Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ

Мастерство, удовольствие и любовь

Куклы, их дома и города

Мир кукол порой удивляет и завораживает, все у них как у людей, только маленькое. Национальные куклы обычно яркие, самобытные, традиционные, они могут быть игровыми или интерьерными. У некоторых народов существовали ритуальные куклы, куклы-обереги. Старинных кукол мы можем встретить в музеях, или же они хранятся в частных коллекциях. Часто изысканных, детально проработанных кукол одевали в дорогие одежды, украшали драгоценными камнями, кружевом. Для кукол создавали миниатюрные дома, полностью копирующие жилище человека, существовали даже целые кукольные города. Обо всем этом читателям газеты «Томска НЕДЕЛЯ» рассказала художница, кукольница и коллекционер Тамара Ивановна Гавриленко.

Тамара Ивановна Гавриленко

Творчество — всегда огромная радость

Тамара Ивановна обратилась к читателям газеты:

Дорогие друзья, хочу прежде всего поддержать вас в это нелегкое для нас время и поделиться тем, чем я развлекаю себя, будучи на карантине. Кому-то это может показаться странным, но бывают моменты, когда мне и без карантина не хочется выходить из дома. И каждый из вас, вероятно, испытывал такое чувство, когда был чем-то очень увлечен. Я занимаюсь тем, что создаю кукол. Куклами я увлечена давно, я бы сказала, что они стали частью меня, моим продолжением. Кроме того, что я создаю кукол, я их коллекционирую. В моей коллекции есть авторские куклы из Армении, Бурятии, Вьетнама, Греции, Индии, Испании, Китая, Мексики, Таиланда, и, конечно, русские национальные куклы. Все они разные, колоритные, у каждой куклы свой характер, но что неизменно объединяет таких кукол, так это тепло, доброта и, конечно, любовь. Без этих качеств куклу не сотворить.

Я создаю кукол буквально из всего, что есть у меня под руками: ниток, обрезков тканей, пуговиц, кружева, вышивки. Знаю, что женщины создают кукол из бумаги, соломы, всевозможных палочек и веточек, глины, запекают кукол из соленого теста, расписывают их. Все зависит исключительно от вашей фантазии. Сделав однажды куклу своими руками, вам захочется создать и вторую, и третью. Обычно так и происходит. Это я наблюдаю у своих учеников и сама это пережила. Творчество — всегда огромная радость, иногда оно может быть и мукой, но это сладкая мука, я имею в виду момент поиска. Когда вы ищете форму, интересные сочетания, композицию, вы можете переживать некоторое волнение, но в конечном итоге это всегда радость. В момент, когда мы создаем что-то, мы подобны Творцу. И какова же радость видеть свое творение! Я всегда радуюсь новой кукле, с каждой из них меня что-то связывает. Всем советую сделать куклу своими руками. Авторская кукла — это приятный подарок и украшение для дома.

Авторские куклы Тамары Гавриленко

Куклы народов мира

Создавая куклу, человек передает ей свое мироощущение. Изначально куклы создавались только из природных материалов — дерева, соломы, глины и только в XVIII–IX вв. кукол стали изготавливать из фарфора и воска.

В Японии первой куклой была Кокэси — деревянная игрушка без рук и ног, чем-то напоминающая русскую матрешку. Кокэси изготавливали из клена, вишни, кизила, расписывали этих кукол вручную растительными и цветочными мотивами.

Авторские куклы Тамары Гавриленко

Со временем появились и обычные куклы, они стали развлечением для детей. В то же самое время начали появляться и куда более сложные интерьерные куклы, как правило, это были куклы, изображающие гейш. Кимоно для таких кукол вышивали вручную, его могли украшать драгоценными камнями, расшивать золотыми и серебряными нитями. Такая красота обычно стояла на верхних полках, куда дети не могли добраться.

