Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Закон о такси: желаемое и действительное

   1

Призванный избавить городские улицы от «бомбил», а также пресечь злоупотребления со стороны водителей по отношению к клиентам закон о такси, судя по всему, не работает.

Известно, что последние полтора года государство постоянно вводит все новые и новые обязательные требо­вания для таксистов. Вместе с тем мы видим, что система контроля за соблюдением данных требований фактиче­ски не действует. Ведь чтобы данные требования соблюдать, владельцам такси необходимо нести дополнительные из­держки по сравнению с теми участниками рынка, которые законов не признают. Ярким доказательством этого явля­ется бесконечное количество незарегистрированных и нели­цензированных такси, действу­ющих на территории нашего города. А поскольку машины эти по сию пору не имеют ни опознавательных знаков, ни лицензии, ни разрешения на данный вид деятельности, то в случае чего и претензий к ка­честву оказываемых ими услуг предъявить некому и некуда.

27 ноября в информационном агентстве «Интерфакс» прошла пресс-конференция на тему «Реа­лизация закона о такси» с участием представителей городского ГИБДД и отдела лицензирования отдель­ных видов деятельности.

Сегодняшнее положение дел

До 2011 года федеральное зако­нодательство практически никак не регулировало таксомоторные перевозки. При этом теоретически для занятия этим видом деятель­ности нужно было быть индиви­дуальным предпринимателем или юридическим лицом, соблюдать транспортное законодательство и уплачивать соответствующие на­логи, но практически действенных инструментов привлечения на­рушителей к ответственности не существовало, а потому почти все работали нелегально и никого это не волновало.

С 1 сентября 2011 года в данной отрасли была введена система, в связи с которой для занятий част­ными перевозками стало необхо­димо получить разрешение, выда­ваемое уполномоченным органом субъекта Федерации. У нас таким органом был назначен Комитет по лицензированию Томской области.

Закон ввел целый ряд требований к легковым такси: обязательное на­личие фонаря на крыше и цветогра­фической схемы на бортах кузова, наличие информации о перевозчи­ке, тарифах и телефонах контроли­рующих служб в салоне, водитель­ский стаж не менее трех-пяти лет, выдача квитанций и так далее. На нашем региональном уровне эти требования приняты не были. То есть на вызов такси по-прежнему может приехать машина без каких-либо опознавательных знаков. Со­ответственно, сам водитель впол­не может не иметь документов на данный вид деятельности, а значит, его физическое состояние и техни­ческое состояние его машины тоже никем не контролируются!

По словам Светланы Колмогоро­вой (начальника городского отдела лицензирования отдельных видов деятельности), лицензия выдается на пять лет, и для ее получения тре­буется только написать заявление и предоставить копии паспорта и ре­гистрации транспортного средства. За год отделом лицензирования было выдано около трех тысяч раз­решений. Из них примерно полови­на действует в городе, половина – по области. Светлана Анатольевна отметила, что томские таксисты довольно активны: в том же Алтай­ском крае выдано всего 392 разре­шения. Пока подобные разрешения в Томске выдаются бесплатно, но с 2014 года будет введена оплата: по сибирскому округу она везде уже действует, причем диапазон цен на пресс-конференции был озвучен довольно широкий – от 350 до 2000 рублей.

Наказание за невыполнение

На первом этапе государство не вводило санкции за нарушение но­вых требований, чтобы дать время всем участникам рынка привести свою деятельность в соответствие с законом. Но с 1 января 2012 года вступила в силу статья, вводящая ответственность за нарушение за­кона «О такси».

С 1 июля 2012 года вступила в силу статья, предусматривающая штраф в размере 5000 рублей для водителя такси, не имеющего раз­решения на таксомоторную дея­тельность. Органом, ответствен­ным за применение данной нормы, была определена ГИБДД. Однако деятельность ГИБДД в этом на­правлении носит несистемный ха­рактер – ведь она ограничивается проверками разрешений у тех так­систов, которые имеют опознава­тельный фонарь такси на крыше, а нелегалы ездят без соответствую­щей символики!

Также в июле 2012 года был принят федеральный закон, в со­ответствии с которым для легаль­ных таксистов введены требования по наличию в штате инженера по технике безопасности, обеспече­нию предрейсового медицинского осмотра водителя и технического контроля транспортных средств, наличию собственной ремонтной базы, собственной автостоянки либо договора с платной автосто­янкой. Естественно, что все это еще более увеличивает разрыв в издержках между легальными и нелегальными перевозчиками. К тому же контроль за соблюдением указанных требований поручен ре­гиональным уполномоченным ор­ганам (в нашем случае – Комитету по лицензированию), а он может контролировать лишь тех такси­стов, кто уже прошел лицензиро­вание. Ну а нелегалы по-прежнему вне закона, а значит, и вне наказа­ния!

