Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ

Сделать очередность капремонта прозрачной и открытой

Степень износа дома должна стать главным критерием включения его в краткосрочный план капитального ремонта

Три года назад был принят областной закон “Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Томской области” (№ 116-ОЗ от 7.06.2013 г.), но недоверие у граждан к программе капремонта остается, прежде всего, из-за сомнительного формирования очередности и оценки качества проведенного ремонта. Может быть, поэтому задолженность по взносам на капитальный ремонт сегодня более 15%.

Региональная программа капитального ремонта

Сделать очередность капремонта прозрачной и открытойРегиональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Томской области, рассчитана до 2046 года. В единый перечень многоквартирных домов (МКД), расположенных на территории Томской области, включено 6353 дома, 70% из которых находятся в Томске. Установлена очередность капитального ремонта МКД согласно году постройки — с 1800 по 2015 год, то есть в новостройках капремонт планируется только через 30 лет. Дома, признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (износ более 70%) в программу не включены.
В областном законе определен перечень услуг и работ по капремонту общего имущества в многоквартирных домах: ремонт крыши, фасада, инженерных сетей, фундамента — всего 14 позиций, в том числе разработка проектной документации и проведение ее государственной экспертизы; осуществление строительного контроля; установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов. Каждый житель многоквартирного дома может самостоятельно уточнить сроки, перечень услуг и работ по капитальному ремонту на своем доме.
Определен оператор реализации программы — Региональный фонд капитального ремонта Томской области, который аккумулирует средства, поступающие от собственников жилья, и выступает заказчиком услуг и работ по капремонту общего имущества в МКД согласно очереди. С октября 2014 года все жители многоквартирных домов получают квитанции — взнос на оплату капитального ремонта своего дома. На каждый дом заведена специальная карточка учета, по которой можно отследить способ формирования фонда капитального ремонта дома, уточнить тариф и реквизиты, посмотреть отчеты расходов за каждый квартал по годам, достаточно только зайти на сайт регионального оператора. (http://kaprem.tomsk.ru/).

