Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ

С Божьей помощью!

Новый храм в селе Зоркальцево собирается по капелькам: готовится архитектурный проект здания, а параллельно рождаются иконы для внутреннего убранства

Томичи и жители области, несомненно, помнят, что летом прошлого года в с. Зоркальцево произошел пожар, в результате которого полностью сгорело здание деревянной церкви XIX в., освященной в честь иконы Божией Матери Одигитрии Смоленской. «Томская НЕДЕЛЯ» рассказывала об этом в материале «Бог принял наш храм» от 10.07.2020 г. № 28. Большое количество наших читателей с интересом следило за последующими публикациями в газете на эту тему. На сегодняшний день работы по восстановлению храма идут полным ходом. Уже готово предпроектное архитектурное решение. В результате добровольных действий собраны средства, позволившие восстановить главный колокол.

Территория будущего храма. На заднем плане часовня, в которой сегодня совершаются все церковные таинства

Все складывается

Благодаря добровольным благотворительным работам, проводимым в июле 2020 г. на месте пожара, было собрано большое количество строительного мусора. Все это вывезли с территории храма на пятидесяти большегрузных автомобилях. А колокольную бронзу, которую на месте пожара находили и кусками, и в расплаве, собрали в отдельные емкости и отправили в Новосибирск, где ее переплавили и частично использовали при изготовлении нового главного колокола.

На прошедшей неделе мы вновь встретились с настоятелем Зоркальцевского храма, протоиереем Максимом Мироновым.

— Самый большой колокол на колокольне Зоркальцевского храма имел вес 820 килограммов, — отмечает в начале нашей беседы отец Максим. — Когда мы оценили объем благотворительных пожертвований, то приняли решение, прежде всего, воскресить этот главный колокол. Мы обратились в московскую компанию «Литекс». Оказалось, что у них сохранился макет нашего главного колокола, который мы заказывали у них в 2013 году. Макет — это такой компьютерный образ, который учитывает не только размеры и пропорции самого колокола, но и изображения и надписи на нем. И так получилось, что мы обратились в «Литекс» тогда, когда у них не было заказов. Конечно, эти обстоятельства упростили и подготовку, и выполнение поставленной задачи. Кроме того, зная, что у нас был пожар, нам сделали большую скидку в цене.

«Отлит сей колокол во славу Божию!..»

Колокольный звон

— Мастер, который помогал нам покупать и настраивать предыдущие колокола, на сегодняшний день построил свою плавильную мастерскую и изготовил нам шесть колоколов малого размера, которые согласованы между собой по звучанию (между колоколами есть своя специфика звукового соответствия — как должно быть), — продолжает свой рассказ отец Максим. — Мы изготовили опоры под колокола, и сейчас все они объединены в одну группу, их управление настроено.

— Конечно, в будущем предстоит еще покупать промежуточные колокола, но это уже дело будущих благотворителей, которым будет предоставлена возможность выбрать колокол по своему вкусу, — добавляет настоятель. — Сегодня уже есть заявка от одной семьи, которая спрашивает благословения, желая приобрести для нашей церкви колокол следующего масштаба — практически в два раза больше сегодняшнего. Это уже отдельная тема: мы будем консультироваться у проектировщиков, понесет ли колокольня, которую мы построим, такую нагрузку. Скорее всего, понесет.

Проектирование в средней стадии

Будущее строительство нового храма в с. Зоркальцево уже имеет архитектурное решение, утвержденное правящим архиереем Томской епархии, митрополитом Ростиславом. Конечно, для получения разрешения на строительство нужно пройти много разных согласований и разрешений. На сегодняшний день выполнены предпроектные изыскания по строительству храма, приведены в порядок документы на землю и коммуникации. Остается только выполнить сам проект и получить разрешение на строительство.

Проект выполняет томская компания «Рубин». Поскольку уже есть промежуточное проектное решение, то сейчас ведутся переговоры с субподрядчиками узких направлений: по проектированию системы отопления, вентиляции, водоснабжения, электрификации, кондиционирования и прочего. Этих систем очень много, и все они должны быть увязаны между собой. Можно сказать, что проектирование находится в средней стадии.

— Надеемся, что к началу следующего года у нас будет достаточный объем выполненных проектных работ, чтобы мы могли иметь ориентировочную смету и обратиться к губернатору (с которым уже были предварительные переговоры) с просьбой пригласить сильные томские предприятия на создание финансового ресурса для строительства, — отмечает отец Максим. — Именно на этом этапе необходимо будет организовать изыскание средств. И губернатор уже заверил, что готов выступить попечителем в соискании средств. Для этого ему нужны основания — то есть проект и смета. Над этим мы и работаем. Чтобы к моменту, когда будет планироваться следующий финансовый год, можно было назвать цифры.

