Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Знак безответственности

   0

Нарушение правил дорожного движения одной из жительниц Томска заставило нас предположить, что большая часть знаков дорожного движения в Томске установлена незаконно

Возможно, читатель знает, что осенью 2015 года на участке автомобильной дороги по улице Дзержинского (от проспекта Кирова до улицы Карташова) была изменена схема дорожного движения, и введено одностороннее движение. История, которой посвящена настоящая статья, началась в марте этого года.

Сдаться или бороться

Согласно ГОСТу, высота дорожного знака должна быть от двух до четырех метров. На фото видно, что знак противоречит не только этому требованию, но также развернут в сторону

Согласно ГОСТу, высота дорожного знака должна быть от двух до четырех метров. На фото видно, что знак противоречит не только этому требованию, но также развернут в сторону

В солнечное субботнее утро одна из жительниц Томска на своем автомобиле припарковалась на улице Дзержинского. Закончив свои дела, она села в автомобиль и поехала дальше. Жительница Томска, о которой идет речь, не знала, что на улице Дзержинского введено одностороннее движение. Ну, не заезжала она на эту улицу ни разу в жизни, а знак “Дорога с односторонним движением” не увидела. На улице Дзержинского она развернулась и, уступив дорогу всем транспортным средствам, выехала на проспект Кирова. Вскоре женщина услышала требование немедленно прижаться к обочине, которое исходило от инспектора ДПС, ехавшего за ней следом на патрульной машине. От инспектора ДПС женщина узнала, что совершила грубейшее правонарушение, за которое ей грозит лишение прав.
Водитель попыталась возразить инспектору ДПС, ведь при выезде на проспект Кирова установлен дорожный знак 2.4 “Уступите дорогу”, который косвенно позволяет водителям движение. Инспектор не слишком вежливо ответил, что это не может служить оправданием. Пытаясь осмыслить случившееся, женщина села в патрульный автомобиль для составления протокола об административном правонарушении. Инспектор назвал дату и время, когда “провинившаяся” должна была явиться в суд и понести ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 12.16 КоАП РФ (“Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением”).

Этот знак ввел в заблуждение не одного водителя

Этот знак ввел в заблуждение не одного водителя

Однако отдавать свое водительское удостоверение женщине совсем не хотелось. Поэтому она решила отстаивать свои права в прямом и переносном смысле. Виновной женщина себя не считала. Знак “Дорога с односторонним движением” действительно установлен при въезде на улицу Дзержинского. Однако, по словам женщины, на момент случившегося его было сложно увидеть из-за того, что он был сильно развернут в сторону улицы Красноармейской. Это хорошо видно на предоставленной нам записи с автомобильного видеорегистратора, а также на фото, сделанных сразу после составления протокола об административном правонарушении.
Кроме того, изучив ГОСТ 52289–2004 о технических средствах организации дорожного движения, женщина выяснила, что, согласно правилам применения дорожных знаков, “расстояние видимости знака должно быть не менее 100 метров”. Однако на тех же фотографиях видно, что в момент поворота на улицу Дзержинского с проспекта Кирова между знаком и водителем нет и метра! У водителя практически нет времени, чтобы заметить этот знак.

Запись с камеры видеонаблюдения, где видно, что 12 апреля происходила замена знака

Запись с камеры видеонаблюдения, где видно, что 12 апреля происходила замена знака

Не давал покоя нашей героине и тот факт, что на выезде с улицы Дзержинского установлен знак “Уступите дорогу”, который как бы говорит водителям: “Уступи всем дорогу и езжай”. Зачем же вводить в заблуждение водителей, и почему бы на этом месте не установить знак, запрещающий движение? Этим вопросом заинтересовались и мы.
“По закону…”
Со своей стороны мы обратились в городское управление дорожной деятельности, благоустройства и транспорта с официальным запросом на имя начальника управления Сергея Аушева и попросили предоставить согласование с администрацией Томска, подтверждающее законность установки знака “Дорога с односторонним движением”. А также задали вопрос: “По какой причине не был демонтирован знак “Уступите дорогу” при выезде на пр. Кирова, и соответствуют ли данные дорожные требованиям ГОСТ 52289–2004?”
Ответ нас, мягко говоря, не убедил. Администрация города рапортовала лишь о том, что решение об изменении схемы дорожного движения на указанном участке автомобильной дороги по улице Дзержинского было принято по инициативе ГИБДД на заседании городской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения.
Сообщили нам и о том, что знак 2.4 “Уступите дорогу” установлен перед выездом на проспект Кирова для водителей, выехавших с прилегающих территорий на улицу Дзержинского в сторону проспекта Кирова в целях предотвращения дорожно-транспортных происшествий, и не противоречит требованиям ГОСТ 52289–2004.

