Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Яркая жизнь в окружении живописи

   0

14Гранит искусства

— На первом курсе я поняла, что вообще ничего не умею, хотя амби­ций было много. Ну как же, ведь в изостудии мы все пробовали, тем не менее, мне стало понятно, что никаких основ я не знаю, и, конечно, пришлось всему учиться, «грызть» науку, чтобы, как всегда говорил своим студентам преподаватель Мизонов, «мозги хру­стели». Конечно, каждый «доходил» по-своему. Первый курс был особен­но сложным, но потом оно, действи­тельно, хрустнуло и пошло, и пошло. У меня был очень хороший рисунок, и уже на четвертом курсе все мои рабо­ты забирали в фонд нашего училища. Особенно мне нравилось рисовать фигуру человека, а дипломной моей композицией была работа, которую я назвала «Школьники».

Как раз в это время я проходила практику в общеобразовательной школе, и там мне понравилось даже больше, чем в художественной. В об­щеобразовательной школе с детьми мы оформляли кабинеты под Новый год, ходили в походы, так я прики­пела к классу за короткое время, что поняла тогда — дорога мне в школу, по-другому себя уже не представляла. В то время на экраны вышел фильм «Розыгрыш» — он был тогда очень популярен, одним словом, все у меня «срослось» и я взяла эту тему. Пом­ню, что картон, на котором я намети­ла композицию на картину «Школь­ники», был почти завершен, мне его утвердили, и буквально за ночь до очередного обхода, когда препо­даватели окончательно утверждают темы дипломных работ, я решила все поменять. Смахнула композицию с картона и очень быстро углем нари­совала заново. А ведь размер картона был большой, точно, конечно, не пом­ню, приблизительно метр на полтора. Ну вот, переделала, утвердили и это, а потом пошла работа масляными красками. Получила я четверку за эту композицию, хотя она была слож­ная: за окном весна, в классе четыре школьника готовятся к экзаменам.

Много было сделано эскизов к работе, я серьезно готовилась. Но на тот момент в моей работе не хвати­ло живописных качеств — взаимо­проникновения теплого в холодное и напротив — холодного в теплое, то есть рефлексов. Допустим, подо­конная доска и стена под окном, там тоже должны быть рефлексы теплого в холодном. Этого знания мне тогда не хватило. С тех пор я на это всегда обращаю внимание.

Эволюция художника

Пока мы учились, а раньше учи­лись четыре года, а не пять, как теперь, нас всегда приучали к мысли, что классическая схема художественного образования — это художественная школа, художественное училище, а потом уже вуз. Это считается нор­мальным эволюционным, так сказать, развитием художника. Я сколько мог­ла, столько эту схему держала у нас в школе и всегда говорила: «сначала поступайте в училище, а потом вы сможете поступить в вуз». Но жизнь на сегодняшний день настолько ус­ложнилась, темп другой, что я теперь понимаю, ребятам нужно быстрее поступать, быстрее осваивать про­фессию. И они в большинстве своем «проскакивают» среднее звено, но по­том это все равно где-то сказывается. Я поняла, что можно поступить в вуз, минуя училище, например, на такие специальности, как теория и история искусства, архитектура. Кстати, моя старшая дочь закончила факультет «Теория и история искусства» в ин­ституте имени И. Е. Репина в городе Санкт-Петербурге. Настя — моя младшая дочь — поступила после одиннадцатого класса общеобразо­вательной школы в ту же «Репинку» на профильные курсы и еще два года «добирала» недостающие знания, а уже на третий год после подкурсов она поступила на первый курс Ака­демии.

Я же получила высшее образо­вание только тогда, когда уже стала директором детской художественной школы в Северске. Поступила в ту же Репинку, тогда был конкурс — восемь человек на место, и это только на за­очное отделение, на дневное было уже двадцать пять человек на место. Бросить работу, я, естественно, не могла, поэтому поступила на заочное отделение. У меня перед глазами был пример — Надежда Романовна Боро­дина — преподаватель нашей ДХШ, которая как раз поступила немного раньше, и благодаря ей я выбрала этот вуз. По ее стопам пошла. Закон­чила заочное обучение в Репинском институте в Петербурге, тогда еще в Ленинграде. Поэтому у меня среднее специальное образование — худо­жественное — преподаватель ИЗО и черчения, а высшее — искусствовед.

