Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ

Императорский маршрут

Сибирский путь старца Федора Кузьмича. Продолжение, начало в «Томской НЕДЕЛЕ»» № 15 от 12.04.2019 г.

Томск город с богатой историей, большим, глубоким наследием, красивейшей архитектурой, и чтобы понять его, необходимо изучение не поверхностных материалов, а исторических документов. Погружаясь в краеведение, историю, понимаешь, что Томск возник не стихийно, стал таким, каков он есть, не на пустом месте. Томск знаковый город не только в сибирском регионе, но и с точки зрения всероссийского масштаба.

Начиная глубоко изучать историю Томска, краеведы, архитекторы-реставраторы, художники, иконописцы и т.д. непременно сталкиваются с упоминанием старца Федора Кузьмича. И здесь начинается самое интересное. Кому-то нужны доказательства, кому-то нет, но многое указывает на то, что старец Федор Кузьмич и Александр I Благословенный, император Российской империи, внук Екатерины Великой, одно лицо. Мы не пытаемся оспорить чужую точку зрения, но лишь призываем углубиться самим в изучение этого интереснейшего исторического материала. О личности Александра I старца Федора Кузьмича, о его влиянии на судьбу России, и о том, какой след он оставил на сибирской земле, мы продолжили разговор с Лисовской Натальей Александровной, членом Томского отделения Союза архитекторов России, экспертом томского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, членом Совета Томского областного отделения Русского географического общества, руководителем научно-проектного направления.

Император Александр I с супругой Елизаветой Алексеевной

Сибирский путь старца Федора Кузьмича

Старец Федор Кузьмич появляется в Сибири в период расцвета «золотой лихорадки», кстати, в этот же период в Томске появляется первая духовная семинария. Надо заметить, что и обретение мощей старца произошло в момент окончательного развала СССР, когда страна понеслась в сторону капиталистической системы, т.е. старец появлялся именно в те моменты, когда особенно была нужна духовная сила и поддержка.

Возвращаясь к событиям 1812 г., началу войны с Францией, Александр писал, что чувствует на себе родовые грехи, грехи всего правящего класса. Не секрет, что многие представители аристократии не знали родного языка, говоря на французском и немецком, т.е. абсолютно пренебрегали собственной культурой, традициями, приветствуя всяческое подражание европейским просветителям. Это привело к тому, что Россия оказалась в величайшей опасности, на краю бездны, как часто у нас это бывает.

По словам современников, общавшихся с Наполеоном, император Франции был бесстрашен в бою, вид крови возбуждал его, но, видя отступление противника, Наполеон терялся, впадал в замешательство и не знал, как действовать дальше. Об этом, кстати, говорил наполеоновский маршал, ставший впоследствии королем Швеции, Карл XIV Юхан (Жан Батист Бернадот). Но, конечно, русские войска первоначально отступали не по этой причине.

Виже-Лебрен. Портрет великой княгини Елизаветы Алексеевны. 1798 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

«Царский маршрут»

В первой трети XIX в. территория Томской губернии включала в себя территории современных Алтайского края, Кемеровской, Новосибирской и Томской областей РФ, Усть-Каменогорской и Семипалатинской областей Казахстана, западных земель Красноярского края и восточных – Омской области.

В Томске старец провел последние шесть лет своей жизни, а до этого двадцать один год проживал то в Зерцалах, то в соседних селениях: станице Белоярской, селе Краснореченском, в деревне Коробейниково (ныне Красноярский край).

Поэтому, чтобы составить точный маршрут старца, необходимо было изучать не только томские архивы, но и красноярские, чем я долгое время занималась.

«Царский маршрут» был моим первым проектом в Томском отделении Российского географического общества. С инициативой составить маршрут старца мы обратились в красноярскую администрацию. Надо сказать, красноярцы в некотором роде ревнуют старца к Томску. Что не удивительно: на их земле он прожил двадцать один год, а считается при этом Федором Томским. Но томский он не случайно: самыми важными днями в жизни считаются последние, и, как говорится, где почил, то имя и взял. А в утешение красноярцам хочется сказать, что все-таки не стоит забывать о былых масштабах Томской губернии.

