Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Закрытые “Южные ворота”

   0

Закрытые “Южные ворота”

При строительстве нового района никто не позаботился об инфраструктуре. Результат: ущемлены права жителей и нарушено качество жизни людей

Сегодня жители Зонального, ежедневно выезжающие на работу в город, вынуждены тратить на дорогу часа полтора. И это только в одну сторону. Когда на Мокрушинском переезде сделали четыре полосы, это временно сняло транспортную напряженность на кольце. Но сейчас в связи с застройкой улицы Нефтяной и строительством микрорайона “Южные Ворота” ситуация снова обострилась. Плюс добавилась еще одна проблема, отягощающая ситуацию: это смещение расписания движения поездов из-за изменения часового пояса.
В период с 8 до 9 часов утра переезд закрывается два-три раза, в зависимости от дня недели. А ведь это время с наибольшим потоком автомобилей. Вечером, когда люди возвращаются домой, переезд снова закрывается, останавливая вместе с собой транспортное кольцо, улицы Нахимова, Красноармейскую и Елизаровых.
Сюда же добавим Степановский переезд, где ситуация аналогичная. Проекты по постройке развязок на улице Континентальной и Транспортном кольце вряд ли реализуемы в ближайшей перспективе, справиться с коллапсом на переезде не смогут. Для решения проблемы власти предлагают лишь расширение Мокрушинского и Степановского переездов, которые, по сути, расширять-то уже и некуда…

“Южные ворота”: город или деревня?

Строительство района “Южные ворота” полностью закончится в 2017 году. На территории в 70 гектаров сдадут 540 тысяч квадратных метров жилья. Это около десяти тысяч квартир. То есть на Степановку через два года заедет больше 20000 человек. При этом, когда проект “Южных ворот” только обсуждали, городские власти утверждали, что Степановский переезд разгрузят: для этого планировалось сделать прокол под железной дорогой. Однако позже заместитель губернатора по строительству и инфраструктуре Игорь Шатурный заявил, что денег на этот проект ни у города, ни у области нет.
Не все знают, что микрорайон “Южные ворота” относится не к городу Томску, а к Томскому району. Застройщик — строительная компания ТДСК под руководством В. Шпетера — старается не акцентировать на этом внимание, так как для жителей “Южных ворот” это скорее минус, чем плюс. Судите сами:
Плюсы проживания в Томском районе: дешевая страховка по ОСАГО (скидка до 50%), и… пожалуй, на этом все.
Минусы проживания в Томском районе: школы, детские сады, поликлиники, обслуживающие “Южные ворота”, будут от Томского района, а не от Томска. И это пока огромный минус для жителей, ведь ближайшая школа находится в поселках Зональном и Мирном. Ближайшие детские садики — в Зональном, поликлиника — в деревне Лоскутово. И все это находится за несколько километров от микрорайона.

Проект есть, а денег нет

Закрытые “Южные ворота”“У нас видение (решения проблемы — прим.ред.) давно сформировалось, — комментирует ситуацию мэр города Иван Кляйн, — я о нем не раз говорил и еще раз повторю. Со стороны Восточной это Степановский переезд, расширенный до четырех полос. Со стороны Богашевского тракта должен быть подземный переезд, для которого все есть: и проектно-сметная документация, и пройденная госэкспертиза. Нет только денег. 1,6 миллиарда рублей необходимо для строительства переезда тоннельного типа. Поэтому видение есть, удовлетворения мало. Здесь может помочь только наша совместная работа с администрацией области по включению этого проекта в “ИНО-Томск” и привлечения федерального финансирования. Но мы не можем сказать — сегодня нам эти деньги дадут или завтра. И мы понимаем, что ни в области, ни в городе таких денег нет”.

