Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ

Пятигорск — здравница для тела и души

Самый литературный курорт России

Пятигорск давно снискал себе славу не только как богатейший курорт, обладающий чудодейственными минеральными источниками, но и как один из главных литературных городов России. Этот город по праву можно назвать самым литературным курортом нашей страны. В разное время здесь бывали известнейшие писатели и деятели других искусств: Пушкин, Лермонтов, Глинка, Грибоедов, Бесстужев-Марлинский, Лев Толстой, Гнедич, Алябьев, Белинский, Шаляпин, Горький, Николай Ярошенко, Балакирев, Хетагуров, Чехов, Ильф и Петров, Сергей Михалков. И не удивительно, что именно Пятигорск чаще других упоминался в документальных и художественных произведениях. Даже те, кто ни разу не был в Пятигорске, могут представить и «Провал», и «Цветник», и «Ресторацию», и «Грот Дианы».

Пятигорск. Лермонтов. 1837 г.

Константиногорская крепость

Пятигорск возник в XIII в. как один из пунктов Азово-Моздокской укрепленной линии, учрежденной Екатериной II для защиты южных рубежей империи. Крепость, воздвигнутая «у Бештовых гор», стала называться Константиногорской, по имени Константина — внука государыни. Неподалеку от крепости вскоре появилось поселение — Горячие Воды, где у целебных источников могли найти приют приезжие. Когда в 1830 г. поселение было преобразовано в город, то решено было «дать оному название Пятигорск, по уважению, что гора Бештов, к подошве которой прилегает предназначенное для сего города место, известна под сим именем и в древних Российских летописях».

Автопортрет М. Ю. Лермонтова

Яркие литературные имена

В военной истории России ни Константиногорская крепость, ни город, расположенный у южных склонов горы Машук, ничем особенным себя не проявил, а вот с истории литературы все обстоит совершенно иначе.

В 1820 г. на Водах вместе с семьей генерала Н. Н. Раевского побывал двадцатилетний А. С. Пушкин. Красота южной природы, романтические фигуры горцев, весь уклад жизни в полудиком еще краю вызвали у него необыкновенный прилив вдохновения. У подножия Машука была закончена поэма «Руслан и Людмила». В эпилоге ее есть строки, посвященные Кавказу, который у поэта в тот, первый приезд, ассоциировался главным образом с Пятигорьем. Позднее эти впечатления отольются в чеканные строфы последней главы «Евгения Онегина»: «Машук, податель струй целебных…» и т. д. Менее чем через год после поездки появится поэма «Кавказский пленник», замысел которой возник на Водах. Поэма, имевшая ошеломительный успех у читающей публики, вызвала волну подражаний. Известно, что и юный Лермонтов, следуя успеху Пушкина, написал поэму с тем же названием и сходным сюжетом. Вторично Пушкин заехал на Кавказские Воды в 1829 г., по дороге в Грузию, а на обратном пути провел в Пятигорске и Кисловодске около месяца, вдохновляясь кипучим нарзаном и принимая целебные ванны.

Эолова Арфа

Пребывание на Водах дали богатый материал для обширного прозаического произведения — «Романа на Кавказских Водах».

В Пятигорске берет начало и литературная деятельность Л. Н. Толстого, побывавшего здесь в летние месяцы 1852 и 1853 гг. Отсюда он отправил в некрасовский «Современник» рукопись повести «Детство», здесь же задумывал свои первые кавказские рассказы.

В 1837 г. Кавказские Минеральные Воды посетил известный русский литературный критик В. Г. Белинский, который в эту поездку познакомился в доме Н. М. Сатина с М. Ю. Лермонтовым. Есть сведения о пребывании в Пятигорске поэта и писателя-декабриста А. А. Бестужева-Марлинского. Для героя Отечественной войны 1812 г. Дениса Давыдова пребывание на Горячих Водах было малозначительным эпизодом — в 1827 г. он лечил здесь застарелый ревматизм. Тем не менее дни, проведенные у подножия Машука, пополнили его поэтический багаж стихотворением «Вечер в июне», которое Белинский считал лучшим стихотворением поэта-гусара. Отдыхал в Пятигорске поэт К. Н. Батюшков; посвятил стихи Кавказу, горе Бештау и Пятигорску, поэт Д. П. Ознобишин, впервые посетивший Пятигорск в 1835 г. и погибший в Кисловодске в 1877 г. Поэт-декабрист А. И. Одоевский был в Пятигорске в 1837 г. Поэт Н. П. Огарев после пребывания на Кавказских Минеральных Водах в 1838 г. стал известен, как автор популярных стихотворений «Эолова арфа», «Ночь» и других, посвященных Пятигорску.