Красноярская администрация и департамент по связям с общественностью откликнулись очень быстро, мы начали сотрудничество, подключился также Сибирский филиал Фонда Андрея Первозванного. Благодаря финансированию Фонда мы смогли пригласить специалистов, занимающихся изучением эпохи царствования Александра I.

Всего приглашенных гостей было пятнадцать человек. Например, среди них был Жозеф Седрати, доктор филологических наук. Приехав в Томск, он так проникся темой старца Федора Кузьмича, что принял православие и даже женился на томичке. Позже у них родился сын, которого супруги назвали Федором в честь святого старца. Садрати привез с собой исследовательский фильм «Тайна царя», который на данный момент переведен на русский язык. Фильм снят французами на основе их исторических источников, а речь в нем идет о том, что есть очень весомые основания полагать, что император Александр I и старец Федор Кузьмич один человек.

На форуме, организованном нами, присутствовала также Цеханская Кира Владимировна – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, г. Москва. Кира Владимировна глубоко изучала жизнь супруги Александра I – Елизаветы Алексеевны, защищала диссертацию на эту тему.

Официальная смерть императрицы

По официальной версии, в 1825 г. после смерти Александра I 19 ноября (2 декабря) в Таганроге, императрица задержалась в городе еще на четыре месяца, после чего, наконец, решила вернуться в Петербург. В то время императрица уже была тяжело больна, о чем постоянно сообщалось в Петербург. Елизавета Алексеевна страдала сердечной недостаточностью, что выражалось в постоянных болях и одышке. Беспокоясь о самочувствии невестки, Николай I дал право медикам определить наиболее благоприятное время возвращения императрицы в Петербург. Решено было дождаться хорошей погоды. Отъезд был назначен на последние дни апреля, когда уже установится сухая теплая погода и высохнет дорога. Навстречу невестке выехала вдовствующая императрица Мария Федоровна.

Учитывая плохое самочувствие императрицы, экипаж двигался медленно. 3 мая 1826 г. в 8 часов вечера было решено остановиться на ночлег в Белеве, городе, отстоящем от Калуги в 90 верстах. Императрица остановилась у купца Дорофеева. Для нее была установлена походная кровать. Этой же ночью 4 (17 мая) 1826 г. императрица Елизавета Алексеевна скончалась. Спустя несколько часов в город прибыла Мария Федоровна.

Тело умершей императрицы везли через Торжок, Вышний Волочек и Чудово. Траурный поезд следовал прямо к Чесменскому дворцу в Петербурге, куда прибыл 13 мая. На погребение царицы была выделена довольно скромная сумма – 100 тыс. рублей, вероятно, по причинам того, что при ее погребении частично использовались материалы, оставшиеся после похорон Александра I.

14 июня 1826 г. траурный кортеж начал шествие от Чесменского дворца к Петропавловскому собору. Тело императрицы было установлено в соборе для всенародного прощания, которое состоялось 22 июня. Могила императрицы находится в Петропавловском соборе, рядом с могилой Александра I.

Но есть мнение, что императрица не скончалась, а ушла в монастырь, где провела последние годы своей жизни.

Криптографическая записка Веры Молчальницы с монограммами

Вера Молчальница

Вера Молчальница объявилась в 1834 г. в Тихвине под видом странницы. О прошлом своем никому никогда не рассказывала, однако вызывала уважение своей набожностью. Три года она прожила у помещицы Харламовой, а затем отправилась в Винницкий погост, ухаживать за парализованной женщиной. Оттуда она направилась в сторону Валдая и остановилась у крестьянина Прокопия Трофимова. Жила в отдельной избушке и обучала грамоте местных детей.

