Томская НЕДЕЛЯ
Отдел рекламы:
+7 (3822) 78-42-91
Томск, Россия
+10.4C

Значение праздников в русской культуре

  67    0

Февральские народные праздники

Многие удивляются, почему у русского народа так много праздников. Чтобы понять это, нужно знать нашу культуру, наши обычаи. Многие современные праздники уходят своими корнями далеко в прошлое, во времена языческой Руси. Обычаи предков переплелись с христианством и сплели причудливый узор русской культуры — яркий и богатый.

Кудесы. День угощений домового

Кудесы. День угощений домового

О том, какие праздники нас ожидают в феврале и что они означали для русского народа, читателям газеты “Томская НЕДЕЛЯ” рассказала директор Детской художественной школы г. Северска — Елена Валерьевна Сидорова.
Праздник как социальное явление появился еще в древности, почти одновременно с появлением человека. Торжественные события отмечались в мирные и военные периоды развития человеческой цивилизации, во времена успехов и неудач.

Праздники на Руси

У старинных праздников было несколько особенностей. Они придавали определенный ритм человеческой жизни. В языческие времена праздники были сезонными, они обозначали начало сева, первый выгон скота, сбор урожая и другие важные события в тот или иной период времени. Это имело глубокий смысл. Несоблюдение сроков сельскохозяйственных работ могло вызвать печальные последствия. Например, если по каким-то причинам сев не начинался вовремя, это приводило к неурожаю, если не запастись вовремя сеном, то зимой будет нечем кормить скот. В связи с этим нередко праздники обозначали смену характера работ.
В христианской традиции сезонная цикличность сохранилась, как и многие ритуалы, без которых праздник — не праздник. Готовились определенные блюда, исполнялись определенные песни и танцы. Пока большинство населения было сельским, сохранялась традиция отмечать праздники всей деревней. Однако праздники объединяли людей и в городах. Например, зимой с гор катались все горожане, от городского головы до самого бедного слуги. В эти моменты все чувствовали свою принадлежность к определенной культуре.

Зимние праздники

Б. М. Кустодиев. “Зима”

Б. М. Кустодиев. “Зима”

Зимушка, зимунья, зимонька — так ласково в народе называли самое суровое время года, стараясь магией слов смягчить холода. В народном сознании издавна зимнее время года представлялось в образе сказочного персонажа Мороза или Морозко — волшебного богатыря-кузнеца, который сковывает “железными” холодами реки, ударяет по углам изб так, что трескаются брёвна. Не случайно в русских сказках Мороз носит имена Трескун и Студенец. Живёт он в ледяных домах, глубоких колодцах, одаривая богатствами тех, кто умеет трудиться, кто совестлив и энергичен по присловью: “Зима лодыря морозит”. Отчёт зимы в народе вели с первых заморозков и до первой капели.
Часто зима и лето объединялись в единое, хотя и противоречивое целое. Всем известно весёлое приветствие: “Сколько лет, сколько зим!”. В старину подметили, что от характера зимы зависит и характер будущего лета, что отразилось в русских пословицах и поговорках: “Много снега — много хлеба”, “Зима лето строит”, “Холодная зима — жаркое лето”. В то же время зима резко противопоставлялась лету. Она представлялась сном природы, лето — бодрствованием, а весна и осень рассматривались как промежуточные стадии, “ни то ни сё”: осень — засыпание, а весна — пробуждение.
Яркими словами называли в народе зимнее время. Оно будто пронизано холодом и мраком. Вот некоторые из них: ознобень, заморозь, тянуча, лютовей, ледостав, рекостав и др.
В обрядах, играх, праздниках обыгрывались смерть природы и будущее её воскрешение весной. Главная идея любого традиционного зимнего народного праздника — это обновление мира через его гибель. В данном случае — гибель солнца и рождение нового солнца.

Б. М. Кустодиев. Эскиз к картине “Балаганы”

Б. М. Кустодиев. Эскиз к картине “Балаганы”

Праздник в народе представляли в образе крутящегося колеса — колеса времени. Оно то возносится в зимнему Солнцевороту, прямо в небо, то падает в глубину года, на макушку лета — в день летнего Солнцеворота. Таким образом, зимний обрядовый цикл — это вознесение к небесам с целью вернуть погибшее Солнце. Канун праздника — смерть миропорядка, наступление господства злых сил природы. От них нужно уберечься, их нужно перехитрить, победить. Но как? Чем? Только весельем! Издавна смех, шутки, розыгрыши, переодевания воспринимались как обновление времени, как его движение.
В языческие времена сложились в представлении русских людей образы добрых и злых зимних богов, идолов, сил. В пантеоне языческих богов стоял идол Семаргла, олицетворяющий собой зиму. Скорее всего, Семаргл восходит к древнему образу Змея — Семиглава. В русских сказках семиглавый Змей самый сильный и страшный враг всего живого. Именем Карачун называли самое злое и тёмное время года — день зимнего Солнцеворота. Не случайно в русском языке словом “карачун” обозначали гибель, смерть.
Но были и добрые зимние божества. Это, прежде всего, Сварог — бог-кузнец, покровитель огня, ремёсел, искусств, семьи. Его сын Сварожич считался покровителем домашнего очага, семейного тепла и уюта, был небесным помощником людей в борьбе с Семарглом и Карачуном.

