Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ

Куда ставить-то?

Или перемещения томского кампуса в пространстве и времени

Многие из нас помнят прекрасный советский фильм «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен» режиссера Элема Климова, снятый в жанре сатирической комедии. И хотя сатира в наше время жанр экзотический, но все же иногда сама жизнь вписывает в него свои реалии. А некоторые герои старых сатирических фильмов и их крылатые фразы идеально соответствуют дню сегодняшнему. Вот, к примеру, комедийная история о том, как в когда-то умном городе восемь лет не могут найти место для студенческого кампуса.

Ты помнишь, как все начиналось?

В нашей газете в публикации «Фантазер — ты меня называла» от 12.02.2021 г. № 7 мы уже писали, что первая попытка приземлить свою гениальную мысль о строительства кампуса на бренную, скучную томскую землю была предпринята еще в 2013 г. Тогда, будучи наблюдательным человеком, губернатор Томской области Сергей Жвачкин увидел, что р. Томь осенью мелеет, и урез воды уходит в реку местами на добрую сотню метров. Этот подарок природы в виде подаренной (на время, правда, до весны) рекой земли за четырехсотлетнюю историю города никто не догадался по-хозяйски использовать. Идея губернатора была проста — раз осенью река мелеет, значит, можно построить новую ограждающую дамбу от коммунального моста до устья р. Ушайки, сдвинув ее расположение на сотню метров в русло Томи от существующей дамбы. Гениальная и простая идея давала около 40 гектаров под застройку. И началось…

Уже на стадии идеи она стала «надчеловеческим проектом» «Томские набережные», который определит вектор развития города на многие годы вперед. Нанятые за бюджетные деньги проектировщики на этих сорока гектарах проявляли чудеса фантазий, плотно загружая каждый квадратный метр. Сам студенческий кампус, зоны коммерческой застройки, места отдыха, объекты общепита, очистные сооружения для ливневки. Да, что там! Рисовать так рисовать! Трамвай заходит от пл. Батенькова через территорию ТЭЦ-1, идет вдоль всего «мегапроекта», пересекает коммунальный мост, территорию станции «Водоканала», лихо взбирается по оползнеопасным склонам Лагерного сада и далее идет в аэропорт. Как громогласно оглашалось, проект постройки кампуса на этой самой набережной на правом берегу Томи даже был внесен в распоряжение правительства РФ по концепции инновационного территориального центра «ИНО Томск».

На подготовительные работы, изыскания, материалы обоснования были потрачены десятки миллионов бюджетных рублей. Налицо же получили закономерный результат: идея была абсолютно бредовой, и набор макулатуры и красивых картинок получил отрицательное заключение государственной экспертизы. Куда, за что, кому заплачены бюджетные деньги? Каков результат??

Ты помнишь, как все продолжалось?

Но не долго наш город прожил без постройки кампуса. Уже в июне 2019 г. губернатор С. Жвачкин озвучил новый вариант его размещения: «Я посоветовался с нашими архитекторами и строителями, ректорами, студентами. Все вместе мы решили, что лучшего места для нового студенческого кампуса, чем на левом берегу Томи, не найти… На левобережье есть размах и нет ограничений для творчества проектировщиков и будущих жителей. И мы соединим два берега вантовым пешеходным мостом…». Сразу скажем, что с отсутствием ограничений он очень ошибся. Прямо очень-очень.

И опять, с новой силой, забыв про набитую шишку при «реализации мегапроекта» «Томские набережные» на правом берегу Томи, Сергей Анатольевич с подвижниками фонтанируют новыми идеями. Пешеходный мост, канатная дорога от Лагерного сада, доставка товаров квадрокоптерами. Ну и, конечно, современные учебные корпуса и общежития, спортивные объекты, общественные пространства для образования и творчества, техно- и природные парки. А на разработку архитектурно-планировочной концепции будущего кампуса будет объявлен международный конкурс. Короче, даже ранее благословленные губернатором воздушные замки кампуса на правом берегу теперь бы имели вид жалких лачуг.

«Я официально объявляю международный конкурс на лучшую архитектурно-градостроительную концепцию студенческого кампуса» — очень официально объявил Сергей Анатольевич 13 июня 2019 г. на открытии Архитектурного форума.

В октябре 2019 г. в Совете Федерации РФ Сергей Жвачкин заверяет: «Международный конкурс мы уже объявили, выделили земельный участок. Но для развития инфраструктуры требуется стабильное финансирование из федерального бюджета. Я прошу верхнюю палату парламента поддержать этот проект, который позволит нам встать в один ряд с мировыми университетскими центрами Европы».