Есть форма, а есть наполнение

Одновременно с процессом восстановления храма происходит и работа над внутренним обустройством интерьера. Для прихожан Зоркальцево не менее важно, как будущий храм будет устроен и украшен изнутри, а также обустройство иконостаса.

— Понимаете, ведь есть форма, а есть наполнение, —поясняет отец Максим. — Есть автомобиль — есть водитель; есть тело — есть душа; есть храм, а есть то, что в нем. В прошлом здании церкви, которое пострадало от пожара, иконостас был выполнен в упрощенной форме: на направляющих был установлен фанерный щит, на который были нанесены фотографии икон. Сейчас речь идет о том, что мы строим новый храм, строим его надолго и надеемся, что он станет любимым местом посещения томичей и жителей Зоркальцевского сельского округа. И в этом храме мы планируем изготовить каноничный иконостас по всем церковным правилам.

Мастер Андрей Алексеев показывает центральную икону в иконостасе, находящуюся в процессе работы

«Бог дал нам мастера»

Для изготовления такого иконостаса достаточно трудно найти мастера. Кто-то уже занят работой; многие из старых мастеров, увы, уходят в мир иной… Молодые же мастера, как правило, тренируются на копировании существующих икон. Написание икон с нуля — удел немногих иконописцев, которые имеют в этом деле большой опыт и, что не менее важно, имеют преемство от другого мастера, засвидетельствованное церковью.

— Бог дал нам такого мастера, — улыбается отец Максим. — Это иконописец Андрей Алексеев, живущий в Москве. Когда мы провели с ним предварительные переговоры, с ним случился инфаркт. Причем инфаркт был такой сильный, что доктор сказал: «Я удивлен, по всем показателям вы должны были уже и не вернуться». Но, как сказал тот же доктор, Бог поцеловал в маковку мастера Андрея, и для чего-то он остался жить. Позже мы с Андреем Николаевичем рассуждали, что, может быть, именно для того, чтобы написать иконостас в Зоркальцевскую церковь? Хотя, церкви-то еще и нет… Но именно благодаря сочетанию умений в этом человеке эти два процесса — восстановление самого храма и подготовка его внутреннего содержания — идут параллельно.

Рабочее место иконописца: планшет, угольник, тушь, карандаши

Жить и работать при храме

По профессиональному образованию Андрей Николаевич Алексеев — архитектор. Именно он выполнил архитектурное решение нового Зоркальцевского храма. Он же сейчас ведет и работы по интерьеру. Когда чертежи будут закончены, на них мы увидим храм, нарисованный изнутри. На этом интерьерном решении будет отражено, как выглядит каждая стена, дверь, икона, каждый элемент церковной утвари и мебели.

— Благодаря этому мы уже имеем размеры будущего иконостаса, а значит, можем определить размеры каждой отдельной иконы, — поясняет батюшка. — И вот на сегодняшний день для одного ряда икон мы уже заказали доски, которые выполнил мастер, живущий в г. Хотьково Московской области (входит в Сергиево-Посадский городской округ — прим. автора). Иконные полотна выполнены с красивым резным навершием. Они склеены из липовых досок шириной 60 см и высотой более полутора метров. Эти доски выведены в специальную плоскость — ковчег. То есть в иконной доске сделано углубление: края выше, а середина глубже. На поверхность иконных досок нанесен слой специального мелового левкаса (грунт, представляющий собой мел, смешанный с животным или рыбьим клеем с добавлением льняного масла — прим. автора). Вообще, написание икон — дело долгое, кропотливое и очень незаурядное. Мастер Андрей согласился приехать в Томск, жить здесь, ходить на службу в нашу часовню, слушать колокольный звон, общаться с прихожанами и здесь «родить» эти иконы. Этим он и занимается уже четвертую неделю. Возможно, что иконы для иконостаса будут готовы раньше, чем будет решено строительство храма. Тогда они будут просто ждать своего места назначения.

Настоятель Зоркальцевского храма на фоне колокольной опоры и часовни

Начало. Деисис

Внутри церкви главное внимание всегда привлекает иконостас. На иконостасе важнейшей иконой является Иисус Христос, который сидит на судейском престоле.

