Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия
Читайте на сайте:
ticket title
СУДИЛИЩЕ    ◈
Посвящение… или как украсть 19,5 млн рублей?    ◈
Славный юбилей Ленинского комсомола    ◈
Ностальгия по тем временам    ◈
Открытое письмо прокурору Томской области Виктору Романенко и губернатору Томской области Сергею Жвачкину о нарушении конституционного права граждан на оплачиваемый труд и запрет трудовой дискриминации    ◈
Будет ли свет в конце тоннеля?    ◈
Блеск и нищета ЮИ ТГУ    ◈
Томский «медицинский спрут»    ◈
Обещанного не один год ждут!    ◈
Новая жизнь садоводов и дачников, согласно закона, с 2019 г.    ◈
Блокировка сайта НОВО-ТОМСК    ◈
Новый сезон открыт!    ◈
Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты    ◈
«Оборотни в погонах» — эпилог?    ◈
Трагедия в Керчи    ◈
Керчь 17.10.2018    ◈
Как провести реновацию в Томске?    ◈
Почетный «долгожитель» нашего города    ◈
Как живешь, Туркменистан?    ◈

Возродим Томский Троицкий собор вместе!

   0

Слова Святейшего Патриарха Кирилла откликаются в душах томичей, или еще раз о Троицком соборе

02Газета «Томская НЕДЕЛЯ» продолжает публикацию частных мнений, посвященных идее восстановления Томского Троицкого кафедрального собора – выдающегося памятника каменного зодчества Томска на Ново-Соборной площади. Сегодня свое мнение высказывает томский краевед Геннадий Скворцов – исследователь истории Троицкого собора. В сентябре 2013 года Томск посетил Святейший Па­триарх Кирилл. В Богоявленском соборе состоялось торжествен­ного богослужение, во время которого Патриарх обратился к томичам с призывом восстано­вить на Ново-Соборной площади Троицкий кафедральный собор, построенный нашими предками на народные деньги в 1845–1900 годах и варварски разрушенный в 1934 году. Более того, Патри­арх благословил томичей на это деяние и передал в дар будущему восстановленному собору потир – литургическую чашу на его цен­тральный престол, посвященный Святой Живоначальной Троице. Прошло два года. Появился ряд статей в томских газетах. Митро­полит Томский Ростислав даже нашел понимание у руководства области и города. Ставился вопрос об археологических работах для открытия фундаментов собора.

В Томском архитектурно-стро­ительном университете был защи­щен диплом по его реставрации. Кроме того, группа московских архитекторов разработала свой проект восстановления собора по опыту московского храма Христа Спасителя. Прихожане ближай­шей к месту собора Александро- Невской церкви предложили об­ратиться с воззванием о помощи к губернаторам и архиереям со­седних Кемеровской, Новоси­бирской областей и Алтайского края – бывшей Томской губер­нии, предки жителей которых по копеечке собирали средства на строительство главного хра­ма своей губернской столицы. То есть слово Патриарха не осталось неуслышанным.

На следующем этапе битвы за собор возникла необходимость создания фонда его восстановле­ния. Те же народные копеечки, до­бровольный труд и вера поднимут его из руин. Главное – начало дела. Патриарх Кирилл в московской газете «Крестовский мост» №8 за сентябрь 2015 года рассказал о своем опыте восстановления хра­мов: «Я начинал строить храмы, не имея ни копейки, и построил… десятки храмов, больше сотни. Никто никогда не приходил и не говорил: «Вот у меня деньги, да­вайте храм построим»… Важен не только храм, важно строительство храма. Я вижу, что сейчас проис­ходит в Москве. Еще нет храма, еще только сарайчик, а уже сотни людей собираются… Я видел перед собой дивную картину: сотни лю­дей со светлыми лицами пришли к строящемуся храму…»

В основе своей томичи ничем не отличаются от москви­чей. И здесь будут сотни, тыся­чи людей-добровольцев в деле восстановления исторической святыни Томска. А поднимается дух города – изме­нится и его жизнь, общее духовное и экономическое со­стояние, которое, как известно, на­чинается в головах и душах людей. Не­даром говорится: без Троицы Томск не строится.

В августе 2015 года в мэрии Томска прошло совещание на тему организа­ции пространства Ново-Соборной площади, на кото­ром группа веду­щих архитекторов города однознач­но высказалась за восстановление Троицкого собора. Ближайшим примером такого восстановле­ния служит город Омск, где в на­чале XXI века был восстановлен Успенский собор, сопоставимый по величине с томским Троицким собором. Решающая роль в этом подвиге омичей принадлежит омскому губернатору Леониду Полежаеву, лично возглавив­шему восстановление. И это при постоянном недостатке средств, тяготах быта, протестах идейных наследников разрушителей собо­ра – строителей «нового мира» и тех, кто вечно всем недоволен.

