Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ

Прощайте, вековые дубы!

Началось уничтожение заповедника «Волго-Ахтубинская пойма»

В Волгограде местные жители пытаются защитить уникальный заповедный лес, который входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, «Волго-Ахтубинскую пойму». Ради строительства скоростной автодороги местные власти уже принялись уничтожать вековые дубы. В Волгоградской области всего 4% лесов, остальное — степи и полупустыни. Волго-Ахтубинская пойма защищает город от суховеев. Поэтому заповедный лес является крайне важным для жителей города-миллионника, в котором сосредоточены вредные предприятия, и который стоит на берегу самой грязной в России реки, некогда великой Волги. Волго-Ахтубинская пойма — это практически последний уголок пока еще живой природы!

Местные жители встали на защиту уникального памятника природы.

В июле Галину Тихенко оштрафовали на 150 тыс. рублей за одиночный пикет в защиту Волго-Ахтубинской поймы. Ей 74 года, у нее III группа инвалидности. Бабушка одна стояла на улице с плакатиком. Это весь «состав преступления»! Ах, да! Она выражала свое мнение по общественно значимому вопросу. И, увы, ее частное мнение не совпадает с желаниями власти и коммерсантов — «состав преступления», вероятно, все-таки в этом.

В Волгоградской области сотрудники комитета природных ресурсов и экологии уже несколько месяцев ведут жестокую и бескомпромиссную войну. Судя по названию комитета, жестокая битва идет с браконьерами или еще какими-то злобными разрушителями природы…

Но нет. Пришли чиновники в палаточный лагерь активистов, протестующих против строительства автомобильной трассы через Волго-Ахтубинскую пойму. Экоактивисты разбили палаточный лагерь на ерике Гнилой 8 августа. 10 августа в их лагерь пришли чиновники комитета природных ресурсов и экологии и потребовали, чтобы протестующие покинули ерик. Чиновники составили протокол о нарушении правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) (ст. 8.39 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 тыс. до 4 тыс. руб. с конфискацией орудий совершения административного правонарушения). Чиновники начали самостоятельно снимать палатки и грузить их в свою машину. В порядке «конфискации орудий совершения административного правонарушения», вероятно. Все это попало на видео и выкладывалось активистами в Интернете.

В региональном комитете природных ресурсов и экологии позднее совершенно спокойно подтвердили, что в отношении организаторов лагеря возбуждены административные дела, пояснив, что, если граждане организуют массовый визит в ООПТ, они должны уведомить руководство природного парка не позднее, чем за 14 дней.

Активное противостояние вокруг начавшегося строительства высокоскоростной магистрали через природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» продолжается уже больше двух месяцев Трасса, на строительство которой выделено 5,6 млрд рублей, призвана соединить Москву с Казахстаном через Волгоград. Ради нее в природном парке планируется вырубить 30 000 деревьев. Из которых порядка 8000 — дубы. Деревьям по 50-100 и больше лет. «Вековечные» дубы, почти как из былин и сказок.

Работы, несмотря на протесты, идут. Сейчас вырублена уже часть деревьев. По оценкам активистов, порядка двух сотен. Строительство трассы ведет компания «ЕКС», которую СМИ связывают с миллиардерами Ротенбергами. Все как обычно: где миллиарды, там и миллиардеры.

Давайте разберемся в ситуации

Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области предоставил ответ экологическим активистам, который был обнародован в паблике ВК:

«В Волгограде с 1996 г. осуществляется строительство мостового перехода через р. Волга. Данный мостовой переход представляет собой комплекс инженерных сооружений общей длиной 36 км, который разделен на четыре пусковых комплекса.

Ввод в эксплуатацию первой очереди первого пускового комплекса мостового перехода через р. Волга протяженностью 7,1 км состоялся в 2009 г. (…)

С 2009 г. велось строительство второго пускового комплекса мостового перехода протяженностью 6,5 км. Ввод объекта в эксплуатацию состоялся в феврале 2020 г.