Знак в день выездного заседания и следы его недавней замены

Знак в день выездного заседания и следы его недавней замены

Администрация предоставила нам копию протокола заседания городской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, на которой и рассматривался вопрос о введении одностороннего движения на улице Дзержинского, а также копию технического задания на установку дорожного знака “Дорога с односторонним движением”. Однако постановления мэра об установке данных знаков мы так и не увидели, что скорее всего означает, что его просто нет. Сама по себе городская комиссия по обеспечению бе­зопасности дорожного движения не является юридическим лицом, поэтому все ее решения носят лишь рекомендательный характер и, согласно Уставу, должны закрепляться нормативно-правовым актом мэра Томска. В связи с этим мы повторно обратились с вышеизложенными вопросами уже на имя мэра Ивана Кляйна. Мы вновь попросили предоставить нам согласование мэром Томска места установки данных дорожных знаков. Если этого разрешения нет, то это значит, что знаки установлены незаконно и штрафовать томских автолюбителей за несоблюдение требований этих дорожных знаков — просто неправомерно!

Где же презумпция невиновности?

Тем временем подошла дата первого судебного заседания в мировом суде по данному делу, которая была назначена на 27 марта. На судебном заседании водитель узнала от судьи, что она далеко не первая, кто судится и утверждает, что знак, предупреждающий о дороге с односторонним движением на улице Дзержинского, плохо доступен для восприятия. Уже на первом заседании женщину удивила реакция мировой судьи Т. Прохоровой на довод о том, что администрация не предоставила согласование на установку знаков дорожного движения. Это, скорее всего, означает, что разрешение просто не было получено. Судья буквально пропустила это мимо ушей! К делу были приобщены фотографии и видеозапись, на которых видно, что знак “Дорога с односторонним движением” при повороте с проспекта Кирова увидеть проблематично, а соответствие этого знака ГОСТу вызывает большие сомнения. Также участница процесса уточнила, что была введена в заблуждение знаком “Уступите дорогу”, установленным на выезде с улицы Дзержинского.
Между нами говоря, этой совокупности фактов было бы достаточно, чтобы вынести решение в пользу героини этой статьи. Ведь как указано в статье 1.5 КоАП РФ: “Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица” (“Презумпция невиновности”). Вместо этого судья назначила выездное заседание суда на улицу Дзержинского. Принцип презумпции невиновности в наших судах применяется крайне редко, а тем более при рассмотрении дел по нарушениям правил дорожной безопасности.

ГОСТ или не ГОСТ

Судья вызвала на выездное заседание начальника отдела организации дорожного движения городского управления дорожной деятельности благоустройства и транспорта Алексея Ускова, который должен был помочь разобраться в сложившейся неразберихе со знаками. Наш журналист также присутствовал на выездном заседании. Также на заседании присутствовал молодой человек, в отношении которого тоже был составлен протокол об административном правонарушении по причине того, что он выехал на проспект Кирова с улицы Дзержинского, не увидев знак.
В начале заседания Алексей Усков сообщил, что одностороннее движение на улице Дзержинского было введено после принятия решения о ликвидации рынка.
— Лично мое мнение было таково, что движение на этой улице следует сделать двухсторонним. Однако государственная автомобильная инспекция выдвинула нам требование: либо организовать на пересечении Дзержинского и Кирова светофорное регулирование, либо ввести одностороннее движение, так как, по их мнению, там была велика вероятность дорожно-транспортных происшествий. Финансирования на установку светофора у нас не было, — сказал начальник отдела.
Кстати, прибыв на пересечение улицы Дзержинского и проспекта Кирова, нельзя было не заметить, что знак “Дорога с односторонним движением” был заменен. Свежие следы гравия подле знака красноречиво говорили об этом. Забегая вперед скажем, что нам удалось получить видеозапись с камеры наружного наблюдения, расположенной на одном из магазинов. На камере видно, что дата замены этого знака — 12 апреля 2017 года. Выездное заседание состоялось 13 апреля. То есть знак поменяли за день до выезда судьи на место!
Алексей Усков пояснил, что управление дорожной деятельности разрешения на замену знака не выдавало и у него нет сведений, когда именно это было сделано. Однако позже он все же добавил, что, скорее всего, это произошло после запросов по поводу этого знака в управление дорожной деятельности.
На прямой вопрос мирового судьи Т. Прохоровой:“Означает ли замена знака то, что на момент составления протокола об административном правонарушении знак был установлен не по ГОСТу?”, — Алексей Усков пояснил лишь, что замена знака связана с “небольшим несоответствием ГОСТу”. Это что еще за формулировка — “небольшое несоответствие ГОСТу”?! Как писал Михаил Булгаков: “Рыба либо свежая, либо она тухлая”! А ведь в своих официальных ответах нашей газете управление дорожной деятельности ссылалось именно на ГОСТ!

