Томская НЕДЕЛЯ
Отдел рекламы:
+7 (3822) 78-42-91
Томск, Россия
+10.4C

Яркая жизнь в окружении живописи

  4    0

14Гранит искусства

— На первом курсе я поняла, что вообще ничего не умею, хотя амби­ций было много. Ну как же, ведь в изостудии мы все пробовали, тем не менее, мне стало понятно, что никаких основ я не знаю, и, конечно, пришлось всему учиться, «грызть» науку, чтобы, как всегда говорил своим студентам преподаватель Мизонов, «мозги хру­стели». Конечно, каждый «доходил» по-своему. Первый курс был особен­но сложным, но потом оно, действи­тельно, хрустнуло и пошло, и пошло. У меня был очень хороший рисунок, и уже на четвертом курсе все мои рабо­ты забирали в фонд нашего училища. Особенно мне нравилось рисовать фигуру человека, а дипломной моей композицией была работа, которую я назвала «Школьники».

Как раз в это время я проходила практику в общеобразовательной школе, и там мне понравилось даже больше, чем в художественной. В об­щеобразовательной школе с детьми мы оформляли кабинеты под Новый год, ходили в походы, так я прики­пела к классу за короткое время, что поняла тогда — дорога мне в школу, по-другому себя уже не представляла. В то время на экраны вышел фильм «Розыгрыш» — он был тогда очень популярен, одним словом, все у меня «срослось» и я взяла эту тему. Пом­ню, что картон, на котором я намети­ла композицию на картину «Школь­ники», был почти завершен, мне его утвердили, и буквально за ночь до очередного обхода, когда препо­даватели окончательно утверждают темы дипломных работ, я решила все поменять. Смахнула композицию с картона и очень быстро углем нари­совала заново. А ведь размер картона был большой, точно, конечно, не пом­ню, приблизительно метр на полтора. Ну вот, переделала, утвердили и это, а потом пошла работа масляными красками. Получила я четверку за эту композицию, хотя она была слож­ная: за окном весна, в классе четыре школьника готовятся к экзаменам.

Много было сделано эскизов к работе, я серьезно готовилась. Но на тот момент в моей работе не хвати­ло живописных качеств — взаимо­проникновения теплого в холодное и напротив — холодного в теплое, то есть рефлексов. Допустим, подо­конная доска и стена под окном, там тоже должны быть рефлексы теплого в холодном. Этого знания мне тогда не хватило. С тех пор я на это всегда обращаю внимание.

Эволюция художника

Пока мы учились, а раньше учи­лись четыре года, а не пять, как теперь, нас всегда приучали к мысли, что классическая схема художественного образования — это художественная школа, художественное училище, а потом уже вуз. Это считается нор­мальным эволюционным, так сказать, развитием художника. Я сколько мог­ла, столько эту схему держала у нас в школе и всегда говорила: «сначала поступайте в училище, а потом вы сможете поступить в вуз». Но жизнь на сегодняшний день настолько ус­ложнилась, темп другой, что я теперь понимаю, ребятам нужно быстрее поступать, быстрее осваивать про­фессию. И они в большинстве своем «проскакивают» среднее звено, но по­том это все равно где-то сказывается. Я поняла, что можно поступить в вуз, минуя училище, например, на такие специальности, как теория и история искусства, архитектура. Кстати, моя старшая дочь закончила факультет «Теория и история искусства» в ин­ституте имени И. Е. Репина в городе Санкт-Петербурге. Настя — моя младшая дочь — поступила после одиннадцатого класса общеобразо­вательной школы в ту же «Репинку» на профильные курсы и еще два года «добирала» недостающие знания, а уже на третий год после подкурсов она поступила на первый курс Ака­демии.

Я же получила высшее образо­вание только тогда, когда уже стала директором детской художественной школы в Северске. Поступила в ту же Репинку, тогда был конкурс — восемь человек на место, и это только на за­очное отделение, на дневное было уже двадцать пять человек на место. Бросить работу, я, естественно, не могла, поэтому поступила на заочное отделение. У меня перед глазами был пример — Надежда Романовна Боро­дина — преподаватель нашей ДХШ, которая как раз поступила немного раньше, и благодаря ей я выбрала этот вуз. По ее стопам пошла. Закон­чила заочное обучение в Репинском институте в Петербурге, тогда еще в Ленинграде. Поэтому у меня среднее специальное образование — худо­жественное — преподаватель ИЗО и черчения, а высшее — искусствовед.