Авторские куклы Тамары Гавриленко

Славянские народы изготавливали кукол из подручных материалов — соломы, глины, золы, лоскутков, шерсти. Люди верили, что кукла, созданная изо льна, оберегает малыша от злых духов и болезней, поэтому куклы были еще и оберегами. Часто такие игрушки подвешивали над колыбелью младенцев. Были так же куколки-десятиручки — символ благополучия и счастья, крупенички — символ достатка. Крепеничку наполняли зерном, а когда приходило время, его первым и сеяли, люди верили, что тогда и урожай будет хорошим, и семья будет жить в достатке. Каждая крупа означала что-то особенное: гречка символизировала богатство, рис считался праздничным зерном, овес был зерном силы, а перловка — сытостью.

Были распространены у славян и куклы-стригушки. Их создавали на скорую руку из пучков стриженой травы. Обычно таких кукол делали, чтобы занять ребенка, отвлекающего маму от работы в поле. Лоскутные куклы также служили для игры, обычно девочки постарше шили для них одежду, учась таким образом и шить, и вышивать, и заплетать волосы.

Куклы из коллекции Тамары Гавриленко

У северных народов — ненцев и эскимосов — куклы долгое время символизировали связь с потусторонним миром. Таким куклам приписывалась особая энергетика, а мастера, изготавливающие кукол, не прорисовали лиц, считалась, что кукла, имеющая лицо, может ожить.

Но постепенно куклы приобретали человеческие черты, лица, их одевали в национальные костюмы, дабы сохранить свою культуру.

В странах Африки кукол, изготовленных из дерева и сплетенных из трав, передавали из поколения в поколение. Кукол украшали яркими одеждами, браслетами и бусами из бисера, в ход также шли пальмовые листья, початки кукурузы, глина. Как правило, африканские куклы изображали взрослых замужних женщин в традиционных одеждах. Существовали и обрядовые куклы, созданные специально для ритуалов, обычно их изготавливали шаманы, к внешнему виду и качеству таких кукол не придирались.

Куклы из коллекции Тамары Гавриленко

Кукол находят и на Американском материке, по ним тоже можно представить, как жили коренные народы этих мест. У каждого индейского племени были свои особенные куклы. Техники и материалы тоже были существенно различны, ведь люди жили в разных районах, а значит — и в разной природной среде. Разные индейские племена изготавливали кукол из перьев, початков кукурузы, дерева, тканей, шерсти, волокон болотных растений, кожи, меха, глины. По кукле можно легко определить — в каком племени ее изготовили. Например, индейцы племени навахо были прекрасными охотниками, поэтому их куклы, как правило, были украшены кожей и мехом, индейцы племени холи делали кукол из дерева, иннуиты изготавливали кукол из початков кукурузы.

Если присмотреться к кукле, то в ней неизбежно проступают традиционные, национальные черты. Каждый мастер закладывает в куклу то, что присуще ему самому.

Отдельно мне бы хотелось сказать о таком интереснейшем явлении, как долл-хаусы — кукольные дома.

Кукольный домик Petronella Oortman. Детская комната

Кукольные дома

В XVII–XVIII вв. кукольные дома изготавливались преимущественно в Германии, Англии и Голландии. Они полностью копировали человеческий дом. Естественно, такое производство не было массовым, а потому кукольные дома стоили баснословных денег, позволить себе такую роскошь могли монархи или очень богатые семьи. Были и те, кто умудрялся извлекать выгоду из таких мини-сокровищ, например, Анна Роферлин — владелица шикарного кукольного дома, выполненного в 1631 г., брала плату со всех желающих его посмотреть.

Шедевром кукольной миниатюры считается кукольный домик Petronella Oortman. Этот домик был выполнен в Амстердаме в 1686–1710 гг. В его изготовлении использован дуб, облицованный панцирем черепахи и инкрустированный оловом.

