Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ

Замечательный художник Андрей Вилков

Жизнь коротка, искусство вечно

Vita brévis, ars lónga. Наверняка, многие люди, тем более ценители искусства, слышали это крылатое латинское выражение. Человеческая жизнь коротка по сравнению с теми живописными произведениями, которые авторы оставляют после себя, и которые продолжают радовать поколения людей не один десяток, а то и сотни лет.

Наша газета много писала о творчестве томских художников и о творчестве художников региона. Но в коллекциях любителей живописи стали появляться произведения художников из других уголков нашей необъятной Родины.

В этой статье мы расскажем о творчестве замечательной пензенской семьи живописцев Андрея и Елены Вилковых.

Оба они окончили Пензенское художественное училище им. К. А. Савицкого. Примечателен тот факт, что именно это училище закончил наш знаменитый земляк, выдающийся российский живописец, заслуженный художник РФ Герман Николаевич Завьялов.

Пензенское художественное училище — одно из старейших в стране

Основано училище было в 1890 г. генерал-лейтенантом Н. Д. Селиверстовым в бытность того Пензенским губернатором. Губернатор, любитель и ценитель живописи, завещал Пензе 300000 рублей и всю свою коллекцию картин на предмет учреждения рисовальной школы. Училище поступило в ведение Императорской академии художеств и Министерства Императорского Двора. Цель училища была «образование живописцев, скульпторов и рисовальщиков для надобностей художественных и содействия художественному развитию в местном населении». Пензенский губернатор состоял почетным попечителем училища. Первым же директором, по назначению Императорской Академии Художеств, стал академик живописи К. А. Савицкий. Савицкий, в свою очередь, пригласил из Москвы П. И. Коровина, А. Клодта и К. Грандковского, А также многих известных скульпторов и живописцев того времени.

После Великой Октябрьской социалистической революции в 1918 г. уполномоченный Наркомпроса Е. В. Равдель реорганизует училище в Пензенские государственные свободные мастерские. Они приравнивались к ВУЗу. В годы Гражданской войны в мастерских располагался госпиталь для раненых. Но училище продолжало работать, хотя среди раненых свирепствовал тиф.

В 1926 г., в рамках реформы среднего специального образования, Художественные мастерские становятся сначала Пензенским художественным техникумом, а затем Пензенским художественно-педагогическим техникумом.

В 1955 г. училищу присвоено имя К. А. Савицкого.

В 1988 г. училище отметило свой 100-летний юбилей. За все время из стен Пензенского училища выпущено около 5000 выпускников. В становление и развитие ПХУ значительный вклад внесли К. А. Савицкий. А. Ф. Афанасьев, В. М. Трушин и многие другие замечательные педагоги и художники.

Три члена Российской академии художеств — Алексей Живаев, Сергей Олешня и Павел Черкис — открыли в Пензе выставку, посвященную 60-летию присвоения художественному училищу имени Савицкого. Все они выпускники этого учебного заведения. С. Олешня занимается классической скульптурой из бронзы. Его работы видят жители разных городов России и других стран. «Видя, что делают в Европе, я могу сказать: наша школа — одна из лучших», — подчеркнул скульптор. Выпускник Пензенского художественного училища П. Черкис родом из Волгограда. Он создает скульптуры из бронзы и стали, многие из которых украшают улицы городов южной России. А. Живаев занимается росписью и реставрацией православных церквей по всему миру. Он принимал активное участие в создании убранства храма Христа Спасителя в Москве.

Ну, и, конечно же, наш с вами земляк и просто гениальный живописец Герман Завьялов также является выпускником знаменитого художественного училища.

Настоящее время училища и его выпускники

В настоящее время училище выпустило тоже немало достойных мастеров живописи, которых, по-нашему мнению, смело можно поставить в один ряд с выпускниками ранних лет. И которые, набираясь опыта, постоянно совершенствуя свое мастерство, пополнят этот «золотой фонд» Пензенского училища. Оставят свою лепту, свой индивидуальный почерк на своих полотнах.