Святой Георгий Победоносец — Егорий Храбрый. Икона

Святой Георгий Победоносец — Егорий Храбрый. Икона

Сварог представлялся воином в пурпурных одеждах, на белом коне и с копьём в руке. Совершенно неслучайно он напоминает Егория Храброго (Георгия Победоносца). Имел он и другие имена, связанные с огненной, световой стихией: Радогост, Свентовит, Святовит, т. е. святой, священный борец за правое дело, за светлую половину года. Как известно, Георгий Победоносец на русских иконах изображается всадником на белом коне, побеждающим змея-дракона. Так образно представлялась победа светлого над тёмным в природе и человеке.
Вспомним ещё об одном языческом боге — Коляде. По представлениям наших предков, Коляда был богом мира, земным божеством, открывающим путь новому лету, новому свету. Он нёс людям из райских стран плоды, дары счастья. В виде игры до наших дней дошёл отголосок древнего обряда: водят двух Коляд — богатого и бедного; затем их закрывают пологами, и “хозяин” должен выбрать. Коляда, которого выбирает “хозяин”, поёт свою песню: богатый пророчит счастье, а бедный — беды.
Народный календарь даёт житейское представление о борьбе добра и зла, света и тьмы, связывая человека с природой в гармоническое целое. Церковный православный календарь в своих знаменательных датах и праздниках отражает эту борьбу уже на духовном уровне, как борьбу света и тьмы, Бога и дьявола внутри человека. Исторический календарь показывает картину борьбы двух сил в обществе, в социальной сфере.

Февральские праздники

Февраль — месяц, рассекающий зиму и весну, в русском народе издревле называли сеченем. Есть и другое толкование. В старину наши предки-земледельцы в феврале секли, подсекали лес, освобождая землю под будущую пашню. Название “февраль” этот месяц получил от Византии, которая наследовала его от Древнего Рима. У римлян был бог Фебруус — владыка подземного царства. Февраль они посвящали покаянию в грехах и памяти усопших. Русские люди так мрачно этот месяц не воспринимали. В нашей культуре февраль имел множество названий. За морозы и снега его называли “лютнем”, “снеженем”, “вьюговеем”, но давали и ласковые названия: “бокогрей”, “свадебник”. Традиционно свадьбы на Руси справляли после Святок и до Масленицы.
В старину говорили: “Февраль рог зиме сшибает”. В представлениях народа февраль скакал по великим русским просторам в образе сказочного Студинец-богатыря. Всевозможные чудеса, как считали в народе, происходят в феврале. Наши предки верили, что именно в это время они наиболее близки к подземному миру, что именно в феврале выходят на свет божие мелкие духи, всякая нечисть.

Февральские народные традиции и приметы

10 февраля — Кудесы. Этот день был целиком посвящён домовому, хорошо теперь известному под шутливым именем Барабашка. В старое время его называли прибаутником, дедушкой, запечником, сверчковым заступником, ветродуем, соседушкой, доможилом. Домовой считался самым добрым духом из всей нечисти — духом дома. Много добрых примет связано с домовым: коснётся ночью своей мохнатой рукой — к добру, начнёт скакать — к радости, будет подыгрывать на гребешке — жди свадьбы. Но в этот день он вдруг превращался из доброго в злого. Если в обычные дни он мягко наваливался на грудь спящим, то в Кудесы начинал душить, если домовой плакал — к покойнику, если гремел посудой — будь осторожен с огнём, если ночью дёргал за волосы — опасайся семейного раздора. В Кудесы его задабривали гостинцами и подарочками. Хозяйка, например, ставила на загнётку сладкую кашу, перед сном поминали добрым словом домового. Домовой — любитель кудесничать. Считалось, что он может превращаться в кошку, собаку, змею или лягушку.
14 февраля — читали заклинания против мышей. К февралю уже в полупустых амбарах они становились настоящей напастью.
К концу февраля кончались корма, начинался коровий мор. Простые люди верили, что 18 февраля пробегает по земле заморённая коровья смерть: руки граблями, рожа страшная. Чтобы уберечь от смерти появляющихся в это время телят, к рогам коров привязывали хлеб и молились святой Анафии.
15 февраля — Сретение. В день Сретения Господня пролегает граница между зимой и летом: зима идёт обратно, а лето — навстречу. Все душевные силы русского человека были направлены на приманивание весны. Дети ещё до восхода просили солнышко всем селом показаться: “Солнышко-вёдрышко, выгляни, красное, из-за рог-горы! Выгляни, солнышко, до вешней поры! Выгляни ясное!” Если оно выходило, значит, весна откликнулась, и первая встреча с ней прошла благополучно. А если этого не случилось, ожидали строгих власьевских морозов.

