Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ

Томский правовой беспредел

Несмотря на грубейшие нарушения администрацией Томской области прав граждан и действующего федерального законодательства, прокуратура Томской области продолжает бездействовать!

В своих публикациях о нарушениях действующего законодательства при издании администрацией Томской области своих распоряжений мы уже писали в материалах: «Игры для взрослых» от 17.04.2020 г. № 16, «Законодательный нигилизм» от 22.05.2020 г. № 21, «Предатели» от 11.10.2019 г. № 41, «Предатели-2» от 24.07.2020 г. № 30, «Кто победит, коррупция или газета» от 14.08.2020 г. № 33.

Поскольку прокуратура и администрация Томской области продолжают отмалчиваться, закрывая глаза на нарушения законодательства и прав граждан, мы решили обратиться за пояснениями к депутату законодательной думы Томской области Евгению Баранову.

Что говорит законодатель областной думы

Как нам пояснил депутат областной думы Е. Баранов, «По итогам судебного разбирательства распоряжением губернатора Томской области от 11.12.2019 № 284-р «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Томской области на 2020–2023 годы», было признано утратившим силу распоряжение губернатора Томской области от 14.12.2018 № 325-р.

Действующее распоряжение ссылается и принято в соответствии с распоряжением правительства РФ от 15.11.2018 № 2490-р, которое является нормативным правовым актом более высокой юридической силы. Указанное постановление правительства РФ устанавливает изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по Томской области на второе полугодие 2020 г. в размере 2,5%, а также предельное отклонение по отдельным муниципальным образованиям в размере 2,5%. В то же время в изданном губернатором Томской области распоряжении рост тарифов во 2 полугодии 2020 г. составляет 7,2%, а на холодную воду — все 15%.

Кроме того, обращает на себя внимание форма изданного правового акта. Как известно, правовые акты подразделяются на нормативные и ненормативные (или индивидуальные). Нормативные правовые акты устанавливают права и обязанности для неопределенного круга лиц, а ненормативные — для конкретных, поименованных субъектов.

Распоряжение губернатора Томской области устанавливает рост платы за коммунальные услуги, который касается прав и обязанностей (а точнее, объема обязанностей граждан по уплате коммунальных услуг) для неопределенного круга лиц — всех жителей Томской области.

В главном законе субъекта РФ — Уставе Томской области, в 26 главе «Правовые акты губернатора Томской области, администрации Томской области, иных исполнительных органов государственной власти области, образующих структуру исполнительных органов государственной власти Томской области» в ч. 4 ст. 80 сказано: «Нормативные правовые акты принимаются в форме постановлений и приказов. Акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности конкретных лиц, издаются в форме распоряжений».

Таким образом, возникает вопрос, каким образом нормативный правовой акт, устанавливающий рост цен для всех жителей Томской области, попал в разряд распоряжений, «внутренних документов».

Аналогичная норма содержится и в ст. 5 Закона Томской области «О нормативных правовых актах Томской области». Почему администрация Томской области регулярно нарушает Устав Томской области и Закон Томской области «О нормативных правовых актах Томской области»? Почему прокуратура так же регулярно закрывает на это глаза?!

Почему нарушается федеральное законодательство?

Кроме того, на территории Томской области на данный момент действует распоряжение администрации Томской области от 18.03.2020 г. № 156-ра «О введении режима функционирования «повышенная готовность». То, что данное распоряжение ограничивает права граждан и возлагает дополнительные обязанности на неопределенный круг лиц, не вызывает никакого сомнения. В то же время другие субъекты РФ соблюдают правовые требования к формам издаваемых нормативных правовых актов, например, в Новосибирской области выходит постановление правительства Новосибирской области от 18 марта 2020 года № 72-п «О введении режима повышенной готовности на территории Новосибирской области».

Нормативные правовые акты, которые затрагивают права и свободы неопределенного круга лиц, в целях соответствия законодательству, направляются в Минюст для проведения правовой экспертизы.

В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» признание того или иного акта нормативным правовым актом зависит не от формы, а от его содержания. Так же, согласно этому постановлению, характеризующими нормативный правовой акт, признаками являются издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Указанные выше распоряжения названным признакам соответствуют, официально опубликованы.

