Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Яркая жизнь в окружении живописи

   0

ХШ г. Северск. Праздничные хлопоты. Бумага. Гуашь. Фридрих Кирилл 12 лет. Преподаватель  Карпова А.В.Елена Сидорова за 37 лет работы директором детской художественной школы воспитала целое поколение художников, дизайнеров и архитекторов.

Занимаясь с детьми, обучая их азам изобразительного искусства, мы строим будущее, воспитываем в молодом поколении не только чувство художественного вкуса, а готовим себе достойную смену людей, для которых слова «культура» и «жизнь» неразделимы.

В тяжелых условиях

По приезде из Кемерово я устро­илась на год в художественную мастерскую. Устра­ивалась я на рабо­ту нелегко, помню, как с мамой ходи­ла к заведующему комбинатом бы­тового обслужива­ния и носила свои рисунки. Очень волновалась, когда Валентин Ивано­вич Сухенко, на­чальник КБО, и Юрий Сергеевич Котов, заведующий художественной мастерской, смо­трели эти рисунки. Я сразу сказала, что творческие работы для города — это как раз то, что мне интересно. Например, мне запом­нилась работа к юбилею Великой Октябрь­ской социалистической революции, когда мы с подругой оформляли интерьеры Дома культуры имени Н. Островского. Я делала огромное панно на фасаде, между колонна­ми второго этажа. Сюжет был следующий — Владимир Ильич Ленин держится за лацкан своего пиджака, в руке у него газета, сложен­ная в трубочку, а второй рукой он указывает вперед. Огромное было панно, я его делала в тире, в другом каком-то месте работать над ним невозможно. Краски тогда были очень токсичные. Вообще, надо сказать, работали в любых условиях. В тот же период мы делали имитацию витража, как известно, настоящие витражи очень дорого стоят. Для этого нам изготовили огромную жестяную ванную, спе­циальные рамы, мы распаривали пленку, и в таком распаренном состоянии натягивали ее на эти рамы, потом она остывала и станови­лась упругой, как барабан, а после этого уже переносили рисунок на пленку и расписыва­ли. Довелось сделать герб СССР для загса. Геральдику делать сложно, она симметрична, и я делала герб на барельефе. Потом под этим барельефом я выходила замуж.

Год работы в мастерской много дал мне в профессиональном плане. Тогда у художни­ков были заказы. Это очень важно! А сейчас этого нет, каждый сам по себе, художники вы­нуждены искать работу, заказчиков, выживать самостоятельно.

Учительский опыт

Александр Попов, президент северского Со­юза художников, считает, что нужен в городе какой-то центр для людей нашей профессии. Я знаю, что Алексей Сергеевич Крутов – глав­ный архитектор Северска, идет навстречу этому предложению. Позиция главы администрации Северска, Николая Васильевича Диденко, та­кая же, центр для художников нужен, но мате­риальной базы у города пока нет. А что касает­сяхудожественной школы, нам в 2015 году на проспекте Коммунистическом, 122 глава ад­министрации ЗАТО Северск выделил помеще­ние, чтобы мы могли расширяться. Коллектив нашей школы и я лично очень ему благодарны.

Возвращаясь к сво­ей истории о работе в первые годы после учебы, добавлю, год я проработала в художе­ственной мастерской, а параллельно трудилась в своей родной общеоб­разовательной школе № 85. Тогда Зинаида Борисовна Черкаши­на была в декретном отпуске, и этот год я работала за нее. Вела уроки изобразительно­го искусства и черчения. Учились тогда до деся­того класса, а черчение было до девятого, но это уже было строительное черчение. Я помню, у меня был ученик, кото­рый все время рисовал яхты и делал к ним чер­тежи. Так вот, потом, окончив учебу в инсти­туте, он стал строить эти яхты. Узнать об этом было приятно. То есть ребята, учась в школе, готовились к самореализации, к тому, чем бу­дут заниматься дальше. И в этот раз работа в общеоб­разовательной школе мне очень понравилась, я так же, как и в годы студенче­ской практики, оформляла с детьми новогодний вечер, мы делали атлантов, кото­рые держали портик, зал оформляли, опять были походы. Интересно было все.

Открытие художественной школы

Мой педагог, Геннадий Николаевич Степанов, выпускник института име­ни И. Е. Репина (ученик Е. Е. Моисеенко), учил вы­делять главное: «Где хочу, там свечу!». Этот принцип я использую не только в жи­вописи, но и в повседнев­ной работе, отношусь к де­лам как к авторским проектам: ставлю ближние и дальние цели, планирую, выделяю главное и т. д. Пожалуй, главным моим проектом стало открытие в Северске детской художественной школы. Как только я узнала, что в городе пла­нируется открытие художественной школы, я тут же пошла проситься. Евгений Васильевич Старчиков был заведующим отдела культуры, он думал, что я старше, чем выглядела на тот момент. Видимо, я казалась ему солиднее своих девятнадцати. На момент назначения меня на должность директора художественной школы в 1978 году мне уже исполнилось 20 лет. И когда Старчиков наконец-то подписал заявление и спросил меня, сколько мне лет, я ответила ему: «20». Он очень удивился, но заявление на тот момент было уже подписано. Вот так я стала директором ДХШ. Сначала наш коллектив был из трех человек — Александра Георгиевна Ни­кифорова, Надежда Романовна Бородина и я. Потом уже постепенно присоединились осталь­ные — Галина Евгеньевна Алексеева, Зинаида Борисовна Черкашина, Леонид Тихонович Петрачков, так и пошло.

