Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ

Природное явление в природе отношений

В репертуаре Томской драмы новая постановка: на малой сцене прошла премьера спектакля «Репетиция полярного сияния»

Когда 18-летняя дочь соглашается пойти со мной в театр, культурное событие наполняется двойным ожиданием: не только собственных впечатлений, но и ее.

В этот раз мы побывали на премьере в Томском театре драмы. Судя по анонсу на сайте драмтеатра, в центре сюжета премьерного спектакля «двое влюбленных, которым надо решить, как будут дальше развиваться их отношения. Казалось бы, классическая ситуация — два человека оказываются наедине со своей проблемой — развивается совсем нетривиальным образом. Весь мир останавливается, и для них больше не существует ничего и никого, кроме друг друга. Теперь у них в запасе целая вечность — время полярного сияния…». Ожидания от просмотра оправдались: один час 15 минут мы с дочкой, как и герои постановки, отсутствовали для всего мира. А после была дележка впечатлениями и длительные обсуждения. Именно за всем этим мы и ходим в театр.

Воспитание театром

Учитывая, что анонс к спектаклю «Репетиция полярного сияния», прочтенный на сайте Драмтеатра, заинтересовал и меня, и мою 18-летнюю дочь, становится понятно, что озвученная тема актуальна для любых возрастов. Ведь даже взрослые, испытывая симпатию к другому человеку, часто делают серьезные ошибки в оценке происходящего. Порой полезно напомнить себе о том, что здоровые отношения — это не только совместное времяпровождение, но и взаимная поддержка. Они строятся на принципах равенства, доверия и уважения. При этом важно сохранять свои границы и не забывать о том, что каждый человек имеет право на неприкосновенность своей личной жизни. Эти границы пара должна определить совместно.

Нужно ли говорить с взрослеющим ребенком о романтических отношениях, или подрастет и сам все поймет? Считаю, что говорить об этом нужно. И, как показывает опыт, лучше всего это получается при обсуждении совместно просмотренного на заданную тему. 

От написания до выхода на сцену

Когда в марте этого года в Томске был установлен режим самоизоляции, работа в драмтеатре не прекращалась. Новые проекты создавались дистанционно, и в какой-то момент было решено представить зрителям онлайн-читку пьесы для двух артистов.

Выбор главного режиссера томской Драмы Олега Молитвина пал на «Репетицию полярного сияния», созданную молодым драматургом Александрой Сальниковой. В подготовке онлайн-читки были задействованы молодые артисты театра Екатерина Дружкова и Дмитрий Янин (они же теперь и играют спектакль, невероятно чувственно и искренне). А после трансляции состоялось обсуждение, в котором приняла участия и сама автор пьесы. В разговоре выяснился приятный факт: оказывается, живущая сейчас в Петербурге Александра Сальникова родилась и выросла в Томске! Поэтому она с особой теплотой отнеслась к тому, что ее сочинением заинтересовался именно томский театр.

Пьеса, написанная Александрой в 2019 г., необычна. Критик «Петербургского театрального журнала» Мария Сизова, рекомендуя «Репетицию» к прочтению всем, кто следит за развитием современного театра, поместила эту пьесу в особый блок современных текстов — «акустических, раздражающих и радующих читателя». Режиссеру Олегу Молитвину «Репетиция» также показалась интересной.

Зрителям читки «Репетиция полярного сияния» показалась интересной и необычной, и работу над материалом решено было продолжить после выхода из карантина. Кроме режиссера и артистов в постановочную команду вошли балетмейстер Екатерина Авдюшина, художник по костюмам Маргарита Пытикова, художник по свету Илья Стальмаков. Музыкальное оформление спектакля сделал Кирилл Бакулин.

Премьера состоялась 24 и 25 октября.

Слово автору

Александра Сальникова — молодой российский драматург, выпускница мастерских Натальи Скороход в СПбГУКиТ и РГИСИ. Ее пьесы неоднократно входили в программы различных драматургических конкурсов.

