Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Читайте на сайте:
ticket title
Они сражались за Родину!    ◈
Школа как ориентир воспитания интеллекта, нравственности и патриотизма    ◈
Песни Великой Отечественной войны    ◈
«И наших дней торжественную правду он назовет последнею войной…»    ◈
Размышления на тему тарифов ЖКХ в Томске. Часть 3    ◈
Желающих поживиться за счет народа остановят только левый поворот и реализация программы КПРФ    ◈
С 1 мая, дорогие читатели!    ◈
Область беззакония — 6    ◈
Дачный сезон: новые штрафы и льготы    ◈
Новые времена — новые подходы    ◈
Размышления на тему тарифов ЖКХ в Томске. Часть 2    ◈
Ждем пожара!    ◈
Размышления на тему тарифов ЖКХ в Томске. Часть 1    ◈
Открытое обращение    ◈
Место в жизни — как его находят?    ◈
Вербное воскресенье    ◈
Дума Томска. Бюджет 2021 года    ◈
Новое веяние — новая опасность    ◈
Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!    ◈

И лубок, и драма

Лирическая комедия «Баба Шанель», поставленная в Томской Драме, дает возможность и посмеяться, и погрустить, и поразмышлять о жизни и ее ценностях

Тема спектакля, премьера которого состоялась в прошедшие выходные в Томском областном театре драмы, необычна и пронзительна. Пожалуй, не каждый готов смотреть историю про одиноких пожилых людей, да еще и инвалидов. Однако это тоже наша жизнь. И мне лично, к примеру, не раз и не два доводилось слушать подобный хор — пусть не инвалидов, а просто уже возрастных людей. И это всегда так искренне и душевно, что на совершенство исполнения, пожалуй, внимания особо и не обращаешь. Так и в «Бабе Шанель»: спектакль показывает искренние переживания пожилых людей, не лишенных энергичности и поистине детской любви к жизни. Яркий и фееричный спектакль на протяжении двух часов плавно дрейфует от смешного балагана-кабаре до философско-драматического финала.

Автора!

Автор пьесы Николай Коляда — наш с вами современник. Коляда — один из самых известных театральных деятелей Российской Федерации, сумевший реализоваться как драматург, режиссер, педагог, театральный художник, редактор и издатель. Он автор более чем 120 пьес и лауреат самых разнообразных литературных премий.

Однако Коляда достиг высоких результатов не только в индивидуальном творчестве, он проявил себя как талантливый организатор и наставник, сумел организовать своеобразное сообщество единомышленников, объединенных идеей живого, постоянно развивающегося театра. В центре этого сообщества — «уральская школа драматургии» и «Коляда-Театр».

Режиссер-постановщик Сергей Стеблюк

Термин «уральская школа драматургии», являясь неофициальным, широко используется специалистами в области литературной и театральной критики для обозначения выпускников и студентов семинара «Драматургия» специальности «Литературное творчество» в Екатеринбургском государственном театральном институте. Этот уникальный для провинции курс был открыт под началом Николая Коляды в 1994 г. За все годы преподавательской деятельности драматург выпустил множество блестящих авторов. Специалисты по театральной деятельности утверждают, что в их творчестве можно обнаружить некоторые общие черты, но, пожалуй, основными объединяющими факторами для этого сообщества являются те ценности, которые прививает студентам сам Коляда. Это внимательное отношение к окружающей жизни и языку, трезвый взгляд на себя и свое творчество, страстная вера в свое дело, вовлеченность в литературный и театральный процессы. Благодаря этому подходу, ученики драматурга широко известны и востребованы в России и за рубежом.

Николай Коляда

Сюжетная линия

Пьеса «Баба Шанель» написана явно с симпатией и с пониманием персонажей. У Коляды в принципе нет ни плохих, ни хороших, скорее — в каждом намешано всего, как в жизни.