Наша «тихая Родина»

Одним из таких выпускников является Андрей Вилков, член Союза художников России, неоднократный участник международных и всероссийских художественных выставок, обладатель многочисленных наград, которых он удостоен за свой творческий труд, профессионализм и любовь к делу, ставшему главным в жизни.

Биографическая справка

Андрей Викторович Вилков родился в 1977 г. в с. Варваровка Каменского р-на Пензенской области.

В 2000 г. окончил Пензенское художественное училище им. К. А. Савицкого (отделение живописи).

С 2008 г. член Союза художников (СХ) России и Международной ассоциации изобразительных искусств — АИАП ЮНЕСКО.

В 2010 г. в Едином художественном рейтинге ему присвоена категория 5 В (сложившийся профессиональный художник).

Лауреат премии губернатора Пензенской области.

Участник международных, всероссийских, межрегиональных, областных, групповых и других выставок. Провел более 20-и персональных выставок. Участник Международных пленэров в Черногории, Италии и Франции.

Участник пленэров в России: Большое Болдино, Елабуга, о. Валаам, Сергиев Посад, Ростовская обл., Поленово, Бузулук, Плес, Старица, оз. Селигер, Краснодарский край, Чувашская республика, Чеченская республика и др.

Автор и руководитель Международного пленэра им. Н. В. Кузьмина г. Сердобск. Отмечен многочисленными дипломами и медалями, почетными грамотами и многими другими наградами. Все перечислять не хватило бы места, но, поверьте, их очень и очень много. Вот лишь некоторые:

2007 г. — Диплом I степени фонда «Культурное достояние»;

2008 г. — «Золотой знак» и почетный диплом фонда «Культурное достояние»;

2010 г. — Диплом СХ России;

2012 г. — Благодарность Российской Академии художеств;

2014 г. — Диплом Российской Академии художеств;

2019 г. — Памятная медаль «200-летие И. С. Тургенева» от губернатора Орловской области;

2020 г. — Почетная грамота Министерства культуры и внешних связей Оренбургской области.

В 2015 г. в честь 235-летия Сердобска художники Вилковы подарили городскому краеведческому музею творческую выставку, где посетители сразу же заметили в сюжетах картин приверженность авторов к созданию неповторимых образов своей «малой Родины». (Супруга Андрея — Елена Вилкова — тоже художник и выпускница этого училища. О ней мы расскажем подробно в следующем номере нашей газеты).

Да и вряд ли могло быть иначе, если А. Вилков, родившийся и выросший в деревне Варваровка Каменского района, буквально корнями пророс в ее патриархальный крестьянский уклад и сохранил в памяти мельчайшие детали сельского быта.

Это почувствовали и другие посетители, переступив порог выставочного зала музея. Русская печь; старые валенки; аккуратно уложенная поленница дров; мощные монастырские стены и купола церквушек; золото полей и многоцветье лугов; лица людей, заставляющие внимательно вглядываться в них, чтобы понять их душу, — все эти образы наполняют сердце покоем и показывают мудрость и гармонию бытия, прежде всего, сельского труженика, жизнь которого была далеко не радостной.

Сами названия некоторых картин говорят нам о реальности этих персонажей, запечатленных на картинах. Некоторые из них, возможно, односельчане художника? Хотя его присутствия на картине мы и не видим. Зато как пронзительно о его судьбе рассказывает сюжет картины! И сразу же защемит от жалости сердце: здесь живет совершенно одинокий человек, а его изба давно не знает заботливых женских рук.

Любовь к деревенскому быту на картинах А. Вилкова видна во всем. Даже рисуя Сергиев Посад, художник лишь на втором плане показывает нам парадные купола церквей этого святого места. А на первом — покосившиеся деревенские домики, извилистая грунтовая дорога. Наверное, это и есть та дорога, что ведет человека к Храму. Во всяком случае, именно такие мысли возникают, когда смотришь на этот пейзаж.

«Бабульки» 

Никого не оставит равнодушным и картина А. Вилкова «Бабульки».