Исчезнувший знак “Уступите дорогу” при выезде с ул. Дзержинского

Исчезнувший знак “Уступите дорогу” при выезде с ул. Дзержинского

— У меня нет данных, что на тот момент знак был установлен по ГОСТу. Замеры мы не проводили, — сказал Усков. Вот так у нас устанавливают и контролируют знаки дорожной безопасности! О какой безопасности дорожного движения можно говорить?
Вот как получается: сведений о знаке в управлении дорожной деятельности нет; разрешения на демонтаж они не выдавали, но кто-то все равно знак демонтировал. Чем вообще тогда занимается управление дорожной деятельности? И получается, что знаки дорожного движения в Томске “лепят” как попало, и никто не проверяет их на соответствие государственному стандарту?
В оправдание управления дорожной деятельности Алексей Усков сообщил присутствующим, что работу по установке дорожных знаков выполняет специализированная организация, которая не всегда подходит к этой работе добросовестно.
— Это наши внутренние “разборки”. Организация, которая устанавливает знаки, является областной, и сейчас они от этого дела вообще отходят. Это очень сложный процесс. Иногда они нам говорят: “Да, мы все сделали”, — а потом мы обнаруживаем некачественную работу, — сказал начальник.
На довод судьи о том, что согласно ГОСТу, знак должен находиться в пределах видимости от водителя 100 метров, Алексей Усков пояснил, что “в ГОСТе нигде не оговаривается, что это требование относится к знакам, установленным на поворотах”.
— Остается только понимать, что это относится к случаям движения по прямой. Например, знак не должны закрывать ветви деревьев. Про повороты там ничего не сказано, — сказал Усков.
Такая трактовка ГОСТа из серии “понимайте, как хотите” нас просто возмутила, момент явно спорный и может трактоваться по-иному. Однако мирового судью этот ответ вполне устроил, и Усков продолжил:
— У нас, как у специалистов, у самих много вопросов к разработчикам этого ГОСТа. Зачастую у нас просто не хватает набора этих знаков, чтобы полноценно информировать участников дорожного движения. Когда надо дать информацию, мы открываем ГОСТ и понимаем, что у нас просто нет такого знака, который бы доносил нужную информацию, — добавил начальник отдела.
По поводу злополучного знака “Уступи дорогу” начальник отдела был непреклонен. По его мнению, этот знак не должен вводить никого в заблуждение, поскольку ехать в данном направлении водители, согласно правилам, не имеют права, а значит и ситуаций с введением в заблуждение возникать просто не должно. Только ведь едут и возникают.
По его словам, знак был установлен еще до того, как было введено одностороннее движение и оставлен “на всякий случай”. Только на какой случай, если “водители там ехать в принципе не могут” не понятно. Как-то много противоречий было в словах начальника отдела: то он сообщал в ответе, что знак соответствует требованиям ГОСТа, то говорил, что он был заменен из-за несоответствия ГОСТу. То говорил, что управление не выдавало разрешение на замену знака, то сообщил, что знак заменили из-за участившихся запросов по поводу этого знака…

Где это написано?