Кто же заказывает музыку на томских дорогах?

На всех общероссийских съез­дах и совещаниях таксистов зву­чит тема такси «Максим». Чем же так прославилась эта компания? Простым пассажирам «Максим» привлекательно тем, что быстро присылает машины на вызов, да и цены у них ниже, чем у других компаний. Однако никто осо­бо не задумывается над тем, что бизнес-модель такси «Максим» осуществляется за счет наглого игнорирования требований дей­ствующего законодательства. Дело в том, что штаб-квартира и диспетчерские «Максима» рас­положены в Кургане, а филиалы присутствуют аж в 48 городах по всей РФ. Формально же ни фили­алов, ни представительств ООО «Мобил» (это и есть «Максим») в других регионах нет, а догово­ры на диспетчерское обслужи­вание с водителями-частниками заключают какие-то непонятные люди. Однако мало того, что «Максим» ведет свою деятель­ность незаконно: агенты «Мак­сима» заключают договоры на диспетчерское обслуживание со всеми желающими – неважно, имеет ли водитель свидетельство ИП и разрешение на таксомотор­ную деятельность, не важен даже водительский стаж! Понятно, что такие водители никак не контро­лируются: ни в части техническо­го состояния автомобилей, ни в части здоровья и физического состояния, ни в части выполне­ния предписанных законом «О такси» требований. Вот именно поэтому такси «Максим» и име­ет значительные конкурентные преимущества над более добро­совестными перевозчиками.

Бомбилы из «Мобилы», как и само предприятие, зарабатывают деньги, но налогов в местный бюд­жет никто не платит. А ведь это пенсии, зарплата учителям и вра­чам. Мэрия жалуется на дефицит бюджета. Наведите порядок в сре­де перевозчиков – будут дополни­тельные поступления.

Если взглянуть на вопрос с дру­гой стороны, то картина будет совсем не радостная. Пассажи­ры, обращающиеся в «Максим», ни от чего не застрахованы. Ни­кто не исключает, что водителем может оказаться наркоман или просто пьяный молодой человек. Если водитель завезет вас в тем­ный переулок и стукнет по голове – нападавшего не найдешь и пре­тензии предъявить будет неко­му! В отношении «Максим» уже выявлены многочисленные на­рушения, однако принять меры не представляется возможным в связи с отсутствием на террито­рии Томска органов управления этого самого ООО. То есть дея­тельность ведется полным хо­дом, а субъекта деятельности как бы нет…

Результат фактического бездействия контролирующих органов

По объему исполняемых зака­зов крупнейшим перевозчиком в Томске стало такси «Максим». Оно постоянно увеличивает свою долю рынка за счет недобросовест­ной конкуренции по отношению к другим компаниям. Томские ком­пании такси, недовольные этой ситуацией, потихоньку перенима­ют опыт такси «Максим», снимая символику, экономя на необхо­димых расходах и снижая требо­вания к водителям-частникам. В итоге значительное количество пассажиров ежедневно подверга­ется риску, доверяя свои жизни и здоровье людям, сознательно нарушающим действующее зако­нодательство. При этом муници­пальные бюджеты области недо­получают примерно 30 млн руб. единого налога в год, а региональ­ное отделение Пенсионного фон­да – примерно 75 млн руб. в год страховых взносов.

Софья Вольская

Читайте также на сайте:

  1. Приемные дети. Недетская проблема
  2. Летнее кафе под окнами ЗАГСа
  3. Тот самый подвал
  4. Бойся равнодушных!
  5. Безопасный маршрут? Без лицензии нет ответственности
  6. Кто покончит с коррупцией в Зырянском районе?
  7. «Застройщик богат…», или Беззубая власть
  8. “Черные” лесорубы — наша общая беда
  9. Проданное богатство. МЧС 18 часов боролось с огнем
  10. Махинации с ОДН
Рейтинг

1 комментарий

  1. Evgenko

    Статья очень хорошая. Интересно,как прокоментируют ГИБДД и ОБЭП.Или как всегда голову в песок…

    Сейчас нелегалом быть комфортно и удобно, а легальным таксистом невыгодно и опасно.
    Надо наводить порядок с диспетчерскими службами, потому что один диспетчер командует Томскими такси из Кургана, другой — из Краснодара. Это абсурд. Немедленно надо обновлять 69-й закон.

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91