За отсутствие паспорта Вера Молчальница была арестована и по этапу отправлена в Валдайскую тюрьму, где на вопросы следователя отвечала: «Если судить по небесному, то я – прах земли, а если по земному, то я – выше тебя». После этого Вера Молчальница до самой своей смерти (23 года) уже ничего не говорила, лишь иногда отвечая на вопросы записками.

После полутора лет заключения в Новгородской тюрьме Веру Молчальницу отправили в Колмовский дом умалишенных, в котором она провела еще полтора года. Оттуда Веру забрала Анна Орлова, бывшая камер-фрейлина двора Александра I. Вера поселилась в Сырков монастырь. До самой кончины Вера молчальница вела уединенный, отшельнический образ жизни. Духовником Веры Молчальницы был священник Иоанн Лебедев, исповедовалась Вера путем записок, которые священник сжигал после прочтения.

По свидетельству очевидцев в первый год пребывания в монастыре Вера заболела и произнесла в бреду: «…вы думаете, меня зовут Верой? Нет, я не Вера, а Лиза», «Я прах, земля; но родители мои были так богаты, что я горстью выносила золото для раздачи бедным; крещена я на Белых Берегах».

В пользу высокого происхождения Веры Молчальницы говорили ее грамотность, знание живописи и иностранных языков. Исследователи также утверждают, что Вера имела иностранное происхождение (немецкое).

В 1848 г. Веру Молчальницу навестил Император Николай I. Несколько часов император общался с монахиней, на слова Николая I Вера отвечала письменно. Прощаясь с ней, император поцеловал ее руку, а записи сжег.

6 мая 1861 г., исповедавшись и причастившись, Вера Молчальница умерла, так и не открыв тайну своего имени и происхождения. Погребена была Вера на месте, которое указала незадолго до смерти, рядом с могилой игуменьи Александры Шубиной, которая в мае 1793 г. при переходе Елизаветы в Православие стала ее крестной матерью. Через три дня после смерти был выполнен портрет Веры на смертном одре, копии которого разослали многочисленным людям.

Вещей от Веры Молчальницы осталось крайне мало: позолоченный крестик, прядь белокурых волос, зашифрованные записки, выписи из Евангелий и житий святых, монограммы «АП», «ЕА», которые некоторые исследователи считают монограммами императора Александра Павловича и императрицы Елизаветы Алексеевны.

Было множество споров о происхождении Веры Молчальницы, но, скорее всего, эта тайна никогда не будет раскрыта. Кладбище, где была захоронена Вера, до наших дней не сохранилась, в советское время его разрушили и проложили через него дорогу. Позже были восстановлены кенотаф и памятная плита с сохранением исходной надписи.

Вера Молчальница

Причины скрытия правды

Причины скрытия правды от народа на каждом историческом этапе были свои. В период правления династии Романовых правду скрывали от того, что это было смертельно опасно для династии. Император получает власть путем помазания на царство, дает клятву на Библии, и освободить от этой клятвы императора может только смерть. А в случае отречения от престола, вся последующая власть считается нелегитимной. Поэтому Романовы так стремились уничтожить все «улики», указывающие на то, что Александр I и старец Федор Кузьмич – одно лицо.

В период советской власти большевикам нужно было доказать, что они не устраивали переворота, а всего лишь свергли незаконную власть, но, не найдя прямых доказательств того, что старец может быть причастен к роду Романовых, сначала «спустили все на тормозах». Но по большому счету, старец так же был бы неудобен новой власти: согласно идеологии большевиков, цари – это тираны и кровопийцы, а получается, что царь отказался от престола, ушел в народ…

Ирина Лугачева

Читайте также на сайте:

  1. Лед и пламя
  2. Ефим Шифрин: «Хочу видеть, как подрастают внуки!»
  3. Повернется ли власть лицом к творческим союзам?
  4. Тысяча и одно кимоно
  5. Художник в современном интерьере
  6. Сибирский поэт
  7. Культурный юбилей
  8. Лев Лещенко: «Я большой жизнелюб!»
  9. Андрей Соколов: «Жить нужно здесь и сейчас!»
  10. Акция «Семейный билет»

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91