Иногда слышатся мнения о том, что Томск – грешный город, у которого Бог отнял собор и вернет его, когда город покается в грехах перед Богом. Между тем, Томск не более грешен, чем та же Москва, и, несмотря на это, Господь вернул Москве разрушенный храм Хри­ста Спасителя, ныне венчающий золотыми куполами первопре­стольную столицу.

В том, что Свято-Троицкий собор являлся копией Храма Христа Спасителя в Москве, прослеживается глубокий смысл: идейная и духовная связь между центром России и ее сибирской провинцией, между Москвой – столицей России – и Томском – интеллектуаль­ной столицей Сибири. История Томского Троицкого собора связана с именами первых лиц государства российского. Место под собор было определено по Генеральному плану застройки Томска, высо­чайше утвержденного императором Николаем I. В соборе бывали и молились во время своих визитов в Томск премьер-министр С. Ю. Витте (1902) и Председатель Совета Министров П. А. Столыпин (1910).

Томский Троицкий кафедральный собор в народе имел и второе название – «Новый», в отличие от Старого Благовещенского собора (стоявшего на Старо-Соборной площади – ныне площадь Батень­кова и – уничтоженного в 1930-е годы). Соответственно и площадь, где возвышался Троицкий собор, называлась Ново-Соборной.

Да, всеобщее покаяние не­обходимо. Но это едва ли возможно ныне для целого города и мира, подобно древнему Израи­лю и библейской Ниневии, когда Господь по вавилонскому плачу – покаянию плененных евреев – вернул им свободу и Иерусалим­ский Храм. И когда они наступят, эти благословенные времена все­народного покаяния? А храмы, между тем, строятся и восстанав­ливаются. И прежде всего в душах людей – неуничтожимые и вечные соборы Бога – Святой Троицы. Как известно, вера без дел мертва.

Отсюда потребность в зримом и конкретном ее вероисповедании. Поэтому строятся вполне осяза­емые и видимые храмы, школы благочестия – выращивания в душах человеческих росточков чистой, незамутненной грехами веры, приготовления к жизни в будущем вселенском городе – Храме Небесном Иерусалиме.

Томская проповедь Патриарха завершалась словами: «Я обра­щаюсь к областным и городским властям: подумайте, что значит Кафедральный собор в городе?

Многие из вас пу­тешествуют за гра­ницу и знают, что в Европе старинные средневековые ка­федральные соборы – символы городов. Чем мы хуже? Если какие-то безумные люди разрушили, неужели сегодня у России, которая набирает силу, не хватает средств построить кафедральный собор? Постарай­тесь сделать это. Древние кам­ни основания Троицкого собора ждут новых строителей. Занесен­ная снегами пустошь Ново-Со­борной площади взывает к уча­стию людей. Даже летняя зелень и брызги фонтана, скрывающие следы преступления – ожесто­чения против Бога не способны скрасить ощущения непреходя­щий грусти, разлитой на этом не­когда священном месте истори­ческого Томска. Пусть это будет личным субъективным чувством, навеянным «Камнем скорби», па­мятником жертвам геноцида, что установлен напротив растерзан­ной святыни. Возможно, кому-то бывает и весело на этой заросшей травами забвения площади. Судь­ба собора неизбежно откликается на судьбах города и требует своего разрешения».

ОТ РЕДАКЦИИ

В народе на сегодняшний день бытует два мнения по поводу раз­мещения в центре города одного памятника. Речь о Святой Татьяне – покровительнице студентов, что на Ново-Соборной.

Мнение первое: по крайней мере, вызывает недоумение по­явление на этом святом месте памятника «одинокой незамуж­ней студентке, за время обучения родившей двух детей от разных отцов и тоскливо высматриваю­щей с высоты себе мужа». Именно такое мнение бытует в городе по поводу этого сооружения. И если кто-то считает, что это памятник именно Святой Татьяне – покро­вительнице студентов, – то место такому памятнику где-нибудь в университетской роще, ну никак не в центре города!

Мнение второе: этот памятник при жизни, сам себе, на святом месте, поставил один известный в Томске политик. Как ни стран­но, но обе версии имеют право на существование, ну, а будет там возведен собор или нет – решать нам, томичам!

 

Читайте также на сайте:

  1. Возвращение балалайки
  2. Роман Будников: «Размер фазенды значения не имеет!»
  3. Центр Нового года
  4. Доброта плюс здравый смысл
  5. Кто и за что уничтожает Томск исторический?
  6. Бари Алибасов: «Женщинам готовить запрещаю!»
  7. Я счастлив, когда зритель меня понимает
  8. Немое кино
  9. Татьяна Зверева. Художник, педагог, женщина…
  10. Обращение имама Красной Соборной мечети
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91