Натруженные руки, ведра с водой, обледеневший деревенский колодец, — все это говорит о суровом быте российской деревни. О том, что бабушки испытывают тяжелейшую нагрузку в своей повседневной жизни. У одной палочка-посошок — спина болит, ноги болят, а воды принести надо.

И сорока не случайно присела на край колодца. Бабушкам есть о чем поговорить, есть что вспомнить. А вот какую весточку принесла сорока на хвосте? Об этом каждый, кто смотрит на эту картину, размышляет по-своему. Как там дети в городе? Как внучата? Не будет ли войны?

Ведь, наверное, у каждого в деревне есть своя бабушка, которой, глядя на эту картину, сразу хочется помочь. Принести воды, чтобы хватило и коров напоить и белье постирать. Принести водички в баньку, чтобы помыться и попариться. Наколоть дров, почистить снег, сесть рядом, лишь бы она рассказала сказку и дала кружку молока и, конечно же, теплых оладушек.

Именно эти каждодневные хлопоты деревенских жителей и отображены на холстах А. Вилкова и его супруги. Со слов Андрея, в произведениях изображено то, чем мы ежедневно живем и дышим. И поэтому его картины так любят в народе.

Колорит красок, светотени в этот морозный день подчеркивают весь деревенский быт. Печи топятся, дым кверху, а значит, на улице холодно. Стога рядом с домами как раз и напоминают о том, что в стайке живет кормилица, приносящая и молочко, и масло. О многом можно размышлять, глядя на этот шедевр. Но главное, здесь прекрасно передана атмосфера деревни и нелегкий деревенский быт.

В этом ее прелесть и колорит, с одной стороны, и все это рождает грустное чувство о жизни наших предков, перенесших столько испытаний и утрат.

«Перекур» 

Андрей и Елена являются почитателями реалистического искусства, так много говорящего русскому сердцу. Следуя этим традициям, Андрей вносит в свои произведения немало легкой иронии, юмора, и это дает зрителю еще больше эмоций и фантазии. Ну, как не улыбнуться, глядя на картину «Перекур»? Мужики нарубили дров, к зиме готовятся. Усталость чувствуется даже у самого, когда смотришь на работу. Дрова наколоты, сено убрано, можно и расслабиться. Но и радуешься тому, что мужики сейчас пойдут в баньку, попарятся, ну, и, конечно, выпьют первачка. А у одного уже красный нос. Может быть — уже? Тут каждый размышляет сам, глядя на эту работу.

«А сегодня клюет» 

Отдельное место на выставках занимает картина Андрея «А сегодня клюет». По словам Андрея, на картине запечатлен его тесть, заядлый любитель зимней рыбалки. Эта картина, как визитная карточка тестя. Когда идет на рыбалку, обязательно к ней подойдет, посмотрит. А значит, вечером обязательно вернется с уловом.

«Деревенский мостик» фото 6

Не может не придавать атмосферу таинственности картины «Деревенский мостик». Кажется, такие хрупкие досточки и наспех сделанные заботливыми руками деревенских жителей перила соединяют два берега сельской речушки. Построенные подмостки помогают людям перейти пусть и небольшую и не очень глубокую речушку, когда они идут на сенокос.

Или когда ребятишки, тоже впопыхах, соорудив из кусочков ивы удочки, идут по ним на рыбалку. И с уловом, счастливые и радостные, возвращаются домой. А заботливые руки мамы или бабушки пожарят им только что пойманную рыбку. И они в предвкушении заслуженной трапезы сидят и ждут, когда зарумянится корочка. У каждого свои ассоциации с этим незамысловатым мостиком, который соединяет два берега.

Может быть, деревенский парень из Варваровки ходит на свидание к своей любимой в другую деревню, а мостик помогает ему сократить путь до возлюбленной? Каждый, смотря на эту картину, думает о чем-то своем. Даже этот незамысловатый сюжет со сдержанными красками заставляет задуматься и вспомнить свое босоногое детство у бабушки в деревне и соседских мальчишек, с которыми ходили на утреннюю зорьку.

