Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

«Звезды XXI века» – томичам

   0

Этой осенью на сценах Томской филармонии реализуется проект «Звезды XXI века».

В прежние годы наша страна имела одну из лучших в мире систем музыкального обра­зования. Скрипичная и фор­тепианная школа считались лучшими в мире. В настоящее же время для концертно-филармонической сферы характерна тенденция к само­развитию. Использующиеся при этом методы обеспечения функционирования жанров серьезной музыки и фольклора в основном формируются при относительно слабой связи с государственной культурной политикой. Проект «Звезды XXI века», представленный Министерством культуры РФ и Московской государственной академической филармони­ей – приятное исключение. В его рамках предусмотрены выступления пианистов и скрипачей, виолончелистов и органистов. Каждый музыкант, участвующий в проекте, без преувеличения талант и само­родок. Кто уже побывал на их концертах, тот получил истин­ное наслаждение и собственно от классической музыки, и от живого исполнения. А тем, кто еще только решается посетить концерт классической музы­ки, будет интересно узнать об участниках проекта «Звезды XXI века».

«Я не могу без музыки»

Александр Князев – один из са­мых харизматичных музыкантов своего поколения, выступающий сразу в двух амплуа: в качестве виолончелиста и органиста. Ро­дился в 1961 году, музыкой начал заниматься с шести лет. Алек­сандр окончил Московскую кон­серваторию по классу виолончели и Нижегородскую консерваторию по классу органа. Князев – заслу­женный артист России, эксклю­зивный артист Московской фи­лармонии, которая представляет концерты исполнителя на терри­тории России.

Исполнитель сотрудничал с име­нитыми музыкантами, а в качестве солиста он выступал с ведущими оркестрами мира, среди которых Лондонский филармонический, оркестры Баварского радио и ра­дио Бухареста, Пражской и Чеш­ской филармоний, Национальный оркестр Франции и Оркестр де Пари. Концерты Князева с успехом проходят во всех странах Европы, а также в Японии, Корее, ЮАР, Бра­зилии, Австралии, США и других странах.

В 1995-2004 годах Александр Князев преподавал в Московской консерватории. Многие его учени­ки стали лауреатами международ­ных конкурсов. Сейчас музыкант регулярно проводит мастер-классы во Франции, Германии, Испании, Южной Корее, на Филиппинах. Князев был приглашен в состав жюри ХІ и ХІІ Международных конкурсов имени Чайковского в Москве, ІІ Международного юно­шеского конкурса имени Чай­ковского в Японии. В 1999 году Александр Князев был назван «Музыкантом года» в России.

Князев завоевал международное признание на Олимпе виолончель­ного искусства, став лауреатом престижных исполнительских кон­курсов. Как органист Александр Князев много и успешно выступа­ет как в России, так и за рубежом, исполняя как сольные программы, так и произведения для органа с оркестром.

Органный дебют музыканта со­стоялся в знаменитом Домском со­боре в Риге. Бах всегда находится в центре внимания исполнителя. «Я пытаюсь найти такое прочте­ние музыки Баха, которое в пер­вую очередь должно быть очень живым. Мне кажется, что музыка Баха потому и гениальна, что она очень современна. Ни в коем слу­чае нельзя устраивать из нее «му­зей», – говорит Князев.

Что же подтолкнуло музыканта к освоению второго инструмента?

– Мне очень хотелось играть на органе в основном ради музыки Баха. Мне кажется, она не просто совершенна, она универсальна, в ней огромное количество импуль­сов, из которых произошло потом много чего – тот же романтизм, на­пример. Я горд и счастлив, что мне уже удалось записать свой первый органный диск и что я с успехом играл в самых органных странах, в Германии и Франции.

А.Князев выступал с такими выдающимися дирижерами, как Ростропович, Темирканов, Свет­ланов, Китаенко, Шостакович, Хофман.

– Я так много уже выступаю, что сейчас волнуюсь редко. Рань­ше, в самом начале, волновался ужасно – до потерь в исполнении. Сейчас волнение отошло на задний план и если посещает, то все реже и реже.

Скрипка – его душа!

Ивану Почекину всего 25 лет, а его скрипку знает уже вся Евро­па. Начал он заниматься музыкой в пять лет, а уже в семь выступил с симфоническим оркестром. В 2002 году состоялся дебют музы­канта в Большом зале Московской консерватории, на сцене которо­го он исполнил Второй скрипич­ный концерт Прокофьева. С тех пор концерты скрипача с успехом проходят в России, Испании, Ав­стрии, Германии, Франции, Ита­лии, Хорватии, Польше, Японии. Иван Почекин активно гастро­лирует и по городам России: вы­ступления музыканта проходят в Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Ульяновске, Казани, Вологоде, Череповце, Ставрополе, Краснояр­ске, Тамбове, Нижнем Новгороде, Самаре, Омске и многих других городах.