Ты помнишь, как все получалось?

В радостном предвкушении масштабного строительства сайт департамента архитектуры и строительства Томской области 19 августа 2021 г. нас осчастливил тем, что «Проект томского кампуса вошел в число лучших в России и готов к реализации». Ни много ни мало. Далее приводятся торжественные слова премьер-министра страны Михаила Мишустина по этому случаю. Потом вице-премьер Дмитрий Чернышенко объявил, что томский кампус уже обеспечен финансированием. Затем добавил, что бюджетный федеральный грант будет составлять до 60% от стоимости проектов, и главы субъектов, где будут строить кампусы, сейчас должны обеспечить привлечение частных инвестиций. (Забегая вперед, отмечу, что сбор денег на строительство объекта, который не имеет разрешительных документов, обычно называют мошенничеством).

Совсем недавно, месяц назад, 16 ноября 2021 г., на пресс-конференции в ТАСС губернатор Томской области С. Жвачкин поблагодарил депутатов, которые согласовали выделение 600 млн рублей на реализацию проекта «Большой университет». 117 млн из этой суммы направлено на приобретение земельного участка — соответствующий аукцион объявлен.

«…то, что в прошлом году депутаты проголосовали за выделение средств на основу большого университета — это замечательно. Действительно, в бюджете 600 млн, но это деньги на большой университет. В том числе на покупку земли. Но еще нужны деньги на разработку проектного задания, нужны еще проектно-изыскательские работы и так далее», — отметил С. Жвачкин.

То есть областной департамент архитектуры и строительства в августе пишет, что проект кампуса готов к реализации, а в ноябре С. Жвачкин говорит, что проектного задания нет! Браво!!!

Далее он добавляет: «Все забывают, когда нам 18 млрд правительство подписало, там же целеуказание есть: в 2023 году (это как?! — прим. автора) мы должны построить часть кампуса на 10 тысяч студентов. Меня больше волнует это. Вопрос, когда это все успеть».

Отвечая на вопрос о канатной дороге, губернатор отметил, что этот объект инфраструктуры был одобрен правительством РФ и точно будет возведен.

«Я считаю, что после канатной дороги мы построим вантовый мост для автобусов-беспилотников», — рассказал С. Жвачкин.

Отмечу, что последнее обещание особо цинично на фоне уничтоженного «Томскавтотранса», загибающегося трамвайно-троллейбусного управления и «донашивания» списанных московских трамваев и троллейбусов.

Ты помнишь, как все обломалось?

Казалось бы, еще месяц назад ничего не мешало этому зачатому в тиши чиновничьих кабинетов прогрессивному рывку в прекрасное будущее нашего ветшающего города. Но первую пробоину «ниже ватерлинии» в многопалубное нагромождение чиновничьих иллюзий незаметно пробил еще в феврале 2021 г. заместитель губернатора по строительству и инфраструктуре Евгений Паршуто, скромно заявив в СМИ, что власти отменили международный конкурс на разработку архитектурно-планировочной концепции будущего студенческого кампуса на левом берегу Томи в Томске из-за дефицита средств, вместо этого будет заказан мастер-план территории, который дополнят профильные областные департаменты. Так что, привет Совету Федерации и архитектурному форуму от официально объявленного еще 13 июня 2019 г. губернатором С. Жвачкиным международного конкурса.

Хотя, как оказалось, и земельного участка для этого проекта тоже нет. 8 декабря от региональных и федеральных средств массовой информации пришло известие, что губернатор С. Жвачкин решил отменить объявленный конкурс на приобретение земельного участка. Изначально, и это было открыто озвучено, это был участок ООО ГК «Карьероуправление» у оз. Боярское. Формальный аукцион был объявлен не по привычной схеме — есть участок, торгуемся деньгами, а наоборот. У администрации области есть 117 млн, есть условия (правда, заведомо невыполнимые, типа, пешеходной доступности), и желающие предлагают участки. Предварительно, видимо, желающая предложить участок за заложенные в бюджет на эти цели 600 млн рублей владелица участка не пожелала отдавать его за сумму, в пять раз меньшую. И, не посмотрев на очевидную ярость С. Жвачкина, не заявилась на аукцион. А ведь о выделении земельного участка под проект и проведение международного конкурса на разработку архитектурно-планировочной концепции было заявлено где только можно. Еще летом областной департамент архитектуры и строительства заверял, что проект лучший в стране и готов к реализации… Получается, лгали? На что премьер-министр РФ М. Мишустин выделил 18 млрд рублей? На цветной и мигающий картонный макет?

