Томская НЕДЕЛЯ
Отдел рекламы:
+7 (3822) 78-42-91
Томск, Россия
+10.4C

Яркая жизнь в окружении живописи

  24    0

ХШ г. Северск. Праздничные хлопоты. Бумага. Гуашь. Фридрих Кирилл 12 лет. Преподаватель  Карпова А.В.Елена Сидорова за 37 лет работы директором детской художественной школы воспитала целое поколение художников, дизайнеров и архитекторов.

Занимаясь с детьми, обучая их азам изобразительного искусства, мы строим будущее, воспитываем в молодом поколении не только чувство художественного вкуса, а готовим себе достойную смену людей, для которых слова «культура» и «жизнь» неразделимы.

В тяжелых условиях

По приезде из Кемерово я устро­илась на год в художественную мастерскую. Устра­ивалась я на рабо­ту нелегко, помню, как с мамой ходи­ла к заведующему комбинатом бы­тового обслужива­ния и носила свои рисунки. Очень волновалась, когда Валентин Ивано­вич Сухенко, на­чальник КБО, и Юрий Сергеевич Котов, заведующий художественной мастерской, смо­трели эти рисунки. Я сразу сказала, что творческие работы для города — это как раз то, что мне интересно. Например, мне запом­нилась работа к юбилею Великой Октябрь­ской социалистической революции, когда мы с подругой оформляли интерьеры Дома культуры имени Н. Островского. Я делала огромное панно на фасаде, между колонна­ми второго этажа. Сюжет был следующий — Владимир Ильич Ленин держится за лацкан своего пиджака, в руке у него газета, сложен­ная в трубочку, а второй рукой он указывает вперед. Огромное было панно, я его делала в тире, в другом каком-то месте работать над ним невозможно. Краски тогда были очень токсичные. Вообще, надо сказать, работали в любых условиях. В тот же период мы делали имитацию витража, как известно, настоящие витражи очень дорого стоят. Для этого нам изготовили огромную жестяную ванную, спе­циальные рамы, мы распаривали пленку, и в таком распаренном состоянии натягивали ее на эти рамы, потом она остывала и станови­лась упругой, как барабан, а после этого уже переносили рисунок на пленку и расписыва­ли. Довелось сделать герб СССР для загса. Геральдику делать сложно, она симметрична, и я делала герб на барельефе. Потом под этим барельефом я выходила замуж.

Год работы в мастерской много дал мне в профессиональном плане. Тогда у художни­ков были заказы. Это очень важно! А сейчас этого нет, каждый сам по себе, художники вы­нуждены искать работу, заказчиков, выживать самостоятельно.

Учительский опыт

Александр Попов, президент северского Со­юза художников, считает, что нужен в городе какой-то центр для людей нашей профессии. Я знаю, что Алексей Сергеевич Крутов – глав­ный архитектор Северска, идет навстречу этому предложению. Позиция главы администрации Северска, Николая Васильевича Диденко, та­кая же, центр для художников нужен, но мате­риальной базы у города пока нет. А что касает­сяхудожественной школы, нам в 2015 году на проспекте Коммунистическом, 122 глава ад­министрации ЗАТО Северск выделил помеще­ние, чтобы мы могли расширяться. Коллектив нашей школы и я лично очень ему благодарны.

Возвращаясь к сво­ей истории о работе в первые годы после учебы, добавлю, год я проработала в художе­ственной мастерской, а параллельно трудилась в своей родной общеоб­разовательной школе № 85. Тогда Зинаида Борисовна Черкаши­на была в декретном отпуске, и этот год я работала за нее. Вела уроки изобразительно­го искусства и черчения. Учились тогда до деся­того класса, а черчение было до девятого, но это уже было строительное черчение. Я помню, у меня был ученик, кото­рый все время рисовал яхты и делал к ним чер­тежи. Так вот, потом, окончив учебу в инсти­туте, он стал строить эти яхты. Узнать об этом было приятно. То есть ребята, учась в школе, готовились к самореализации, к тому, чем бу­дут заниматься дальше. И в этот раз работа в общеоб­разовательной школе мне очень понравилась, я так же, как и в годы студенче­ской практики, оформляла с детьми новогодний вечер, мы делали атлантов, кото­рые держали портик, зал оформляли, опять были походы. Интересно было все.

Открытие художественной школы

Мой педагог, Геннадий Николаевич Степанов, выпускник института име­ни И. Е. Репина (ученик Е. Е. Моисеенко), учил вы­делять главное: «Где хочу, там свечу!». Этот принцип я использую не только в жи­вописи, но и в повседнев­ной работе, отношусь к де­лам как к авторским проектам: ставлю ближние и дальние цели, планирую, выделяю главное и т. д. Пожалуй, главным моим проектом стало открытие в Северске детской художественной школы. Как только я узнала, что в городе пла­нируется открытие художественной школы, я тут же пошла проситься. Евгений Васильевич Старчиков был заведующим отдела культуры, он думал, что я старше, чем выглядела на тот момент. Видимо, я казалась ему солиднее своих девятнадцати. На момент назначения меня на должность директора художественной школы в 1978 году мне уже исполнилось 20 лет. И когда Старчиков наконец-то подписал заявление и спросил меня, сколько мне лет, я ответила ему: «20». Он очень удивился, но заявление на тот момент было уже подписано. Вот так я стала директором ДХШ. Сначала наш коллектив был из трех человек — Александра Георгиевна Ни­кифорова, Надежда Романовна Бородина и я. Потом уже постепенно присоединились осталь­ные — Галина Евгеньевна Алексеева, Зинаида Борисовна Черкашина, Леонид Тихонович Петрачков, так и пошло.

