Томская НЕДЕЛЯ
Отдел рекламы:
+7 (3822) 78-42-91
Томск, Россия
+10.4C

Взгляните всерьез на дорогу

  18    0

05Тема состояния авто­мобильных дорог и мостов, проблемы их строительства, ремонта и со­держания постоянно волнует общественное мнение. Почти всегда статьи и высказывания носят критический характер. Нам, ветеранам дорожной от­расли, далеко не безразлично, как и что говорят и пишут о дорогах в средствах массовой информации. И это понятно, так как наша область по пло­щади в 3 раза больше Англии, в 1,1 раза больше Италии и т.д., а климатические и гидро­геологические условия далеки от европейских.

К сожалению, ими были допу­щены досадные неточности. При­чину видим в отсутствии работ­ников со специальным дорожным образованием в администрации Томской области. В противовес необходимо ска­зать, что на всех руководящих постах в аппарате областного управления Томскавтодор до на­стоящего времени всегда работали квалифицированные специалисты с дорожным образованием и при­личным практическим опытом.

Так, в качестве примера, от г. Томска до г. Асино при такой обстановке расстояние в 100 км мы преодолевали на автомобиле УАЗ-469 за 4,5 часа, а 250 км до с. Бакчар – за 10-12 часов. Кол­лективы дорожных организаций, подведомственных управлению, прилагали немало сил и принима­ли серьезные меры по приведению дорог в проезжее состояние, по строительству дорог с твердым и усовершенствованным покрытием, и в первую очередь с асфальтобе­тонным. После завершения стро­ительства названных для примера участков мы уже тратили не более 1-1,5 часов при поездке до г. Асино и до 2,5 часов до с.Бакчар.

Сеть автомобильных дорог пре­ображалась на глазах, хотя по про­тяженности ее было недостаточно. Для громадной по площади в 316,9 тыс. кв. км такая сеть по протяжен­ности в 4,5 тысячи км, безусловно, не может удовлетворять потреб­ности экономики области.

Так, соседняя Новосибирская область при площади в 178,2 ты­сячи кв. км тогда имела сеть дорог в 10,3 тысячи км, Кемеровская – при площади более чем в 3 раза меньшую по сравнению с нашей – в 95,5тыс. кв. км, обслуживала свы­ше 4-х тыс. км дорожной сети.

Экономика области, в том числе зарождающиеся нефтяная и газо­вая отрасли, развивались бурными темпами, требовалась хорошо раз­витая транспортная сеть для пере­возки строительных материалов и оборудования, а в областной центр и на станции единственной в обла­сти железной дороги Томск – Аси­но – Белый Яр – для перевозки из районов сельскохозяйственной продукции. Поэтому строятся же­лезнодорожные тупики в Томске, Асино и Белом Яре, создается база Управления производственно-тех­нического снабжения автодора в г. Томске. Из-за отсутствия фондов на битум монтируется 6 установок по окислению гудрона и получе­нию из него битума, строится гу­дронохранилище на 7 тысяч тонн, 20 битумохранилищ, 37 котель­ных, 34 гаража, 12 ремонтно-меха­нических мастерских, монтируется 21 асфальтосмеситель. Техники не хватало, на дорогах работало 29 экскаваторов, 34 скрепера, 66 бульдозеров, 54 погрузчика, 44 автогрейдера.

Многое было сделано и в во­просах кадровой политики. Было построено 1210 квартир общей площадью 66210 кв.м.

К концу 70-х годов были пол­ностью замещены руководители – практики дорожных хозяйств, о которых мы до сих пор вспомина­ем с величайшем уважением, ди­пломированными специалистами. Руководители высшего звена за­мещались инженерами-выпускни­ками дорожного факультета Том­ского инженерно-строительного института, а руководители средне­го звена – выпускниками Томского автодорожного техникума.

С этими учебными заведениями руководство автодора имело весь­ма тесную связь. До перестроечных времен аппарат областного дорож­ного управления и подведомствен­ных хозяйств был укомплектован грамотными дипломированными специалистами – сначала инжене­рами путей сообщения, которые получали образование как по стро­ительству, ремонту и содержанию автодорог, так и по деревянным, железобетонным и металлическим мостам, а затем специалистами бо­лее узкого профиля – инженера­ми-строителями автомобильных дорог.

История не забудет энтузиастов дорожного дела инженеров путей сообщения Бурмантова Г.Е., Чер­ных Г.Ф., Могилевчикова А.П., Акулова А.П., Пудова И.Е., Курга­новского В.Т. и т.д.

Кстати, последний в свой за­вершающий трудовой период до­статочно неплохо исполнял работу по статистике и надзору по мостам. Сейчас, после ликвидации в рай­онах области дорожных ремонт­но-строительных управлений и замены их на участки со штатным расписанием в 2-4 человека, ва­кантных мест для специалистов нет. А ведь только опираясь на их знания и опыт, можно было повы­сить качество и объемы работ.

