Хедлайны
Очередной бунт маршрутников
Следующая станция — «Водный стадион»
«Живет такой парень»
- ticket title
- Дорога в утопию ◈
- Очередной бунт маршрутников ◈
- Открытое письмо губернатору Томской области ◈
- Томская область — территория беззакония и коррупции… ◈
- Следующая станция — «Водный стадион» ◈
- «Живет такой парень» ◈
- В Томске правит коррупция! ◈
- Нам опять врут? ◈
- Открытое письмо председателю Законодательной думы О. В. Козловской ◈
- Обращение Губернатору Томской области С.А. Жвачкину ◈
- Василий Иванович Суриков (12 (24) января 1848 — 6 (19) марта 1916) ◈
- Нерадивых депутатов нужно отзывать! ◈
- ЖКХ. Начало года ◈
- Прокурорская «крыша» — 13 ◈
- «Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души» ◈
- Еще один утешительный приз? ◈
- «Наша театральная мама» ◈
- Листая старую тетрадь… ◈
- Дармоеды, или «Область беззакония — 9» ◈
В СССР творческие союзы, объединявшие представителей «свободных профессий» − писателей, поэтов, художников, композиторов и прочих, − были важной составляющей советской идеологической машины, призванной воспитывать у граждан верность коммунистическим идеалам. Вся культура рассматривалась советской властью как один из главных инструментов решения идеологических задач. И творческие союзы, через и при участии которых протекала культурная жизнь страны, были […]
В СССР творческие союзы, объединявшие представителей «свободных профессий» − писателей, поэтов, художников, композиторов и прочих, − были важной составляющей советской идеологической машины, призванной воспитывать у граждан верность коммунистическим идеалам. Вся культура рассматривалась советской властью как один из главных инструментов решения идеологических задач. И творческие союзы, через и при участии которых протекала культурная жизнь страны, были […]
Повернется ли власть лицом к творческим союзам?
21.06.2013
В СССР творческие союзы, объединявшие представителей «свободных профессий» − писателей, поэтов, художников, композиторов и прочих, − были важной составляющей советской идеологической машины, призванной воспитывать у граждан верность коммунистическим идеалам. Вся культура рассматривалась советской властью как один из главных инструментов решения идеологических задач. И творческие союзы, через и при участии которых протекала культурная жизнь страны, были своеобразными посредниками между государством и художественной интеллигенцией, доводя до творческих работников те задачи, которые ставила перед ними советская власть.
Впрочем, в СССР существовала и неофициальная культура, выражавшаяся в увлечении части творческой интеллигенции западными модернистскими, авангардистскими и прочими направлениями в искусстве, диссидентскими по своей сути, поскольку они находились под запретом. Именно эта часть творческой интеллигенции с восторгом приветствовала горбачевскую перестройку и последующий демонтаж советского строя, приняв самое активное участие в моральном развенчании советского периода истории, ценностей и идеалов социализма, что немало способствовало деморализации народа, развитию в нем чувства вины и духовной опустошенности.
Сломано все
Однако радужные ожидания творческой интеллигенции, взвалившей на себя эту сомнительную миссию, не сбылись. Вчерашние «властители дум» и «инженеры человеческих душ» оказались сброшенными с поезда рыночных реформ, к которым они, за исключением небольшой части, так и не смогли приспособиться. Получив освобождение от идеологического прессинга советского государства и возможность творить, не оглядываясь ни на кого, наши мастера искусств получили вместе с этим и освобождение от государственной поддержки вообще, к чему оказались совершенно не готовы. Воспитанные на иных принципах творчества, они не смогли конкурировать с хлынувшим на рынок потоком низкосортных произведений «искусства» с их культом наживы, насилия, сексуальной распущенности и прочих пороков, который просто захлестнул их.
Если воспользоваться словами Бориса Ельцина из его мемуаров, то прежнюю систему культуры, равно как и экономики в целом, «сломали через колено». Государство сняло с себя всякие обязательства в отношении творческих союзов, в первую очередь финансовые, поставив их в один ряд с общественными организациями типа обществ филателистов или клубов любителей собак. Причем, как вспоминает известный томский (и российский) писатель Сергей Заплавный, они узнали об этом лишь спустя много месяцев. А ведь государственные творческие союзы были официальным местом работы творческих работников, где им шел трудовой стаж и, как всем прочим трудящимся, назначалась пенсия. Тем мастерам искусств, которым до пенсии было еще далеко, пришлось переквалифицироваться, образно говоря, в дворники и управдомы. Сам Сергей Заплавный 11 лет отработал сторожем-вахтером в одном из томских учреждений.
Проблема выстраивания взаимоотношений с властью остается главной для творческих союзов и сейчас. Отсутствие до сих пор закона о творческих союзах, дважды отклонявшегося президентами Ельциным (в 1998 году) и Путиным (в 2000 году), говорит о том, что государство все еще с трудом поворачивается лицом к творческим работникам, особенно когда речь заходит об их финансовой поддержке. Как сказал председатель Союза писателей России Валерий Ганичев, «в нашем государстве есть две области, на которые никогда нет денег – это сельское хозяйство и искусство». Хотя средства на разного рода мегапроекты, без которых Россия вполне могла бы обойтись, находятся всегда.
Начало пути
Впрочем, в последние годы наметились определенные позитивные подвижки в отношении к творческим работникам и их союзам как на федеральном, так и региональном уровнях. Пока это лишь восстановление разгромленного «культурной революцией» начала 90-х годов. И Томская область здесь не исключение. Перечислять разгромленное никаких сил не хватит. И не позавидуешь нынешнему начальнику департамента культуры Павлу Волку, который хочет возродить и фестиваль «Северное сияние», и коларовский музей под открытым небом, и сельские Дома культуры, и пр., и пр.
