Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ

«Скоморох» открывает новый сезон

Томский областной театр куклы и актера имени Романа Виндермана готовится к открытию нового — 76-го — театрального сезона

Несмотря на пандемию и карантинные меры, предыдущий, 75-й театральный сезон оказался для «Скомороха» как никогда ярким и насыщенным.

Во-первых, театр отметил целых два юбилея: свой собственный и своего бывшего художественного руководителя Романа Виндермана, чье имя он носит на протяжении многих лет.

Во-вторых, «Скоморох» продолжил сотрудничество с Гильдией драматургов России, проведя совместно Всероссийский драматический конкурс на лучшую инсценировку/оригинальную пьесу по творчеству А. П. Чехова. По одной из пьес-победительниц в рамках проекта «Драмачай» был создан спектакль-читка.

В третьих, театр вошел в число победителей одиннадцатого конкурса, проведенного Фондом президентских грантов, представив совместный с Томским региональным отделением общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей России» проект по проведению Международного театрального фестиваля театров кукол и театров для детей фестиваля «Сказочный балаганчик Скомороха». А также оказался в ряду получателей президентских грантов, направленных для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства, послав заявку на постановку документального спектакля «Ни одного неграмотного» о жизни и деятельности известного томича, просветителя и предпринимателя Петра Макушина.

Что было

Ну, и в-четвертых, 75-й театральный сезон оказался богатым на премьеры, которых было шесть. Реалистическая фантазия по рассказу Р. Бредбери «Все лето в один день», спектакль «Дождь» стал интересен зрителям уже тем, что в нем почти нет декораций в традиционном понимании. Во время спектакля на сцене пасмурно и сыро, а лето длится всего несколько минут. Но, как известно, пара солнечных лучей и одна теплая душа могут пробудить в промокших и отсыревших сердцах самые настоящие человеческие чувства.

Известный итальянский писатель Джанни Родари придумал немало сказок: «Джельсомино в стране лжецов», «Путешествие Голубой Стрелы», «Приключения Чиполлино» и многие другие. Постановка «Собака, которая не умела лаять» была осуществлена в прошлом сезоне «Скомороха» по сказке Родари. Получился добрый и веселый интерактивный спектакль для самых маленьких зрителей. Причем, у этой сказки целых три финала!

Спектакль «Хочу быть царицей» был поставлен по мотивам «Аленушкиных сказок» Мамина-Сибиряка. Эти полные нежности и любви сказки русский писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк создавал специально для своей дочери Елены, которую ласково называл Аленушкой. Отсюда и название цикла — «Аленушкины сказки». Одна из них в прошедшем сезоне ожила на сцене «Скомороха» на глазах маленьких зрителей, которые вместе с главной героиней Аленушкой переносились в цветной, радостный, фантазийный сон…

Кукла-критик

«Сказ про нечисть лесную и любовь неземную» учит юных зрителей тому, что истинная красота заключена не во внешних качествах, а в доброте, преданности и умении любить. Среди отзывов на эту постановку: «Спектакль потрясающий, веселый, музыкальный. Мы с ребенком в восторге. Шикарный новогодний подарок сделал любимый театр «Скоморох» для своих зрителей. Спасибо!».

По мнению многих зрителей, спектакль «Когда закончится война», выпущенный на сцене «Скомороха» в прошедшем сезоне, смогут оценить по-настоящему взрослые, мыслящие люди, которые осознают, что такое война, что такое человек и каким он бывает. Все зрители признавали, что в постановке есть сцены, от которых буквально мурашки бегут по коже. Актерская игра действительно цепляет, заставляя внутри себя переживать все происходящее на сцене. В «Когда закончится война» саму войну показывают с другой стороны. Потому что война — это не только герои и победа.

Знаковым событием не только для театра, но и для всего Томска в прошедшем сезоне стала премьера спектакля «История одного города» по одноименному роману Михаила Салтыкова-Щедрина в постановке талантливой команды из республики Беларусь.

В свое время «История одного города» вызвала массу толкований и негодований, что заставило Салтыкова-Щедрина ответить на статью известного публициста А. Суворина. Автор критической статьи «Историческая сатира», появившейся в апрельском номере журнала «Вестник Европы» за 1871 г., обвинил писателя в глумлении над русским народом и искажении фактов русской истории, не проникая в глубину замысла и суть художественного своеобразия произведения. При этом Иван Тургенев называл книгу замечательной и считал, что в ней отражена «сатирическая история русского общества во второй половине прошлого и начале нынешнего столетия». Вот такие два полярных мнения.