— Поскольку я заинтересовался данной ситуацией, — продолжал Е. Баранов, — то обратился с запросом в Управление Минюста по Томской области. Начальник Управления Минюста М. Барнакова в своем ответе от 15.07.2020 г. указала, что в соответствии с пп. 12 п. 6 Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по субъекту (субъектам) РФ, Управление проводит правовую экспертизу нормативных правовых актов субъекта (субъектов) РФ на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам. Однако ст. 5 Закона Томской области «О нормативных правовых актах Томской области», перечисляющая их систему, говорит только о постановлениях губернатора Томской области и постановлениях администрации Томской области, не указывая распоряжения, что весьма логично, так как распоряжения должны быть индивидуальными, а не нормативными правовыми актами. Аналогичное правило содержится и в распоряжении губернатора Томской области от 30.08.2010 № 257-р «О направлении нормативных правовых актов в Министерство юстиции РФ и рассмотрении экспертных заключений». Таким образом, отвечает М. Барнакова: поскольку распоряжения по тарифам и ковиду в Минюст не поступали, мы их и не проверяли и в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов не включали.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ», «В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет: надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами».

Поэтому депутат Е. Баранов также обратился к прокурору Томской области. Заместитель областного прокурора И. Кошель в своем ответе от 03.07.2020 г. указал, что оба распоряжения, безусловно, являются нормативными. Но доводы обращения о нарушении формы принятия распоряжений губернатора Томской области от 11.12.2019 № 284-р и администрации Томской области от 18.03.2020 № 156-ра не свидетельствуют об их незаконности, так как ненадлежащая форма (вид) нормативного правового акта (наименование нормативного правового акта) сама по себе при отсутствии противоречий имеющему большую юридическую силу нормативному акту не может повлечь признание его недействующим (п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ). В этой связи «оснований для прокурорского вмешательства по доводам обращения не имеется». Таким образом, то, что указанные распоряжения администрации Томской области противоречат главному закону Томской области — Уставу Томской области, Закона Томской области «О нормативных правовых актах Томской области», и то, что они распространяют свое действие на неопределенный круг лиц, без всякой проверки Минюста прокуратура Томской области оставила без внимания.

— Получив пояснения от прокуратуры, — продолжает Е. Баранов, — мы пошли дальше, связались по телефону с сотрудниками Минюста и прокуратуры Томской области и задали им следующий вопрос. В соответствии с ч. 5 ст. 8 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: нормативные правовые акты субъекта РФ по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. Та же норма содержится и в ст. 5 Закона Томской области «О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Томской области». Тогда на каком основании запреты на выход из дома либо на осуществление определенной хозяйственной деятельности вводились в действие буквально на следующий день после его подписания, и людей штрафовали за их неисполнение? Где положенные 10 дней для вступления документа в силу?

Внятного ответа, кроме эпидемиологической целесообразности, мы получить не смогли. Но правовое государство не должно терпеть нарушения законности в угоду целесообразности! — отмечает депутат законодательной Думы Томской области Е. Баранов

Аналогичная ситуация и с распоряжением губернатора Томской области «О внесении изменений в распоряжение Губернатора Томской области от 14.12.2018 № 325-р» от 27.12.2018 г. № 339-р, на основании которого в 2018 г. были подняты тарифы на коммунальные услуги. Оно было официально опубликовано 28.12.2019 г., а согласно п. 3 самого распоряжения вступало в силу с 01.01.2019 г. Ну и где положенные 10 дней для вступления в силу?! И снова областная прокуратура закрывает глаза на нарушение федерального законодательства!

Просим считать эту критическую публикацию официальным обращением на имя Генерального прокурора РФ И. В. Краснова для проведения служебной проверки по факту бездействия прокуратуры Томской области по нарушению администрацией Томской области прав граждан и действующего федерального законодательства с рассмотрением вопроса о соответствии виновных должностных лиц прокуратуры Томской области своим должностным обязанностям.

Владимир Губа

Читайте также на сайте:

  1. Проверка для всех желающих
  2. Никто не хочет миллионы
  3. Счета за услуги
  4. В защиту русского языка
  5. Ячейки общества
  6. Авиапомощь
  7. Рыбный день
  8. Мое дело — землю пахать!
  9. Помощь соседей
  10. Ливневки «наоборот»

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91