Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Читайте на сайте:
ticket title
Они сражались за Родину!    ◈
Школа как ориентир воспитания интеллекта, нравственности и патриотизма    ◈
Песни Великой Отечественной войны    ◈
«И наших дней торжественную правду он назовет последнею войной…»    ◈
Размышления на тему тарифов ЖКХ в Томске. Часть 3    ◈
Желающих поживиться за счет народа остановят только левый поворот и реализация программы КПРФ    ◈
С 1 мая, дорогие читатели!    ◈
Область беззакония — 6    ◈
Дачный сезон: новые штрафы и льготы    ◈
Новые времена — новые подходы    ◈
Размышления на тему тарифов ЖКХ в Томске. Часть 2    ◈
Ждем пожара!    ◈
Размышления на тему тарифов ЖКХ в Томске. Часть 1    ◈
Открытое обращение    ◈
Место в жизни — как его находят?    ◈
Вербное воскресенье    ◈
Дума Томска. Бюджет 2021 года    ◈
Новое веяние — новая опасность    ◈
Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!    ◈

Вещий Олег Ефремов

Легендарный актер и режиссер на заре юности предсказал свою судьбу.

Олег Ефремов родился 85 лет назад – под знаком Весов. Астрологи говорят, что людям этого мятежного знака свой­ственно безудержно влюблять­ся, оставлять свой след в ис­кусстве, вынашивать великие, подчас невыполнимые замыс­лы. Именно люди воздушной стихии, к которой относятся Весы, чаще всего стремятся изобрести вечный двигатель…

– «Вечный двигатель» Ефре­мова – это Московский Художе­ственный театр, – говорит друг и коллега актера, ректор Школы- студии МХАТ Анатолий Смелян­ский. – «Желаю славы я!» – с эти­ми строками Пушкина он пришел в Школу-студию МХАТ. «Достиг я высшей власти…», – монологом Годунова он закончил свою актер­скую карьеру…

Все, что гениальный Ефремов предсказал себе, сбылось от начала до конца. От славы до высшей вла­сти… Об этом рассказали его дру­зья и соратники, которые пришли на выставку, посвященную юби­лею Народного артиста Олега Ни­колаевича Ефремова, устроенную в Зеленом фойе МХАТа.

Арбатские друзья

– Когда меня называют другом детства, я сразу поправляю – я друг с детства, – рассказывает Николай Иванович Якушин, профессор, член союза журналистов Москвы. – Каж­дая эпоха имеет свой неповторимый запах. Дух и аура послевоенного Арбата тоже были особенными. А значит, и мы, арбатские, тоже были не такие, как все…

Молодой Ефремов часто захо­дил к другу Кольке после занятий в Школе-студии МХАТ.

– Своей комнаты у Ефремова не было, – рассказывает Якушин. – Он жил с родителями в коммуналке на Поварской улице. А у меня была своя комната в родительской двух­комнатной квартире, и ничего, что она была расположена в подвале. Мы учили уроки, играли в шахма­ты, карты… И не просто так играли. А на интерес. Среди трофеев, ко­торые мне достались от проиграв­шего Ефремова – книги. На одной Олег своей рукой написал: «Чтоб ты подавился этой книгой». А на другой: «Чем в карты играть, луч­ше бы ты книги читал вроде этой». Все книги с подписями Ефремова я сохранил и передал в коллекцию музея МХТ им. Чехова. О чем я ду­маю сегодня? 12 лет прошло, как не стало Олега Николаевича. Но боль утраты не утихает до сих пор.

Студент Ефремов

Друг Ефремова Анатолий Сме­лянский подготовил гостям вы­ставки необыкновенный подарок. Он впервые решил публично по­казать видеоинтервью Олега Ни­колаевича, которое сам записал незадолго до его смерти – в 1997 году. Люди, собравшиеся в Зеле­ном фойе, затаив дыхание, слуша­ли знакомый голос, узнавали непо­вторимые интонации рассказчика… Живой Ефремов говорил с экрана для каждого из них…

– Когда я в сорок пятом году по­ступал в Школу-студию, а это было сразу после салюта Победы, кон­курс был пятьсот человек на одно место! – рассказывал с экрана Еф­ремов. – Сейчас таких конкурсов нет. А тогда так было… Значение театра в жизни было совершенно другое – не то чтобы небожителя­ми считали актеров, просто заня­тие театром было самым престиж­ным делом…

На экзамен в театральную сту­дию Ефремов надел костюм, кото­рый ему подарили родственники.

– Его привезла мама от тети Оли, мужа которой посадили, а потом и тетю сослали в Караганду, – рас­сказывает с экрана Олег Ефре­мов. – Костюм бережно хранили, он был коричневый, болтался на мне, как на вешалке… На экза­мене я читал прозу Короленко и «Желание славы». Мне нравились пушкинские стихи, я читал так, что желание славы возникало через любовь. Потом была басня «Кош­ка и соловей». Вы, мол, комиссия, кошка, а я – соловей. Ну, тут я сам себе создавал неблагоприятные условия. Мне всегда было необхо­димо преодоление.