— Писать на заказ очень часто превращается в мучение, — подчеркивает драматург в интервью информационному агентству «ТВ-2». — Обслуживать чужую идею бывает невыносимо. Когда у меня бывают заказы, то я долго не могу себя заставить начать их делать. Текст же «Репетиции полярного сияния» написан по моей личной инициативе, не по заказу какого-либо театра или режиссера. Как он попал в Томск? У него был сложный путь. Это всегда очень большая проблема: что делать с теми текстами, которые написаны не на заказ. Потому что они как бы по умолчанию никому сильно не нужны и надо в принципе как-то заинтересовать людей, чтобы они просто прочитали твой сценарий. Получилось так, что мне написал режиссер Олег Молитвин, попросив прислать пьесу. Я ему отправила, он долго не отвечал, а потом во время карантина мне вдруг сообщили, что будет читка. Затем еще некоторое время после читки было непонятно, будет ли спектакль, а потом я узнала, что мою пьесу поставят на сцене Томского театра драмы. Мне это очень приятно, потому что, когда ты пишешь тексты для души, то потом увидеть, что это кому-то нужно и важно — это, наверное, самое классное, что может случиться с драматургом.

Об интерпретации

Любому сценаристу небезразлично, как именно интерпретируют его пьесу. Поймет ли режиссер первоначальный замысел? Сыграют ли актеры так, как это было задумано?

— Текст не престает быть твоим, просто у него появляется еще один автор, — считает Сальникова. — «Не так поняли и не так сыграли» — так происходит практически в любом театре. Потому что режиссер всегда ставит любой текст «про себя». Конечно, я уверена, что это будет не то, как я себе представляла. Но с другой стороны, мне очень интересно посмотреть, как мои тексты видят другие люди, что они в них могут найти. Так что вполне возможно, что в случае именно с этим текстом получится немножко про другое, чем то, про что я писала… На мой взгляд, эта история очень жесткая, она скорее про невозможность, чем про какую-то романтику. Это история о людях, которые не уверены в том, что они хотят брать на себя ответственность и принимать какие-то важные решения, но при этом обстоятельства и взаимоотношения вроде бы их к этому обязывают. Они ждут каких-то внешних факторов, которые могли бы их проблемы разрешить безболезненным способом. Чтобы никому не было плохо от этого решения. И в какой-то момент они думают о том, что было бы здорово, если бы время остановилось, и ничего никогда не нужно было делать. Им кажется, что это очень классное решение, и время действительно останавливается. А потом вдруг начинают обнаруживаться все ошибки такого решения.

Зачем жить и куда себя деть

Действительно, в новой постановке, представленной на малой сцене Томской драмы, сюжета как такового нет. Там просто нет времени и, по сути, ничего не происходит. Главным героям нужно придумать, зачем они живут. Им нужно изобретать события, придумать экшн, делать что-то, чтобы чувствовать себя живыми. А поскольку они решили снять с себя ответственность, то и оказались в ловушке, которую устроили себе сами. Спектакль однозначно не про выяснение отношений и про то, «как нам дальше быть», чтобы быть или не быть вместе. В глобальном смысле «Репетиция полярного сияния» — это про жизнь каждого из нас.

— Мы выбираем себе какое-то занятие, этим занятием определяем свою жизнь, и нам кажется, что мы очень заняты, — замечает Александра Сальникова. — Мы создаем некое тождество между собой и своей профессией или родом деятельности, и этим начинаем определять свою жизнь, и нам кажется, что мы живем на какую-то тему. А на самом деле мы же просто выдумываем для себя, чем себя занять. Я не делаю разделения между профессией и жизнью. В то же время понимаю, что это я сама себе придумала, на какую тему жить, чтобы не думать, куда себя деть. Моим героям тоже нужно придумать, зачем жить и куда себя деть.

Софья Вольская

Читайте также на сайте:

  1. Народовластие в Зырянском!
  2. Коммунистический демарш
  3. Ну, подумаешь Патрушев! Ну, подумаешь секретарь безопасности РФ!
  4. Новый год без пожаров
  5. Воспоминания об отце
  6. Дорогой дом
  7. Насыщенный финал
  8. 7 Русских «неизвестных» изобретений.
  9. Тайный язык цветов
  10. Новости спорта

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91