В былые времена этот кукольный домик считался одним из чудес света. Он принадлежал супруге богатого купца, торговавшего шелком — Петронелле Ортман. Люди со всех концов света приезжали посмотреть на этот удивительный дом, обставленный великолепной мебелью, выполненной с исключительной деталировкой и точностью в масштабе 1:9. Каждый предмет этого дома, насколько это было возможно, был выполнен из того материала, из которого он бы был изготовлен, будь на его месте предмет стандартного размера. Над домиком работало большое количество самых разных мастеров: художники, стеклодувы, резчики по дереву, изготовители мебели, серебряных дел мастера, корзинщики, переплетчики. Всего для домика было изготовлено более 700 предметов, оригиналы которых в реальных размерах не дошли до наших дней.

Кукольный домик Petronella Oortman. Кухня для демонстрации

Кукольный домик Петронеллы Ортман дает нам уникальную возможность увидеть интерьер дома богатой семьи и то, как в нем велось хозяйство в XVII в. Только на обстановку своего домика Петронелла потратила столько денег, сколько ей бы хватило на покупку дорогостоящего дома на одном из амстердамских каналов. Облицовка панцирем черепахи и инкрустация оловом тоже вылились в приличную сумму.

Все в домике было продумано до мелочей, так, например, в кладовке помимо торфа хранились прялка и жаровня для сушки пеленок. А за деревянной перегородкой, украшенной восхитительным орнаментом, хранились горшки. На третьем этаже этого удивительного домика находилась детская, которая полностью была отделана желтым шелком и декорирована голубыми лентами. Характерной особенностью интерьеров XVII в. было повсеместное использование одной и той же ткани. В детской комнате разместилась «павильонная кровать», названная так по причине свешивающегося с потолка балдахина. В шкафах домика висела одежда.

На первом этаже располагалась кухня — одна для приготовления еды, а вторая — для демонстрации. Как и подразумевает название, в кухне для демонстрации находилась лучшая утварь, в ней не готовили и не ели. Всю заднюю стенку в демонстрационной кухне занимает сервант, в котором находится красиво расставленный фарфор, изготовленный специально для этого домика в Китае и Японии. Некоторая часть фарфора была куплена у Голландской Ист-Индийской Компании, начавшей торговать предметами для кукольных домиков с момента их появления. На нижних полках серванта стоит стеклянная посуда. Стены кухни облицованы керамической плиткой. В кухне так же имеется детский стульчик, а на столе располагается подушка для шитья.

Кукольный домик Petronella Oortman. Салон для приемов гостей

Пища для обитателей домика готовилась в соседней комнате. Это была простая и небольшая кухня. Слева находится умывальник с насосом, который закачивает воду из настоящего резервуара. На столе в тарелках лежат продукты из воска. В корзинках находятся миниатюрные столовые приборы из серебра. Подсвечники свидетельствуют об исключительном таланте мастера их создавшего. Соблюдены все пропорции и масштаб кукольного домика. Задняя дверь кухни вела в туалетную комнату и погреб. Погреб в свою очередь детально проработан: на полу плитка с росписью, стены побелены. В погребе хранятся различные бутылки, горшки, бочки с пивом. Бочки размещаются на деревянной платформе, что уберегает их от влажного пола.

Холл домика оформлен таким образом, чтобы произвести впечатление на гостей: потолок с росписью, мраморный пол, украшенные гризалью стены, резные скамейки и столики для великолепных подсвечников, а за дверьми в задней части холла располагается миниатюрный фонтан на фоне живописного сада.

На втором этаже домика располагается «Гобеленовая комната», она предназначена для шитья. Комната отделана шелком, вышитым зигзагообразным узором из трех цветов, — это так называемый «ирландский стежок» (барджелло), он был очень популярен в Голландии в XVII в.

В шкафу-кабинете находится коллекция раковин.