Сколько жителям стоять в пробках

По словам томича, который живет в микрорайоне Степановка, пробки у переездов были всегда. Но такие километровые заторы, как сейчас, начали скапливаться только в последний месяц. “Чтобы попытаться до пробок выбраться из микрорайона, я встаю в 5:30 утра, но успеваю выехать не всегда. Микрорайон же разросся. А сейчас еще и начали заселять “Южные Ворота”. Маршрутки идут битком, машин много, пробки по несколько километров тянутся. А водители маршруток просто по объездной отвозят людей на виадук к Томску-1, чтобы те пешком перешли железнодорожные пути”, — рассказывает житель микрорайона.
Что касается “Южных ворот”, то по словам местных жителей, когда начинали строить микрорайон, людей успокаивали, что под переездом сделают прокол, дорогу расширят и жители нового микрорайона не будут стоять в пробках в ожидании открытого переезда. Как известно, сейчас уже про прокол отмалчиваются, обещают только дорогу расширить. Напомним, проект расширения Степановского переезда томские власти заказали компании из Воронежа, но при его утверждении финансирование работ власти обсудят лишь в 2017 году.
Итак, строительство крупных транспортных развязок в районе Степановского и Мокрушинского переездов пока идет только на уровне разговоров и обещаний. На данный момент известно, что есть некая договоренность властей Томска о расширении Степановского переезда до четырех полос. Там же планируется строительство объездной дороги. Насколько это решит проблему с пробками, сказать сложно. Пока же опаздывающие на работу жители Зонального и “Южных ворот” зачастую вынуждены выходить из маршруток на переезде и пешком добираться до остановки на транспортном кольце, таким образом, платя за проезд дважды.

Знакомые грабли

Закрытые “Южные ворота”
Анекдот: что самое приятное в процессе наступления на грабли? Конечно же, возможность снова получить по лбу. Смех смехом, но все ведет к тому, что через несколько лет по лбу получат жители микрорайона “Южные ворота”, строительство которого инициировала ТДСК.
Если рассуждать чисто по-обывательски, то проблема со строительством “Южных ворот”, не обеспеченных адекватной инфраструктурой, видится так: ТДСК купило в пригороде кусок земли, возвело там за копейки кучу домов и дорогу между ними. Все это продали жителям города, получили деньги и ушли на новую площадку. И так эта строительная компания поступает не только в отношении “Южных ворот”. В том же “Солнечном” (Подсолнухи, Солнечная долина, Заречный) та же проблема с транспортной доступностью и пробками!
Именно поэтому радость от новоселья у людей, заселившихся в красиво разрекламированные районы от ТДСК, быстро улетучивается. Да и чему радоваться, когда оказывается, что в новом районе по вечерам нужно воевать за парковку, к тому же, на семью обязательно нужна одна (а лучше — две машины), чтобы просто иметь возможность жить в таком “модном” районе. Ведь поблизости нет ничего, кроме пивных ларьков и парикмахерских, которые открываются на первых этажах. А самое главное — пресловутая транспортная пробка на выезде в сторону города.
Сегодня городская власть, несмотря на отсутствие денег, все-таки планирует возводить многомиллиардные развязки. И ладно бы, с помощью этого решалась проблема пробки. Но ведь она таким путем вовсе не решается, а только отодвигается всего на пару лет. Пробка просто передвигается чуть дальше. В Томске уже есть подобный пример: та же Пушкинская развязка. Пробка с нее передвинулась ближе к центру, и теперь уже нужны две новые развязки: на Сибирской-Красноармейской и Пушкина-Яковлева. И опять же они только передвинут пробку до следующего перекрестка.
Вот как комментирует ситуацию депутат законодательной думы Томской области, директор “Мостоотряда-101” ТФ ОАО “Сибмост” Василий Музалев, строительство мостов для которого неразрывно связано с развитием Томской области. Василий Музалев начал работать в Томской области с 1976 года, прошел путь от мастера строительных и монтажных работ до директора “Мостоотряда № 101”. За 40 лет работы в данной отрасли под его руководством построены и введены в эксплуатацию сотни мостов в Томской области и других субъектов РФ. Сооружены стратегически важные объекты, в том числе, транспортные развязки на ул. Пушкина — пр. Комсомольский и ул. Балтийской.
— Комплексный узел на транспортной развязке улиц Пушкина — пр. Комсомольского призван обеспечивать беспрепятственный проезд транспорту с проспекта Комсомольского по четырем направлениям. Он связывает сразу несколько городских районов, а участок 4-й поликлиники наконец-то избавился от бесконечных автомобильных заторов. Но Томск окончательно не избавится от пробок до тех пор, пока не реконструируем железнодорожные переезды. Чтобы транспорт пересекал их поверху, по путепроводам, так, как это уже происходит на транспортной развязке в направлении Академгородка. Этот вариант необходимо применить и в районе АРЗа, и в районе Южной, и на Степановке. Важно, чтобы подготовка и развитие подобных проектов стали обязательной составной частью градостроительной стратегии.

