Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ

От Нарыма до Крыма

Памяти Германа Завьялова посвящается…

Начиная с 1977 г. каждые десять лет в Томске проходили юбилейные выставки Германа Завьялова. Но в феврале 2016 г. художник ушел из жизни…

Автопортрет

Крым Герман Завьялов полюбил сразу и навсегда. Но Крым в его работах особенный, Завьяловский. Поначалу горы ему казались какой-то театральной декорацией, а у моря он долго не мог уловить его состояния. Но потом, когда он стал проводить в Крыму всю зиму, начал чувствовать море, смог передать самые сложные его цветовые сочетания. У Германа был свой Крым, потому что он писал его зимой, в отличие от большинства художников. Зимой Крым иной, он свободен от курортной суеты и шумихи, тихий, более значительный, настоящий. Вот эта величественность, масштабность природы и стала основой работ его крымского периода.

С Томском у Германа Завьялова связано более полувека. Закончив Московский институт живописи им. Сурикова в 1966 г. Герман Завьялов сразу приехал в Томск. Выбор пал на наш город, потому что он стоит на реке, по которой можно добраться до Ледовитого океана. И в первый же год жизни в Томске с открытием навигации он отправился в Нарым вместе с томскими художниками.

Герман Николаевич Завьялов за свою жизнь написал около трех тысяч работ. Большую часть своих картин Завьялов дарил. Самая большая коллекция полотен оказалась в Парабельской картинной галерее, потому что после поездок в Крым и плаваний по Нарымской Луке, Герман Завьялов обязательно останавливался в Парабели. Первым его новые работы всегда видел директор районной галереи — Александр Дащенко, поэтому именно здесь и находится самое большое собрание работ художника.

Завьялов. Биография

Герман Николаевич Завьялов родился в 1937 г. в деревне Зарянка Тюменского района Омской области. Его родители был сельскими учителями, много ездили по области. В то время там открывалось много школ-интернатов для детей северных народностей. Отец Завьялова был директором этих интернатов, его «перебрасывали» туда, где осваивались новые территории. В связи с этим семья Завьяловых кочевала с одного места на другое. Так и получилось, что с самого детства Герман Николаевич был путешественником. Детство, проведенное в суровых краях, так же объясняет его тягу к Северу, ведь это те края, где он вырос. Спустя годы, выйдя на заслуженный отдых, родители Завьялова, как люди, проработавшие все время на Севере, получили возможность жить в тепле и переехали в Крым, в Судак.

Отсюда и тематика Завьяловских работ. Одна из его персональных выставок называлась «От Крыма до Нарыма».

Поначалу Герман Завьялов просто ездил в Крым, навещал родителей. Но после ухода отца, он стал приезжать к маме на всю зиму. Так Крым вошел в его жизнь и его творчество.

Воспомининия о художнике А. Н. Дащенко

Своими воспоминаниями о художнике поделился Александр Николаевич Дащенко:

— Собирать работы сибирских художников я начал с 1992 г., а с Германом мы познакомились в 1994 г. На тот момент я знал его творчество по журналам, но не видел в натуре, мастерскую тоже не видел. Первая работа Германа, которая появилась у меня — это эскиз «Сургутский край». Я сразу ее ухватил. Всего в Парабельской картинной галерее больше тысячи работ — это живопись, графика и скульптура.

Я собираю только тех художников, которые чудом были в наших краях, в Нарыме. Галерея не моя частная, это районная галерея. До 2000 г. я собирал работы как любитель, но после передал свою коллекцию району. Когда покупаешь одну работу, как правило, еще две-три работы художник дарит. Герман был таким…

С бывшим мэром Тобольска мы издали альманах посвященный Нарыму, там есть материал и о Германе.

Сейчас я работаю над большим изданием «От Нарыма до Крыма». Этак книга будет включать в себя полную биографию Германа Завьялова с фотографиями всех его работ. Безусловно, там будут представлены и те рабаты Германа, с которыми я выставлялся в Томске, Новосибирске, Кемерово и в Академии художеств в Красноярске. Всего на этих выставках было представлено 70 работ Завьялова. Герман был на каждой из этих выставок, хоть уже тогда ему и было тяжело. Мы так же мечтали попасть в Иркутск и Омск, но Герман уже не мог путешествовать вслед за своими работами. А потом и я пришел к выводу, что возить работы в Иркутск — это губительно для самих работ, ведь дорога занимает две тысячи километров туда и обратно.