Диалог с властью

Исполком трудящихся в Северске тогда воз­главлял Анатолий Романович Шеховцов, от­делов в его подчинении было не так много, не такое количество, как сейчас. И вот Шеховцов со своими подчиненными, группой, объезжали все бюджетные учреждения, он лично прихо­дил и спрашивал, как дела, что нового, что нуж­но. Мне очень нравился стиль его работы. Пом­ню также, как я ходила к Николаю Ивановичу Кузьменко. На работу он приходил рано, с 8.30 утра уже был у себя, а я приходила к 8 часам и ждала в коридоре. Он увидит меня и говорит: «Ну, заходи, поговорим». Всегда обязательно помогал. Но к начальству я рвалась только в тех случаях, когда было очень нужно, и он об этом знал: если пришла, значит, все, дальше терпеть нельзя, надо помогать.

Воспоминания об учениках

Учиться в институте имени И. Е. Репина тоже было очень интересно. На сессию в Пи­тер я ездила раз в год, одна сессия составляла сорок дней. Заряжалась я, как батарейка, при­езжала совершенно другая. Своим ученикам я с большим восторгом рассказывала, как это здо­рово — учиться. Вдохновленные моими расска­зами, большинство из моих учеников дружно поступили на архитектурный факультет ТИСИ.

Алла Петухова, Лера Радченко — это мои бывшие ученицы, обе сейчас работают в нашей северской «художке». В первых своих учеников я, конечно, вложила свою энергию, все свои силы, все самое-самое лучшее, что сама уме­ла. В 1982 году мы с ними ездили на Кубань. Собрали группу, в которой были мои ученики и их друзья из общеобразовательной школы. Из взрослых кроме меня была мама одного из учеников. В той поездке тоже была масса впе­чатлений: полдня мы работали в садах, а пол­дня отдыхали и загорали на речке Кубань. Нас возили на Азовское и Черное моря. Очень при­ятно вспоминать сейчас эту поездку. Со време­нем уже к нам в школу стало приходить то по­коление, которое мы выучили, и, я так думаю, что сейчас уже пойдет волна тех, кто выучился у наших учеников. Надеюсь, что история нашей школы будет долгой. Лучших учеников ДХШ я всячески стремилась поощрять, вывозила их на пленэры. Обращалась к руководству Сибирско­го химического комбината, нас спонсировали, выделяли нам деньги через профсоюзы. Город тоже частично помогал, но половину все равно платили родители. Ездить получалось, группы набирались большие. Мы побывали в Москве, Санкт-Петербурге, Суздале, Сергиевом Поса­де, Пскове, Пушкиногорье, Михайловском, Угличе, Переславле-Залесском, на Телецком озере были, в Слюдянку ездили — это город на Байкале. В 2005 году наша ДХШ участвовала в евразийском фестивале «Шаг в будущее. Бай­кал», и мы как раз посетили Слюдянку. Потом стали регулярно возить детей на конференции. Например, в Обнинске проходила всероссий­ская конференция «Юность. Наука. Культура», трижды участвовали в Дельфийских играх, а также каждый год мы участвуем во всероссий­ских предметных олимпиадах.

Фестиваль дизайнеров

Несколько слов о проекте «Пятый угол». Мероприятие прошло на базе северского ТЮЗа. Сначала участвовало около ста про­ектов, и уже тогда к нам приехали гости из других городов, эксперты, архи­текторы из Томска. Пер­вый фестиваль «Пятый угол» прошел в 2000 году, а к 2002 мы уже вышли из творческих конференций, которые проводила Север­ская гимназия. Название придумывали все вместе, но вообще окончательное название придумала зав­уч нашей художествен­ной школы — Татьяна Павловна Ширыкалова. С 2010 года фестиваль мо­лодых дизайнеров «Пятый угол» стал всероссийским, а с 2014 года он является всероссийским с междуна­родным участием.

Но мое глубокое убеж­дение заключается в том, что ничего постоянного быть не должно, надо постоянно совершенство­ваться, меняться, соответствовать времени. Так и с этим проектом, нужно искать новые формы, продолжая быть интересными другим и самим себе, в первую очередь…

(Продолжение. Начало в N50)

Ирина Лугачева

Читайте также на сайте:

  1. Лариса Отмахова. Самая трудная роль
  2. Город в снежном плену
  3. Вадим Долинский. Далекие и близкие образы
  4. Язык Гете и Шиллера популярен в Томске
  5. Проверка из Москвы . Программа «Магаззино» в Томске
  6. Михаил Андреев. Поэт. Томич. Патриот
  7. Террору нет места в исламе!
  8. Солнце, согревающее всех
  9. О таком поэте невозможно забыть
  10. Томские казаки. Край географии. Где он проходит для них?
53%
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Посетителей на сайте сейчас: 15

Мы на Flickr

    Наш адрес

    Email: red@tomskw.ru

    Телефон: +7 (3822) 78-42-93