Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ

Обитель (12+)

С 10 мая в 21:20 в эфире телеканала «Россия» начинается показ исторической драмы «Обитель» по мотивам одноименного романа-бестселлера Захара Прилепина

Режиссер проекта — Александр Велединский. Пронзительная и шокирующая история любви на фоне великих испытаний разворачивается в Соловецком лагере особого назначения после окончания Гражданской войны.

Сюжет

Соловки, 1920-е гг. 27-летний недоучившийся московский студент Артем Горяинов попадает в лагерь, в котором чекист Федор Эйхманис ставит масштабный эксперимент по «перековке человека». Одержимый идеей создания нового общества, начальник лагеря Эйхманис строит новую цивилизацию на месте православного монастыря, считая, что Серебряный век продолжает жить именно здесь, в Соловках. С первых же дней в лагере Артема ждут жестокие испытания: голод, каторжная работа, опасное противостояние с бандой «блатных», угроза расстрела или физической расправы. Сталкиваясь с самыми разными людьми — уголовниками и «политическими», честными и продажными, великодушными и злопамятными, — Артем пытается не только выжить в смертельно опасном приключении, но и найти свою правду в жизни. Испытанием становится для него и неожиданная любовь с чекисткой Галиной, у которой роман с Эйхманисом. Опасная связь может грозить героям расстрелом.

Замысел

Идея фильма о Соловках принадлежит режиссеру Александру Велединскому («Живой», «Ладога», «Географ глобус пропил»). Его отец в 40-х гг. учился в Соловецкой школе юнг, и знаменитому режиссеру давно хотелось рассказать об истории этого уникального места. Обратившись к писателю Захару Прилепину, Велединский попросил его написать небольшой рассказ — основу для будущего киносценария. Вдвоем они побывали на Соловках, где услышали легенду о любви актрисы местного театра и надзирателя, которых приговорили к расстрелу за подготовку к побегу. Тема настолько захватила Прилепина, что, углубившись в документы, свидетельства и воспоминания, он в течение трех лет работал над книгой и в итоге написал большой роман, который вскоре получил признание читателей и критики.

Фильм

«Обитель» впервые открывает тему Соловков в большом художественном кинематографе. В фильме не ищут ответа на вопросы «кто виноват» и «что делать». Драматургия «Обители» выстроена по законам захватывающего «зрительского» кино. И в то же время это глубокое размышление о том, что важно в любую эпоху: о вере и любви, добре и зле, цене и смысле человеческой жизни. На примере одной судьбы открывается безграничный мир, в котором, вопреки страху, боли и опасности, каждый человек совершает свой главный выбор.

Писатель Захар Прилепин: «На начальном этапе мы вместе с Александром Велединским сели, разложили карточки артистов, тыкали пальцем. Мы понимали, что это будет большой проект и многие захотят сниматься. Я предложил Евгения Ткачука на главную роль, а Велединский настоял на том, чтобы взять Безрукова на роль чекиста. Я обожаю Безрукова, но у меня были сомнения. Я спрашивал Александра: «Ты уверен, ты хорошо подумал»? Он ответил: «Да», и в итоге он угадал. Недавно мы встречались с Сергеем Безруковым, и он рассказал мне, что придумал одну сцену и привнес в мою историю что-то от себя, разыграл, показал в лицах, и мне так понравилось, что я, наверное, добавлю этот момент в книгу. Так что мы с Безруковым теперь соавторы!».

Лагерь

Соловецкий лагерь особого назначения (С.Л.О.Н) — место, где судьбы жертв и палачей переплелись в один клубок, где отбывают срок белые и красные, эсеры и поэты, священники и уголовники, бандиты и беспризорники, а стерегут их охранники, набранные из заключенных — из проштрафившихся милиционеров и чекистов. Максим Горький постарался возвысить этот лагерь, а Александр Солженицын заклеймил его: по его мнению, из Соловков вырос весь ГУЛАГ. Захар Прилепин представляет современный взгляд на историю Соловецкого лагеря. Он фокусирует внимание на конкретных судьбах заключенных, высвечивая трагедию через главного героя — Артема Горяинова.

«Здесь всегда была живодерня», — заявляет чекист Эйхманис. Он хочет перечеркнуть прошлое и ставит революционный эксперимент на заключенных: труд и культура должны создать граждан новой цивилизации. Организовано собственное производство, проводятся научные исследования, в лагере есть три оркестра, газета, кино, библиотека и спортивные секции. Силами заключенных в театре готовится премьера «Дней Турбиных» Булгакова. Последний отблеск Серебряного века — на территории лагеря цветут розы редких сортов, а из белого гравия выложена фигура слона — символа названия лагеря. Но перед зрителем открывается темная сторона эксперимента: жестокий произвол, расстрелы, пытки, чудовищный штрафной изолятор на Секирной горе. «Цирк в аду» — так называет обстановку здесь один из заключенных.