Кадр реалистической фантазии «Дождь»

От прошедшего к грядущему

На пресс-конференции для журналистов, прошедшей 27 августа и посвященной итогам 75-го и планам на 76-й театральный сезон, руководитель литературно-драматургической части театра Татьяна Ермолицкая, исполняющая роль модератора встречи, рассказала о достижениях прошлого сезона. То есть обо всем, что в данном материале описано выше. Однако далее в беседу вмешалась Кукла-критик, участвующая во встрече, которая недовольным голосом пробурчала:

— Все о прошлом, да о прошлом! Давайте уже поговорим о новом сезоне. Мне, между прочим, есть что рассказать. Я, между прочим, открываю 76-й сезон.

«Собака, которая не умела лаять»

Татьяна Николаевна соглашается:

— Конечно, конечно, уважаемая! Мы не забыли и непременно дадим вам слово. Ведь вы хотели рассказать о первой премьере этого сезона. Уже 11 сентября наши маленькие зрители увидят спектакль «Принцесса-птичка» по сказке Анни Шмидт. Как оказалось, немногие зрители знакомы с произведениями этой писательницы из Нидерландов. Не могли бы вы, любезная, рассказать нам немного о ней, а заодно и о премьерном спектакле?..

На что Кукла-критик с готовностью поведала журналистам о том, что Анни Шмидт — самая известная, самая любимая и читаемая детская писательница в Нидерландах.

Она является обладательницей престижных литературных премий. Еще ее называют «самой остроумной в мире бабушкой», а ее книгами зачитываются мальчишки и девчонки разных стран. С героями Анни Шмидт происходят самые невероятные истории, а в придуманных ею принцах и принцессах, колдуньях и великанах читатель легко узнает своих родных и близких, друзей и знакомых с их привычками, слабостями и причудами. В 1964 г. вышла ее книга сказок «Ведьмы и все прочие», которую писательница считала самой любимой. Одна из сказок — «Крапинка» — и легла в основу постановки «Принцесса-птичка», которую театр «Скоморох» адресует своим самым маленьким зрителям. Спектакль пройдет на сцене театра на подушках.

Спектакль «Хочу быть царицей»

«Ни одного неграмотного»

О постановке необычного спектакля с названием «Ни одного неграмотного», поставленного в жанре non-fiction (невымысел) о человеке сложном рассказал режиссер-постановщик Дмитрий Гомзяков:

— Сделать проект, посвященный известнейшему сибирскому просветителю Петру Макушину, в театре задумали уже давно. Идея витала в воздухе, поскольку «Скоморох» находится в здании, построенным по инициативе Макушина. Действительно, Петр Макушин был уникальным человеком, великим просветителем. Он приучал людей к книгам, наладил работу общественных библиотек. Когда я начал изучать эту тему, захотелось погружаться в нее все глубже и глубже. Задачей же нашего спектакля я считаю не рассказать о Макушине, а поговорить с Макушиным. И поговорить непременно сегодня. Считаю, что это должно быть очень интересно, особенно молодому поколению.

Работники театра на встрече с журналистами 27 августа 2021 г.

— В этом году театр выиграл президентский грант для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства и стал воплощать проект в жизнь, — комментирует Т. Ермолицкая. — О Петре Макушине с большим уважением отзывался Лев Толстой, а крупный российский книгоиздатель Иван Сытин писал Макушину: «Ермак покорил Сибирь оружием, вы покоряете ее книгой». Постановка предлагает взглянуть на Макушина как на живого и неоднозначного человека. С одной стороны, он был меценатом и вложил немало собственных средств в создание Дома науки. С другой стороны, он не был меценатом в чистом виде этого слова. Скорее, он был хорошим умным инвестором: давал часть своих денег, но и вовлекал другие ресурсы: например, умел убеждать власти города в необходимости их участия. В общем, другая сторона этой личности — Макушин был жестким предпринимателем, никогда не забывающем о собственной выгоде и прибыли. Обо всем этом и получилась пьеса.

— Я давно живу в нашем городе и знаю, что 70% жителей не знает, кто такой Петр Макушин. Ну, или знает на уровне одного предложения, — в беседу включается актриса-кукловод «Скомороха» Марина Дюсьметова. — Но чем дольше мы занимаемся этой темой, тем больше я убеждаюсь, что нужно знать историю своего города, своего края. Так интересней жить, да и просто находиться в этом городе. Кроме того, что это еще и очень полезно. А с точки зрения современного менталитета тем более будет интересно познакомиться с историей такого уникального человека, как Петр Иванович. В то время он начинал с рубля в кармане. И в итоге огромное количество зданий было построено с помощью его денег, и не только его. Как он умудрялся раскрутить на это людей, зачастую полуграмотных? Когда приходят и приносят последние две копейки или старенькие книжки (потому что больше ничего нет) — только чтоб была эта библиотека — это как же надо увлечь людей! У нашего города богатейшая история, и конечно, ее надо изучать и знать.