Грот Лермонтова

Главное имя Пятигорска

И все же главные, лучшие, страницы в литературной истории Пятигорска связаны с именем Михаила Юрьевича Лермонтова. Побывав на Горячих Водах еще в детские годы с бабушкой, он навсегда сохранил любовь к этому краю. Время, проведенное на Кавказе, всегда было связано у поэта с высоким творческим подъемом. В юношеской поэме «Аул Бастунджи» он впервые обозначил границы того уголка в северных предгорьях Кавказа, — «между Машуком и Бештау», где отныне будет происходить действие многих его произведений.

И здесь же среди зеленых долин и каменистых склонов начинает развиваться сюжет другой его ранней поэмы — «Измаил-Бей», в которой юный Лермонтов нарисовал великолепные стихотворные картины полюбившейся ему далекой полуденной земли:

Кругом, налево и направо,

Как бы остатки пирамид,

Подъемлясь к небу величаво,

Гора из-за горы глядит;

И дале царь их пятиглавый,

Туманный, сизо-голубой,

Пугает чудной вышиной.

Судя по этим строкам, можно заключить, что Лермонтов побывал на вершине пятиглавого великана Бештау, откуда обозревал окрестные просторы.

На Кавказских Водах происходят события, описанные в повести «Княжна Мери», — центральной части романа «Герой нашего времени». Ведя своего Печорина извилистым путем страстей и сомнений, Лермонтов успевает попутно запечатлеть все хоть сколько-нибудь примечательные уголки знакомого и любимого с детства городка, где «воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка», «где по кремням Подкумок мчится» и где сам поэт мечтал «остаться жить навеки». И по сей день роман служит лучшим путеводителем по лермонтовским местам Пятигорья.

Сохранились рисунки и картины Лермонтова, выполненные им в период кавказских странствий, пером и кистью поэт запечатлел места, дарившие ему покой и вдохновение.

Находясь в Пятигорске в последние месяцы жизни, Лермонтов создал ряд стихотворений, навсегда оставшихся недосягаемой вершиной в отечественной литературе. «Не знаю, надолго ли это, — признавался поэт в письме к Софии Карамзиной, — но во время переезда мною овладел демон поэзии, сиречь стихов…».

Подвигнув Лермонтова на создание таких шедевров, Машук потребовал в уплату его жизнь. Лермонтов погиб на дуэли 15 (27 по новому стилю) июля 1841 г. Роковой выстрел Мартынова оборвал, по выражению Достоевского, «целую бездну, целую лавину гениальных творений».

Грот Дианы

Память

Память о любимом поэте жители города хранили всегда. Каменным обелиском было отмечено место на склоне Машука, скромный монумент был установлен и на старом пятигорском кладбище, где первоначально покоилось тело погибшего поэта. В 1889 г., после восемнадцатилетнего сбора денежных средств, в Пятигорске был открыт первый в России памятник Лермонтову.

Лермонтовский музей в Пятигорске основан в 1912 г. и является одним из старейших литературно-мемориальных музеев России. В этом доме Лермонтов провел последние месяцы жизни. Музей уникален еще и тем, что это первый музей подобного рода, возникший не в прославленных столицах нашей страны и не вблизи их, а в отдаленной провинции.

С именем поэта связаны также многие исторические и природные достопримечательности Пятигорска, описанные Лермонтовым в повести «Княжна Мери».

Лермонтовские места Пятигорска

(расскажем о некоторых из них)

Эолова арфа

Эолова арфа — одно из самых романтичных мест Пятигорска и по совместительству прекрасная смотровая площадка. Расположена она на одном из отрогов Машука, с нее открывается панорамный вид на Пятигорск и красоты Кавказского хребта.