Действие спектакля «Баба Шанель» происходит на десятилетнем юбилее хора в ДК Общества глухих Орджоникидзевского района (уже смешно). Возраст участниц ансамбля народной песни «Наитие» от 70 до 90, но дамы еще ого-го — и петь, и пить, и творческие разборки устраивать — все могут. После концерта участницы ансамбля собираются за праздничным столом, который они сами себе приготовили. Женщины угощают друг друга, радуются новым костюмам, говорят колкости, борются за внимание руководителя. Идиллия, порой разбавленная интригами (куда без них в мире высокого искусства?), нарушается, когда бессменный руководитель этого бабьего царства Сергей Сергеич (кое-кто из хористок неровно дышит в сторону руководителя) приводит новенькую — 55-летнюю вахтершу Розу. Тут, конечно, празднику конец, все меняется без шансов вернуться к истокам без потерь и проблем. Хор пенсионерок-инвалидов бунтует, прогоняет своего демиурга и коллективно страдает.

Немного о героинях

Не удержусь и расскажу немного о героинях постановки, женщинах трудной судьбы (есть ли в России женщины с другой судьбой — вопрос риторический). Сара Абрамовна (заслуженная артистка России Людмила Попыванова) — большая любительница поэзии Цветаевой и Ахматовой, постоянно и очень к месту цитирующая любимых авторов. Капитолина Петровна (заслуженная артистка России Ольга Мальцева): самая возрастная, буквально накануне 90-летия, так и ждешь от нее крепкого словца и очередной «соленой» присказки. Тамара Ивановна (народная артистка России Валентина Бекетова) — староста хора с едкой смесью желания вечно лезть на баррикады и подыскать себе теплое место. Ираида Семеновна (актриса Вера Тютрина): сколько мы от таких бабок наслушались когда-то про юбки не той длины, а сейчас — про не так воспитываемых детей. Трогательная Нина Андреевна (актриса Елена Саликова) — женщина в стильных очках, которая каким-то образом еще и водит машину, и глуховатая, потому и очень громкая. Как все старики, она слышит только то, что ей нужно.

В разгар праздника всеобщий любимец Сергей Сергеич заявляет, что ансамблю нужен «ребрендинг», и представляет пораженным дамам новую солистку, только что вышедшую на пенсию «молодуху» Розу Николаевну (актиса Елена Дзюба) — ту самую «бабу Шанель», внесшую сумбур и раздрай в «Наитие». Роза — это квинтэссенция всех вахтерш, сотрудников ЖЭКов, паспортных столов и «вас здесь не стояло».

При всей узнаваемости и растиражированности каждого из образов, они мастерски прорисованы актрисами Томской Драмы, но при этом не чувствуется ни издевки, ни снисходительности, ни ненужной клоунады.

«Грустный, веселый, жизненный, трогательный. Как и сама жизнь»

Итак, о чем спектакль? О многом. Об одиночестве; о выживании; о потребности любить и мечтать в любом возрасте. Словами одной из героинь: «Мы такие убогие, а еще и поем» — самоирония отнюдь не чужда героиням.

Великолепный актерский состав, участвующий в новой постановке Томской Драмы, демонстрирует недюжинное актерское мастерство. Актрисы играют и проживают свои роли многогранно и искренне, вызывая и смех, и слезы. Глядя на них, понимаешь, что каждый возраст имеет свои радости.

Спектакль красочно оформлен. Юмор присутствует, но присутствуют и моменты, заставляющие и погрустить, и задуматься. В общем, все в меру. Для старшего поколения здесь точно очень много созвучных тем. Но рекомендую идти на этот спектакль и молодому зрителю — чтобы почувствовать, услышать и понять старшее поколение, стать к нему добрее и внимательнее, наполниться теплом и светом. Если хотите отдохнуть, посмеяться, отвлечься от проблем и получить хорошее настроение — приходите на «Бабу Шанель».

Кстати, обычно при просмотре фильма или спектакля понимаешь, к какому финалу движется сюжет. Здесь я не угадала, что тоже оставляет запоминающийся отклик в сердце.

Софья Вольская

Читайте также на сайте:

  1. «Томь» обыграла оренбургский «Газовик»
  2. Томская область – моя Родина…
  3. Читайте в ближайших номерах!
  4. Четыре года до трамвая
  5. Три победных гола «Томи»
  6. В механизме борьбы с коррупцией не хватает депутатского контроля
  7. Спортивный «Оскар»
  8. Зоопарку нужен дом!
  9. Гриппа пока нет
  10. Призыв есть

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91