«Сказ про нечисть лесную, да любовь неземную»

Итак, спектакль станет поводом посмотреть на неоднозначность человека на примере Петра Макушина. По своему решению постановка «Ни одного неграмотного» будет рассчитана в первую очередь на молодое поколение. Ожидается игра с формой и необычные для спектаклей «Скомороха» локации.

Художником данной работы стал Матвей Фатеев. Именно он создал одну из самых ярких работ для нынешнего паблик-арт фестиваля «мУка. Склады искусства» — инсталляцию «Исчезающий вид». Состав артистов для спектакля Дмитрий Гомзяков выбрал «звездный»: в постановке заняты заслуженная артистка РФ Марина Дюсьметова, Юрий Орлов и Олеся Кондратьева. Какая история получится в итоге, увидим 17–18 сентября.

«Театральщина»

После премьеры спектакля по Макушину в Томск приезжает главный режиссер Сыктывкарской Драмы Борис Лагода. Сам себя Лагода называет неудобным режиссером, говорит, что не умеет подстраиваться. В театре к нему относятся по-разному. Говорят, что он строг, не прощает лености и не взирает на возраст и «заслуженность». Между тем Борис Борисович — человек разносторонний. Выпускник Белорусского государственного театрально-художественного института, он работал актером Гродненского областного драматического театра, главным режиссером в нескольких как ведущих, так и небольших провинциальных театрах России. Поставил порядка ста спектаклей: опер, мюзиклов, оперетт, балетов, музыкальных комедий и сказок, водевилей. Написал множество либретто, издал книгу прозы и стихов. Снимался в фильмах.

— Борис Лагода будет ставить на нашей сцене спектакль «Театральщина» по пьесе драматурга и сценариста Владимира Рыжкова, которая называется «Бенефис». Эта пьеса рассказывает о закулисной жизни театра, — поясняет Т. Ермолицкая.

«Рождественская история»

— Дальше мы с нетерпением ждем приезда Игоря Казакова, который своей постановкой «История одного города», можно сказать, вдохнул в наш театр вторую жизнь, — рассказывает Ермолицкая. — Он будет ставить «Рождественскую историю» по Чарльзу Диккенсу.

Кто из нас не читал классическую и очень английскую историю про старого скрягу, к которому явились три рождественских духа и отправили его в фантастическое путешествие в прошлое, настоящее и будущее? Благодаря этому самый известный скупердяй мировой литературы прозрел и научился любить ближнего своего.

Новогодний спектакль предлагает погрузиться в мистический и таинственный мир Чарльза Диккенса, чтобы понять, что такое истинные и мнимые ценности. Как и в любой праздничной истории, зрителей ждут чудеса, волшебство и счастливый финал, вот уже не одно столетие волнующий как детские, так и взрослые сердца.

«О счастье простом, да о Змее Золотом»

Также к Новому году готовится зрелищный, яркий и красивый спектакль «О счастье простом, да о Змее Золотом» по произведениям Павла Бажова.

— Лично я выросла на сказках Бажова. Да и сама я с Урала, так что для меня эта тема любимая, — поясняет заслуженная артистка России М. Дюсьметова. — Детский драматург Михаил Супонин в своей пьесе «Дочь золотого змея» собрал персонажей из разных сказок Бажова. История получилась поучительная. На какой возраст рассчитана эта постановка? Учитывая, что на Новый год к нам приходят как родители с детьми-дошкольниками, так и детские коллективы от школ, то, согласно концепции нашего театра, спектакль и рассчитан на всю эту аудиторию. Про что постановка, пока не могу сказать. Придете, посмотрите и сами все поймете. Но у Бажова и так все понятно: все его сказки про любовь, которая главнее всех сокровищ, которые скрыты в Уральских горах.

Так в «Скоморохе» закончится 2021 год.

— На 2022-й у нас уже другие планы, которыми мы с вами обязательно поделимся, — заключает Т. Ермолицкая. — А пока ждем всех томичей на пяти наших новых постановках.

Дарья Егорова

Читайте также на сайте:

  1. Театр продолжается!
  2. ТЮЗ. До новых встреч!
  3. Великая православная святыня
  4. Встреча с художником
  5. Год короток, искусство – вечно
  6. Значение праздников в русской культуре
  7. Четырнадцатая «Ночь музеев» в Томске
  8. Томские легенды
  9. В Новый год – с Надеждой
  10. Ностальгия по Тарковскому

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91