Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ

Долгое лето в пробках!

Реконструкция трассы Томск — Асино — Первомайское затянется до 2023 года

Многие наши незадачливые граждане задаются вопросом: почему в нашей стране нет таких темпов строительства, как в Китае? Пример долгостроя из глубинки и мое понимание проблемы основаны на путешествиях прошлым летом из Первомайского района в Томск! Поездки, которые превратились в один сплошной кошмар, из-за так называемого «реверсивного движения». Три получасовых остановки на 90-километровой трассе способны свести с ума кого угодно!

Так почему же все так неуклюже?

Многие знают про высокие темпы строительства в Китае. Там логистика и технологии дошли до того, что небоскребы строят за рекордные три недели. Китайская компания BSB построила 57-этажный небоскреб за 19 дней. Как бы сказал наш президент, «Скучно, девочки»! Еще большими темпами строятся дороги в Китае. Китайские дорожники в год строят 26 тыс. км скоростных дорог. Эта страна давно уже на первом месте по длине автомагистралей. Про быстрое строительство заводов тоже говорить не приходится. Китай скоро Тибет на гравий разбирать начнут, чтобы освободить территории для новых строек. Но это так, шутка…

Простая и упрямая статистика. Скорость строительства дорог в Китае: 750 м полотна в час. А в России — 150 м/час. В Китае 1 км четырехполосной дороги обходится в 2,9 млн долларов. В России его строительство обойдется в 12,9 млн долларов.

И стоимость строительства, и скорость там объясняется не только дешевизной рабочей силы и ее наличием в избытке. Строительство — это и технологии, и логистика, и оптимизация стоимости (отсутствие серых схем). Все знают из новостей, что делают в Китае с казнокрадами.

По темпам строительных работ с Китаем может сравниться только Москва. В столице идет золотой дождь на дорожное полотно, по сравнению с регионами страны.

О дорогах и примерах

Поговорим про дорожные объекты. Как у нас организовано строительство с финансированием из бюджета?

  1. Тендер на составление проекта.
  2. Тендер на строительство (часто поэтапное, т. е. несколько торгов). Подготовка документации может занимать до года, сам тендер — фактически более месяца. А если кто-то из участников торгов подал на кого-то в антимонопольный комитет (ФАС), то работы могут отложиться еще на 3-6 месяцев.

Приведу пример одного такого объекта в Красноярске. Там происходит то же самое, что и в Томске. Пока строится развязка, здесь часты пробки.

Проект существует с 2016 г. В 2020 г. через госторги подрядчик за 420 млн рублей начал делать развязку через оживленную трассу: перенесли теплотрассу, отсыпали подъезд, начали возводить опоры и ливневую канализацию (выполнили первый этап проекта). Но в мае 2021 г. желающих забрать следующий этап на торгах за 203 млн не нашлось. В недостроенном состоянии это находится весь 2021 г.

Оно и понятно — был значительный рост цен на арматуру и другие стройматериалы. Смета устарела. Конкурс повторили, но кто-то подал на Министерство строительства в ФАС и процесс затянулся. Все превратилось в долгострой.

Деньги есть, сноровки нет!

Не всегда причина долгостроев — отсутствие денег в бюджете (хотя это тоже проблема). Каждый год в федеральном бюджете оставался 1 трл рублей неосвоенных средств. Раньше их отдавали в банковский сектор. И сверхприбыль от нефтяных доходов идет в ФНБ, откуда правительству запрещено брать средства на проекты. Лучше бы пустили на строительство дорог. Но таковы правила либеральной экономики. Если бы нефтедоллары шли не в кубышку, а на реализацию проектов, то каждый крупный город страны был бы иным.

Мне представляется, что федеральный закон о госзакупках (44 ФЗ) нужно реформировать. Например, привлекать для выполнения строительства сразу 2-3 или более компании и распределять между ними обязанности на объекте (без генподрядов). Тогда и мелкие компании смогут пригодиться.

Строить в сжатые сроки, совместно за 2-3 месяца, а не растягивать стройку на 1-2 года. Сам принцип, где компания для другой компании — конкурент, враг и недоброжелатель — порочна. Раздробленность — это всегда слабость.

Может, нужно перенять китайский опыт или основываться на здравый смысл, а не на свободный рынок.

Выполнению работ подобных строек мешает инфляция, которая в этом году остановила все стройки, где есть металл и пиломатериал. Регулировать эти цены должно правительство. Но оно ссылается на рыночную экономику, биржи, вводя лишь незначительные экспортные пошлины. Цены на OSB, арматуру начали снижаться. Но все знают, что снижать цены у нас торговые компании не любят. Это должны все продажи встать, чтобы там начали двигаться в сторону понижения цены. Как остановить инфляцию без регулирования рынка постановлениями правительства? Думаю, никак.

Борис Асов

Читайте также на сайте:

  1. Не детское «удовольствие»
  2. Заработная плата рабов…
  3. «Фантазер» — ты меня называла…
  4. По колено в весне
  5. Обещанного не один год ждут!
  6. Просто мистика какая-то…
  7. Варвары
  8. Вранье как образ жизни!
  9. Как нас «любит» «Почта России»
  10. А Васька слушает, да ест

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91