Святой Власий. Икона

Святой Власий. Икона

24 февраля — Власьев день — день мученика Власия, который в народном сознании заменил языческого бога богатства, скота, хозяина зверей — Велеса. На старинных иконах Власий сидит на камне, а вокруг него пасутся лошади и коровы. В этот день со всего села сгоняли к церкви скотину и окропляли её святой крещенской водой. Женщины перед Власьевым днём совершали обряд опахивания. В полночь они выходили с кочергами и мётлами и три раза опахивали деревню или село. Распорядительница обряда била в сковородку, а остальные размахивали кочергами и мётлами. Так они чествовали Велеса и помогали ему отогнать коровью смерть от скота. Власий напоминал о приближающейся Масленице. Люди говорили: “У Власия борода в масле” или “Прольёт Власий маслица на дороги — зиме пора убирать ноги”. В феврале начинали гулять самый весёлый русский народный праздник — Масленицу. После праздничной недели наступали семь недель Великого Поста.
28 февраля — день “оклички звёзд”; выносили под звёзды пряжу и зорнили её на утренней заре.
29 февраля — день Касьяна, который несёт тьму нечистой силы. В этот день были особенно осторожными. “Наш Касьян на что ни взглянет — всё вянет”, — говорили старики.
В народе февраль был месяцем многих примет. Например, в Макарьев день — 1 февраля ясная погода предвещала раннюю весну, солнце 2 февраля подтверждало ранний приход весны. За снегом следили 4 февраля: чем больше снега, тем выше будет урожай зерновых. В день Аксиньи Полузимницы — 6 февраля старики напоминали: “Какова Аксинья, такова и весна”. В день Кудесы — 10 февраля подмечали, каков ветер: если сильный — год будет сырым; 15 февраля: “Пошёл снежок — весной дожжок”; холод 19 февраля — будет бурная весна и жаркое лето.
Февраль
Свежей и светлой прохладой
Веет в лицо мне февраль.
Новых желаний — не надо,
Прошлого счастья — не жаль.
Нежно-жемчужные дали
Чуть орумянил закат.
Как в саркофаге, печали
В сладком бесстрастии спят.
Нет, не укор, не предвестье —
Эти святые часы!
Тихо пришли в равновесье
Зыбкого сердца весы.
Миг между светом и тенью!
День меж зимой и весной!
Весь подчиняюсь движенью
Песни, плывущей со мной.

Автор: В. Я. Брюсов (1873–1924)

Б. М. Кустодиев. “Купчиха и домовой”

Б. М. Кустодиев. “Купчиха и домовой”

31 января 1907
В наши дни праздники бывают религиозные и светские, международные и общенациональные, профессиональные, городские, семейные и личные. Каждое торжественное событие, значимая дата или повод, который подсказывает календарь, радует и объединяет самых разных людей. Праздник дает возможность каждому проявить свои творческие способности. Ничем не примечательный в рабочем коллективе человек, может приготовить изысканное блюдо, сделать фантастические украшения или придумать самый оригинальный костюм. В праздник у нас есть возможность проявить себя и в творчестве, приняв участие в концерте, спектакле или конкурсе.
Несмотря на то, что праздники в нашей жизни играют довольно большую роль, любят их не все. Некоторые люди считают их непосильной нагрузкой. Но праздник создан в первую очередь для того, чтобы люди могли почувствовать себя свободными, раскрепощенными. Он нужен, чтобы дать возможность каждому человеку хотя бы на время поменять вид деятельности. А перемена занятий во все времена являлась самым лучшим отдыхом.
Автор Ирина Лугачёва

Читайте также на сайте:

  1. Чулпан Хаматова: «Зачем мне доказывать, какая я хорошая?»
  2. Масленица семь дней гуляет
  3. «Сказ про Егора, сына Федота-стрельца… 2»
  4. Олег Харитонов: «Мой стержень – это честность относительно самого себя»
  5. ИГИЛ – это не ислам! Фундамент веры – доброта!
  6. ТЮЗ: гастроли, цели, решения.
  7. Всё включено
  8. Пасхальные гуляния
  9. Пасха: что мы празднуем?
  10. На качелях любви
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Посетителей на сайте сейчас: 5

Мы на Flickr

    Наш адрес

    Email: red@tomskw.ru

    Телефон: +7 (3822) 78-42-93