Наиболее дорого и красиво обставлен именно второй этаж, ведь он предназначен для приема гостей. Задняя дверь «Гобеленовой комнаты» ведет в библиотеку. В ней расположен книжный шкаф, в котором располагаются 84 миниатюрные книги. Книги в кожаных переплетах, с пергаментной бумагой. Они в основном содержат изображения гербов, городских пейзажей, графику, портреты. На этом же этаже располагается самая дорогая комната в домике — салон для приемов. Именно эта комната определяет статус владельца дома и его состояние. Стены комнаты полностью украшены пейзажами, а на потолке изображено небо с облаками. Как было принято в то время, стулья выставлены вдоль стен. Но в центре комнаты у стола расположены два стула для игры в триктрак. Фарфоровые горшочки рядом со стульями являются плевательницами для табачного сока. Стулья в салоне разработаны более тщательно, чем для остальных комнат.

В доме так же есть комната для роженицы. Каждый раз, когда хозяйка дома должна была вскоре родить, для этого выделялась отдельная комната. Обстановка комнаты предполагает отдых и в то же самое время прием гостей. Кровать роженицы помещалась за занавесом в глубокой нише. Колыбельная отделена от общей комнаты ширмой, рядом шкаф с сухими пеленками и камин. Ребенок в сухих пеленках лежит на мягком удобном кресле. Потолок и трубы камина украшены панно с изображением Моисея-младенца в своей корзине.

С домика даже была написана картина «The doll’s house of Petronella Oortman». Jacob Appel. 1710.

Кукольный домик Petronella Oortman. Комната роженицы

Практически все первые кукольные дома были «забавой для взрослых», которые могли позволить себе такую роскошь. Как правило, кукольные дома встраивались в самые обычные шкафы и с первого взгляда выглядели как простой предмет мебели. Но когда отворялись дверцы шкафа, кукольные домики во всей своей красе представали перед зрителями. Удивительно, но факт, что самим обитателям этих домов, т. е. куклам, уделялось куда меньше внимания, чем обстановке. А иной раз, не смотря на название забавы — «кукольный дом», кукол в нем и вовсе не было. Если же куклы и были, то изготовленные из дерева или воска, лишенные деталей и изящества. Все зависело от пристрастий владельцев домов: кто-то предпочитал держать миниатюрную копию человеческого дома пустой, другие сами изготавливали кукол, шили им одежду, некоторые владельцы покупали кукол. Это были как господа, их дети, прислуга, так и домашние животные.

Во второй половине XVII в. кукольные домики получили довольно большое распространение. Их убранством занимались искусные мастера соответствующих направлений, они точно копировали предметы интерьера, мебель, домашнюю утварь, которой пользовались в то время. Интерьеры домиков создавались с учетом лучших традиций и последних веяний моды.

В некоторых семьях детей к кукольным домам не допускали, в других допускали, но под бдительным присмотром взрослых. Тем не менее домики носили не только эстетический, но и практический характер, например, с их помощью будущие хозяйки больших и богатых домов постигали тонкости быта, ведь убранство кукольного домика в мельчайших деталях повторяло обстановку человеческого дома. В каждом кукольном доме было все, что может понадобиться хозяйке в ее повседневной жизни: мебель, посуда, предметы роскоши, текстиль, книги и т. д. Поэтому девочки и девушки в игровой форме могли подготовиться к замужней жизни.

Кукольный домик и мебель Джона Карлсона. 1912 г.

Кукольный город

Самый же роскошный кукольный дом XVIII в. был изготовлен в 1716 г. и принадлежал юной принцессе Августе Доротее фон Шагсбург. Это был не просто кукольный дом, а целый город, на создание которого было потрачено целое состояние. Город назвали — Mon Plaisir («Мое удовольствие»). Он и по сей день считается самой роскошной и большой европейской коллекцией кукольной миниатюры в мире. Город включает в себя 84 застекленных комнаты, 24 дома и 411 кукол. Согласно легенде, творцами этого шедевра были монахи Эрфурта. Средняя величина кукол, населяющих город, составляет 25 см, это несколько больше обычного размера кукол, которые населяли кукольные дома. Среди жителей города можно выделить: принца и принцессу, прислугу, нищих, а так же горожан всех сословий. Куклы натуралистично выполнены из воска и разыгрывают множество сценок из обычной городской жизни.

