Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ

Прокати нас, Диденко, на транспорте

В Северске не удалось сделать сказку былью, или еще одна история уничтожения муниципального пассажирского предприятия

Судя по предполагаемым мерам, текущий месяц станет едва ли не последним в истории муниципального пассажирского транспорта Северска. Истории богатой, со своими взлетами и падениями, картинками яркими и повседневно обыденными. Истории, в уроках которой разве что ленивый не увидит неумение, а порой и бессилие местной власти организовать работу муниципального пассажирского предприятия, профессионально ответив на многочисленные вызовы времени.

То ли еще будет!

Еще лет двадцать с небольшим назад в активе тогдашнего ПАТП находилось почти две сотни автобусов, современная база с ремонтными мастерскими и отапливаемыми стоянками. Теперь многое в прошлом. Остались дышащие на ладан остовы того, что некогда называлось движимым и не очень муниципальным имуществом. И находящееся в более потребном состоянии то, что удалось продать.

Попытку влить, образно говоря, новое вино в старые меха предпринял через несколько годков своего появления в Северске в качестве его главы Григорий Шамин. Декларируемые им планы отличались настоящим «шаминским размахом», характерным для первых лет его правления. Тогда, если помните, трудно найти телепередачу о Северске, в которой Григорий Андреевич не рассказывал бы о грядущих свершениях. Ветер победы, к которой он шел через череду унижений и поражений, приятно ласкал лицо, заискивающие улыбки местной элиты, вмиг принявшей нового «хозяина», не оставляли места для споров и дискуссий. Всякое его слово принималось как руководство к действию. Без всяких тебе либеральных штучек.

Столь тепличные условия управления городом рождали самые необыкновенные, а порой и фантастические планы. Вспомним хотя бы автобан с третьим КПП. Или диковинный парк с аттракционами и торгово-развлекательными центрами в пойме р. Киргизка. Не забыл мэр-новатор и о транспорте. Рассказывал о планах по его модернизации-инновации с таким же азартом, как и о грядущих встречах со столичным градоначальником Сергеем Собяниным или использовании городского «бюджета развития». С немалым восторгом и захватывающими дух фантазиями.

Достаточно вспомнить бюджетное послание, с которым Г. Шамин обратился к местным парламентариям еще в 2011 г. «Я верю — город будет, я верю — саду цвесть!». Начертанные в нем юным мэром (по опыту работы, конечно же) положения могут по праву называться основополагающими в славном деле развития пассажирского транспорта в городе.

«Печкой», от которой Григорий Андреевич предлагал пуститься в пляс, являлось несколько лет тому назад созданное на руинах некогда мощного ПАТП небольшого муниципального казенного предприятия. Существующий в нем парк автобусов позволял выполнять все больше убыточные рейсы, развозя ветеранов по садовым товариществам и затыкая дыры, появляющиеся на регулярных городских рейсах в перевозках все тех же льготников.

Именно о задачах властей по приобретению для него нового автобусного парка и говорил в своем послании северский мэр. Речь его текла сладко и убедительно: «Это будут современные, просторные городские автобусы разных типов: большой вместимости — для работы в часы пик, поменьше — для работы в остальное время». Без труда им был проработан и финансовый вопрос. По мнению рассказчика, городской бюджет один на один с немалыми тратами не останется. Потому как «плечо» поставят и областной, и федеральный бюджеты. Благодаря отдающимся неким таинством слову софинансирование. А еще он потребовал от городской администрации смело внедрять лизинговые схемы! И добиться во всем городском пассажирском транспорте Северска продажи проездных билетов исключительно через электронные кассовые машины. Если перевозчики хотят остаться на рынке, то перейдут обязательно, заявил тогда господин Шамин. Чем-то напоминая при этом известную героиню-управдома из известного комедийного фильма, объясняющую каким образом надо продавать купленные ею лотерейные билеты. Представляю, сколько изумления тогда было на светлых и излучающих неподкупную заботу о горожанах депутатских ликах, внимающих каждому слову своего предводителя. С ними так на языке современной экономики еще никто не разговаривал. Как тут не согласиться с депутатом всего обилия созывов господином Рундой, заявившему тогда под впечатлением услышанного: «Такое искреннее откровенное послание впервые прозвучало. Все темы, которые называют депутат и избиратели, обозначены, высказаны предложения, как реализовывать это». В позывах Г. Шамина не увидеть новаторский подход мог разве что слепец. Успешное транспортное предприятие с новым автобусным парком, социально защищенным трудовым коллективом и бюджетной поддержкой могло «крутить» городским рынком пассажирских перевозок как угодно. Остальным оставалось либо принимать диктуемые властью правила игры, либо убираться вон. Думаю, при таком раскладе через пару-тройку лет в Северск бы ездили со всей России за передовым опытом.

