Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ

Оплата проезда будущего

В Томске уже год как существует новая система оплаты проезда в маршрутных транспортных средствах через QR-коды. Но сколько подводных камней в таком способе оплаты, могут ли томичи им воспользоваться, и что знают об этом проекте водители маршруток?

В июне 2020 г. стало известно о появлении новой системы оплаты проезда в маршрутках, осуществляющих пассажирские перевозки на территории Томска. Томское предприятие ООО «РБ и К», занимающееся перевозками по 10-ти городским маршрутам, начало тестировать разработанную ими систему оплаты проезда с помощью QR-кодов. В автобусах прямо на окнах были размещены QR-коды, при наведении смартфона на которые пассажир может произвести оплату проезда с помощью банковской карты, привязанной к смартфону. Было заявлено, что пассажир может оплатить проезд не при входе или выходе, а во время поездки, после чего показать водителю электронный билет или назвать его номер.

QR-код не работает!

Наши журналисты были свидетелями неприятной сцены, связанной с использованием новой системы оплаты проезда в маршрутке. Студенты — девушка со своим парнем — оплатили проезд по QR-кодам, подошли к водителю и показали на экране смартфона произведенную оплату. Водитель автобуса в грубой форме отказался признать факт оплаты и заставил молодых людей еще раз оплатить проезд, не выпуская из автобуса. Более того, он провез их лишнюю остановку, удерживая внутри, что является нарушением их прав на свободу передвижения, ведь по факту проезд ими был оплачен! В итоге, молодым людям пришлось дважды заплатить за проезд, выслушать грубость со стороны водителя и проехать лишнюю остановку.

После этого случая мы решили разобраться в сути проблемы: что собой представляют QR-коды и «с чем их едят».

QR-код бросает вызов

Изначально через СМИ было заявлено, что оплата по QR-коду будет производиться через приложение Svёkla. Проехав в маршрутках № 29 и № 501, мы обнаружили, что приложения для скачивания поменялись, и теперь пассажиру надо выбирать между приложениями «Стриж» и «Пассажир.оnline». Пассажир может задаться вопросом — используя данные приложения, будет ли факт оплаты зафиксирован водителем? Ведь о появлении новых приложений никто нигде ничего не говорил — ни в новостях, ни на официальных сайтах городской администрации, ни в «Центре организации и контроля пассажироперевозок» такой информации нет.

Другой вопрос: как именно пользоваться этими приложениями, как их скачивать, как в них регистрироваться, как привязывать банковскую карту, как действовать после одобрения оплаты системой? Не каждый гражданин способен разобраться с новшествами, предложенными перевозчиками. Не каждый молодой человек быстро может сориентироваться в такой ситуации, что уж говорить о гражданах пожилого возраста?

Трудности возникают с этапа установления приложения на смартфоне. Если скачать «Стриж» оказалось возможным, то руководство «Пассажир.оnline» отдало предпочтение владельцам смартфонов на платформе Android, в то время как для владельцев Айфонов на платформе IOS приложения не существует. На сайте «Пассажир.оnline» написали: «Приложение скоро появится в AppStore» [прим. — магазин для скачивания приложений]. То есть система оплаты, появившаяся ровно год назад, все еще находится на этапе разработки… хотя в томских новостных изданиях уже не раз публиковалась информация об активном использовании пассажирами системы QR-кодов для оплаты проезда в городском транспорте.

Пройдя этап скачивания приложения, стало необходимо перейти к следующему этапу оплаты — привязке банковской карты. Во-первых, этот процесс также под силу не каждому гражданину: разобраться с современной техникой и приложениями — настоящий вызов как для граждан среднего возраста, так и для старшего поколения. Кстати говоря, приложение требует потратить 1 рубль с возвращением для привязки карты, а дополнительные денежные переводы всегда выглядят пугающе — об этом ведь нигде не предупреждали. Хотя надо отдать должное, что инструкция по привязке карты все-таки предоставляется приложением «Стриж». После введения данных банковской карты гражданин наконец-то получает доступ к долгожданной оплате проезда!

Итак, наступает этап сканирования QR-кода. Для большего удобства над кодом размещен шестизначный номер, с помощью которого так же можно произвести оплату. После сканирования приложение предлагает отредактировать и уточнить детали поездки: количество билетов, маршрут, по которому вы следуете и прочее. При нажатии кнопки «Оплатить» сразу же высветилась сумма, повергшая в полный шок — 80 рублей! Конечно, этому нашлось объяснение, ведь маршрутный автобус оказался с пригородным сообщением. Для того, чтобы сумма поменялась на желанные 23 рубля по городу, как оказалось, необходимо было изменить пункты «откуда» и «куда», но кто же объяснит эти тонкости неопытному в QR-кодных хайтек-системах гражданину?

На этом этапе оплата была завершена, однако, надо ведь как-то объясниться с водителем при выходе из автобуса, показать на экране смартфона оплату, отчитаться, так сказать.