Создателем проекта Эоловой арфы был Джузеппе Бернардацци, который вместе со своим братом Джованни стал первым архитектором таких городов на Кавказе, как Пятигорск и Кисловодск. Именно братьям Бернардацци, приглашенным из Швейцарии, Пятигорск обязан тем, что стал благоустроенным популярным курортом и центром культурной жизни в первой половине XIX в.

В 1820-е гг., согласно принятой программе развития и благоустройства Пятигорска, на Михайловском отроге г. Машук появилась зеленая зона отдыха, с дорожками и скамьями. Самое высокое и ветреное место парка было выбрано для реализации проекта беседки в стиле античного храма, посвященной древнегреческому мифологическому персонажу — Эолу, повелителю ветров. Прообразом для Джузеппе Бернардацци стал «Храм Эола», построенный английским архитектором Уильямом Чемберсом в парке Кью недалеко от Лондона.

Площадка, на которой находится Эолова арфа, еще до появления здесь беседки полюбилась сначала военным (до 1810 г. здесь был наблюдательный пост), а потом и жителям и гостям нового курортного города. Причина этого — широта обзора и красота открывающейся панорамы.

Строительство беседки закончилось в октябре 1831 г. Изначально под куполом беседки планировалось поставить статую Эола, но благодаря инициативе главного курортного доктора Ф. П. Конради было решено установить музыкальное устройство, ставшее в те годы очень популярным в Европе и уже появившееся в России, — эолову арфу. По убеждению Конради, прекрасные звуки, издаваемые арфой, должны были благотворно влиять на душевное состояние гостей курорта.

Эолова арфа не требует участия музыканта, звуки извлекаются из нее с помощью ветра. Сильный ветер заставляет играть более низкие, толстые струны, слабый — высокие, а замолкает арфа только в полный штиль.

Две эоловы арфы были заключены в круглый деревянный корпус, соединенный с флюгером или так называемым «крылом», установленным на куполе беседки и служившим для поворота конструкции таким образом, чтобы ветер мог играть на струнах инструмента.

Ежегодно перед наступлением холодов инструмент демонтировался, а летом снова устанавливался. Периодически он расстраивался и издавал далеко не самые волшебные звуки, требуя исправления и настройки.

Несмотря на все профилактические работы, за 30 лет использования инструмент окончательно вышел из строя. Только в 1890-х гг. в теплое время года на куполе беседки стали устанавливать эолову арфу упрощенной конструкции.

В годы гражданской войны сюда вернулся наблюдательный пункт. Капитальный ремонт беседки провели лишь в 1950 г.

В 1972 г. появилась электронная «эолова арфа»: уникальное электромеханическое музыкальное устройство, управляемое ветром, которое проработало 20 лет. Сейчас, увы, нет и его; в беседке с 2008 г. работает обычная аудиосистема, воспроизводящая характерную музыку в любую погоду, независимо от ветра. Те отдыхающие, что слышали звучание прежней, электронной, эоловой арфы, вспоминают о ней с сожалением.

Вход в тоннель, ведущий к оз. Провал

Грот Лермонтова

При французском дворе родилась мода на «очарованные гроты». Во всех европейских парках XVIII в. гроты были обязательным элементом.

Ниже Эоловой арфы в скале, при спуске от нее к Академической галереи, заметен грот Лермонтова.

При создании Емануелевского «английского» парка около Елизаветинского и Михайловского источников в 1829 г. зодчими Бернардацци были сделаны два романтических грота: большой и малый.

Первый грот был случайно обнаружен в скале севернее Елизаветинского источника. Его немного углубили и внутри высекли уступ для сидения. В гроте поместили древние надгробные камни, привезенные из Бургустанской станицы, с арабскими надписями, в середине XIX в. Рядом с гротом устроили площадку и провели дорожку, обсадив ясенем и обложив дерном.

Отставной поручик Илья Васильевич Алексеев 20 июля 1870 г. установил в гроте мраморную доску со своими стихами «Гроту Лермонтова» из 86 строк, которые начиналось словами:

Под сению твоей он часто находил

Приют для сладкого мечтанья,

И ты один свидетель был

Его сердечного страданья…

Посетители Вод «постоянно исписывали ее нецензурными надписями» и в 1874 г. доска была снята. Алексеев, отреставрировав снятую доску со стихами, и «во избежание повторения ее прежней участи», на личные средства в июле 1878 г. построил при входе в грот массивный каменный арочный портал и ворота с железной решеткой.