Путешествия по пейзажам

Когда я училась в училище, мы ездили на пленэр — это было очень интересно. Я со своей подругой Та­ней Бочаровой носилась на лошадях, помню совхоз «Октябрьский», где разводили орловских рысаков. Тогда ко мне пришло понимание, что че­ловек и лошадь — неотделимы друг от друга. Приручив когда-то лошадь, человек уже стал с ней неразлучен, потому что большая часть челове­ческой истории — это уже, конечно, «человек и лошадь».

Мы с Татьяной рисовали лоша­дей, надо сказать, что она и сейчас художник-анималист и директор выставочного зала в Ленинске-Куз­нецком. Вообще, я с большим теплом вспоминаю те годы. Например, мы были на Алтае, ходили по маршру­ту девяносто второй или девяносто четвертый, точно не помню. В нача­ле пути рюкзаки за плечами носили по тридцать килограммов, но потом уже, к концу нашего путешествия, они, конечно, становились полегче. И по болотам мы ходили с лошадями, и в горы забирались, наши маршруты были интересные и сложные одно­временно.

А как-то попали мы со стройотрядом на Шикотан. Стройотряд собирали на базе кемеровского уни­верситета, нужны были художники, за которыми и обратились в художе­ственное училище. И вот таким об­разом многие из нас попали на этот замечательный остров — самый круп­ный остров Малой гряды Курильских островов. Проплывали мы пролив Лаперуза, видели огни Японии, слы­шали музыку, и через порт Корсаков на Сахалине мы потом попали в бухту Крабовая на Шикотане. Там находил­ся девяносто пятый рыбоконсервный завод, довелось на нем поработать. Кто-то из моих подруг работал на рез­ке, кто-то на укладке рыбы. Я сайру в банки укладывала.

Но, конечно, самое большое впе­чатление на нас произвела величе­ственная природа Дальнего Востока. Помню, мы лежали на сопках и на­блюдали за тем, как меняется небо, тут же перед глазами возникали полотна Николая Рериха. Впечатлений, без­условно, осталось великое множество, изумительная красота была вокруг.

Красная косынка

Нас с путины не отпускали, это был семьдесят пятый год, неизвест­но, сколько до этого года не шла рыба иваси — дальневосточная сардина, а тут вдруг пошли косяки. Нам уже на учебу нужно было возвращаться, а нас не отпускали почти весь сентябрь. Но зато я была краснокосыночницей. Я с детства любила быть в лидерах. И тогда, на рыбоконсервном заводе, я была одной из лучших: мне повязали красную косынку, написали в газете, потому что я была в передовиках про­изводства, кроме того, участвовала в соревнованиях.

Помню такой случай: после сорев­нований мы вышли на улицу, забра­лись на сейнер, вдруг видим, что-то горит на одной из сопок. Забрались еще на гору ящиков, присмотрелись, а это же наш барак горит… Прибежали мы туда, семьдесят восемь ступенек на сопку, можно сказать, взлетели. По­жарные приехали, начали тушить, но вода, которая была у них в машине, закончилась, а на сопках-то колонок с водой нет, и взять воду больше не­откуда. Мы только наблюдали за тем, как догорал наш барак, изредка вспыхивая, когда выстреливал шифер. Надо сказать, что бараки, в которых мы жили, были очень просто сколоче­ны: доски, обитые изнутри обычными магазинными коробками. Пока мы жили в этих бараках, разрисовали ко­робки — я нарисовала окошко, себя в этом окошке, с косой на плече, а из-за моего плеча выглядывала лошадиная морда. И вот теперь наш барак сгорел. Переживали только за наши этюды.

По приезду в кемеровское художе­ственное училище еще выставку ра­бот сделали. Очень красочные этюды у нас получились. Такие закаты мы писали… Небо Дальнего востока — это самое яркое воспоминание того периода. Еще помнятся ракушки и раковинки от морских гребешков, кажется, они были всюду. С собой увозили именно такие трофеи…

На фото рисунки учеников художественной школы г.Северска

ИРИНА ЛУГАЧЕВА ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО В № 50

Читайте также на сайте:

  1. Гостеприимный “Дом Польский”
  2. Алла Довлатова: «Голод можно обмануть!»
  3. Архитектурное сияние Северска
  4. «Война» на томской сцене
  5. Главный выпускной
  6. «Желтую прессу» мне порадовать нечем!»
  7. Танцевальная битва покорила Томск
  8. Золотые головы, золотые руки
  9. Голоса камней

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91