Мнение железнодорожников: изменить на переездах схему движения

В “РЖД” ситуацию объясняют увеличением объемов грузоперевозок. Как поясняет глава областного департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Константин Белоусов, ранее в рамках договоренностей с “РЖД” было максимально сокращено время движения маневровых поездов на Мокрушинском и Степановском переездах, однако с грузовыми и пассажирскими поездами ситуация сложнее.
— Этот вопрос не так давно вновь обсуждался с представителями “РЖД”. Нами был получен ответ, что участок железнодорожной инфраструктуры, на котором находятся указанные переезды, выполняет основную функцию по транспортному обеспечению населения и предприятий города и области. Грузооборот железнодорожного транспорта на территории области за семь месяцев текущего года вырос к аналогичному периоду 2015-го на 12,1%, средний вес поезда — на 3,5%. Железной дорогой проводятся мероприятия по оптимизации времени закрытия переездов. Так, за июнь-август снижено к аналогичному периоду 2015 года следование подвижного состава для технологических нужд на 11 единиц, — подчеркнул Константин Белоусов.
Он отметил, что по данным “РЖД” основная доля времени закрытия переездов связана со следованием пассажирских и грузовых поездов, поэтому оптимизационные меры ограничены. “В перспективе ситуация может еще более усугубиться, потому что грузоперевозки по планам “РЖД” будут увеличиваться”, — добавил начальник департамента.
Напомним, что в 2013 году после жалоб томичей власти области договорились с “РЖД” о сокращении времени закрытия Мокрушинского и Степановского железнодорожных переездов в черте Томска в часы пик. Речь шла о маневровых и грузовых поездах.
В декабре 2015 года замначальника Западно-Сибирской железной дороги по Кузбасскому территориальному управлению Сергей Макаренко заявлял, что проблему пытаются решить установлением жестких пунктов графика по планированию отправления поездов, чтобы в часы пик минимальное число поездов проезжало через переезды. Также “РЖД” готово поучаствовать в проекте расширения Степановского переезда.
И вот буквально на днях в Томске состоялось очередное совещание под руководством заместителя начальника Западно-Сибирской железной дороги по Кузбасскому региону Сергея Макаренко по вопросам транспортной доступности к железнодорожным переездам. В нем приняли участие представители администрации Томска, городской думы, железнодорожники и другие. Главная тема совещания — автомобильные пробки в утренние и вечерние часы на подъездах к Степановскому и Мокрушинскому переездам, расположенным в границах города Томска.
Как считают железнодорожники, затруднения в передвижении автотранспорта в часы пик возникают из-за пробок на перекрестках автодорог далеко за пределами переездов, на что работники железной дороги повлиять не могут. Как сообщает пресс-служба Западно-Сибирской железной дороги, железнодорожниками “принят исчерпывающий комплекс мер по оптимизации рабочих процессов на станции Томск-1, в том числе маневровой работы. Для того чтобы минимизировать время закрытия переездов, совмещен ряд процессов, упорядочено время выезда составов на магистральные пути”.
Специалисты железной дороги предложили ряд конкретных решений по улучшению транспортной доступности на переездах. По мнению Сергея Макаренко, при выезде с Мокрушинского переезда в центральную часть города необходимо отдать преимущество автомобилям, выезжающим с улицы Мокрушина, а не с Богашевского тракта при заезде на городское кольцо, как это происходит сейчас.
пробкиКроме того, в целях повышения транспортной доступности на Мокрушинском переезде железнодорожники предложили изучить возможность и предусмотреть в часы пик одностороннее движение по Коларовскому тракту и улице Мокрушина.
Что касается схемы движения автотранспорта на Степановском переезде, то здесь железнодорожники предложили обеспечить беспрепятственный выезд с улицы Шевченко на улицу Елизаровых путем установки секции светофора, разрешающей постоянный поворот направо. А при необходимости оборудовать разгонную полосу.
Еще одно предложение — увеличение интервала разрешающего сигнала при выезде на улицу Елизаровых. Кроме того, во избежание заторов следует установить дополнительные знаки, запрещающие выезд с улицы Завокзальная на улицу Шевченко, выходящую на Степановский переезд.
Как было отмечено на совещании, предложения железнодорожников будут рассмотрены городскими властями на ближайшей комиссии по вопросам транспортной безопасности.

