Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Читайте на сайте:
ticket title
Они сражались за Родину!    ◈
Школа как ориентир воспитания интеллекта, нравственности и патриотизма    ◈
Песни Великой Отечественной войны    ◈
«И наших дней торжественную правду он назовет последнею войной…»    ◈
Размышления на тему тарифов ЖКХ в Томске. Часть 3    ◈
Желающих поживиться за счет народа остановят только левый поворот и реализация программы КПРФ    ◈
С 1 мая, дорогие читатели!    ◈
Область беззакония — 6    ◈
Дачный сезон: новые штрафы и льготы    ◈
Новые времена — новые подходы    ◈
Размышления на тему тарифов ЖКХ в Томске. Часть 2    ◈
Ждем пожара!    ◈
Размышления на тему тарифов ЖКХ в Томске. Часть 1    ◈
Открытое обращение    ◈
Место в жизни — как его находят?    ◈
Вербное воскресенье    ◈
Дума Томска. Бюджет 2021 года    ◈
Новое веяние — новая опасность    ◈
Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!    ◈

Новое веяние — новая опасность

Из-за растущей популярности гироскутеров, электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности могут пострадать пешеходы

Бум сервисов, предоставляющих в краткосрочную аренду велосипеды, уже не первый год приводит к появлению на самых оживленных улицах городов целой армии стихийных велосипедистов. Однако сегодня на подходе новая волна: на смену снующим повсюду велосипедистам приходят еще менее организованные обладатели электросамокатов. Первые теплые апрельские деньки успели показать, что пользователей средств индивидуальной мобильности (СИМ) в нашем городе стало значительно больше.

Пешеходам не остается ничего другого, как лавировать между этими прогрессивными средствами передвижения.

Когда с месяц назад подруга из Питера прислала мне фото проката электросамокатов прямо на улице, я подумала: ну, понятно, Питер — это же почти Европа. Но буквально на прошлой неделе такие прокатные пункты томичи увидели и в нашем городе.

Нынешней весной в Томске появились первые самостоятельные прокаты электросамокатов

Альтернативные, удобные и экологичные

Средствами индивидуальной мобильности называют устройства с одним или несколькими колесами/роликами, используемые для перемещений человека с применением электромотора и/или собственной мускульной силы. К категории СИМ относятся: скейтборды и самокаты — без электропривода и электрические; ролики; моноколеса; гироборды; мини-сигвеи; другие устройства, подходящие под формулировку СИМ, кроме велосипедов и инвалидных колясок.

Детям до 7 лет разрешается кататься только в зонах для пешеходов

Сегодня мы хотим остановиться именно на электросамокатах. Проще всего описать эти устройства как самокаты, которые едут сами по себе благодаря электромотору и батарее.

Современные электросамокаты могут развивать скорость примерно до 30 км/ч, а одного заряда батареи хватает в среднем на 30–50 км. Управлять ими просто: поворачиваешь одну из ручек — самокат разгоняется, нажимаешь на рычаг тормоза — устройство замедляется.

Самокаты, которые едут сами по себе, впервые создали в США еще в 1915 г. Правда, они работали на бензине. Первые электрические самокаты начали появляться в начале 2000 гг.

 

С середины 2010-х этот вид транспорта начал набирать популярность благодаря удобным, быстрым и легким моделям. В конце 2017 г. в США открылись первые сервисы проката электросамокатов, а спустя полгода подобные компании появились и в России. Об электросамокатах начали говорить как о транспорте будущего и видеть в нем большие перспективы. Главные плюсы этих решений — относительная дешевизна и удобство. Чтобы отправиться в поездку, нужно лишь скачать приложение, зарегистрироваться и найти ближайший самокат или станцию по их выдаче.

На первый взгляд, электросамокат кажется почти идеальным городским транспортом. Он легкий, быстрый, удобный, дешевый, не загрязняет окружающую среду, почти не требует обслуживания и не занимает много места. Но сможет ли он заменить автомобиль для недалеких поездок или хоть как-то повлиять на облик города в ближайшей перспективе? Специалисты говорят, что вряд ли, и вот почему. Во-первых, в большей части страны (в том числе в Томске) пользоваться самокатами можно только на протяжении 4–6 месяцев в году. Во-вторых, мало в каких городах есть велодорожки, а ездить на самокатах по дорогам или тротуарам невероятно опасно. Будет ли подстраиваться инфраструктура под пользователей электросамокатов и как быстро — большой вопрос.

Свобода или вседозволенность?

Сами по себе устройства опасности не представляют, разве что изредка ломаются прямо во время езды, но это редкость. К тому же, даже если мотор сломался, самокат не превращается в бесполезную кучу железа — на нем можно продолжить движение, просто отталкиваясь ногой.