— Если мы будем обращаться к Библейскому повествованию, то есть такая книга — Апокалипсис, в которой говорится, что когда мировая история человеческого бытия будет завершаться, то Христос, как судья, воссядет на престол. Его будет окружать семь светильников, и он будет вершить конечный суд над каждой душой человеческой: какую вечность она себе наработала? А справа и слева к Христу обращаются святые апостолы, архангелы, святители, преподобные, мученики. Все они склоняются к Христу в молитве, как бы говоря: «Господи, вот человек пришел — помилуй его». Вот эта композиция, изображающая Христа посредине и обращенных к нему в молитвенных позах святых, и имеет древнерусское название «деисис» (от греч. déеsis — моление). И вот мастер Андрей начинает свою работу над будущим иконостасом именно с этой композиции, с этого иконного ряда. С точки зрения исполнения задуманного это самые сложные иконы. Относительно них уже пойдут другие иконы, как бы развивая общую мысль.

Лики святых уже начинают посматривать на нас с рождающихся икон

Подобие идет к своему образу

—- Хотел бы добавить, что ситуация вообще уникальная, — вступает в беседу Андрей Николаевич. — Я даже не знаю, была ли в истории еще когда-нибудь такая ситуация, что храма еще нет, а иконы к нему уже создаются. Обычно строят храм, а потом приглашают художников, и они его расписывают. А тут — еще первые сваи не забили, фундамента не залили, а иконы уже пишутся. Когда икона рождается, у нее всегда есть своя судьба. Иная пишется, будто сама собой, а иную нужно выстрадать. И любая икона связана с переживаниями самого мастера, с его разговором с Творцом.

— Действительно, ведь есть даже такое суждение, что икона не рисуется, — подхватывает отец Максим. — Как только мастер почувствовал икону, он повел линию, и она тут же схватывается воедино. Фактически, написание иконы — это роды. И смотреть на рождающиеся иконы — все равно, что смотреть на беременную женщину. Это всегда мистика. Если при этом заказчик не давит, не гонит, не требует какие-то конкретности, а дает иконописцу свободу, то Бог вмешивается, и человек становится кисточкой в Божьих руках. И получается не то, что человек задумал, а то, что задумал Бог.

— Икона раскрывается по стадиям, — замечает мастер Андрей. — Весь образ должен быть прописан так, чтобы воспринимался, как живой. Человек ведь — подобие Божие.

— И подобие идет к своему образу, — продолжает мысль отец Максим. — Церковь помогает увидеть образ человека в святых. Храм несет как сакральное значение (в нем совершаются таинства), так и функцию проповеди: своим бытием, своим звоном, своим видом. Храм — это хранитель икон, а иконы — это хранители образа, которым мы тоже можем подражать. И мы, взирая на образ, углубляемся в своем понимании главного. А чувствуя Бога, человек может принести ему плод любви, для которого Бог его и сотворил. Я для себя это так определяю: значит, разговор молящихся нашего прихода с Богом таков, что господь уже что-то задумал. Иначе бы ничего этого просто не получилось. Не было бы этих досок, этого мастера, не было бы этих ликов, которые уже поглядывают на нас с только рождающихся икон.

Здесь будет отстроен новый храм!

Важные технические моменты

На днях в мастерской повесили гигрометр для мониторинга влажности воздуха и установили приборы, увлажняющие пересушенный зимний воздух. Это важно для деревянных конструкций, на которых пишут иконы.

— Дерево по высоте почти не усыхает, а по ширине происходит достаточно сильное усыхание, — поясняет мастер. — Поэтому при необходимости я ослабляю специальные крепления. Если бы они были сильно скреплены, при пересыхании начало бы рвать доски. Но я слежу за этим. Да и гигрометр, и приборы для увлажнения воздуха помогут избежать чрезмерного пересыхания.

— Андрей Николаевич, а для чего вам планшет?

— На планшете у меня информация по иконографии. Скажем, у каждого святого есть некие каноны того, как он должен выглядеть: внешность, одежда, жесты и прочее. Дома у меня море книг и по иконографии, и искусствоведческих. Есть, в частности, рукописная книга под названием «Иконописный подлинник». В ней святые распределены по дням недели и подробно описывается, как тот или иной святой выглядит. Скажем: «святительская риза крещатая, испод — лазорь; плешив, борода аки у Николы», или «борода длиньше Власьевой». Сюда, понятно, все книги не перевезешь, вот и взял планшет.

Осенние сборы детей при Зоркальцевском храме

Богословие в красках

— Есть евангельские книги, а есть предания, — продолжает свой рассказ мастер Андрей. — В преданиях описываются некие дополнительные сведения, в том числе о святых, которые появились уже позже Христа. Так вот иконы относятся к преданию и являются продолжением предания. Святые должны быть узнаваемыми. И так и происходит: евангельские вечные истины должны оставаться неизменяемыми. Поэтому иконы пишутся не от себя, а в продолжение предания, обязательно в границах канона без изменения достоверности. Время, конечно, вносит свои изменения. Да и сама вера с течением времени, так или иначе, меняется. Скажем, во времена раскола люди за веру шли на смерть. Задача церкви во все времена сохранять устои.