Далее задать вопрос Алексею Ускову имел честь наш журналист — уж очень нас интересовало, почему городское управление дорожной деятельности так и не смогло предоставить нам нормативно-правой акт (постановление, распоряжение) мэра на установку данного знака. Его ответ, который подтверждается имеющейся в нашем распоряжении диктофонной записью, мы приведем дословно.
— Какое разрешение мэра? Что значит “его разрешение”? Вот представьте, мы в год составляем порядка 300–400 технических заданий на изменение организации движения в городе. Это идет не через мэра. Представьте, если бы мы каждый день бегали к мэру и отвлекали его от важных дел. У нас есть начальник нашего управления, и право подписи этих техзаданий есть либо у него, либо у его заместителя. Мэр может об этом и не знать. Это наша повседневная рутинная работа, которой мы занимаемся, — сообщил Усков.
На вопрос, есть ли какой-либо официальный документ, позволяющий начальнику управления или его заместителю подписывать эти документы, Усков ответить не смог.
— Мэр и его заместители сидят в мэрии. Мы находимся на Московском тракте. Если бы мы по поводу каждой бумажки бегали в мэрию, у нас бы рабочего дня не хватило, — добавил Усков.
На наш аргумент о том, что решения городской комиссии носят рекомендательный характер и не могут вступить в силу без подписи мэра, Алексей Усков попросил “показать ему, где все это написано”. Но позвольте, ведь есть городская ландшафтная комиссия, комиссия по выделению земельных участков, решения которых, по аналогии, направляются мэру Томска, и он на основании протоколов этих комиссий выносит постановление-распоряжение о сносе зеленых насаждений или выделении земельных участков. И никто не жалуется, “что же нам с бумажками по каждому дереву или земельному участку бегать за согласованием?”. Кроме того, уважаемый Алексей Михайлович, право издавать нормативно-правовые акты прописано в Уставе города Томска (статья 34 “Компетенция мэра города Томска”).
Выездное заседание длилось около часа. За это время на глазах у судьи около 4–5 автолюбителей совершили точно такое же правонарушение, по причине которого состоялось данное выездное заседание. Автомобили то и дело разворачивались на улице Дзержинского и выезжали на проспект Кирова. Преднамеренно они это делали или нет — неизвестно. Однако можно предположить, что и они просто не увидели знак.

Последнее слово

26 апреля наша редакция получила очередной ответ от администрации города. В нем вновь сообщалось о том, что установка дорожных знаков регламентируется нормами ФЗ “Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ”, ФЗ № 196-ФЗ “О бе­зопасности дорожного движения” и что “нормативно-правовой акт администрации города Томска не требуется”, а “требование о согласовании установки дорожных знаков, непосредственно с администрацией действующим законодательством не предусмотрено”. Неужели нам нужно пояснять для чиновников мэрии Устав Томска?

P.S. Мировой суд вынес решение признать героиню этой статьи виновной в административном правонарушении, назначив ей наказание в виде штрафа 5000 рублей. Это решение стало неожиданным, ведь все говорило о том, что разрешения на установку знака нет. Знак за день до выездного заседания был перенесен, а значит и штрафовать просто не за что. Только вот, как мы предполагаем, в этой внезапной “глухоте” судьи есть особый расчет. Что было бы, если бы судья приняла во внимание этот факт и оправдала автоледи? По всем подобным делам, связанными со знаками дорожного движения, пришлось бы выносить оправдательный приговор, ведь, как мы предполагаем, установка большей их части не согласована с мэром. Рухнула бы целая отработанная система. Возможно, если бы каждый томич, попавший в подобную противоречивую ситуацию, боролся за свои права, то тот, кто стоит во главе этой системы, понял, что пора что-то менять. К сожалению, большая часть автолюбителей как-то привыкла, что мы мелки и ни на что не влияем. Мы словно говорим хором: “Да все ж бесполезно! Какие в России могут быть права?! Да кому мы нужны?! Зачем идти против системы?!”. Однако все это пораженческие установки, дающие право руководству города и чиновникам “чихать” на свои обязанности и наши права.

PP.SS. Недавно, проходя мимо улицы Дзержинского, наш журналист обратил внимание на то, что знак “Уступите дорогу” на выезде демонтирован. Кто победил, а кто проиграл — пусть читатель судит сам. Лично у нас создалось впечатление, что управление дорожной деятельности признало свое поражение и решило “по-тихому” избавиться от “улик”.

Анастасия Скирневская

Читайте также на сайте:

  1. Двойная подстава
  2. У людей накипело
  3. Остановка есть? Или ее нет?
  4. Борьба за воду
  5. Этот лед куда-то ведет
  6. Дорога раздора
  7. Свои люди — сочтемся!
  8. Парк или парковка?
  9. Деньги на госполитике
  10. Первоапрельская “шутка”
68%
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91