склоне или подъеме (как кому нравится) располагался первый в Томске городской таксопарк! Мне об этом рассказали его бывшие руководители Ю. Увагин и А. Асеев, именно они тогда в далекие 70-е впервые в Томске испытывали на Кузнечном взвозе первые шипованные вручную колеса на Волге ГАЗ-21! Таксисты той поры жаловались, что заезжать в парк приходится только сверху, ибо снизу подняться по такой круче в гололед нет никакой возможности! Вот такой забавный эпизод, связанный с этой улочкой.

Стыд и позор

Вот оно, отношение к памятнику

То, как сейчас выглядит Воскресенский многострадальный, много раз крещеный, взвоз, просто стыд и позор для Томска и областного комитета по сохранению памятников культурного наследия и городского комитета по сохранению памятников культурного наследия при департаменте архитектуры и градостроительства. Выпавшие из кладки колонны кирпичи местами просто вставили на прежнее место, а местами как попало, замазав раствором, небрежно закрасили. Так не делают даже обычные дачники со своими постройками! Разве так можно?! Это просто откровенное издевательство над томичами и гостями нашего города!

Мы все понимаем, сейчас, чтобы достойно отремонтировать объект архитектурного наследия, невозможно это доверить в порядке комсомольской инициативы студентам строительной Академии, как это было в 50-х гг. прошлого столетия. Сейчас это большие деньги, и никто из чиновников не позволит энтузиастам строительства своевольничать, отбирая у бюрократии ее хлеб! Сейчас реставрация в городе — это целый теневой бизнес, куда не всякого пустят, даже после прохождения процедуры тендера. Мы все понимаем. Не все так просто, как было в советские времена, когда Каменный мост в конце 80-х отреставрировали специалисты «Томскреставрации» буквально за месяц, и он до сих пор в приличном состоянии. Однако, господа, пора и честь знать! Если мы будем таким образом относиться к историческому центру Томска, он скоро начнет разрушаться в неуправляемом режиме, как говорят военные летчики! Если в погоне за дешевизной при проведении тендеров мы будем привлекать к работе неквалифицированных специалистов, у которых душа за Томск не болит, то от города ничего не останется!

Господин мэр! Нужен ли вам такой архитектор Томска, как Анна Касперович, которая не имеет профильного образования, связанного со строительством? Вероятно, поэтому и портит она подобным образом облик горячо любимого нами исторического города.

Иван Григорьевич, не пора ли засучить рукава и навести элементарный порядок в мэрских «авгиевых конюшнях»?! Неужели в Томске, с наличием такого количества высших учебных заведений, невозможно найти профессионалов своего дела?!

БОРИС АСОВ

Читайте также на сайте:

  1. Лишь бы дитя не заплакало
  2. Конституционное развитие России
  3. “Я шел к тебе четыре года, я три державы покорил…”
  4. Их подвиг будет жить вечно
  5. Что имеем — не храним, не ценим…
  6. Деревянное зодчество Томска — “Мертвый список”?
  7. Одежда наших предков
  8. Томские легенды
  9. Золото Сибири
  10. Рядовой боец — славная судьба

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91