(…) в настоящее время осуществляется реализация третьего пускового комплекса (…) протяженностью 14,2 км (…)

Планируемый срок реализации первого этапа строительства 01 сентября 2023 г.

(…)

Начало реализации второго этапа намечено на 2022 г., с завершением строительства в 2024 г.

Реализация в полном объеме масштабного проекта по строительству мостового перехода через р. Волга позволит в Волгограде разгрузить 1 и 2 продольные магистрали, исторический центр города, в том числе территорию в районе Мамаева кургана, снизить количество дорожно-транспортных происшествий, сократить негативное воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду. Кроме того, обеспечит беспрепятственный выход автомобильных средств на международные и межрегиональные автомобильные трассы в направлении Республики Казахстан, территории Урала, стран Закавказья, Средней Азии и Китая».

Просто отличный документ! Вся хронология событий по существу. Плюс четко обрисовано значение строительства! Мы имеем строительство федеральной объездной трассы вокруг Волгограда. За 24 года построили 13,6 км. А сейчас за 4 года планируют достроить оставшиеся 22,4 км.

И я могу точно объяснить читателям, почему проект трассы возродили и хотят любой ценой срочно достроить: это транспортный коридор в Китай! Китаю нужны транспортные коридоры в Европу. Поднебесная активно вкладывается и в Северный морской путь, и в наземные трассы. Волго-Ахтубинская пойма — это только один из элементов таких проектов.

Теперь вернемся к экологии

Огромная трасса, по которой пойдут фуры, пересечет ООПТ «Волго-Ахтубинская пойма». То самое «негативное воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду», которое сократится в Волгограде, только увеличенное в пропорции с увеличением потока транспорта, будет здесь.

Уже после начала работ не только экоактивисты, но и директор природного парка Наталья Лопанцева, и представители международных экологических организаций заявили, что работы ведутся с нарушениями закона и угрожают уничтожением уже не только деревьям, но и водной системе поймы.

«На участках все засыпано. Даже водный канал, который проходил вдоль дубравы. Хотя администрация утверждала, что по проекту гидрология учтена, и все будет сохранено. Но мы видим, что все нарушается. Появятся проблемы, связанные с обводнением. Это не считая того, что сама насыпь, на которой будет строиться дорога, будет давить и уменьшать уровень подземных вод. Лес будет засыхать быстрее»,— говорит Н. Лопанцева.

Экологи утверждают, что даже исследования наличия краснокнижной флоры и фауны на участках, где должна пройти магистраль, запустили только в результате протестов экоактивистов уже после начала строительства. Экологи говорят, что из-за неучтенных при начале строительства краснокнижных животных и растений согласование строительства дороги Министерством природы РФ стоит считать незаконным, противоречащим ФЗ «Об охране окружающей среды» и «О животном мире».

Сам статус земель с наличием краснокнижных видов исключает какое-либо вмешательство. В Волго-Ахтубинской пойме обитают 19 видов исчезающих и редких птиц, 5 видов рыб, 8 видов растений.

Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» был создан в 2000 г. Категория «природный парк» присвоена в соответствии с ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и Законом Волгоградской области № 641-ОД «Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области» от 7 декабря 2001 г. Как видите, совсем недавно!

Уникальная ценность поймы — водно-болотные угодья и ключевые орнитологические территории международного значения. Места гнездования и отдыха птиц, заливные луга с максимальной продуктивностью, нерестилища, плодородные пойменные земли. Это то, что дало парку статус резервата ЮНЕСКО.

Для Волгоградской области пойма выполняет роль регулятора состава атмосферного воздуха городов Волгограда и Волжского, это «легкие» многомиллионной агломерации, что имеет важнейшее реальное значение для жителей.

Некоторые выводы

Первое. Совершенно не приемлемо силовое решение вопросов, которое чиновники практикуют систематически. «Убойные» штрафы, физическое насилие и т. п.

В случае с Волго-Ахтубинской поймой, похоже, это понимают и в местном МВД. Полиция не желает втягиваться в конфликт на грани закона с риском того, что сотрудников полиции потом и выставят «дуболомами», решая за их счет свои проблемы.