Однако то, что на улицах российских городов все больше лихачей на электросамокатах, — неприятный, но факт. По закону водительские права им не нужны. При этом скорость они развивают немалую. Так, водители автомобилей жалуются, что от неожиданного возникновения на проезжей части «самокатчиков» могут совершить ошибку. Бывают и совсем неожиданные курьезы. Прошлым летом поздно вечером мой знакомый на автомобиле ехал по ул. Учебной и, согласно правилам дорожного движения, приостановился перед поворотом на Московский тракт. Буквально через пару секунд он услышал грохот и почувствовал удар по автомобилю сзади. В зеркала заднего вида никакого автомобиля мой знакомый не заметил. Каково же было его удивление, когда, выйдя из машины, он обнаружил «самокатчика», поднимающего с асфальта свой заглохший электросамокат. Оказывается, любитель эко-транспорта выехал на проезжую часть и не справился с управлением. Сам водитель электротранспорта при столкновении с автомобилем не пострадал; ущерб, нанесенный автомобилю, тоже оказался минимальным, так что история закончилась без серьезных потрясений. Тем не менее хочется заметить, что для автоинспекции скоростные экстремалы все равно пешеходы, просто очень быстрые. Ведь все лица, использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные устройства, к которым можно отнести и электросамокаты, приравниваются к пешеходам. При этом сами пешеходы порой едва успевают уворачиваться, вжимаются в стены, а лихачи на двух колесах ставят все новые рекорды скорости, рискуя не только своей жизнью, но и чужими.

Пешеход всегда прав!

В Германии экстремалы на самокатах еще два года назад так достали пешеходов, что те временно пролоббировали полный запрет на такой вид транспорта. Правда, в 2019 г. снова разрешили, но уже с ограничителем скорости и только на велосипедных дорожках.

«По тротуару ездить опасно: электросамокаты в три раза быстрее пешеходов. В США и Испании, где на них разрешено кататься в пешеходных местах, уже были случаи с летальным исходом», — говорит представитель ассоциации пешеходов Германии Роланд Штимпель.

Владельцы прокатного бизнеса уверяют, что напоминают пользователям основы ПДД. Но в этом году число прокатных самокатов в целом в России и в Томске в частности явно увеличится, и проследить за всеми водителями будет просто невозможно. Хоть предприниматели и заявляют, что их самокаты безопасны для пешеходов (во-первых, мол, разгоняются они только до 30 км в час, во-вторых, остановить их можно даже просто опустив ногу на асфальт, и в третьих, рычаг газа — даже если вы нажмете его случайно, самокат не поедет, сначала нужно оттолкнуться ногой), тем не менее в прошлом году в Петербурге завершился первый суд по делу о наезде электросамоката на пешехода. Молодой человек ехал по встречке и снес девушку. Она получила открытую черепно-мозговую травму.

Новые правила

До недавно времени электротранспорт регулировался минимально. Сегодня права райдера (водителя СИМ) и рекомендации по использованию средства индивидуальной мобильности зависят от возраста ездока, доступных зон передвижения и особенностей устройства. Так, владельцам СИМ старше 14 лет рекомендуется ездить по велопешеходным или велодорожкам, велосипедным полосам или проезжей части велозон. Если их нет — по тротуарам или пешеходным дорожкам. Если их нет — по обочине. В крайнем случае, для электросамокатов с электромотором допускается езда по правой кромке проезжей части дорог с допустимым велодвижением и действующим ограничением 60 км/ч. Для 7–14-летних райдеров возможности использования СИМ ограничены тротуарами, пешеходными, велопешеходными и велодорожками. Детям до 7 лет разрешается кататься только в зонах для пешеходов.

Перечисленные нововведения направлены на выведение современных средств передвижения из «серой» зоны ПДД и создание четких правил для их использования с целью обеспечения безопасности всех участников движения. Но некоторые вопросы по-прежнему остаются открытыми. В частности, в проекте нет предложений по сегментированию персонального электротранспорта в зависимости от мощности и размеров.

Несомненно, электросамокаты — удобные и экологически чистые средства передвижения. А те, кто путает свободу с вседозволенностью, мешают не только пешеходам, но и другим владельцам электротранспорта. Пока же законодатели еще только обсуждают возможность ограничить его использование хотя бы на тротуарах, электросамокаты с каждым сезоном становятся все быстрее…

Дарья Егорова

Читайте также на сайте:

  1. Станет ли “Доступная среда” в Северске — доступнее?
  2. Нет договора? Отключат газ!
  3. Собчак в Томске
  4. У ИП, как всегда, ЧП
  5. Томск в низу экологического рейтинга
  6. Кемерово, мы с вами!
  7. Помойка на Профсоюзной
  8. За все надо платить
  9. Ну, дайте, дайте тишины!
  10. “Неприкасаемый”

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91