Над аркой грота была укреплена большая металлическая лента с надписью «Гротъ Лермонтова», а над ней эмблема с лирой, книгой, пером и опрокинутым факелом. Алексеев, заново огородив дорожку к гроту, на стене поместил прежнюю доску со стихами. Позже в гроте появился бюст Лермонтова.

До открытия памятника поэту в сквере, ежегодные собрания по случаю годовщин смерти и рождения Лермонтова обычно проходили около этого грота. Сюда приносили букеты живых цветов и венки.

После 1917 г. над входом Лермонтовского грота исчезли эмблема с лирой, а затем и лента с надписью. После Отечественной войны на их месте появилась мраморная плита с надписью «Гротъ Лермонтова», а в 1961 г. на портале грота была помещена мемориальная доска.

Гуляя по Машуку, грот найти не сложно, нужно лишь подняться чуть выше Академической галереи и свернуть налево по вымощенной камнем дорожке. А можно спуститься по ступенькам с Эоловой арфы вниз и через несколько минут оказаться у легендарного места.

Тоннель, ведущий к оз. Провал

Грот Дианы

Одна из известных и наиболее старых достопримечательностей Пятигорска — прохладный тенистый грот, названный Гротом Дианы. Его построили в южной части парка «Цветник» в честь очень интересного события.

Летом 1829 г. генерал Г. А. Емануель организовал военную экспедицию к подножию Эльбруса с целью выявить тайные пути, по которым горцы получали из Турции оружие и составить военно-топографическую карту этого района. Именно в этой экспедиции, 10 июля 1829 г., кабардинец Килар Хаширов совершил первое восхождение человека на высочайшую гору Кавказа — Эльбрус. Вернувшись на Горячие Воды, в честь этого события генерал распорядился изготовить две чугунные памятные плиты в человеческий рост на русском и арабском языках, чтобы затем установить их у Эльбруса. Но доставка плит в эльбрусский лагерь Емануеля вызывала большие трудности. Поэтому они были установлены в Пятигорске, в сооруженном искусственном гроте в форме горы Эльбрус.

Весной 1830 г. зодчий Джузеппе Бернардацци составил проект грота, к лету 1831 г. он был построен, а окончательно отделан следующей осенью. Грот был сложен из пепельного туфа с тремя входами. Две дорические колонны из светлого машукского камня украшают главный вход. Два боковых входа, по-видимому, символизировали две вершины Эльбруса. Тесаными плитами был вымощен пол грота. Часть внутренней стены была облицована «готической плиткой», около нее из шлифованных плит полукруглая скамья, укрепленная на кронштейнах. На пьедестале был поставлен стол из полированного камня в середине грота (разбит в 1838 г.). Здесь у стен грота водворили чугунные памятные доски. Над гротом собирались сложить из белого камня двуглавую снежную вершину Эльбруса с высеченными на ней именами ученых, которые участвовали в знаменитой экспедиции. Но вскоре генерал Емануель приказал именовать новое сооружение гротом Дианы, отказавшись от «двуглавой вершины». Согласно древним мифам, Богиня Диана в жаркие дни предпочитала после купания отдыхать в тенистых гротах.

Вокруг грота посадили деревья белой акации, кустарники роз, зеленый дерн и оградили деревянным барьером. Наверх провели дорожку.

М. Ю. Лермонтов бывал здесь много раз. Вечером 8 июля 1841 г. Лермонтов с друзьями, за неделю до гибели устроил перед гротом в честь дам «сельский бал» (bal champetre). Грот Дианы был украшен зеленью, коврами и цветными фонариками. Над гротом располагался военный оркестр.

Памятные плиты о покорении Эльбруса в августе 1909 г. сняли и перевезли в Кавказский военно-исторический музей («Храм славы») Тифлиса, а в краеведческом музее Пятигорска хранятся их отлитые копии.

В 1974 г. производилась крупная реставрация Грота Дианы. О том, что здесь бывал М. Ю. Лермонтова, говорит мемориальная доска, укрепленная в 1961 г. на внутренней стене грота.