Очередность проведения капитального ремонта

Как показала практика, формирование очередности проведения капитального ремонта — самое “слабое звено” в региональной программе. Особенно это стало очевидно при введении краткосрочных трехгодичных планов капремонта. Согласно областному закону, очередность ремонта должна определяться по четырем критериям:
1) продолжительность эксплуатации многоквартирного дома после ввода в эксплуатацию;
2) продолжительность эксплуатации многоквартирного дома после последнего капитального ремонта;
3) наличие угрозы безопасности жизни или здоровью граждан, а также сохранности общего имущества и имущества граждан, подтвержденной заключением экспертов;
4) степень готовности многоквартирного дома к капитальному ремонту.
Рассмотрим подробнее: первоначально основным критерием очередности был признан год постройки здания. В 2014 году в единый перечень МКД все здания были внесены именно по “возрастному” принципу. Но оказалось, что часть этих домов настолько ветхая — износ составляет 70–80% — что проводить капитальный ремонт в них не целесообразно. Нужно признавать их аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Другая часть таких домов является архитектурным наследием Томска, и восстановительные работы в них уже проведены (ведутся) по отдельной программе. В то же время есть дома, построенные во второй половине ХХ века, с прогнившей инженерной системой или разрушенным фундаментом, где годами протекает крыша, а капитальный ремонт в них будет по плану только в 2022–2025 годы. Получается, что критерий — срок ввода в эксплуатацию дома — не может быть главным.
Другой критерий — срок эксплуатации после капремонта отдельных строительных конструкций или инженерных систем. Ни для кого не секрет, как проводился такой ремонт в 90-е годы. Материалы использовались самые дешевые и некачественные, часто бывшие в употреблении. Государственного контроля за качеством работ тоже не было. Например, много ведомственных домов и общежитий в конце 90-х было передано в городской фонд жилья. В лучшем случае был проведен только косметический ремонт: ржавые батареи покрасили, подъезды побелили, стекла вставили, а крыши, фундамент и инженерные системы никто не ремонтировал. Однако сроки проведения формального ремонта на доме были зафиксированы в документах и, соответственно, перекочевали в региональную программу капитального ремонта. Так неточные данные о состоянии дома по дате последнего ремонта существенно влияют на очередность капитального ремонта. И этот критерий оказался ненадежным.
Третий критерий — о наличии угрозы проживания в “аварийном” доме вытекает из первых двух, но опасность жизни или здоровью граждан, сохранности общего имущества и имущества граждан должна быть подтверждена документально заключением экспертов. В современных условиях государственной бесконтрольности за деятельностью коммерческих экспертных организаций такой документ, наверное, может принести каждый второй. Можно ли доверять таким проплаченным заключениям?
Еще один критерий называется “степень готовности многоквартирного дома к капитальному ремонту”, что означает наличие проектной документации на капитальный ремонт и достаточной суммы на капремонт дома. Если дом многоквартирный, то к определенному сроку, например, в новостройках Солнечной долины за 30 лет можно накопить нужную сумму. А что делать со старым жилым фондом, где в 4–8-квартирных “деревяшках” проживают в основном пенсионеры, многие из которых освобождены от взносов на капремонт? Например, трехквартирный деревянный дом по улице Гагарина,24 (1891 г. постройки). Очередь капитального ремонта крыши и несущих конструкций запланирована на 2020–2022 год, а сбор средств на капитальный ремонт за период с октября 2014 г. по апрель 2017 г. составляет не более 27 тыс. рублей при 100% платежах. Какой ремонт можно сделать за эти деньги? Даже на проектные документы не хватит. Что делать с таким домом? Ведь нужную сумму баллов по этому критерию он никогда не наберет, даже к окончанию программы.
Согласно областному закону, ни департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, ни Региональный фонд капитального ремонта Томской области не имеют никакого отношения к формированию очередности на капитальный ремонт. Органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области ежегодно, в срок до 1 мая, представляют сведения для региональной программы капитального ремонта (в том числе сведения о том, являются ли многоквартирные дома аварийными). На сегодня именно территориальная администрация определяет очередность проведения капитального ремонта и составляет списки, исходя из вышеупомянутых критериев (по баллам). Далее эти списки ложатся в основу краткосрочного трёхгодичного плана, с которым и работает региональный оператор.

Принцип социальной справедливости

Эксперты региональной рабочей группы ОНФ “Качество повседневной жизни” на “круглом столе” в мае обсудили проблемы, возникающие при проведении капитального ремонта. Главной проблемой было названо формирование очереди МКД на капремонт. Собравшиеся пришли к мнению, что необходимо сделать очередность прозрачной и открытой, а степень износа дома должна стать главным критерием включения его в краткосрочный план. Понятно, что всем хочется быть первыми, но краткосрочный план не резиновый, он ограничен в первую очередь собранными средствами на капремонт. Поскольку составление списков отдано органам самоуправления, то решено было заслушать представителей территориальных администраций, чтобы разобраться, как соблюдается принцип разумности и справедливости. Также прозвучало предложение о создании на уровне органов местного самоуправления независимых комиссий с участием представителей СМИ и общественных организацией, которые занимались бы решением спорных вопросов при формировании краткосрочных планов проведения капремонта.
Примечание: В настоящее время действует краткосрочный план проведения капремонта на 2016–2018 годы. В 2016 году мероприятия по капитальному ремонту были выполнены в 226 многоквартирных домах области, в которых проживает более 33 тыс. человек. Общие объемы затрат составили 622,2 млн рублей.
В план 2017 года включено 302 многоквартирных дома, в результате чего жилищные условия улучшат более 39 тыс. человек. На сегодня в 140 домах идут ремонтные работы, на 119 зданий сделана ПСД, еще на 43 дома готовятся ПСД для ремонта в 2018–2019 гг. Предстоит ремонт 110 крыш, замена около 140 лифтов
.
Людмила Артемьева

Читайте также на сайте:

  1. Комментарий
  2. Кто виноват и что делать?
  3. Не детское «удовольствие»
  4. Варвары
  5. Обещанного три года ждут
  6. Просто мистика какая-то…
  7. Сомнительное соседство: морг и храм «в одном флаконе»
  8. Как дар превращают в нал
  9. Полное безобразие!
  10. Чиновников не беспокоит безопасность наших детей!

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91