В настоящее время департаментом культуры подготовлена долгосрочная целевая программа «Развитие культуры в Томской области на 2013-2017 годы». И хотя конкретного раздела по поддержке творческих союзов в ней нет, но поставленные в программе задачи невозможно выполнить без активного участия творческих союзов в ее реализации. А потому власть все равно будет искать пути сотрудничества с ними, оказывая им разнообразную помощь, в том числе финансовую, в которой больше всего нуждаются творческие организации. К примеру, на подготовку празднования 50-летия Томской писательской организации, которое состоится в сентябре этого года, областная администрация выделила 500 тысяч рублей, а на XX областную выставку молодых художников «Регион 70», которая состоится также в сентябре, департамент культуры выделил 160 тысяч рублей.
С другой стороны, инициатива налаживания взаимоотношений должна идти не только сверху, но и от самих творческих союзов. И здесь все зависит от тех, кто возглавляет творческие союзы. Например, без всякого преувеличения можно сказать, что томским писателям сильно повезло, что их организацию возглавляет такой активный и неутомимый человек, как Геннадий Скарлыгин, который находит средства и на издание книг томских писателей, и на организацию авторских конкурсов, юбилеев писателей, и на оказание им разнообразной помощи.
Такой же активный человек в лице заслуженного артиста Андрея Сидорова возглавляет и Томское отделение Союза театральных деятелей России. «Театралам» существенно помогает то, что у них существует своеобразная «вертикаль», возглавляемая руководителем Союза театральных деятелей России Александром Калягиным, который оказывает постоянную помощь своим региональным отделениям. В этом году ТО СТД получило от него около 650 тысячи рублей на помощь больным актерам.
Вертикаль и обсуждение
К сожалению, нерешенных (или пока не решаемых) проблем у творческих союзов хватает тоже. У томских художников до сих пор нет выставочного зала, хотя наши художники считаются одними из сильнейших в Сибири. Вместо того, чтобы озаботиться выставочным залом, прежнее руководство департамента культуры начало продвигать проект создания в Томске музея современного искусства, вызвавший сильнейшую негативную реакцию со стороны многих творческих работников, увидевших в экспансии постмодернизма прямой вызов исторически сложившимся ментально- ценностным установкам русского народа.
Между тем, основную задачу Томского регионального отделения Союза художников России его председатель Николай Вагин видит именно в выставочной деятельности, которая позволяет художникам, особенно молодым, заявить о себе перед зрителями своим творчеством, «покорить» их, по выражению Вагина, и сделать их творчество востребованным.
По мнению известного деятеля томской музыкальной культуры Аркадия Ратнера, у каждого творческого союза должно быть налажено тесное взаимодействие со своими московскими структурами, то есть выстроена своя «вертикаль власти», как это сделано в Союзе театральных деятелей России. Сам он работает напрямую с Союзом композиторов России, московским Домом композиторов и с комиссией по джазовому искусству г. Москвы. Возможно, нужна встреча представителей всех творческих союзов, которые выработали бы некую единую для всех программу действий, направленную на повышение статуса их организаций. Думается, инициативу подобной встречи мог бы взять на себя департамент по культуре областной администрации.
С приходом к руководству области нового губернатора и его команды появилась надежда на кардинальное обновление культурной политики в регионе. Хотя вначале часть творческой интеллигенции настороженно встретила нового губернатора, опасаясь, что для человека с менталитетом «производственника» проблемы культуры окажутся где-то на задворках, ибо в советское время такое явление было достаточно распространенным. Впрочем, те деятели томской культуры, которым удалось поближе познакомиться с новым губернатором, считают это опасение преувеличенным и, наоборот, подчеркивают его живой, неподдельный интерес к культурной жизни области, которого у томской власти не наблюдалось уже давно (пожалуй, со времен Егора Кузьмича Лигачева). И если этот интерес будет воплощен в качественно новых взаимоотношениях власти и творческих работников, то это придаст Томской области дополнительную инвестиционную привлекательность в глазах делового сообщества.
В заключение хотелось бы снова привести слова Валерия Ганичева: «Писатели, художники, музыканты – существенная часть государства и общества, концентрирующая в себе национальную идею, призванная оберегать, развивать, украшать, совершенствовать общество, Отечество, страну».
Владимир Смокотин
Читайте также на сайте:
- Екатерина Усманова: «Наращивайте «мышцы» своей души!»
- Ярослава Беспалова. Волшебная керамика
- Театр – не доктор, театр – это боль
- Лариса Голубкина: «После смерти Андрея я не захотела менять свою жизнь…»
- Храм — душа русского народа
- Ефим Шифрин: «Хочу видеть, как подрастают внуки!»
- Пасхальное Богослужение
- Вся правда о Романовых
- Цветочные люди в Томске
- Пасха: что мы празднуем?
Календарь статей
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |
Говорят
- Кирилл к записи Прокурор приехал!
- Сергей к записи “Панкрышев и сыновья”
- Ольга olgaira235@gmail.com к записи В чем смысл сказки «Курочка Ряба»?
- 2a42 к записи Чем занимается Союз ветеранов?
- Екатерина к записи Убрать просроченные продукты с прилавков!
Облако меток
Архивы
Контакты
Email: red@tomskw.ru
Телефон: +7 (3822) 78-42-93
Отдел рекламы
Email: rec@tomskw.ru
Телефон: +7 (3822) 78-42-91
Опубликуйте свой комментарий