Работы Германа Завьялова — это, прежде всего, музейный, галерейный, выставочный формат, даже этюды. Его работам нужен простор, в интимной обстановке они начинают давить, им не хватает воздуха. Обычно его работы я выставляю по частям каждый его день рождения. Сейчас моя мечта выставить его портретные работы. Их довольно много.

В моей коллекции насчитывается около сотни работ разных художников: это не обязательно сибирские художники, есть, например, портрет Д. Д. Шостаковича кисти московского художника Юрия Николаевича Попкова, также он написал в дар нашей галерее портрет В. Мейерхольда. А Ольга Рыбникова, кстати, она тоже московская художница, написала нам в дар Ирину Всеволодовну Мейерхольд. Был у меня такой проект, посвященный великим людям, чьи судьбы были связаны с Нарымом. Это такие известные имена, как: Шостакович, Мейерхольд, Меркурьев.

Для справки:

В годы Великой Отечественной войны томский край стал одним из значительных культурных центров страны по причине того, что в Сибирь из европейской части страны эвакуировали ведущие учреждения культуры, театральные коллективы. Государственная политика была направленная на сохранение культурного потенциала советского общества и использование художественного творчества в целях активизации борьбы с фашизмом. Это рассматривалось советскими и партийными органами как одна из главных социально-политических задач военного времени.

В Центре документации Новейшей истории Томской области (ОГУ ЦДНИ ТО) имеются на хранении документы, в которых, в частности, запечатлена история Нарымского окружного театра (1942–1944 гг.). История эта примечательна тем, что в становлении и работе театра сыграли значительную роль два выдающихся мастера сцены — актер и педагог Василий Васильевич Меркурьев (1904–1978) и его жена режиссер и педагог — Ирина Всеволодовна Мейерхольд (1905–1981) — дочь и ученица репрессированного в 1939 г. режиссера-новатора В. Мейерхольда.

Работники Ленинградского государственного академического театра драмы им. А. Пушкина, эвакуированного с началом войны в Новосибирск, В. В. Меркурьев и И. В Мейерхольд были командированы летом 1942 г. в Нарымский округ (тогда Новосибирская обл.) для оказания шефской помощи в организации окружного театра. Меркурьев — в качестве художественного руководителя, Мейерхольд — в качестве режиссера. Для работы в театре были привлечены кадры из театров Томска, Новосибирска и др. городов. Зимний сезон 1942–1943 гг. театр работал в Каргаске, с 26 мая 1943 г. — в Колпашево. В июле-августе 1943 г. театр выезжал с творческим показом в Новосибирск, где получил высокую оценку зрителе, театральных коллег и областного руководства. Через много лет после войны И. В. Мейерхольд с теплом вспоминала нарымчан, морально и материально поддерживавших семью в суровых условиях северного края. Об этом же пишет в книге о родителях Петр Меркурьев-Мейерхольд, родившийся в 1943 г. в г. Колпашево

Красный обоз

Александр Дащенко рассказал нам еще об одном знаковом мероприятии:

— В преддверии юбилея Победы мной, совместно с департаментом культуры Анжеро-Судженска Кемеровской обл., был создан проект — подвиг нарымских рыбаков: в январе 1942 г. шахтеры Кузбасса обратились с письмом к жителям Нарымского округа с просьбой оказать помощь продуктами питания. Трудящиеся приняли решение провести ударный месячник по лову рыбы и организовать «Красный обоз». За 18 дней на санном обозе 360 тонн свежей рыбы доставили из Каргаска в Томск. Оттуда по железной дороге она отправилась в Кузбасс.

Ирина Лугачева

Читайте также на сайте:

  1. «Галерея Памяти» — Они сражались за Родину
  2. Транспорт online
  3. Наркоманы осуждены
  4. От перестановки мест…
  5. В мертвом классе уроков не учат…
  6. От Питера до Томска
  7. Техника за коммунальные платежи
  8. Wi-Fi шагает по транспорту
  9. В знак солидарности
  10. Великая православная святыня

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91