Озеро Провал

Озеро Провал

Одна из известных достопримечательностей Пятигорска находится на юго-восточном склоне г. Машук. Это Провал — загадочное подземное озеро, к которому можно пройти по длинному тоннелю. Старая легенда рассказывает о том, что в пропасти провальской пещеры жил огнедышащий дракон. Он вылетал ночью и искал отставших путников. Поэтому местные жители боялись приблизиться к нему.

Первое исследование Провала было проведено академиком Иоганном-Антоном Гильденштедтом. В 1773 г., изучая Кавказ, он добрался «до глубокой перпендикулярной пещеры в форме воронки» и обнаружил, что «в ее глубине есть вода… это, вероятно, теплая серная вода, судя по запаху серной печени». Исследователь Петр-Симон Паллас осенью 1893 г. также исследовал Провал. Он отметил, что на склоне г. Машук имеется: «круглая провалина, имеющая в диаметре 6 сажень, а в глубину до воды 12 сажень».

Детальное изучение Провала сделал летом 1823 г. профессор А. П. Нелюбин, который определил глубину и размер воронки, произвел химический анализ воды. Некоторые ученые полагали, что Провал является кратером потухшего вулкана. Но большинство считали, что он был образован в результате обвала свода большого подземного грота в середине XVIII в.

Зодчие Бернардацци соорудили по замыслу и на средства князя В. С. Голицина в июле 1837 г. прочный дощатый помост. На канате при помощи специальных блоков опускали прикрепленное кресло в кабине, на котором сидели желающие осмотреть Провал изнутри. По воспоминаниям, на помосте устраивали «сельские балы» и танцевали кадриль в 6 пар свободно. За 4 года помост от серных испарений пришел в негодность и в 1841 г. его разобрали. Позже была сделана огражденная обзорная площадка, откуда провал был хорошо виден.

Провал посещали Пушкин, Лермонтов, Л. Толстой.

После исследования летом 1856 г. графом Н. М. Муравьевым с комиссией минеральных источников выяснили, что углекисло-серная вода может быть использована больными для питья и купания.

На средства московского миллионера и благотворителя П. А. Лазарика был пробит туннель к подземному озеру. Строительство велось долго из-за сложного строения горы, но через 10 месяцев работы появился готовый тоннель длинной 47 м.

Когда по городу прошел слух о чудотворном действии купания, жители устремились к озеру, чтобы испытать его действие на себе. В виде парома с палаткой была сооружена плавучая деревянная купальня. 23 августа 1858 г. Провал был освящен епископом Кавказским Игнатием и напротив входа в грот водрузили образ Скорбящей Божией Матери. В сентябре 1858 г. французским путешественником Ф. Жилем был сделан первый рисунок Провала. Так как это место часто посещали отдыхающие, рядом работало небольшое летнее кафе. Купание полностью прекратили в Провале в 1880 г. Летом 1894 г. на средства, полученные от сбора пожертвований, в Провале установили киот с образом святого Пантейлемона.

В середине 50-х гг. XX в. вход в Провал укрепили мощной опорной стеной высотой 6 м и украшенной колонным порталом. В этот же период по обе стороны от входа были установлены львы работы известной пятигорской художницы И. Ф. Шаховской.

Новый ремонт был сделан в 1998 г. и его торжественное освещение провел митрополит Гедеон, а на стене Провала установили образ святого Пантелеймона.

Тоннель освещают светодиодные лампочки, расположенные вдоль стен, от того пещера выглядит таинственной и загадочной. Само озеро очень красивое ярко-голубого цвета. Его поверхность покрыта пузырьками, образующимися в результате испарения сероводорода.

Сегодня площадь перед входом в туннель выложена брусчаткой, установлены лавочки для отдыха, аудиогид рассказывает об истории озера, а также читает отрывки из известных романов. Здесь же на площади можно купить на память пятигорские сувениры или сделать запоминающуюся фотографию.

Ирина Лугачева

Читайте также на сайте:

  1. АО «ТомскРТС» играет краплеными картами
  2. Чиновничья месть
  3. За скорость накажут рублем
  4. Рекорд СибГМУ
  5. Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку!
  6. Оккупация Украины. Евгений Новиков «Права человека. Взгляд в мир»
  7. Территория заблуждений (часть 2) ВИДЕО
  8. Биатлон с собакой
  9. Пешеходов приподнимут и подсветят
  10. Еще один «подарок» от областной администрации

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91