Извечный вопрос

Как видим, ситуация с пробками на переездах муссируется много лет, и конца и края этим прениям не видно. Но что же делать?!
А по сути, для начала власти нужно, наконец, осознать, что перед тем, как позволять строить дома в новых районах, неплохо бы подумать, как жители оттуда будут выбираться на работу. Продумать транспортную доступность района и рассчитать, какие изменения в транспортную модель города он принесет. ТДСК и город должны совместно строить новые кварталы с развитой дорожной сетью, с офисными и производственными зданиями, интегрированными равномерно в городскую среду. Ведь во всех лозунгах и самой строительной компании ТДСК, и органов власти речь идет о микрорайонах “повышенной комфортности”. Ну, так предоставьте людям именно комфорт, а не мучения!

Жители не будут молчать

Закрытые “Южные ворота”Лет через десять автомобилизация в нашем городе дойдет до такого уровня, что центральная часть города захлебнется в перманентной пробке. В Москве это случилось в декабре прошлого года, когда весь центр встал в одну 8-часовую пробку, люди бросали свои машины и уезжали на метро и электричках домой, чтобы на следующий день вернуться и снова стоять в пробке. Вот только у Томска нет метро и другой альтернативы дорожному транспорту. Есть трамваи, но увы, они в новые мегарайоны от ТДСК не ходят…
На сегодняшний день создана инициативная группа жителей “Южных ворот”, которая готовит очередное письмо президенту о том, в какую ситуацию они поставлены. Эта группа организовывает и встречи с представителями департамента муниципального развития Томской области, где поднимаются вопросы о присоединении микрорайона “Южные ворота” к городу Томску, однако все остается на уровне разговоров. Пока в микрорайоне не построят несколько детских садов, школу и поликлинику, жителям придется пользоваться социальной инфраструктурой Томского района, которая и так не отличается высоким уровнем обслуживания населения. Поэтому многие новоселы “Южных ворот” не торопятся менять старую городскую прописку на новую — сельскую, чтобы не потерять привязку к городским школам, садикам и поликлиникам.
Софья Вольская

Читайте также на сайте:

  1. «Лед тронулся!»
  2. Чей мост через Керепеть?
  3. Грабеж средь бела дня
  4. Бактериологическая война
  5. Закон о такси: желаемое и действительное
  6. Бензин удивил Путина
  7. Нарушения поданы!
  8. Памятник под арест
  9. Дармоеды
  10. Автомобильные новости
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91