Персонажи

Федор Эйхманис (Сергей Безруков) — начальник Соловецкого лагеря, убежденный чекист. Один из главных «демонов революции» и организаторов ГУЛАГ. Хладнокровно подписывает расстрельные списки. Образован, любит музыку, ценит женское общество. Увлечен лагерным экспериментом по «перековке» заключенных, как любимой игрушкой. Не сомневается в своем праве решать судьбы тысяч людей.

Осужденный Артем Горяинов (Евгений Ткачук) доставлен на Соловки за «бытовое преступление». Недоучившийся студент, читатель книг. Ему нет дела до большевиков: «случились — пусть будут». Не верит никому, но хочет сам понять, где правда. Молодой, сильный, дерзкий, он вступает в игру со смертью, несмотря на то, что шансов выиграть нет.

Галина Кучеренко (Александра Ребенок) — чекистка, следователь в Соловецком лагере особого назначения. Жесткая, умная, убежденная, работала в бронепоезде Троцкого. На Соловки приехала, чтобы быть рядом с Эйхманисом, в которого влюблена.

Серж Мезерницкий (Виктор Добронравов) — белогвардеец и контрреволюционер. В Соловецком лагере стал трубачом духового оркестра. Убежденный противник революции, он не говорит лишнего, остроумно шутит, играет на театральной сцене и в жизни. Только в кругу близких мечтает, как падет ненавистный режим.

Поэт Афанасьев (Яков Шамшин) — аферист и жулик, заявляет, что для него нет разницы между лагерем и монастырем. Он вообще смотрит на жизнь как на повод для новых стихов, но только до тех пор, пока этой жизни ничего не угрожает. Ради спасения своей шкуры легко может подставить товарища. Находит общий язык с местными блатными, мечтает о побеге и не может удержаться от издевательской шутки над властью, даже если за это придется дорого заплатить.

Василий Петрович Вершилин (Виктор Раков) — бывший офицер, не позволяет себе опускаться до ругательств, обладает врожденным чувством собственного достоинства. Помог освоиться Артему в первые дни в лагере, относится к нему с отеческой заботой. Любит с горькой иронией рассуждать о новой жизни, но соблюдает осторожность. Держится особняком, пытается вызвать Артема на откровенность, но сам о себе рассказывает очень скупо.

Владычка Иоанн (Игорь Черневич) — православный священник отец Иоанн помог сохранить силу духа многим товарищам по заключению. Его величают «владычкой», и это хорошее слово подходит отцу Иоанну как нельзя лучше. С улыбкой и любовью он говорит о кротости, смирении и вере, и его слушают даже те, кто не может смириться с болью и унижением. Священник верит: пока хоть один из них способен оставаться выше беды, не поддаваться отчаянию, не погружаться во мрак, то и у остальных остается надежда на спасение.

Режиссер Александр Велединский: «Я вообще с большим сочувствием отношусь к героям фильма, не только к главному герою. У нас в картине нет положительных и отрицательных персонажей. Есть несколько человек с негативным полюсом, но ни одного просто хорошего или просто плохого. Не бывает чисто черного или чисто белого. Чисто черное — это дьявол, а белое — это Бог, а в человеке все это смешивается, потому имеет множество оттенков».

Съемки

Снимали «Обитель» в Москве, Выборге, Ярославле, Архангельской, Ленинградской, Ярославской и Вологодской областях, а выбор натуры занял целый год. От масштабных съемок на Соловецком архипелаге отказались, чтобы не нарушать строгий распорядок действующего монастыря. Роль Соловецкого монастыря досталась Кирилло-Белозерскому. Белоснежные стены вологодского монастыря ради сходства были задекорированы под камень, а среди монастырских построек появились лагерный магазин, почта, госпиталь и театр.

Достоверность — ключевое слово для описания съемочного процесса: мельчайшим деталям уделялось большое внимание. Забытые марки сигарет, обложки книг Серебряного века, пистолеты, кожанки чекистов, плакаты, портрет Троцкого в комнате Галины — весь материальный мир 20-х годов воссоздан с особой, осязаемой убедительностью.

Читайте также на сайте:

  1. Путешествие в страну барабанов
  2. Как всегда, в день рождения…
  3. Российская поп-культура сегодня
  4. Игорь Крутой: «Не такой уж я нафталин!»
  5. Кирилл Фриц: «Был потрясен, что сыграю Треплева»
  6. Валерий Золотухин: Я с Любимовым прожил счастливую творческую жизнь – 47 лет
  7. Лина Арифулина: «Творог и сметану я покупаю на рынке»
  8. Ольга Кабо: «Роли благополучных красоток мне уже не интересны!»
  9. Войлок и не только
  10. Дед Мороз в конец света не верит

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91