«Кувшинки на реке» Фото 7

Как бы продолжая тему речки, из-под кисти художника выходит второе полотно «Кувшинки на реке». Какой-то яркий, особый колорит у этой картины, по всей видимости, написанный с натуры.

Кувшинки на речке, кто не помнит, — эти очаровательные «водные лилии», за которыми ныряли в детстве, чтобы принести в подарок маме или бабушке. Летняя атмосфера передана при помощи 3-4-х цветовых решений. А как здорово получилось! Так и кажется, что на другом берегу сидит Аленушка со знаменитой картины Виктора Васнецова. Сочная зелень, обильное цветение кувшинок и чудесным образом подобранные краски водной глади дополняют все это великолепие, весь колорит деревенской речушки. Через нее, наверно, и проложен тот мостик, о котором мы написали ранее. Опять же, у каждого свои мысли, свои ассоциации и свои представления и воспоминания.

«Осенний разговор» 

Отдельного внимания заслуживает картина «Осенний разговор». Быт не менее родной для Андрея деревни Мещерское передан здесь совершено в других цветах. Бабушки пришли за водой к колодцу, а колодец не простой, а «журавль». Таких в деревнях практически не осталось. Кто был в деревне, тот знает, что это за колодец. Вообще, тема колодцев, написанных с разных ракурсов, очень часто встречается в творчестве А. Вилкова. И это понятно. Для любого деревенского жителя, где нет водопровода, колодец является основным источником воды. И, наверное, у колодца, — второе по популярности место встреч для жителей деревни. На первом, скорее всего, магазин или почта? А у колодца можно просто поболтать, посплетничать, обсудить насущные темы и просто поговорить о жизни.

Надвигается осень, небо заволакивают тучки. Две подружки-односельчанки обсуждают деревенские дела. На доме кое-как держится шифер. Выдержит ли он предстоящие ветра, ливни и морозы? Может быть, и это тоже обсуждают милые бабушки. Русские женщины — поколение детей страшной войны, на чье детство выпали непростые времена.

Колодезный журавль, как верный солдат, застыл в ожидании приказа, чтобы зачерпнуть водички — источника жизни на земле. Пока подружки делятся новостями, вокруг ходят деревенские куры, чуть дальше пасется козочка. Опять все тот же милый каждому человеку деревенский быт. Бабушки, как всегда, обсудят новости из города, поговорят про внуков, живущих в райцентре, и уже уехавших учиться. Может быть, всплакнут, посетовав на то, что годы летят. А потом каждая пойдет к себе в дом коротать длинные осенние вечера со спицами в руках. Будет вспоминать внучат и бережно вязать им носочки и варежки на зиму из шерсти козочки. И ждать их в гости. Возможно, будет напевать песню. И сердце ее будет греть забота о детях и, конечно же, о внуках, которые обязательно приедут на зимние каникулы. Тогда дом снова оживет и наполнится счастьем и детским смехом.

На момент выхода газеты Андрей со своей супругой Еленой принимал участие в открытии международной выставки «Палестина глазами российских художников». Выставка будет проходить с 6 по 24 декабря 2021 в Москве. Многие известные российские художники были представлены здесь со своими произведениями. Но центральное место заняла картина Андрея «На Святой земле». Как сообщил нам по телефону Андрей Вилков, и его, и его супругу Елену посольство Палестины отметило почетными дипломами и наградами.

Можно еще много и долго рассказывать о работах этих талантливых художников, о чувствах, которые вызывают в нас их картины. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому поспешите сходить на выставку картин этого замечательного художника, которая в следующем году откроется в Томске.

Продолжение следует

Варвара Титова

Читайте также на сайте:

  1. Музыкальный театр Северска сегодня
  2. Дорогие образы России
  3. Сергий Звонарев: Религиозный экстремизм является глобальной угрозой миру
  4. Лариса Отмахова. Самая трудная роль
  5. Девять жизней «Девяти жизней»
  6. Заповедный мотив
  7. Анастасия Волочкова: «Дом – это место, где тебя любят и ждут»
  8. Обитель (12+)
  9. Тысяча и одна выставка Ольги Вакариной
  10. Поэтические письма

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91