Все слова, слова, слова…

Тем временем минул год. Новаторские экономические схемы что-то не спешили на просторы «заколючья». Да и водители все тех же ПАЗиков продолжали все больше самостоятельно «загребать» отработанным движением брошенную на кожух двигателя мелочь, попутно ловко справляясь с дорожной обстановкой. Электронных касс не было вовсе. Да и новые, с иголочки, автобусы для казенного предприятия, наверное, находились еще в пути. Тем не менее Г. Шамин метать критические стрелы в сторону исполнительной власти воздержался. И решил перевести прошлогодние планы в более конкретную плоскость. Так, автобусов было предложено приобрести ровно три десятка. Причем, по мнению градоначальника, «ни копейки из городского бюджета на это потрачено не будет: автобусы будут переданы нам на условиях лизинга и сами окупят свое приобретение за несколько лет». Далее задачи сыпались и вовсе из категории революционных. Например, «перетрясти» городских перевозчиков, когда один конкурсный лот, наряду с маршрутами «хлебными» включал еще и дорогу «к черту на выселки». Причем к состязанию планировалось допустить только тех, кто к 1 января 2013 г. пожелает заменить свои ПАЗики на более вместительные автобусы и оборудует их системой безналичного расчета. Представляю, как взвыла в громком, но таком выворачивающем душу бессилии, многочисленная рать северских перевозчиков. Но, судя по дальнейшему развитию событий, ненадолго.

Вот и сказочке конец

Уже в следующем, 2013 г., «реформаторский порыв» дал существенный крен. И речь шла только о внесенных в нормативно-правовую базу отношений с перевозчиками некоторых изменений. По-видимому, все о тех же «электронных кондукторах», которые со временем так и были благополучно похоронены. Причем обеими сторонами. Вспомнил мэр и о своем «детище» — муниципальном казенном пассажирском транспортном предприятии (МК ПТП). Мол, в тамошних автобусах кондукторы уже вооружены электронными устройствами, правда, насколько эффективно их применение, отчего-то умолчал. Через некоторое время эти самые устройства приказали жить и там. Забылись и планы по приобретению для «муниципалов» новых автобусов. Вместе со светлой мечтой Г. Шамина обзавестись крепким городским предприятием. Утихли разговоры и о способностях подобного подхода существенно влиять на рынок городских пассажирских перевозок. То ли лизинг не пошел, то ли течь дали иные начинания.

А возможно, с приходом в город нового главы администрации Николая Диденко и постепенного его «обрастания аппаратным весом» транспортная стратегия Г. Шамина поменялась кардинально. Вместе с тактикой. Хотя согласитесь, опыт «новосибирского пришельца» с его-то знанием и связями по организации перевозок в столице Сибири могли «на раз» решить множество возникающих проблем. Например, те же электронные кассы у кондукторов, применяемых там уже не один год.

Но отчего-то с новациями в Северске решили не спешить. О причинах можно только догадываться. Думаю, только стремление экономить бюджетные средства, отпускаемые муниципальным транспортникам, оказалось фактором далеко не решающим. И время на дорогах «заколючья» почти остановилось. Никто не посягал и на работу МК ПТП. Бюджет не бросал, только по итогам прошлого года предприятие получило поддержку в сумме около 43 млн рублей на перевозки по социально-значимым маршрутам.

Обновлялся, пусть и не провозглашенными Г. Шаминым темпами, и автобусный парк. За 2016–2017 гг. предприятие приобрело три автобуса. В сумме теперь получилось более двух десятков. Вот только обзавестись за годы своего существования собственными производственными площадями отчего-то так и не получилось. Что, согласитесь, очень странно. Тем не менее около сотни работников, думается, были вполне уверенными в завтрашнем дне. Ведь устойчивое мнение, что родная власть, тем более своя, муниципальная, не бросит и всегда поддержит, продолжает, как это ни странно, жить в сердцах особенно старшего поколения.