Мы успешно работали и поддер­живали связи с такими проектны­ми организациями, как Москов­ский институт Гипродорнии и его филиалами в Барнауле, Иркутске, в Новосибирске, московские «Ги­протрансмост», «Мосгипротранс», Томские институты «Томгипро­транс», «Томскгражданпроект», «Индор» и др. Они не только из­учали транспортные потоки, но и назначали на их основе категорию дороги, ее стоимость. Это старые и проверенные опытом подходы к решению задач. Привлекали уче­ных томских вузов и академиче­ских институтов к научно – иссле­довательским работам.

Благодаря проделанной рабо­те дорожные организации к 90-м годам стали вводить свыше 110 км дорог общего пользования с асфальтобетонным покрытием за строительный сезон. Из 4500 км обслуживаемой сети 3297 км уже имели твердое покрытие, из них 1647 с асфальтом и цементобетон­ным покрытием. Построено 177 мостов общей протяженностью 9175 пог. м., из которых 117 общей длиной 1328 пог. м. были метал­лические и железобетонные. Уло­жена 2041 водопропускная труба общей протяженностью 34040 пог. м., построенные в постоян­ном исполнении. На этих дорогах и искусственных сооружениях должна постоянно работать служ­ба эксплуатации с обязательным своевременным ремонтом, уходом и осмотром.

Сейчас в год вводится порядка 2-3-х км дорог с усовершенство­ванным покрытием и 2-3 однопро­летных моста. Чтобы построить и ввести в эксплуатацию в 2014 году участок протяженностью 23 км дороги Чажемто – Парабель по­требовалось 10 лет Недостаточно выделяется средств и на содержа­ние дорог.

Большой урон дорожному хо­зяйству нанесла бездарно прове­денная реорганизация. Целью ее была поставлена приватизация техники и материальных ценно­стей. Техника, асфальтобетонные заводы и имущество были прива­тизированы, распроданы и разгра­блены, работать стало нечем.

Вместо части сокращенных по штатам ИТР и служащих ликви­дированных Дорожных ремонтно- строительных управлений, а также рабочих и механизаторов созданы участки, на их базе организовано областное ДРСУ с раздутыми шта­тами и неимоверно громадными окладами (до 300 тысяч рублей в месяц вместо 30-40 тысяч, как у начальников прежних ДРСУ и фи­лиалов областного). Если раньше ДРСУ были самостоятельными и работали с прибылью, то после ре­организации филиалы стали при­носить убытки. Областным ДРСУ издан приказ о запрещении выпла­чивать рабочим сверхурочные, в результате чего механизатор не успевал пройти с грейдированием за 8 часов весь участок дороги, воз­вращался на базу, а на другой день повторял то же самое. Это вело к неоправданным затратам – пере­расходу горючего и износу тех­ники. Даже оставшиеся рабочие стали увольняться из-за мизерной зарплаты.

Так, поверхность асфальтобе­тонного покрытия дорог, чтобы его не разрушать, мы не «зачищаем» от снега ковшом экскаватора или погрузчика, эту работу выполня­ют механизаторы, убирая снежный накат, как правило, с помощью от­вала грейдера и щетки. А деревян­ный мост через р. Латат на дороге Камаевка – Асино перестроен на железобетонный еще в 1979 году, а в 2014 году, из-за вынужденного ремонта реконструирован в связи с разрушением двух балок пролет­ных строений при проезде больше­грузного транспортного средства весом выше допустимой нагрузки, предусмотренной проектом.

Мы, ветераны дорожной отрас­ли, считаем, что сегодня в первую очередь нужно восстановить и до­вести до требуемых параметров су­ществующую сеть дорог, наметить планы ее развития, выполнить грамотную, продуманную реор­ганизацию дорожного хозяйства. Так что нынешнему и будущим по­колениям специалистов предстоит серьезно поработать на широком областном фронте дорожных ра­бот.

Лауреат Государственной премии СССР, Заслуженный строитель Российской Федерации, Почетный дорожник России – Черных Тимофей Федорович, а также Г.Е. Бурмантов, В.Т. Кургановский, И.Е. Пудов и другие.

Читайте также на сайте:

  1. На могилах не пляшут
  2. Если вы переплатили штрафов…
  3. Спасибо, что сорвали маски
  4. Опасный переход убран
  5. Дом рядом с забором
  6. Открытое обращение
  7. Открытое письмо Губернатору
  8. Открытое обращение к мэру Томска
  9. «Мы работаем»
  10. Спасите автоколонну!
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Посетителей на сайте сейчас: 9

Мы на Flickr

    Наш адрес

    Email: red@tomskw.ru

    Телефон: +7 (3822) 78-42-93