Диалог с властью

Исполком трудящихся в Северске тогда воз­главлял Анатолий Романович Шеховцов, от­делов в его подчинении было не так много, не такое количество, как сейчас. И вот Шеховцов со своими подчиненными, группой, объезжали все бюджетные учреждения, он лично прихо­дил и спрашивал, как дела, что нового, что нуж­но. Мне очень нравился стиль его работы. Пом­ню также, как я ходила к Николаю Ивановичу Кузьменко. На работу он приходил рано, с 8.30 утра уже был у себя, а я приходила к 8 часам и ждала в коридоре. Он увидит меня и говорит: «Ну, заходи, поговорим». Всегда обязательно помогал. Но к начальству я рвалась только в тех случаях, когда было очень нужно, и он об этом знал: если пришла, значит, все, дальше терпеть нельзя, надо помогать.

Воспоминания об учениках

Учиться в институте имени И. Е. Репина тоже было очень интересно. На сессию в Пи­тер я ездила раз в год, одна сессия составляла сорок дней. Заряжалась я, как батарейка, при­езжала совершенно другая. Своим ученикам я с большим восторгом рассказывала, как это здо­рово — учиться. Вдохновленные моими расска­зами, большинство из моих учеников дружно поступили на архитектурный факультет ТИСИ.

Алла Петухова, Лера Радченко — это мои бывшие ученицы, обе сейчас работают в нашей северской «художке». В первых своих учеников я, конечно, вложила свою энергию, все свои силы, все самое-самое лучшее, что сама уме­ла. В 1982 году мы с ними ездили на Кубань. Собрали группу, в которой были мои ученики и их друзья из общеобразовательной школы. Из взрослых кроме меня была мама одного из учеников. В той поездке тоже была масса впе­чатлений: полдня мы работали в садах, а пол­дня отдыхали и загорали на речке Кубань. Нас возили на Азовское и Черное моря. Очень при­ятно вспоминать сейчас эту поездку. Со време­нем уже к нам в школу стало приходить то по­коление, которое мы выучили, и, я так думаю, что сейчас уже пойдет волна тех, кто выучился у наших учеников. Надеюсь, что история нашей школы будет долгой. Лучших учеников ДХШ я всячески стремилась поощрять, вывозила их на пленэры. Обращалась к руководству Сибирско­го химического комбината, нас спонсировали, выделяли нам деньги через профсоюзы. Город тоже частично помогал, но половину все равно платили родители. Ездить получалось, группы набирались большие. Мы побывали в Москве, Санкт-Петербурге, Суздале, Сергиевом Поса­де, Пскове, Пушкиногорье, Михайловском, Угличе, Переславле-Залесском, на Телецком озере были, в Слюдянку ездили — это город на Байкале. В 2005 году наша ДХШ участвовала в евразийском фестивале «Шаг в будущее. Бай­кал», и мы как раз посетили Слюдянку. Потом стали регулярно возить детей на конференции. Например, в Обнинске проходила всероссий­ская конференция «Юность. Наука. Культура», трижды участвовали в Дельфийских играх, а также каждый год мы участвуем во всероссий­ских предметных олимпиадах.

Фестиваль дизайнеров

Несколько слов о проекте «Пятый угол». Мероприятие прошло на базе северского ТЮЗа. Сначала участвовало около ста про­ектов, и уже тогда к нам приехали гости из других городов, эксперты, архи­текторы из Томска. Пер­вый фестиваль «Пятый угол» прошел в 2000 году, а к 2002 мы уже вышли из творческих конференций, которые проводила Север­ская гимназия. Название придумывали все вместе, но вообще окончательное название придумала зав­уч нашей художествен­ной школы — Татьяна Павловна Ширыкалова. С 2010 года фестиваль мо­лодых дизайнеров «Пятый угол» стал всероссийским, а с 2014 года он является всероссийским с междуна­родным участием.

Но мое глубокое убеж­дение заключается в том, что ничего постоянного быть не должно, надо постоянно совершенство­ваться, меняться, соответствовать времени. Так и с этим проектом, нужно искать новые формы, продолжая быть интересными другим и самим себе, в первую очередь…

(Продолжение. Начало в N50)

Ирина Лугачева

Читайте также на сайте:

  1. “Глашатай Солнца” — символ 2017 года
  2. Кошмар Александра Макарова или Долгий путь домой
  3. Университетский город — драйвер предпринимательской экосистемы
  4. Одна из последних героев войны…
  5. На страже добра
  6. Пройденный путь огромен
  7. Томские казаки. Край географии. Где он проходит для них?
  8. Лариса Отмахова. Самая трудная роль
  9. “Сейчас война идет, только не традиционная”
  10. Мое дело — дело моей семьи

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91