Депутат! Защити!

Но что-то в феврале-марте текущего года «пошло не так». И северское МК ПТП было решено ликвидировать. Со сроком завершения работ уже к 1 июля. О причинах принятия подобного решения говорить трудно. Во всяком случае, из содержания пояснительной записки, входящей в пакет документов по ликвидации, доведенного до северских депутатов, мне, честно говоря, понять эти самые причины так и не удалось. В ней после несколько путанного перечисления ряда «плодов законотворчества», регулирующего конкурсные процедуры по организации городских пассажирских перевозок, сделан вывод. Привожу его дословно: «МК ПТП в данной организационно-правовой форме не вправе участвовать в таких торгах, в связи с чем, Администрацией ЗАТО Северск принято решение о его ликвидации».

Без вопросов, согласитесь, не обойтись. Неужели и впрямь муниципальные автотранспортные предприятия вообще лишены права участия в конкурсах по перевозке горожан? Или условия этих самых конкурсов таковы, что наше замечательное МК ПТП просто не имеет возможности их выполнить? Например, износ автопарка. Получается, если из двух с лишним десятков автобусов, принадлежащих предприятию, только три приобрели за последние неполные пять лет, то с чем идти на конкурс? Не с обшарпанными, словно дворовые псы «корейцами», переданными еще в 2000 г. ПАТП Сибирским химическим комбинатом? Все восемь их, правда, «на ходу», благополучно и дождь, и в зной доставляют садоводов на участки, но что-то слабо верится в их дальнейшую работу, согласно новым конкурсным процедурам.

Поэтому, почему бы местным парламентариям не обратиться к господину Диденко с просьбой разъяснить истинную причину ликвидации предприятия, с которым еще лет шесть назад связывали «транспортную революцию» в городе? Причин для того много. Во- первых, за воротами вмиг остается около сотни человек. А это их избиратели. Под угрозой срывов окажутся и перевозки по социально значимым маршрутам. На те же дачи: в Чернильщиково, Виленку, Поперечку. Можно, конечно, уповать «на рынок», на возможность включить эти маршруты в условия конкурсов. Дотировать «частника», в конце концов. Вот только позволит ли такой подход избежать такой знакомой северским льготникам картины, когда ЕСПБ оказывался сродни билету «волчьему»? Да и от срыва рейсов мало кто будет застрахован.

Нынешнюю ситуацию, когда власти вынуждены продлить еще на месяц работу МК ПТП по причине неготовности конкурсных процедур, можно, на мой взгляд, смело рассматривать в виде «первого звоночка» немалых грядущих проблем.

Во-вторых, одним взмахом чиновного пера ликвидируется столько же рабочих мест. В городе, в котором так непросто с занятостью его жителей. Возникает вопрос, к чему вся эта минувшая истерия с ТОСЭРами, когда и два десятка новых рабочих мест считалась необыкновенным счастьем, и при этом одним росчерком пера освобождались от сотни.

В-третьих, если данная организационно-правовая форма собственности предприятия не дает права участия в конкурсе, то почему бы ее не изменить на требуемую? На примере того же местного радио во главе с местным парламентарием госпожой Ермоловой.

И, наконец, в-четвертых, почему бы более глубоко не разобраться, по каким причинам автобусный парк муниципального предприятия, который по городскому уставу народные избранники обязаны опекать, вдруг оказался в далеко не лучшем состоянии? Почему бы все тому же господину Рунде по прошествии немалого времени не поинтересоваться, какие же сверхъестественные препоны не позволили так понравившуюся ему сказку сделать былью?

Жаль вот только, что задать их прямо в лицо господину Диденко желающих найдется мало. Или не найдется вовсе. Потому, как показывает практика работы прошедших лет, его многие наши парламентарии чтут много выше, нежели свой электорат. И тогда возникает последний вопрос — а нужны ли городу такие депутаты?

Газета будет следить за развитием ситуации с МК ПТП Северска.

Владимир Долгих

Читайте также на сайте:

  1. Свалка в мозгах чиновников
  2. Демченко, будь мужиком!
  3. Снег-сюрприз
  4. Маршрутные телекоммуникации
  5. Фидеры сгорели
  6. Четвертая жена
  7. Газовый демон
  8. Демократия — средство захвата и колонизации
  9. Холода продолжатся
  10. Слияние и поглощение

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91