На данный момент это сокровище находится в музее в замке Артштадте. Mon Plaisir — целый кукольный город, созданный по подобию арнштадтского замка Нюж, в мельчайших деталях передает картину жизни небольшого городка эпохи барокко. Интерьеры кукольного замка выполнены в характерном для этого регентства декоре — ленточном орнаменте, залы обставлены прекраснейшей мебелью в стиле барокко и рокайль. Изумительная керамическая посуда кукольного замка была изготовлена на мануфактуре Доротенталя, а для пошива одежды для кукол княгиня прибегла к помощи своих фрейлин.

В городе встречаются городские рынки с торговцами и покупателями, площади с горожанами, экипаж перед имперским почтовым домом. Тут можно увидеть монастырский быт и придворный бал. И все это изображено с исторической точностью. Всего же в городе воспроизведена 81 сценка разного характера.

Но самыми элегантными и утонченными считаются голландские кукольные домики. Их создавали не только ремесленники, но и сами знатные дамы. Как правило, домики находились в шкафах-«кабинетах» или полках. Некоторые голландцы гордились своими миниатюрами даже больше, чем собственными домами. Кроме кукольных домов голландские мастера создавали кукольные школы, ремесленные мастерские, кухни. И, конечно, существовали целые игрушечные лавки-магазины, аптеки, ателье, всевозможные салоны. Все эти сложные композиции были наполнены самыми разными миниатюрными вещами. Дети, чьи родители могли позволить себе такие роскошные миниатюры, имели возможность «играть во взрослую жизнь» — совершать покупки в лавках, заказывать лекарства, бывать на светских приемах.

В Англии кукольные дома буквально сразу стали забавой исключительно для детей, и все дети мечтали о таких домиках. Первые baby-houses, как их называли, повторяли настоящие дома в самых мельчайших подробностях, например, даже в кладке черепицы. Французские кукольные дома славились своей утонченностью и изысканностью. Французский король Людовик XIII питал к кукольным домикам необычайную слабость. Известен тот факт, что в 1613 г. кардинал Ришелье подарил принцессе Мэнской очаровательную кукольную комнатку с младенцем, матерью и повитухой. С куклами можно было играть, шить им одежду. У Марии-Антуанетты также был роскошный кукольный дом с куклами из стеклянных нитей.

Так как культура кукольных домов зародилась в странах Европы, а со временем распространилась в США, естественно, музеи, в которых хранятся на данный момент эти удивительные миниатюры (антикварные и даже современные), также располагаются в этих странах. Есть и отдельные люди, которые коллекционируют кукольные дома, реставрируют их. Мастера-кукольники и в наши дни создают сложные многофигурные композиции. Они называют себя «miniaturists» — миниатюристы.

Куклы, как и люди, имеют свою историю, характер, у кого-то даже есть свой дом и утварь в нем, дети, супруги, прислуга и животные.

Друзья, каждый из вас может создать свой удивительный мир кукол. Творите, фантазируйте, это очень увлекательное занятие.

К сожалению, в этом году из-за карантина был отменен ежегодный Фестиваль кукол, который вот уже несколько лет проходил у нас в Томске. Мне хочется поддержать всех кукольников и пригласить в наши ряды тех, кто желает стать кукольным мастером. Повторюсь, что кукол можно создавать буквально из всего.

В заключение своего рассказа хочу пожелать всем читателям газеты «Томская НЕДЕЛЯ» крепкого здоровья, вдохновения, творчества и любви!

Ирина Лугачева

Читайте также на сайте:

  1. Чиновничья ложь!
  2. Следователи подвели итоги
  3. Наталья Барышникова: «Мы несем ответственность перед томичами!»
  4. Ушла из жизни журналистка Ольга Иовлева
  5. Российские дети индиго шокировали учёных
  6. Выступление президента Украины Виктора Януковича
  7. Новости спорта
  8. Жилье для пятерых
  9. После педофилии
  10. Опять не успели

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91