Второе. Не понятно, почему происходит такое зацикливание на строительстве трассы. Это только часть проблемы!

В настоящее время не менее сильный удар по экологии поймы наносится застройкой больших ее территорий коттеджными поселками. Судя по данным с сайта Росреестра, на настоящий момент их насчитывается уже около 30. Это все — буферная зона ООПТ. Строятся полноценные поселки с объектами инфраструктуры, как говорят местные. Это все — нарушение устоявшихся гидрологических режимов, разрушение природных биоценозов. По сути, водоохранные зоны застраиваются. И не важно, легализуют ли такие действия через уменьшение размеров водоохранных зон! По факту мы потом видим заиливание и обмеление рек.

Еще один фактор, который нужно оценивать вместе со строительством трассы и строительством поселков, — это проект по обводнению Волго-Ахтубинской поймы. Речь идет о проекте «Комплекс гидротехнических сооружений, обеспечивающий дополнительное обводнение Волго-Ахтубинской поймы». Общественные слушания по проекту прошли в г. Волжском еще в 2020 г. Целями строительства в проекте называют: предотвращение пересыхания ериков, увлажнение почвы, выработка электроэнергии. А также улучшение социальных и санитарных условий проживания населения на территории участка Волго-Ахтубинской поймы. Вероятно, тех самых коттеджных поселков, о которых я написал чуть выше? В рамках проекта планируется поднять уровень воды р. Ахтубы на 3 м в меженный период путем строительства плотин.

И это только часть многомиллиардного проекта «Оздоровление Волги». В природном парке стали расчищать ерики и озера, строить водопропускные сооружения. К 2023 г. власти региона обещают «второе рождение уникального природного парка». И одним из объектов станет как раз мини-ГЭС на Ахтубе. Строительство комплекса гидротехнических сооружений пока оценивают в 10-15 млрд рублей. Ведутся проектные работы. А полностью стройку планируют завершить в 2024 г.

Здесь мы видим попытку регулировать экосистемы механистическими методами: дамбами, плотинами и прочими емкими для инвестиций способами. Это уже проходили в СССР в «Сталинском плане по преобразованию природы». Я могу, конечно, от себя добавить, что опыт убедительно показывает, что мы — часть природы, а не «властители природы».

Сейчас, к тому же, и единого плана нет! Свой «кусок пирога» урвать пытаются и дорожники на строительстве трассы, и просто «частники», построив себе дома поближе к единственному (!) здесь месту, где есть деревья и воздух почище. Правда, теперь прямо над головами будет трасса, по которой фурами будут гнать из Китая товары в Европу! Ставьте воздушные фильтры заранее.

Есть и еще одна угроза для природы. Земля (ООПТ!) вполне может быть сдана частным лицам для организации парка отдыха. Здесь появятся дома для отдыха, пляжи, бунгало и прочее. Это называется — монополизация последнего экологически чистого места — Волго-Ахтубинской поймы. Сначала построят парк отдыха, потом будут усиленно расширяться, застраивая все больше и больше территорий заповедника. С одной стороны будет скоростная трасса, с другой — толпы туристов, вытаптывающие местную экосистему, а с третьей стороны — дачные поселки, где люди с деньгами будут «урывать» последние клочки еще пока живой природы.

Мое мнение здесь однозначное: закрывать всю территорию от людей! Никакого строительства дороги, никаких коттеджных поселков и парков отдыха!

По материалам статьи Павла Пашкова

Читайте также на сайте:

  1. Лесные страдания или когда прекратиться вырубка леса
  2. Закон победил
  3. Опасность рядом
  4. Газовые факелы. Недоступное тепло
  5. Мэрия против Лесного кодекса?
  6. Экономия на здоровом будущем
  7. Городской пляж. Отдых через опасность
  8. Заживо сожженные
  9. Разъяснение законодательства
  10. Масштабный экоцид

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91