Путешествия по пейзажам

Когда я училась в училище, мы ездили на пленэр — это было очень интересно. Я со своей подругой Та­ней Бочаровой носилась на лошадях, помню совхоз «Октябрьский», где разводили орловских рысаков. Тогда ко мне пришло понимание, что че­ловек и лошадь — неотделимы друг от друга. Приручив когда-то лошадь, человек уже стал с ней неразлучен, потому что большая часть челове­ческой истории — это уже, конечно, «человек и лошадь».

Мы с Татьяной рисовали лоша­дей, надо сказать, что она и сейчас художник-анималист и директор выставочного зала в Ленинске-Куз­нецком. Вообще, я с большим теплом вспоминаю те годы. Например, мы были на Алтае, ходили по маршру­ту девяносто второй или девяносто четвертый, точно не помню. В нача­ле пути рюкзаки за плечами носили по тридцать килограммов, но потом уже, к концу нашего путешествия, они, конечно, становились полегче. И по болотам мы ходили с лошадями, и в горы забирались, наши маршруты были интересные и сложные одно­временно.

А как-то попали мы со стройотрядом на Шикотан. Стройотряд собирали на базе кемеровского уни­верситета, нужны были художники, за которыми и обратились в художе­ственное училище. И вот таким об­разом многие из нас попали на этот замечательный остров — самый круп­ный остров Малой гряды Курильских островов. Проплывали мы пролив Лаперуза, видели огни Японии, слы­шали музыку, и через порт Корсаков на Сахалине мы потом попали в бухту Крабовая на Шикотане. Там находил­ся девяносто пятый рыбоконсервный завод, довелось на нем поработать. Кто-то из моих подруг работал на рез­ке, кто-то на укладке рыбы. Я сайру в банки укладывала.

Но, конечно, самое большое впе­чатление на нас произвела величе­ственная природа Дальнего Востока. Помню, мы лежали на сопках и на­блюдали за тем, как меняется небо, тут же перед глазами возникали полотна Николая Рериха. Впечатлений, без­условно, осталось великое множество, изумительная красота была вокруг.

Красная косынка

Нас с путины не отпускали, это был семьдесят пятый год, неизвест­но, сколько до этого года не шла рыба иваси — дальневосточная сардина, а тут вдруг пошли косяки. Нам уже на учебу нужно было возвращаться, а нас не отпускали почти весь сентябрь. Но зато я была краснокосыночницей. Я с детства любила быть в лидерах. И тогда, на рыбоконсервном заводе, я была одной из лучших: мне повязали красную косынку, написали в газете, потому что я была в передовиках про­изводства, кроме того, участвовала в соревнованиях.

Помню такой случай: после сорев­нований мы вышли на улицу, забра­лись на сейнер, вдруг видим, что-то горит на одной из сопок. Забрались еще на гору ящиков, присмотрелись, а это же наш барак горит… Прибежали мы туда, семьдесят восемь ступенек на сопку, можно сказать, взлетели. По­жарные приехали, начали тушить, но вода, которая была у них в машине, закончилась, а на сопках-то колонок с водой нет, и взять воду больше не­откуда. Мы только наблюдали за тем, как догорал наш барак, изредка вспыхивая, когда выстреливал шифер. Надо сказать, что бараки, в которых мы жили, были очень просто сколоче­ны: доски, обитые изнутри обычными магазинными коробками. Пока мы жили в этих бараках, разрисовали ко­робки — я нарисовала окошко, себя в этом окошке, с косой на плече, а из-за моего плеча выглядывала лошадиная морда. И вот теперь наш барак сгорел. Переживали только за наши этюды.

По приезду в кемеровское художе­ственное училище еще выставку ра­бот сделали. Очень красочные этюды у нас получились. Такие закаты мы писали… Небо Дальнего востока — это самое яркое воспоминание того периода. Еще помнятся ракушки и раковинки от морских гребешков, кажется, они были всюду. С собой увозили именно такие трофеи…

На фото рисунки учеников художественной школы г.Северска

ИРИНА ЛУГАЧЕВА ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО В № 50

Читайте также на сайте:

  1. Красота – страшная сила!
  2. Ярослава Беспалова. Волшебная керамика
  3. Музыкальный театр Северска сегодня
  4. Святки и гадания
  5. Повернется ли власть лицом к творческим союзам?
  6. Владимир Винокур: «Завтракать хожу к маме»
  7. «Желтую прессу» мне порадовать нечем!»
  8. Остановить мгновение
  9. «Как о воде протекшей будешь вспоминать…»
  10. Дон Жуан. Возвращение
100%
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Посетителей на сайте сейчас: 5

Мы на Flickr

    Наш адрес

    Email: red@tomskw.ru

    Телефон: +7 (3822) 78-42-93