Что показывали вместо проекта, готового к реализации?

Вообще классически проектно-сметная документация на строительство объекта формируется в три последовательных этапа.

Первый — проектирование эскиза. На нем архитектор разрабатывает внешний вид, компановку объектов, дизайн интерьеров. Готовый эскиз позволяет увидеть, каким будет будущий объект. Как можно было убедиться, данный этап был успешно преодолен, и было создано даже трехмерное изображение, которое успешно презентуется на всевозможных презентациях.

А вот второй этап — техническое проектирование. Он уже непосредственно связан с земельным участком для строительства. Перед самим проектированием проводятся инженерные изыскания. Специалисты изучают условия площадки для строительства (геологические, гидрологические и погодные условия, близлежащие водоемы и их возможное негативное воздействие, уровень залегания грунтовых вод и другие). На основе полученных данных принимается решение о возможности возведения объекта на конкретном участке.

Третий этап. В случае положительного решения по результатам изысканий, производится разработка рабочих документов, в основу которых входят подробные чертежи объекта, перечень материалов и оборудования, с приложением характеристик и актуальной рыночной стоимости.

И затем идет проведение экспертиз, в том числе государственной строительной экспертизы и госэкспертизы проектно-сметной документации. После всего этого — получение разрешения на строительство объекта. И тогда можно высчитать сумму обещанного федерального гранта в 60% от стоимости объекта. С какого потолка при галопирующем росте цен на стройматериалы и даже официальной инфляции можно было взять окончательную стоимость объекта, остается тайной С. Жвачкина.

Так что, исходя из изложенных выше этапов, чиновники имели (или сейчас имеют) в наличии? Максимум — красивый эскизный проект, поскольку уже на втором этапе идет привязка к конкретному земельному участку.

Куда пойти, куда податься…

Отменив торги, губернатор С. Жвачкин заявил, что кампус будет размещен на левобережье Томи, но на муниципальных землях г. Томска. Но это либо практически застроенные Тимирязево и Дзержинка, либо земли первой надпойменной террасы р. Томи. Они практически все в декабре 2020 г. внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), как земли потенциального затопления. Без инженерной защиты застройка таких зон запрещена, а инженерная защита обойдется очень дорого, да еще и будет потенциальной угрозой при опасных весенних паводках для самого города, что мы видели в 2010 и 2015 годах.

Не исключаю, что С. Жвачкин, как человек увлекающийся, и уже по маковку увязший в этом кампусе, может, конечно, дать поручение бесхребетным подчиненным убрать эти зоны из ЕГРН. Но, напомню, что эти работы проводятся по поручению президента РФ Владимира Путина после трагедии в Крымске. А затем были события в Иркутской области и городах Приамурья… Поэтому, может, надо подумать, наступать ли на грабли в третий раз?

Вместо постскриптума

«…У меня просьба к думающей аудитории — вникните и помогайте…», — сказал губернатор.

А. Антонов

9 июля 2021 г. заместитель губернатора Андрей Антонов заявил, что канатная дорога полностью обеспечит доставку студентов до томского кампуса. Он уточнил, что ее пропускная способность 3 тысячи человек в час. Цитата: «12 человек в кабине могут переезжать за 6 минут. То есть понятно, что не все одновременно выезжать будут, и пропускная способность будет обеспечена».

Понятно, что все десять или двадцать тысяч населения кампуса одновременно не смогут уехать в 12-местной кабине. Однако сколько же времени потребуется?

Решаем простейшую математическую задачу:

Вариант 1

Дано: Население кампуса 10000 чел.

Пропускная способность канатной дороги 3 тыс. человек в час

Решение: 10000:3000=3 ч. 20 мин.

 

Вариант 2

Дано: Население кампуса 20000 чел.

Пропускная способность канатной дороги 3 тыс. человек в час

Решение: 20000:3000=6 ч. 40 мин.

 

О времени начала занятий в ВУЗах не забыли? Это уровень планирования? Чем вам можно помочь? Или помочь уже нечем?

Сергей Трапезников

Читайте также на сайте:

  1. Противостояние
  2. Прокурорская «крыша» — 4
  3. Кто создает транспортный коллапс?
  4. Дармоеды, или «Область беззакония — 9»
  5. Область беззакония — 6
  6. Прокурорская «крыша» — 9
  7. Дороги — это качество нашей жизни
  8. Томский «прорыв» в мусорной реформе
  9. Судебный беспредел — 2
  10. Ржунимагу!

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91