Этот молодой музыкант – побе­дитель III Московского междуна­родного конкурса имени Никколо Паганини, проходившего в 2005 году. Иван родился в семье му­зыкантов. Его отец – известный скрипичный мастер, мать – препо­даватель игры на скрипке. Своими ранними успехами скрипач во мно­гом обязан именно матери, которая занималась с ним на протяжении 10 лет. С 2001 по 2004 год скрипач учился в Академическом музы­кальном училище при Московской консерватории, по окончании ко­торого поступил в Высшую школу музыки в Кельне.

В концертном сезоне 2010-2011 музыкант принимал участие в про­ектах Московской филармонии «Звезды XXI века», «Золотой век скрипки» и «Романтические кон­церты».

Иван Почекин играет на скрип­ке Дж. Баттиста Гваданини (1758), предоставленной Государственной коллекцией уникальных музы­кальных инструментов.

– Через скрипку я стараюсь пе­редать все, что испытываю в жиз­ни, свои эмоции, познания. И она отвечает мне своим необыкновен­ным звучанием, признанием, по­могает совершенствоваться.

«Дирижеру важно быть личностью»

Шведский музыкант с русской душой – так говорят о ней. Вы­бором профессии она сломала один из стереотипов современного мира – то, что женщина не может управлять оркестром.

Дирижер Мария Эклунд – вы­пускница Московской государ­ственной консерватории. 20 лет назад уехала из России, выйдя за­муж за шведа. Но любимое дело не бросила: окончила Королевскую академию музыки в Стокгольме и начала сочетать в своем творчестве две разные школы: русскую и евро­пейскую.

– Я начинала как пианистка, предполагала, что стану препода­вателем. Но потом у нас в училище проводили конкурс, я попробовала дирижировать с хором, и мне на­столько понравилось, что я поня­ла: это мое. Мне нравится работать с коллективом и выражать себя че­рез жест.

Какими же качествами должен обладать носитель этой профес­сии?

– Известные дирижеры обычно появляются именно в странах с богатыми музыкальными тради­циями. Дирижеру важно быть лич­ностью, обладать харизмой. Надо быть сильным психологически и готовым к любым непредсказуе­мым ситуациям. Особенно когда ты приезжаешь как гостевой ре­жиссер и не знаешь оркестр.

Сегодня Мария Эклунд мно­го гастролирует по миру, часто бывает в родной России, а в этом году впервые добралась до Сиби­ри. 7 октября она выступила на открытии 67-го сезона томского академического симфоническо­го оркестра. Шведский дирижер провела в Томске два концерта: 7 и 14 октября. На первом зрителям представили русскую программу: симфонические танцы и третий фортепианный концерт Рахмани­нова. «Пожалуй, одно из самых гениальных произведений, напи­санных в русской музыке» – ска­зала дирижер.

– Оркестр очень хороший, – оценила в нашей с ней беседе Мария, – но в нем, несомненно, чувствуется отсутствие главы. На репетициях можно очень много сделать, но есть некоторые пси­хологические и технические мо­менты, которые необходимо ре­шать. Для этого и нужен дирижер: чтобы определять репертуарную политику, развитие оркестра; что­бы каждый музыкант в оркестре чувствовал свое место, и при этом сохранялась единая вертикаль, – добавила дирижер.

Эта яркая, элегантная молодая женщина искренне верит, что зна­чимость симфонических оркестров в России оценят на уровне государ­ства:

– Оркестровая музыка – это один из самых сильных россий­ских брендов, в отличие от футбо­ла, в который мы так свято верим. Несмотря на большие вложения, в футбол мы играем так себе, а сим­фоническая музыка – бренд, кото­рый обязательно надо возрождать, потому что это именно то, что спо­собно дать и престиж, и доходы.

Софья Вольская

Читайте также на сайте:

  1. Ярослава Беспалова. Волшебная керамика
  2. Михаил Задорнов: Обретенная быль
  3. Год спустя…
  4. «Патриоты России» требуют от власти привести в порядок могилы павших воинов
  5. «Как о воде протекшей будешь вспоминать…»
  6. Русская матрешка
  7. Лариса Вербицкая: «За успех всегда приходится чем-то платить»
  8. Террору нет места в исламе!
  9. ИГИЛ – это не ислам! Фундамент веры – доброта!
  10. Деревянная архитектура: “прорыв” или “провал”?
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91