Иван-дурак и Конек-Горбунок

Студенты Школы-студии МХАТ были приближены к актерам теа­тра. Олег Ефремов в интервью Смелянскому рассказывает, как вместе с маститыми актерами они выезжали в Дом творчества.

– Общение, общение, общение – непрерывное, – рассказывает Еф­ремов. – Вот качается в гамачке Тарханов – и подзывает меня. И он тебе час разговора – как надо дышать, как это важно для акте­ра… Сейчас я признаюсь себе: вот, дурак, не ценил дарованное тебе внимание. А тогда стоишь, пере­минаешься, слушаешь и думаешь: когда он закончит? А еще играли в карты. Причем на деньги. Радо­вались, когда выигрывали, потому что надо было на что-то жить… Было много влюбленностей. Я хочу сказать, что это было замеча­тельное время…

Олег Ефремов грезил сценой МХАТа. Но после окончания сту­дии в этот театр его не приняли. Там уже работал молодой актер, внешне похожий а Ефремова. «Зачем нам два одинаковых ар­тиста?» – рассудило руководство театра. Ефремов позволил себе дер­зость, заявив: «А я все равно приду во МХАТ главным режиссером!» И дал согласие служить в ЦДТ – Цен­тральном Детском театре. Но все его мысли и мечты были о непоко­ренном МХАТе.

Современники и «Современник»

Ефремов-студент написал «Па­мятку» – клятву верности театру идрузьям. И подписал ее… своею кровью. На вечере памяти ее за­читал внук великого актера – на­чинающий артист Никита Ефре­мов, сын Михаила Ефремова. Этот «документ» был написан в 1947 году, но именно сейчас он объяс­няет то, что было понято не всем современниками Ефремова. Он дал клятву Театру с большой буквы. И был верен ей до конца. Он собрал своих единомышленников в своем театре, который назвали «Совре­менник». В считанные месяцы этот театр стал эталоном стиля, интел­лигентности и высокой нравствен­ности – в самом высоком смысле этого слова. Каждый спектакль производил эффект «разорвавшей­ся бомбы», постановки обсуждали на улицах и высоких кабинетах… «Современник» был настоящим современником людей думающих и ищущих – смысл жизни и себя самих.

Олег Ефремов руководил своим театром с 1956 по 1970 год. На том фундаменте, который заложил в своем театре режиссер Олег Ефре­мов, держится и сегодняшний «Со­временник».

– Когда к нам в театр приходят новички, они чувствуют присут­ствие духа самого Олега Николае­вича, – говорит актер театра Сер­гей Гармаш. – Он здесь поселился навсегда, для нас это очевидно.

МХАТ

В 1970 году «аксакалы» старей­шего столичного театра – МХАТа – попросили Олега Николаевича возглавить их театр. И он не смог устоять перед мечтой. Ведь еще в юности он дал слово войти в эти стены художественным руководи­телем! Он ушел из «Современника» и возглавил МХАТ, который в то время находился в глубоком кри­зисе – экономическом и идейном.

– В давнем спектакле Юрия Лю­бимова было пять Маяковских, – рассказывает Анатолий Сме­лянский. – Если бы можно было поставить спектакль об Олеге Николаевиче – там было бы не меньше персонажей. Ефремов в одиночестве, Ефремов в диалоге с властью, он же в отношениях с актерами, которых взялся ве­сти по жизни. Ефремов в полной «завязке», чудовищно сосредото­ченный, работающий без устали, несколько суток подряд. Ефремов в полной «развязке», свободный от всех социальных и личных обязательств, отпустивший душу на волю… Он нашел свой способ проживания жизни в услови­ях «невиданного государства» и «невиданного театра», которому он хотел вернуть человеческий облик…

Советский зритель боготворил «своего в доску» актера, который сыграл таксиста Сашку в картине «Три тополя на Плющихе», пол­ковника Гуляева в «Батальоны просят огня», Максима Подбере­зовика в «Берегись автомобиля»… А сам он всю жизнь был предан только театру, им он болел, им он лечился и ему, в конце концов, от­дал свою жизнь…

Мария Донская

Читайте также на сайте:

  1. Томская «блошка». В поисках сокровищ
  2. Хранитель души
  3. Душа в душу
  4. Светлана Галка: «Кураж – вот лучшая диета!»
  5. Не хлеба, но зрелищ
  6. ТЮЗ: юбилейный сезон приглашает!
  7. Памятник под арест
  8. ТЮЗ: гастроли, цели, решения.
  9. ТЮЗ принимает гостей из Новосибирска
  10. Феноменальный концерт звезды рок-музыки Ольги Кормухиной — в ТОМСКЕ

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91