Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ

Новые горизонты для нового телевидения

Было время, когда в Томске активно боролись за ауди­торию одновременно более пяти телеканалов. Причем некоторые из них даже уму­дрялись делить между собой одну и ту же частоту вещания, один канал. Помните, была такая забавная история не­простых взаимоотношений между ТВ-2 и телекомпанией «Эфир». Когда томичи смо­трели до 18.00 новости «24 часа» со Светланой Мала­ховой, а после – новоиспе­ченный «Час пик» со Славой Халиным. Тогда журналисты очень нервничали, ревновали друг друга к общему эфирно­му пространству и буквально состязались в поиске интерес­ных тем и способах подачи собственных материалов.

Ныне телекомпаний стало на­много меньше. Ушли в прошлое телеканал «Союз студентов» (был и такой!), отказались от собствен­ного вещания NTSC, если кто-то из зрителей еще помнит «Томск. Инструкция по применению», не­прерывно сокращается обьем ин­формационного вещания. Исчез с экранов генеральный слоган НТВ – «новости – наша профессия».

С грустью приходится конста­тировать факт депрофессианали­зации телевидения как такового и ремесла тележурналиста в част­ности.

В конце 80-х все было живее и интереснее. У телевидения тог­да возникали новые горизонты, новые технические возможности с появлением видеокамер, нели­нейного монтажа и компьютерной графики. Казалось, что вот-вот и сбудутся предсказания Рудоль­фа, героя оскароносного фильма «Москва слезам не верит», – ско­ро останется одно сплошное теле­видение.

Вышло совсем даже наоборот, – театр жив! И он снова на подъеме, а вот телевидению, похоже, при­ходит конец, по крайней мере, в провинции. Иначе чем объяснить падение зрительского интереса, угасание интереса рекламодате­лей именно к местным каналам.

Не будем лукавить, в принципе, все ясно, – медийное простран­ство, не исключая и ТВ, сливается как в воронку в интернет.

Мы – телевизионщики – сде­лали все для того, чтобы оттол­кнуть от себя аудиторию. Мы сделали десятиминутные ре­кламные паузы. Мы запустили в эфир автоспам, – бесконечные анонсы собственных программ и телефильмов. Причем доходило и продолжает доходить до идиотиз­ма! Фильм прерывается на самом интересном месте анонсом этого же художественного фильма на этом же канале!

Кстати сказать, закон, запре­щающий прерывать показ кино­продукции рекламными нишами, существует. Он принят, например, во Франции и даже в Украине. Психологи по всему миру бьют тревогу: прерывистым показом целостного художественного про­изведения телевидение форми­рует у человечества фрагментар­ность мышления и восприятия всего окружающего. Это прямой путь к шизофрении, к неумению и неспособности человека сосре­доточится. Что, собственно, мы и наблюдаем у большинства ны­нешних подростков!

А скрытая телереклама в ин­формационных программах, так называемая в телевизионной сре­де «джинса»? Это же просто ужас. Некоторые студии, так называ­емые «продакшн», полностью строят свое вещание на скрытой рекламе. Есть, разумеется, приме­ры честной журналистики. Тот же «Дежурный по городу» от продю­серского центра «8 день». Но ведь существуют и такие программы, как «Наш город», которые вы­нуждены зарабатывать, что на­зывается, «с улицы». Почти все сюжеты в программе не просто познавательные, а оплаченные заказчиком, это ни для кого не секрет, иначе как программа бы выживала?!

А о зрителях-то кто подумал?! Кому будет интересно смотреть полчаса сплошную рекламу? Ког­да выходила в эфир ежедневная программа «Крутой поворот», там тоже было немало рекламы, но информационный каркас про­граммы составляли происшествия на улицах города, а не скрытая реклама магазинов одежды или бытовой техники!

Вообще, с профессиональной точки зрения, все, кто работал на телевидении последние 10-15 лет, в той или иной степени прило­жили руку к катастрофическому уменьшению телезрителей, это несомненно.

Можно ли исправить ситуа­цию? Или точка невозврата уже пройдена? На эту тему мы пару лет назад рассуждали с Оксаной Макеевой, предпоследним руко­водителем ГТРК Томск. Оксана Евгеньевна была твердо убеж­дена, что телевидение даже в его нынешнем состоянии незыблемо и перспективы у него радужные. Я ей прямо говорил о том, что еще нынешнее поколение юбиля­ров-основателей областного ТВ увидит его закат. В итоге Оксану Макееву с кресла председателя сместили! Хотя с ее уходом мало что изменилось в лучшую сторо­ну. Собственных проектов ГТРК не готовит к эфиру, все, что де­лается, – делается под брендом Москвы, то есть канала «Россия». Это, конечно, неплохо, однако об­ластной колорит фактически ис­чез с экранов телезрителей Том­ской области. Поэтому назвать Томское телевидение областным язык не поворачивается. Еще не­давно произносились заздравные речи в пользу создания Томского общественного телевидения, но и они поутихли. На ТВ-2 веща­ют вечером канал «Дождь», съе­мочных групп на брифингах все меньше, одним словом, симптомы самые апатичные. И кризис здесь, похоже, совсем не причем.

Выход мне лично видится в соз­дании новых специализирован­ных телеканалов для кабельных сетей и спутниковых тарелок.

В каком смысле специализи­рованных? В буквальном! Для домохозяек, для охотников и рыболовов, для студенчества, для школьников! Чтобы каждый мог выбирать для себя тот пакет телевещания, тот список теле­каналов, который был бы инте­ресен. Например, вы риэлтор и вас интересуют информация о купле-продаже объектов недви­жимости и земли под строитель­ство! Зачем вам смотреть другие телеканалы и ждать соответству­ющего раздела бегущей строки?! Вы включаете телеканал «Доми­но», который уже сейчас вещает в общем пакете каналов Новых Теле Систем, и получаете наи­более полную информацию от ведущих риэлторов Томска и области. Удобно? Удобно! Свое объявление на эту же тему вы где разместите? На том же «Доми­но», тем более что это намного дешевле, чем на некоторых дру­гих каналах.

И подобная специализация по различным сферам нашей жизни может развести по углам ринга, например, тех, кто хочет смотреть «Дом-2», и тех, у кого это шоу вы­зывает приступы тошноты, как при сотрясении мозга! В Америке, например, в кабельных сетях су­ществует канал, где показывают без всяких комментариев под зву­ки классической музыки прекрас­ные виды живой природы. Никто никого не раздражает, и люди с удовольствием платят за подоб­ный телеконтент в своем телеви­зоре. Кстати, с приходом в 2014 году полномасштабного циф­рового вещания на территории Российской Федерации подобные телегоризонты откроются перед многими нашими телезрителями, возможно, тогда телевидение как искусство снова начнет набирать обороты и исправлять свои ошиб­ки перед многоуважаемой аудито­рией.

Борис Асеев

Читайте также на сайте:

  1. Вся правда за две минуты! (ВИДЕО)
  2. Грипп растет
  3. Новости славян. №42. Крым (ВИДЕО)
  4. «Живая память Победы» во имя правды Победы
  5. Лес спасен
  6. От перестановки мест…
  7. Адресная помощь
  8. Хватит терпеть коррупцию!
  9. Уважаемая редакция!
  10. Бюджет города Томска

1 комментарий

  1. weldernik

    Телевидение-дело нужное,дай Бог удачи,в этом деле!Я смотрю 4 -5 каналов.Ещё смотрел бы ,если бы интересные были!На кабельное ТВ из 20-30интересных каналов, по разумной цене,подписался бы, без колебаний!Не смотря на без лимитный интернет!

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91