Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Возвращение балалайки

   0

О возможностях трехструнного инструмента в руках мастера.

Он выходит на сцену, приса­живается на стул. Именно при­саживается – чуть насторожен­но, словно воробей, готовый в любую секунду вспорхнуть с ветки. А вместо него из-под умелых пальцев вспархивают летучие переливы: сначала робко, затем полностью на­полняя собой пространство, и вдруг снова слетаясь обратно к его пальцам, чтобы зарядиться от них необходимой для по­лета энергией. Звуки то легкие, как капель, то напряженно-звенящие, на грани срыва в пропасть. Он же чутко следит за их перемещениями, словно заботливый отец за ватагой любимых детей – глазами, нервами, сердцем… Так начи­нается концерт балалаечника Алексея Архиповского.

Признаюсь, толкового интервью у нас с Алексеем не получилось: му­зыкант только прилетел в Томск, зашел в гримерку, и тут я. До на­чала концерта оставалось всего два часа – меня сразу предупредили, что на разговор у нас с ним… пять минут. Может, и не стоило вос­принимать эти слова буквально, но я видела: человек действитель­но устал с дороги и мечтает перед выходом на сцену остаться наеди­не с самим собой. Поэтому, задав для приличия несколько наиболее банальных вопросов, я спешно ре­тировалась – впрочем, ни капли об этом не жалея. Почему? Да потому что и до встречи уже знала, о чем буду писать: конечно, о том, какие чувства рождает в душе музыка Архиповского. И чтобы поделить­ся этим с читателями, мне вовсе не обязательно было знать, на­пример, то, почему именно в свое время Алексей выбрал балалайку? Или как он относится к тому, что в наше время не только народные инструменты забываются, но и в принципе для гармоничного раз­вития личности подрастающего по­коления музыка перестала играть особую роль? Хотя ответы на эти вопросы я от музыканта все-таки получила и неизбежно поделюсь ими ниже.

Три струны

Как ни крути, а три струны у инструмента – это мало! Ну, во всяком случае, на взгляд простого обывателя. Так же, как в поговор­ке про людей «по одежке встреча­ют», возможности музыкального инструмента на первый взгляд определяются именно его внешни­ми данными. Поэтому балалайка большинством воспринимается лишь как инструмент для веселых ярмарочных наигрышей.

Но Архиповский, этот виртуоз мирового класса, «владеющий ба­лалайкой даже не в совершенстве, а за пределами понимания», в му­зыке своей гораздо изобретатель­нее стереотипных балалаечных «тренди-бренди».

«Сам по себе звук этого инстру­мента в умелых руках оказался сравним с арабской лютней, арфой, скрипкой и бог знает с чем еще: с каким-то непривычно качествен­ным и недоступным простому че­ловеку инструментом» – вот так со­вершенно справедливо пишут про Архиповского. «Описать его испол­нение практически нереально: мож­но лишь сказать, что в десять минут уложены и «Полет шмеля», и весь положенный русский лубок, и блю­зовые запилы, и фламенко, и отвле­ченные взвешенные размышления в духе современного европейского джаза. Он может играть на своем инструменте, импровизируя».

Возвращаясь к нацио­нальным традициям

Думаю, не ошибусь, если скажу, что в наше время все больше лю­дей все-таки начинают интересо­ваться национальными русскими традициями: музыкой, танцами, живописью и всем тем лучшим, что накоплено народом за многие тысячелетия. На экраны выходят картины, полные славянского духа, в клубах все более популяр­ны фолк-этно коллективы, росси­яне начинают проявлять интерес к тому, что еще лет десять назад было забыто и отброшено в угоду западным течениям. Будучи про­фессиональным исполнителем на балалайке, Алексей Архиповский чувствует данную тенденцию осо­бенно остро и, конечно же, раду­ется этому всем сердцем. Как под­тверждение этому – фильм 2009 года «Возвращение балалайки», который мне посчастливилось по­смотреть и послушать (спасибо за это моей доброй знакомой, Елене Андреевой, которая призналась, что от переизбытка чувств плака­ла на концерте Алексея). В начале этого фильма (и в начале концер­та, который послужил его осно­вой) Архиповский признается:

Алексей родился в 1967 года в городе Туапсе. Его отец в детстве играл на гар­мошке, а потом на аккор­деоне – именно он, кстати, впоследствии ориентировал сына на балалайку.