Тайна, покрытая мраком

Что касается водителей, о введенной системе они ничего не знают, от слова «совсем». На вопрос — работает ли система оплаты по QR-кодам — водители приходили в замешательство и ничего не могли объяснить. Один водитель маршрутки рассказал, что QR-коды повесили совсем недавно, но затруднился ответить, платят ли пассажиры таким способом и проверяет ли он такую оплату. В другой маршрутке водитель совсем не понял о чем идет речь, что такое QR-коды, более того, он даже не знал, кто их собственно в автобусе развесил.

Если водители не получили никаких инструкций по порядку подтверждения оплаты и даже не знают о факте существования системы QR-кодов, то возникает вопрос: зачем они вообще размещены в автобусе? Чтобы запутать пассажиров? Чтобы заработать дополнительные деньги на пассажирах, которые отважились использовать новую систему, заставив их платить повторно? А может быть, это для того, чтобы создать образ «продвинутого и передового города — Сибирских Афин»? В этом случае по факту получились лишь потемкинские деревни…

Что о QR-кодах знают чиновники?

Итак, нам стало интересно разобраться в ситуации и получить объяснение профессионалов, для чего мы зашли на сайт МБУ «Центра организации и контроля пассажироперевозок» (МБУ «ЦОКП»). В его обязанности входит организация надлежащего транспортного обслуживания населения, в том числе обеспечение исчерпывающей прозрачной информации для пассажиров, доступной для любого возраста. Однако никакой информации о системе оплаты QR-кодами на сайте МБУ «ЦОКП» найдено не было. Тогда мы позвонили диспетчеру МБУ «ЦОКП», который дал понять, что не знает об этой системе и о том, как она работает. Диспетчер лишь перенаправила нас к диспетчерам «конкретных маршрутных автобусов», которые, видимо, по ее мнению, должны лучше разбираться в данном вопросе.

Мы не стали рисковать нарваться на очередной некомпетентный ответ, и позвонили напрямую директору МБУ «ЦОКП», Ольге Свахиной, которая, к счастью, оказалась в курсе существования данной системы, но, к сожалению, подчеркнула, что система QR-кодов — это инициатива перевозчиков, и что подробной информацией она не владеет. То есть МБУ «ЦОКП», подведомственное администрации Томска, ответственное за все, что происходит в пассажирском городском транспорте, не имеет понятия о том, что же такое система QR-кодов, как ей пользоваться и как в ней разобраться? Как такое может быть? Где тогда пассажиру получить нужную информацию о проезде по новой системе?! Где забота о пассажирах, о гражданах?

Ведь можно же было все организовать по-человечески! Обязать перевозчиков предоставить инструкции пользования на сайте Центра, в популярных томских информационных агентствах, в социальных сетях, в почтовой рассылке, а также разместить подробную инструкцию в салонах автобусов, чтобы те жители города, у которых есть смартфон, начали массово пользоваться системой — ведь идея очень хорошая! Водителям, которые нарушают муниципальные контракты в связи с отсутствием кондукторов, не пришлось бы отвлекаться на осуществление расчета! И самим пассажирам было бы намного проще ездить на общественном транспорте — оплачивать проезд в любое время поездки, не спеша и не волнуясь, что не хватит времени передать деньги и получить сдачу от водителя.

Почему бы чиновникам департамента городского хозяйства, отвечающим за пассажироперевозки на территории г. Томска, не подойти к делу по информированию пассажиров более ответственно и не сделать систему доступной и прозрачной? Руководителю департамента Александру Карпанину давно пора заняться своими прямыми должностными обязанностями и поручить своим сотрудникам организовать предоставление информации в полном объеме и, наконец, навести порядок в общественном транспорте.

Мнение томичей

А вот что думают томичи о новой системе оплаты QR-кодами (информация из Интернет-сети):

  • Скептически отношусь к этой затее. Маршрутки не обладают таким уровнем комфорта, чтобы я могла держать в одной руке сумку, а другой, не заваливаясь на пассажиров, считывать код, потом демонстрировать его водителю. Если еду с двумя подростками-детьми, мне надо будет три оплаты проводить, потом листать «портянку» перед носом водителя. Мне не удобен такой способ. Как другие его используют, не знаю.
  • Ерунда какая то, а не сервис!
  • Раньше просто деньги за проезд передавали, а теперь будут телефон через весь салон…
  • Опять какой-то велосипед придумали… почему Томску так не везет с теми, кто занимается транспортом?
  • Эти оплаты не для меня. Ума не хватит рассчитываться за проезд так, как здесь описывают. Хорошо редко езжу. Буду рассчитываться наличкой, или ездить зайцем.

Екатерина Царева

Читайте также на сайте:

  1. Ответит “Роспечать”!
  2. Какой может быть рывок вперед? НА ЗАГНАННОЙ КЛЯЧЕ…
  3. Бесполезный департамент ЖКХ — 2
  4. Честью своей дорожим
  5. Эх, «ребята-октябрята»…
  6. Нацпроектом – по томичам и бездорожью!
  7. Вприпрыжку к школе, ломая ноги?!
  8. Человек человеку — друг?
  9. Комментарий
  10. А Васька слушает, да ест Или вот вам и пятница, 13!

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91