— Каковы, на ваш взгляд, главные характеристики времени сегодняшнего?

— Если историю рассматривать по-христиански, то она в принципе идет по наклонной: со времени, когда человек был изгнан из рая — к антихристу. Причем если нарисовать график, то вначале наклон был небольшой, а теперь падение человечества все неудержимей. Причем мы сами обычно как думаем: солнце светит — значит, вроде бы, все по-прежнему. А на самом деле есть вещи, которые четко показывают, что все уже не так.

— Какие же это вещи?

— Их много, на самом деле. Лакмусовой бумагой можно назвать деньги. Когда-то ведь денег вообще не было. Позже они появились, так как людям стало необходимо совершать обмен. И у денег действительно есть нормальные функции, без которых не обойтись. Так, деньги — это, как известно, эквивалент стоимости товаров и услуг. Раньше считалось, что во всем должно соблюдаться постоянство: сколько есть благ — столько пусть и остается. И это распространялось на все сферы жизни. Но со временем у денег появилась функция накопительства, а с ней появилась прибавочная стоимость, эксплуатация и прочее. Общество продолжало развиваться в таком ключе. Так, деньги фактически стали для человечества богом. Помните, как в Евангелии: «не можете (одновременно) служить Богу и мамоне» (то есть богатству). Служение Богу и мамоне — это разное служение. Служение богатству подразумевает эгоистичную корысть. Служение же Богу подразумевает любовь не только к Нему, но и к ближним. Любовь к Богу и ближнему определяет всю религиозную жизнь человека. Нет любви к Богу вне любви к ближнему. И если вернуться к словам Христа об одновременном служении двум господам, то мы увидим, что служить можно только любовью, которая милосердна и которая противоположна корысти. Когда человек заменяет любовь к Богу страстью к наживе, к неправедному обогащению, он служит мамоне. Такая служба противна Божественной истине, подразумевающей жертвенную любовь к Богу и ближнему, то есть ограничение своих корыстных интересов.

Только человек из всех тварей уподоблен Богу свободой воли и выбора. Эти истины надо знать, чтобы они входили, в том числе, в эмоциональное содержание икон.

Творческие занятия

«Слава Богу, есть все…»

В заключение хочется отметить, что на фоне всех этих впечатляющих и удивительных подвижек, о которых мы сегодня рассказали нашим читателям, в Зоркальцево продолжается церковная жизнь. Так, на осенних каникулах при храме действовали детские сборы, во время которых для ребят проводились военные, спортивные, патриотические, фольклорные и прочие занятия; в том числе была и колокольная подготовка. Также дети приходили в мастерскую и смотрели на иконы, рождающиеся из-под кисти мастера Андрея Алексеева.

Юная паства Зоркальцевского прихода

Братья и сестры — прихожане (а частью и «приезжане», как в шутку называет приезжих прихожан отец Максим) — регулярно приходят в часовню, где происходят все виды церковных служб.

— Будучи не только приходом с. Зоркальцево, но и элементом Томской епархии, мы принимаем участие во всей полноте церковной жизни, несем социальную нагрузку. Слава Богу, есть все, чтобы это осуществлять. А наш храм, как точка внимания, уже привлекает свою паству. Потому что конечный финал у каждого человека все равно произойдет. Вопрос в том, кем же ты станешь в финале? Мне кажется, очень важно, чтобы в жизни каждого человека были не только труды, отдых, еда, питье, женитьба, профессионализм и прочее. Должен быть период отдохновения, чтобы можно было выдохнуть земное, вдохнуть небесное, одухотвориться и освятить свою жизнь. Очень понравилось, как сказал один священник: «Важны не знания о Боге и церкви, важно личное, искреннее к ним отношение». Это значит, что не столь важно, как правильно свечку поставить или поклон произвести; просто в душе человека обязательно должно быть место для Бога. А наша задача при строительстве храма и созидании икон посеять такую позитивную провокацию, чтобы думающий человек в этом храме внутренне зрел, как плод, по образу Божию. Чтобы, в конце концов, все мы стали богоподобными, богоугодными, чтобы Русь была Святая и хранила Веру православную, — заключает настоятель храма.

Софья Вольская

Читайте также на сайте:

  1. Чудеса на поле жизни
  2. Хоральная синагога: история и современность
  3. Как живешь, Туркменистан?
  4. КИТАЙ: праздники и будни
  5. О чем говорят звезды?
  6. На улице холодно, детка!
  7. Яровое: ад сквозь рай. Пять лет спустя
  8. Луганск 2021: моя командировка
  9. Дни национальной кухни
  10. Близкое море

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91