В девять лет Алексей поступил в музыкальную школу, по окончании которой дал свой первый сольный концерт. В 1982 году он поступил в музыкальное училище имени Гнесиных на отделение народных инстру­ментов, а в 1985 году получил звание Лауреата на третьем Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах. По окончании училища работал солистом в Смоленском русском народ­ном оркестре под управлени­ем В.П. Дубровского. Именно там начались его первые экс­перименты в области новых выразительных возможно­стей балалайки-соло.

В 1998 году был приглашен в Государственный Акаде­мический русский народный ансамбль «Россия» под руко­водством Людмилы Зыкиной. Вместе с ансамблем гастро­лировал по необъятным просторам нашей родины. В 2002-2003 годах начал со­трудничать с центром Стаса Намина; в качестве солиста участвовал в фестивалях Рос­сийской Культуры, проходив­ших в США, Китае, Южной Корее, Германии, Франции, Испании, Болгарии.

В 2007-2009 годах участво­вал в огромном количестве проектов. В последние годы активно гастролирует с кон­цертами по городам России и за рубежом.

– Я рад, что столько народа хо­чет послушать балалайку. Неожи­данно для меня. Думал, не соберу.

Кстати сказать, в Италии, Япо­нии, Америке и многих других европейских и азиатских странах владение национальным музы­кальным инструментом прирав­нивается к высочайшим граждан­ским и патриотическим заслугам человека. В Турции, например, существуют специализированные радиостанции и телевизионные каналы, на которых круглосуточ­но транслируются выступления артистов, представителей нацио­нальной культуры.

Балалайкин голос

Так что же можно передать при помощи трех струн и чуткого про­фессионализма?

– Простых инструментов не бывает, бывают простые испол­нители, – так считает сам Архи­повский. – Считаю, что у бала­лайки много возможностей, она интересна. Этот инструмент очень мало раскрыт: в нем уникальная тембральная база и свой, совер­шенно уникальный мир. Кстати, конкуренции в моем жанре нет: есть академические балалаечни­ки, есть фольклорные, но того, что делаю я, не делает никто. Ведь практически весь мой реперту­ар – это моя собственная музыка. Возможны, конечно, музыкаль­ные цитаты из кинофильмов, из знакомых всем мелодий. Но я уже не хочу играть классическую «Ка­линку», я хочу показать, что ба­лалайка – живой, многогранный инструмент, на котором можно сыграть все, что угодно. Я показы­ваю, что свободным можно быть и на трех струнах.

Понятно, что исполнители тако­го высокого уровня очень трепетно относятся к выбору инструмента. Всем известно, как ценятся скрип­ки Страдивари. А как выбирает себе инструмент Архиповский?

– Балалайки в основном доста­ются в наследство – делится му­зыкант. Был такой мастер Семен Налимов: если сравнивать с извест­ными всем мастерами, то это как раз уровень Страдивари. Мне по­везло: у меня есть балалайка этого великого человека. Вообще, у меня два инструмента. Одна балалайка Налимова, 1902 года рождения, а вторая – его ученика Галиниса, из­готовленная в 1928 году.

А самое удивительное: будучи коронованным виртуозом, Архи­повский продолжает постигать секреты любимого инструмента: на живом концерте хорошо вид­но, что именно в этом инструмен­те его жизнь, его творчество, его судьба. Его взаимоотношения с балалайкой – нечто возвышенное, достойное истинного уважения и очень бережного внимания.

Софья Вольская

Читайте также на сайте:

  1. Сказочный “Мир кукол” 2017
  2. Четырнадцатая «Ночь музеев» в Томске
  3. Новые олимпы для «Каприс»
  4. Остановить мгновение
  5. Итальянец в России
  6. Лариса Голубкина: «После смерти Андрея я не захотела менять свою жизнь…»
  7. Рядом с ним светлел мир
  8. Поздравления от коллег и друзей
  9. Юлия Такшина: «День без шоколада прожит зря!»
  10. Юлия Ауг: «Моя почта переполнена благодарностями!»

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91